ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Работа с одарёнными детьми в начальной школе: формы и методы
(из опыта работы) Щербакова О. А.
Щербакова Ольга Анатольевна / Scherbakova Olga Anatolyevna - учитель начальных классов,
заслуженный учитель Кубани, Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя школа № 10, станица Петропавловская, Курганинский район, Краснодарский край
Аннотация: в статье рассматриваются формы и методы работы с одарёнными детьми, апробированные на практике, показывается возможность дальнейшего сопровождения учащихся.
Abstract: the article examines the forms and methods of work with gifted children, tested in practice, it is shown the possibility of further support students.
Ключевые слова: одарённый ребёнок, исследовательские секции, формы и методы работы.
Keywords: hopeful, research section, forms and methods of work.
Если дети - национальное достояние любой страны, то одаренные дети - её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.
Не часто учителям выпадает возможность обучать детей с выдающимися способностями. Кому не приходилось слышать о том, что многообещающие дети часто разочаровывают, не оправдывают возлагавшихся на них надежд? Есть немало детей, достоинства интеллекта которых долго остаются как бы неузнанными. Иногда они кажутся окружающим самыми обычными, иногда их могут относить к числу детей с повышенными способностями, не замечая, однако, ростков того необыкновенного, а то и чрезвычайного, что им присуще [1, с. 20].
В условиях школы об интеллекте ребенка судят главным образом по его учебным успехам: интересуется ли занятиями, быстро ли продвигается в учении, обнаруживает ли полноту и глубину понимания, заметна ли самостоятельность мысли, творческая жилка при выполнении заданий. Но эти признаки могут быть не видны.
I этап: Выявление одарённости - 1-2 класс
1. Наблюдение.
2. Изучение результатов деятельности.
3. «Проба сил».
Участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Для этого лучше всего подходят всевозможные дистанционные конкурсы и олимпиады: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Олимпус», «Эму-специалист» и т. д.
Инструментальная диагностика: методики: «Карта одарённости», анкета одаренности по А. И. Савенкову, опросник для выявления одаренных школьников по А. А. Лосевой, анкета «Ребенок: способный или одаренный?» для родителей, оценка одаренности самим учащимся и его сверстниками [1, с. 147].
II этап. Развитие способностей одарённых детей - 3-4 класс
Формы работы:
Индивидуальный план
Частичная индивидуализация программы для таких детей с целью ускоренного прохождения стандартной учебной программы в рамках одного урока в обычном классе. Для этого используется системно-деятельностный, исследовательский методы изучения нового материала, а на уроках закрепления для этой группы детей предоставляет больше самостоятельности, применяются открытые вопросы, требующие самостоятельного поиска информации.
Методы активизации познавательной деятельности
Метод вживания, метод эвристических вопросов, метод сравнения, метод конструирования понятий, метод путешествия в будущее, метод ошибок, метод придумывания, метод «если бы...», «мозговой штурм».
Элементы дистанционного обучения
В режиме Интернет-почты оказывается адресная информационная поддержка в зависимости от потребностей ребёнка, например, подготовка к олимпиадам, исследовательским конкурсам.
Организация факультативных и кружковых занятий
На базе ОУ действуют кружки следующих направлений: военно-патриотическое, социально-педагогическое, эколого-биологическое, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное. А также кружки при ЦДТ, ДЮСШ.
Факультативные занятия в малых группах с целью расширения изучаемой области знаний. Ребенку предоставляется дополнительный материал к традиционным курсам, развивается умение работать самостоятельно. В рамках работы на этом этапе готовятся долгосрочные индивидуальные или групповые учебно-исследовательские работы, которые затем могут быть представлены на конкурсе «Эврика-ЮНИОР», «Шаг в будущее -ЮНИОР» и т. д.
III этап. Развитие специфических познавательных потребностей выдающихся по интеллекту детей - 5- 11 класс (дальнейшее сопровождение учащихся)
Формы работы:
Исследовательские секции
Научное общество учащихся.
Тьюторство (наставничество)
Работа строится с группой учащихся из НОУ, направлена на помощь в самоопределении и самоорганизации. Изучение ориентации на будущую профессию и специализацию обучения.
Основные компоненты системы работы:
- включение учебных проектов в тематическое планирование уроков курса;
- подготовка учащихся к работе над учебным проектом;
- привлечение к созданию проектов учащихся по разным предметам;
- участие в работе научно-практических конференций.
Индивидуальные консультации с родителями, выполняющие следующие задачи: с одной стороны, ошибка в восприятии своих детей как потенциальных вундеркиндов, возложение на них нереалистических ожиданий, предъявление завышенных требований; с другой стороны, им рекомендуется избавиться от страха перед выдающимся интеллектом, не приглушать способности своих детей, подводя их под ординарный стереотип, пытаясь уберечь необычного ребенка от конфликтных столкновений с окружающим его миром.
Индивидуальная работа с учителями предметниками, выполняющая задачи: избегать возведения ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав или избегать публичного принижения достоинства, игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью» [1, с. 97].
Одарённые дети часто испытывают трудности в общении. Поэтому важно создание условий для развития и самореализации одаренных детей через использование театральной технологии. Учитель привлекает этих детей к участию во всех внеклассных мероприятиях.
IV этап: Пропаганда и распространение передового педагогического опыта по работе с одаренными детьми
Размещение педагогического опыта в банке ППО ОУ, публикации методических материалов в СМИ, проведение мастер-классов, открытых занятий.
Литература
1. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984. 416 с.
Диагностика одаренных детей Баженова Н. С.
Баженова Наталия Сергеевна /Bazhenova Natalia Sergeevna - учитель географии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бичурская средняя школа № 3, село Бичура, Республика Бурятия
Аннотация: диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одаренности, психологические особенности самого ребенка, некомпетентность специалиста. В выявлении способностей, которые находятся в основе одаренности, должны участвовать не только педагоги и психологи, но и родители ребенка.
Abstract: diagnosis of giftedness is an important and challenging problem for most professionals, both teachers and psychologists. This is due to many reasons such as the variety of types of giftedness, psychological characteristics of the child, the incompetence of the specialist. To identify abilities that are at the basis of giftedness should be involved not only teachers and psychologists, but also parents of the child.
Ключевые слова: одаренные дети, диагностика, способности, проблема. Keywords: gifted children, diagnosis, abilities, problem.
Во всем мире проблема одаренности вызывает все больший интерес после того, как в течение многих лет она либо замалчивалась, либо подвергалась яростным нападкам. В отличие от этого, проблемы людей с физическими недостатками и связанные с ними вопросы помощи так называемым ущемленным социальным группам были главной темой 70-80-е гг., пока не было признано, что и высокоодаренные дети и подростки заслуживают внимания, и им необходимы консультирование и помощь. С педагогической точки зрения удовлетворительными будут определения одаренности, связанные с предпосылками достижений, причем, несомненно, всегда необходимо учитывать влияние социального учебного окружения. Т. о., мы определяем одаренность как индивидуальные (когнитивные и мотивационные) личностные предпосылки высоких достижений в одной или более областях [1]. При этом развитие способностей понимается как взаимодействие или как продукт взаимодействия индивидуальных внутренних задатков и внешних факторов социализации.
К ним относятся такие методы, как наблюдение, беседа, тесты интеллекта, креативности, способностей, мотивации, личностных особенностей. Зачастую это многообразие также усложняет процесс выявления одаренности.
Российский психолог Александр Ильич Савенков, занимающийся проблемой детской одарённости в сфере исследовательской деятельности, предлагает диагностическую модель одарённости, опирающуюся на принципы комплексного