Научная статья на тему 'Опыт концессионной политики Советского государства'

Опыт концессионной политики Советского государства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
455
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лисовская Е. Г.

В хронологическом порядке рассматриваются изменения отношения Советского государства к вопросам привлечения в страну иностранного капитала в концессионной форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт концессионной политики Советского государства»

6. Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т. Т. 1. М., 1987. Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998.

7. Лосский Н. О. Характер русского народа. М., 1991.

8. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

9. Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991.

Канд. экон. наук Е. Г. Лисовская

ОПЫТ КОНЦЕССИОННОЙ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

В хронологическом порядке рассматриваются изменения

отношения Советского государства к вопросам привлечения в страну иностранного капитала в концессионной

форме.

Дореволюционная Россия одной из первых воспользовалась привлечением иностранного капитала в интересах своего экономического развития и добилась высоких показателей. В советской экономической истории иностранные концессии рассматривались обычно с точки зрения практического применения капитала (объем и динамика поступления, сферы приложения и т. д.) и влияния этого на развитие народного хозяйства страны.

Принято считать, что концессионная практика Советского государства не дала существенных результатов и в целом значение концессий невелико. Удельный вес продукции концессионных предприятий в общей продукции промышленности никогда не превышал 1%, концессионный капитал составлял только 0,57% от общего капитала в промышленности, а восстановление народного хозяйства страна осуществила собственными силами.

Но, оценивая концессионную политику, необходимо учитывать не только ее экономические результаты, но и политические цели, внешние и внутренние условия жизни страны, отношение руководства к концессиям как к одной из форм государственной политики и результатам ее реализации. Такой подход к проблеме концессий позволит более объективно оценить инвестиционный климат в стране и дать ответ на вопрос, почему иностранный капитал не пошел в советскую экономику.

Выбор концессионной формы привлечения иностранного капитала определялся идейно-политическим подходом. Частный капитал привлекался без денационализации собственности: «концессии не страшны, пока мы держим в руках все государственные предприятия и взвешиваем точ-

но и строго, какие и на каких условиях мы можем отдать концессии, в каких размерах». Но даже при таких условиях концессионная форма инвестирования устраивала зарубежного предпринимателя, давая ему доступ к природным ресурсам страны, обеспечивая самостоятельность в оперативной деятельности.

Впервые план привлечения иностранного капитала в форме концессий был сформулирован весной 1918 г., когда рассматривалось соглашение о выплате возмещений за национализированную иностранную собственность. Одним из условий обеспечения этого соглашения было предоставление Германии ряда концессий.

Вопрос, возможны ли заключения договоров с капиталистами тех стран, которые формально не признают советской власти, был рассмотрен Советом Народных Комиссаров. В принятом постановлении признавался желательным тип концессий с участием иностранных капиталистов в разработке естественных богатств страны, и было принято решение создать комиссию для разработки типового концессионного договора.

Обнародованная на I съезде Советов народного хозяйства в мае 1918 г. Программа экономических отношений с капиталистическими странами носила в целом декларативный характер, заявляя о намерениях Советской страны сотрудничать с капиталистическими странами в экономической области. Условия предоставления концессий излагались в общем виде: концессии могли быть предоставлены только для организации новых предприятий, их территориальное расположение не должно создавать определенных сфер влияния иностранных государств в России, объектами концессий не могли быть предприятия Урала, Донбасса, Кузбасса и Бакинского района; концессионеры обязывались соблюдать нормы социального, промышленного и торгового законодательства, предоставлять правительству РСФСР часть произведенной продукции. За Советским государством оставалось право участия в доходах и выкупах предприятия по истечении срока концессии.

По решению СНК Наркомат торговли и промышленности начал разрабатывать структуру типового концессионного договора, а 20 июля 1918 г. была образована комиссия, на которую возлагалась разработка проекта типового концессионного договора с иностранными соискателями. Проект был утвержден СНК 12 августа 1918 г.

Гражданская война прервала все переговоры по концессиям. Только весной 1920 г. вновь вернулись к этому вопросу. На совместном заседании Президиума ВСНХ и ВЦСПС (март 1920 г.) был рассмотрен проект «Тезисов о концессиях». С существенными поправками В. И. Ленина проект был принят и передан на окончательную доработку комиссии, состоявшей из руководителей ВСНХ, Наркомата внешней торговли и Нар-комюста.

Стремясь перейти к практической реализации концессионной политики, советское правительство подготовило списки возможных концессий, классифицировав их по группам. К первой группе относились концессии, не связанные с производством материальных ценностей или вырабатывающие продукты, не пригодные для экспорта за границу (благоустройство городов, выработка электроэнергии и т. д.); ко второй - концессии, допускающие расплату товарами, вовлекаемыми в сферу действия концессий (устройство свободных портов, строительство каналов, дорог, нефтепроводов), а к третьей - концессии, допускающие расплату отчислениями добываемого или производимого ими продукта (разработка полезных ископаемых, постройка и эксплуатация заводов, лесные и железнодорожные концессии и т. д.).

Осенью 1920 г. в правительстве рассматривался вопрос «О концессиях в Сибири» и в принятом постановлении были намечены объекты концессий по отраслям хозяйства, их целесообразное комбинирование, детальная разработка основных положений концессий, которые можно было бы предложить иностранному капиталу. Тогда же СНК принимает постановление о концессиях, в котором считает целесообразным опубликовать за границей брошюру с изложением решений правительства о выдаче концессий, экономических и юридических условий договоров и перечень объектов концессий с обоснованием хозяйственного значения _ождого из них. Это постановление было положено в основу декрета Совнаркома «Общие экономические и юридические условия концессий» (23 ноября 1920 г.), в котором указывалось, что привлечение иностранного капитала на концессионных началах рассматривается советским правительством как практическая задача в целях ускорения восстановления производительных сил России.

Процесс формирования советской концессионной политики проходил одновременно с разработкой механизма ее практического применения. Поскольку большинство концессионных предложений поступало в ВСНХ, то при нем был учрежден Концессионный комитет, в задачи которого входило руководство разработкой плана концессий, его согласование с программами ВСНХ, Госпланом и отраслевыми комиссариатами, заинтересованными в соответствующих концессиях; ведение переговоров с потенциальными концессионерами и т. п.

Концессионный комитет при ВСНХ составил общий концессионный план страны, подготовил типовые договоры, дифференцированные по отраслям экономики, детально проработал юридические и технические условия предоставления концессий.

13 декабря 1921 г. СНК утверждает Концессионный комитет при Госплане РСФСР, как единый орган по концессионным делам, а Нарком-

юст РСФСР разрабатывает Кодекс законов об обязательствах по концессионным делам, утвержденный Совнаркомом 21 февраля 1922 г.

Вопрос о необходимости взаимодействия советской экономики с мировым хозяйством и использование различных форм привлечения иностранного капитала обсуждался на Х1 съезде партии (27 марта - 2 апреля 1922 г.). Концессионная политика этого периода преследовала цели возвратить советское государство на международную арену, отменить дискриминационные санкции и получить финансовую помощь. С развитием концессий связывалась надежда на ускорение восстановления экономики и улучшение жизненного уровня рабочих и крестьян.

В целях устранения несогласованности действий в концессионной сфере постановлением СНК от 4 апреля 1922 г. было принято решение о ликвидации Концессионного комитета при Госплане и Комиссии по смешанным обществам - был учрежден Главный комитет по делам о концессиях и акционерных обществах при СТО. На созданный комитет были возложены обязанности рассмотрения всех предложений, разработка проектов концессионных договоров и их утверждение в СНК.

Главный комитет не обладал монопольным правом ведения переговоров по концессионным предложениям, что не позволяло ему контролировать деятельность предприятий и организаций в части рассмотрения концессионных предложений и заключения договоров. При этом отдельные хозяйственные структуры превышали полномочия, самостоятельно ведя переговоры, подписывая договоры, не всегда выгодные Советскому государству, не проверяя надежность концессионеров, не учитывая внешнеэкономические отношения, складывающиеся между РСФСР и соответствующей страной.

Тенденция к централизации концессионного дела в сложившейся ситуации привела к тому, что 8 марта 1923 г. был учрежден Главный концессионный комитет (Главконцесском) при Совнаркоме. В обязанности комитета входило руководство всеми вопросами, связанными с допуском иностранного капитала к хозяйственной деятельности на территории РСФСР и союзных республик. Для предварительных переговоров при некоторых зарубежных торговых представительствах были созданы концессионные комиссии, которые рассматривали поступившие материалы, а затем направляли их в Главконцесском. К концу 1925 г. такие комиссии были организованы при Берлинском, Лондонском, Парижском, Римском и Токийском представительствах. За несанкционированное ведение переговоров, а также ведение концессионных переговоров не уполномоченными на то лицами предусматривалось наказание.

С образованием СССР был учрежден Главный концессионный комитет при СНК СССР и концессионные комиссии при совнаркомах союзных республик и некоторых союзных наркоматах.

С политической точки зрения концессии рассматривались как один из способов влияния на тех, кто требовал возвращения военным путем национализированных предприятий, банков и других объектов собственности, а также выплаты внешних долгов дореволюционной России. «Капиталисты будут искать повод, чтобы воевать. Если они примут предложение и пойдут на концессию, им будет труднее. Существование концессий есть экономический и политический довод против войны. Те государства, которые могли бы с нами воевать, воевать не смогут, если возьмут концессии, это связывает», - писал В. И. Ленин.

С экономической точки зрения предоставление концессий позволяло нормализовать торгово-экономические и научно-технические отношения с западными странами и решить одну их актуальнейших задач -привлечь капитал в экономику, катастрофический недостаток которого она испытывала.

С переходом к нэпу экономическое направление концессионной политики стало играть значительно большую роль. Считалось, что при социализме основой экономики являются только крупные предприятия с усовершенствованной техникой и широко проведенным обобществлением труда. В случае успеха политика концессий создавала некоторое число таких предприятий с современным уровнем производства.

В. И. Ленин считал более предпочтительным допускать развитие концессий, чем отдавать отрасли экономики, которые государство было не в состоянии развивать своими силами, на произвол мелкособственнической стихии: «Концессия есть Брестский договор, на который мы вынуждены идти в силу разрушения страны с преобладающим крестьянским населением. Всякий понимает, что возрождение страны без крупной промышленности невозможно».

Вместе с тем предоставление концессий иностранному капиталу многим казалось явлением, противоречащим принципам советской политики. Уже на X съезде РКП(б) (8-16 марта 1921 г.), единодушно одобрившим концессионную политику, преложенную В. И. Лениным, в выступлениях ряда делегатов отмечались недопустимость и нецелесообразность участия иностранного капитала в экономике первого в мире социалистического государства.

На XI съезде РКП(б) (27 марта - 2 апреля 1922 г.) рассматривался доклад В. И. Ленина о необходимости взаимодействия советской экономики с мировым хозяйством и о возможностях использования иностранного капитала, в том числе в форме концессий. Выдвигая тезис о мировом экономическом единстве, руководство партии преследовало вполне практическую цель возвращения Советского государства на политическую арену. С этой целью Госплан разработал программу экономического сотрудничества Советской России с капиталистическим миром и подгото-

вил список предприятий и объектов природно-сырьевой базы для сдачи в концессию.

После съезда в руководящей партийной среде начали нарастать антиконцессионные настроения, которые в значительной мере объяснялись итогами Генуэзской конференции. Советской России было отказано в правах члена международного экономического сообщества и объявлен концессионный бойкот: 18 нефтепромышленных компаний подписали «Договор о блокаде русской нефти».

Определенное влияние на формирование неблагоприятного отношения к иностранным концессиям внутри страны оказал рост промышленного производства: 150% прироста в 1921 г.; 130,8% - 1923 г.; 161,4 -1924 г. Эти цифры позволяли обвинять сторонников концессий капитулянтами, не верящими в силу рабочего класса и социалистическую систему хозяйствования. На XII съезде партии (17-24 апреля 1923 г.) существование иностранных инвестиций в народном хозяйстве рассматривалось как временная мера, обусловленная экономической слабостью страны.

Продолжавшийся промышленный рост сказался и на решениях XIII съезда (23-31 мая 1924 г.), который, рассмотрев вопрос «о пределах нэпа», проявил еще более сдержанное отношение к концессионной деятельности иностранного капитала. Концепция проведения концессионной политики «широко, твердо, умело, осмотрительно» сменилась на призыв: «...еще больше твердости, осторожности, скупости в даче концессий... На иностранный капитал и концессии надейся, а сам не плошай, а вернее - не надейся». Съезд призвал к ускоренному развитию металлургии как основы промышленного производства, расширению государственной торговли и вытеснению частника.

Дальнейшее укрепление и развитие экономики, несмотря на потребности в денежных ресурсах, связывалось с использованием внутренних накоплений, что также создавало возможность формирования в обществе негативного отношения к концессиям. Однако экономическая реальность была такова, что концессионная деятельность иностранного капитала оставалась для советского государства вполне актуальной. 27 ноября 1924 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о создании специальной комиссии (проработала с декабря 1924 г. по июнь 1925 г.) для выявления и устранения зависящих от советской стороны причин малой эффективности концессионной политики. В резолюции отмечалось, что концессионная политика Советского государства сыграла положительную роль в международных отношениях; а концессионная практика не дала значительных результатов для развития производительных сил и не принесла доходов, которые имели бы существенное значение для бюджета.

В августе 1925 г. СНК СССР постановляет образовать в составе Главконцесскома комиссию по наблюдению за выполнением концесси-

онных договоров. Основная задача комиссии заключалась в защите интересов концессионеров от лишней придирчивости и ненужных препятствий органов государственной власти и профсоюзов, а Госплан приступил к разработке плана концессионных объектов, чтобы увязать его с пятилетним планом.

Х1У съезд ВКП(б) (18-31 декабря 1925 г.) подвел итоги дискуссии о государственном капитализме и подтвердил мнение партийного большинства, которое считало, что в стране есть все необходимое для строительства социалистического общества без зарубежной экономической помощи.

Но наметившееся еще в конце 1924 г. сокращение темпов прироста промышленного производства вынудило руководство страны продолжить реализацию концессионной политики. Поэтому в мае 1926 г. СНК принял постановление о льготах в отношении концессий на строительство жилья, фабрик, промышленных объектов. Льготы предусматривали: беспошлинный ввоз машин, инструментов и приспособлений для строительных работ с правом обратного беспошлинного их вывоза; льготную уплату налогов наравне с государственными строительными организациями; право участия концессионеров в соревнованиях наравне с существующими в СССР строительными организациями и др.

Определенное значение для концессионной политики и всего концессионного дела в стране имели решения XV съезда ВКП(б) (2-19 декабря 1927 г.). Съезд отметил успехи индустриализации и провозгласил курс на коллективизацию сельского хозяйства, а также на ликвидацию частного предпринимательства, к которому относились и концессии.

Однако в связи с продолжавшимся сокращением темпов прироста производства в июле 1928 г. СНК принимает постановление «Об активизации концессионной политики в СССР», утверждает Основные положения по привлечению иностранного капитала в народное хозяйство СССР и разработанный Госпланом концессионный план, предусматривавший около 100 крупных объектов различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Даже железные дороги, трамвай, водопровод и _оннолизацию были готовы сдать в концессию.

Концессионная политика на таких условиях привлекла внимание большого числа иностранных фирм: на 1 декабря 1927 г. от иностранных соискателей концессий поступило 2 216 предложений, а на 1 октября 1929 г. - 2 670.

Обострение дискуссии по вопросам дальнейшего развития страны, усилившаяся борьба за лидерство в партии привели к выбору курса на форсирование социалистического строительства без привлечения иностранного капитала.

В феврале 1930 г. было принято решение, отмечавшее, что дальнейшее существование концессий противоречит задаче социалистической индустриализации, является негативным фактором, замедляющим и тормозящим выполнение первого пятилетнего плана. 27 декабря 1930 г. СНК принимает постановление, в соответствии с которым Главконцесском СССР перестает быть ведущим учреждением по проведению концессионной политики. Практическое руководство по привлечению иностранного капитала, ведение переговоров по концессионным предприятиям, разработка проектов концессионных договоров, наблюдение за концессиями передавалось ВСНХ и хозяйственным наркоматам. За комитетом сохранялось лишь информативные, консультационные и процедурные функции.

14 декабря 1937 г. постановлением СНК СССР был упразднен Главконцесском. Контроль за деятельностью оставшихся концессий был передан Наркомату внешней торговли.

Острая потребность советской экономики в привлечении иностранного капитала признавалась многими. Однако не прекращавшаяся в партийных и хозяйственных кругах дискуссия о целесообразности привлечения иностранного капитала в концессионной форме и последствиях этого привлечения, с точки зрения экономической безопасности страны, требовала взвешенных суждений и выводов. Этого, к сожалению, сделано не было, и основная задача, поставленная перед концессиями - крупномасштабное привлечение иностранного капитала - оказалась практически невыполненной: иностранный капитал в широком масштабе в советскую экономику не пошел.

Список литературы

1. Локшин Э. Ю. Промышленность СССР за 15 лет. М., 1932.

С. 49.

2. Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. Т. 18. С. 199.

3. Чичерин Г. В. Статьи и речи по вопросам международной политики. М., 1961. С. 279.

4. Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. Т. 44. С. 682.

5. Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. Т. 42. С. 76, 104, 117.

6. Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. Т. 43. С. 189.

7. Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. Т. 43. С. 199.

8. Дзержинский Ф. Э. Промышленность СССР - основа социалистического строительства / Центр управления печати ВСНХ СССР. М.; Л., 1925. С. 4.

9. Ленин В. И. Полн. Собр. Соч. Т. 43. С. 199.

10. Рыков А. И. Хозяйственное положение страны и задачи партии. М.; Л., 1927. С. 18.

11. Югов А. Политика концессий // Социалистический вестник. 1928. № 20. С. 3-4.

12. Матюшкин С. С. Документы об иностранных концессиях в СССР // Советские архивы. 1969. № 2 (февраль). С. 44.

13. Милюков П. Н. Россия на переломе. Большевистский период русской революции. Т.1. Париж, 1927. С. 305.

14. Косьяненко В. И. НЭП и акционерное предпринимательство в России // Политическая история ХХ века. 1991. № 5 . С. 38-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.