Научная статья на тему 'Институционально-организационное обеспечение концессионной деятельности в России в годы нэпа'

Институционально-организационное обеспечение концессионной деятельности в России в годы нэпа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
204
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / НЭП / ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ / КОНЦЕССИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕССИЙ / ФОРМЫ КОНЦЕССИЙ / ЧИСТАЯ КОНЦЕССИЯ / СМЕШАННАЯ КОНЦЕССИЯ / ГЛАВКОНЦЕССКОМ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА АКТОВ ГЛАВКОНЦЕССКОМА / КОМИТЕТЫ ПРИ ТОРГОВЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАХ / RUSSIA / NEP / FOREIGN CAPITAL / CONCESSION / INSTITUTIONALIZATION OF CONCESSIONS / FORMS OF CONCESSIONS / PURE CONCESSION / MIXED CONCESSION / MAIN CONCESSION COMMITTEE (GLAVKONCESSKOM) / LEGAL NATURE OF THE ACTS OF GLAVKONCESSKOM / COMMITTEES UNDER TRADE MISSIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ившин Михаил Сергеевич

В статье проанализированы акты, в соответствии с которыми были образованы государственные комитеты, руководившие концессионной деятельностью, рассмотрены вопросы соотношения их полномочий с полномочиями других государственных органов, в том числе с торговыми представительствами России за рубежом. Приведена оценка усилий государства специалистами в экономической и правовой литературе (как в относящейся к анализируемому периоду, так и в современной). Автор приходит к выводу, что к концу 1920-х гг. сложились две формы концессии: так называемая чистая и смешанная. Первая была полностью основана на иностранном капитале, концессионное предприятие в этом случае зарубежным концессионером эксплуатировалось самостоятельно. Вторая концессия предполагала наличие совместного капитала иностранного и российского (государственного или кооперативного). Чистые концессии превалировали в российской концессионной практике. Смешанные имелись главным образом в сфере торговли. Они были возможны только в том случае, если предварительно было организовано специальное акционерное общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional and Organizational Support for Concession Activities in Russia During the New Economic Policy (NEP)

The article analyzes the acts in compliance with which the state committees that carried out the concession activity were formed, and considers the issues of correlation of their powers with the powers of other state bodies, including trade missions of Russia in foreign countries. The author provides economics and law expert evaluation of state efforts given in literature (both during the period under review and during the modern period). The author comes to the conclusion that, by the end of the 1920s, two forms of concession had developed, namely: the so-called pure and mixed concessions. The former was completely based on foreign capital. In this case the concessionary enterprise was operated independently by a foreign concessionaire. The latter presupposed the existence of joint capital-foreign and Russian (state or cooperative). Pure concessions prevailed in Russian concession practice. Mixed concessions operated mainly in the sphere of commerce. Their formation was possible only if a special joint-stock company was organized in advance.

Текст научной работы на тему «Институционально-организационное обеспечение концессионной деятельности в России в годы нэпа»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

М. С. Ившин*

Институционально-организационное обеспечение концессионной деятельности в России в годы нэпа

Аннотация. В статье проанализированы акты, в соответствии с которыми были образованы государственные комитеты, руководившие концессионной деятельностью, рассмотрены вопросы соотношения их полномочий с полномочиями других государственных органов, в том числе с торговыми представительствами России за рубежом. Приведена оценка усилий государства специалистами в экономической и правовой литературе (как в относящейся к анализируемому периоду, так и в современной). Автор приходит к выводу, что к концу 1920-х гг. сложились две формы концессии: так называемая чистая и смешанная. Первая была полностью основана на иностранном капитале, концессионное предприятие в этом случае зарубежным концессионером эксплуатировалось самостоятельно. Вторая концессия предполагала наличие совместного капитала — иностранного и российского (государственного или кооперативного). Чистые концессии превалировали в российской концессионной практике. Смешанные имелись главным образом в сфере торговли. Они были возможны только в том случае, если предварительно было организовано специальное акционерное общество.

Ключевые слова: Россия, нэп, иностранный капитал, концессия, институционализация концессий, формы концессий, чистая концессия, смешанная концессия, Главконцесском, юридическая природа актов Главконцесскома, комитеты при торговых представительствах.

001: 10.17803/1994-1471.2018.93.8.035-043

Концессии, которые начали воссоздаваться в годы нэпа, требовали институционально-организационного обеспечения участия иностранного капитала в народном хозяйстве России. Это было особенно актуально в связи с тем, что до нэпа единого советского государственного органа, ведавшего концессионными делами, не существовало. Между тем ощущалась острая необходимость сосредоточе-

ния решения всех организационных вопросов концессий в специальном ведомстве, координирующем и направляющем деятельность концессионных комиссий, существовавших при НКВТ, НКИД и ВСНХ, а позднее — и в союзных республиках. В связи с этим постановлением СНК от 15 ноября 1921 г. «для сосредоточения всех вопросов о концессиях» была организована Постоянная концессионная комиссия при

© Ившин М. С., 2018

* Ившин Михаил Сергеевич, кандидат экономических наук, директор Юридического института Вятского государственного университета [email protected]

610000, Россия, г. Киров, ул. Красноармейская, д. 26

Госплане, в состав которой входили представители НКИД, НКВТ, ВСНХ, НКЮ, ВЦСПС, НКЗ и докладчик от СНК. Возглавлял ее по должности председатель Госплана Г. М. Кржижановский1.

На эту Комиссию возлагалось:

1) дача заключений по концессионным предложениям, направленным для рассмотрения зарубежными представительствами РСФСР;

2) направление одобренных концессионных предложений соответствующим наркоматам;

3) наблюдение за ходом переговоров комиссариатов с концессионерами;

4) рассмотрение всех концессионных договоров, представленных в комиссию наркоматами, до их внесения в СНК;

5) проведение мониторинга «концессионных интересов» и подготовки информации для потенциальных концессионеров за рубежом. «В целях единообразного проведения

в жизнь установленных высшими органами советской власти общих начал в области промышленных концессий, а равно для разработки проектов концессий в сфере, подведомственной ВСНХ», несколько ранее, чем предыдущая комиссия, был создан Концессионный комитет при президиуме ВСНХ (30 июня 1921 г.).

К компетенции Комитета были отнесены: а) руководство работой по концессиям подведомственных ВСНХ органов;

6) разработка планов и проектов промышленных концессий и согласование их с производственными программами и заданиями;

в) исключительное право ведения переговоров с соискателями концессий в сфере, подведомственной ВСНХ;

г) общее наблюдение за предоставлением соискателям концессий;

д) представительство по всем вопросам концессионной политики и практики.

В последующем круг ведения Комитета был изменен в связи с образованием Комиссии при Госплане.

Девятый съезд Советов в постановлении указал, что «должно быть разрешено образование — при обязательном участии Нарком-внешторга — смешанных обществ для заготовки экспортных товаров внутри страны, сбыта их за границу и ввоза в Советскую Россию необходимых ей продуктов, с установлением таможенных пошлин ввозных и вывозных»2. На основании этого постановления была создана при Совете труда и обороны (СТО) Комиссия по делам о смешанных обществах3.

Одновременное существование двух комиссий со многими совпадающими функциями обусловило необходимость либо разграничения их компетенций, либо создания нового, единого органа «для устранения параллелизма и несогласованности при выдаче концессий, с одной стороны, и уставов акционерных обществ, с другой стороны». 4 апреля 1922 г. было принято решение об упразднении указанных комиссий и о создании Главного концессионного комитета по делам о концессиях и акционерных обществах4. Полномочия Комитета, по сравнению с ранее действовавшими государственными органами, были существенно расширены. В частности, в круг его полномочий дополнительно входили:

1) рассмотрение всех уставов обществ;

2) внесение одобренных СТО концессионных

договоров и уставов концессионных предприятий на утверждение СНК.

Однако и они оказались недостаточными. «Уже через несколько месяцев после издания постановления 4 апреля Комиссией по внутренней торговле вносится обширная объяснительная записка, говорящая о необходимости расширения компетенции Главного комитета. Точка зрения комиссии была в значительной мере отражена в постановлении СТО "О расши-

Следует отметить, что межведомственный принцип комплектования подобного рода комиссий не применялся.

СУ РСФСР. 1922. № 4. Ст. 43.

См.: Бернштейн И., Ландау Б., Машкова В. Правовые условия концессионной деятельности в СССР. Систематизированные материалы с комментариями. М., 1930. С. 5. СУ РСФСР. 1922. № 28. Ст. 320.

2

3

4

рении прав Главного комитета при СТО по делам о концессиях и акционерных обществах". В силу этого постановления на Главный комитет, кроме функций, предусмотренных декретом СНК от 4 апреля 1922 г., возлагалось рассмотрение с дальнейшим внесением на утверждение СТО или СНК вопросов о иностранных товариществ и лиц к производству операций на территории РСФСР и союзных республик, как связанных, так и не связанных с выдачей концессий, рассмотрение типовых положений и уставов о государственных предприятиях и их объединениях (трестов, синдикатов, торговых отделов и т.п. организаций), образуемых в составе как центральных, так и местных органов, отдельных ведомств или непосредственно подчиненных им»5.

8 марта 1923 г. указанный декрет был отменен, вместо него принято постановление ВЦИК и СНК «Об учреждении Главного концессионного комитета при СНК»6. С образованием Союза СССР Главконцесском стал при СНК СССР7.

В первых нормативных актах нашла отражение общая установка на централизацию руко-

водства концессионным процессом в России. Так, ведомственное представительство в Глав-концесскоме, характерное для некоторых прежних комиссий и комитетов, полностью заменяется персональным назначением, осуществляемым СНК. «Ни одно учреждение не имеет права вести переговоры о предоставлении концессий без разрешения на то Главконцес-скома, — говорится в ст. 6 названного выше постановления. — Предварительные переговоры, а равно и разработка проектов концессионных договоров, ведутся концессионными органами союзных республик, народных комиссариатов и областных объединений, поскольку указанным органам такое право будет предоставлено Главконцесскомом. Все упомянутые органы ведут свою работу руководствуясь директивами Главконцесскома. Главконцесском может, когда найдет это необходимым, вести переговоры с концессионером непосредственно»8.

Данным нормативным актом разграничиваются функции Концессионного комитета и Комиссии по внутренней торговле при СТО.

11 марта 1921 г. В. И. Ленин в записке «Председателю Концессионного комитета при Госплане», определяя задачи Главконцесскома, писал: «На Концессионный комитет Госплана возлагается обязанность подбирать и сосредоточивать у себя подробные материалы о всех концессионных переговорах и концессионных делах РСФСР с иностранными капиталистами, ведущихся как в России, так и за границей. Подбор материалов необходимо произвести и за прошлое время.

Этим материалам Концессионный комитет должен вести точный регистрационный список со следующими подразделениями:

а) заключенные договоры;

б) серьезные переговоры, по которым договоры могут быть заключены в ближайшее время;

в) прерванные переговоры (указывать причину);

все прочие переговоры» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 22). Бернштейн И. Н. Очерк концессионного права СССР. М.-Л., 1930. С. 66. СУ РСФСР. 1923. № 20. Ст. 246.

Декрет СНК СССР от 17 июля 1923 г. «Об образовании при Совете народных комиссаров Союза ССР Главного концессионного комитета» // СУ РСФСР. 1923. № 83. Ст. 810.

Примечательно также и то, что по распоряжению заместителя председателя СНК А. И. Рыкова российские газеты, кроме «Правды», не имели права публиковать статьи по концессионным вопросам без разрешения председателя Главконцесскома Г. Л. Пятакова. Об этом Г. Л. Пятаков направил 29 мая 1923 г. записку Сталину, Троцкому, Каменеву, Зиновьеву, Рыкову, Радеку, Красину, Богданову, Литвинову, Сосновскому и Стомонякову. Постановление Политбюро ЦК от 14 июня 1923 г. содержало поручение главному редактору «Правды» Н. И. Бухарину предварительно согласовывать публикацию материалов по концессионным вопросам с Г. Л. Пятаковым. Таким образом, даже публикация материалов о концессиях стала подконтрольна Главконцесскому (подробно об этом см.: Хромов С. С. Иностранные концессии в СССР. М., 1999. С. 96—97).

5

6

7

8

Главконцесском обладал следующими полномочиями:

1) общее руководство «всем делом допущения иностранного капитала в промышленность, торговлю и иную хозяйственную деятельность на территории РСФСР и союзных с нею советских республик;

2) руководство переговорами о заключении концессионных договоров, допускающих изъятия из общих законов;

3) рассмотрение проектов всех концессионных договоров;

4) рассмотрение (при участии НКВТ) проектов уставов акционерных обществ, в учреждении которых принимает участие иностранный капитал; проектов уставов акционерных обществ, содержащих изъятие из общих законов; ходатайств иностранных акционерных обществ, товариществ и пр. о допущении их к операциям на территории РСФСР и союзных республик;

5) предоставление проектов концессионных договоров, а также указанных в п. 4 уставов акционерных обществ и проектов постановлений о допуске к операциям иностранных фирм на утверждение СНК.

К компетенции Комиссии по внутренней торговле при СТО было отнесено рассмотрение уставов акционерных обществ, которые: а) не содержали изъятий из действующего законодательства; б) не имели иностранного инвестора.

В постановлении упоминаются концессионные органы союзных республик и областных объединений. Однако надо иметь в виду, что их деятельность регулировалась другим декретом — «Об учреждении Главконцесскома при СНК СССР».

Следует специально отметить, что в рассматриваемом акте впервые говорится о заграничных концессионных органах (ст. 8). Главкон-цесскому предоставляется право учреждать при торговых представительствах РСФСР за границей концессионные комиссии в качестве

9 СУ СССР. 1923. № 23. Ст. 259.

10 СУ РСФСР. 1923. № 26. Ст. 307.

11 СЗ СССР. 1925. № 21. Ст. 139.

12 СУ РСФСР. 1923. № 31. Ст. 344.

непосредственно подчиненных ему органов. В качестве примера можно привести учреждение концессионной комиссии при Берлинском торгпредстве РСФСР (8 марта 1923 г.)9. Согласно п. 7 Положения об этой комиссии «все сношения Концессионной комиссии с ведомствами и учреждениями РСФСР и союзных с нею советских республик ведутся исключительно через Главный концессионный комитет; в экстренных или особо важных случаях материалы могут посылаться в копиях Народным комиссарам иностранных дел и внешней торговли и председателю Высшего Совета Народного Хозяйства». Аналогичные комиссии были созданы при Лондонском торгпредстве РСФСР (29 марта 1923 г.)10 и торгпредстве СССР во Франции (17 марта 1925 г.)11.

В примечании к ст. 6 Декрета от 8 марта 1923 г. предусматривается возможность местных исполкомов «вести переговоры о концессии на коммунальные предприятия в особом порядке». Таким образом, выделялся особый вид концессии, порядок предоставления которой должен был отличаться от других концессий (в промышленности, торговле и т.д.). Декрет «О порядке сдачи губернскими (областными) исполнительными комитетами концессий на коммунальные предприятия» был принят 12 апреля 1923 г.12 Данный акт содержал существенное изъятие из положений Декрета СНК об общих экономических и юридических условиях концессий; согласно ст. 8 «по договорам... ответственность несут лишь подписавшие их губернские исполнительные комитеты в пределах местных средств и имущества, состоящих в их распоряжении. Государство никакой дополнительной ответственности по означенным договорам не несет».

Образование СССР не только не сказалось на полномочиях государственных концессионных органов, не привело к их распределению между центром и концессионными органами союзных республик, но, пожалуй, наоборот, повлекло

за собой дальнейшую централизацию власти в этой области. Достаточно четко отразил эту тенденцию Енукидзе на 2-й сессии ЦИК СССР 6 июля 1923 г.: «Внешняя торговля и вопросы концессионные имеют для республики первостепенное значение. В этом отношении все республики Союза сошлись на том, чтобы этот орган у нас был единый. Все основные вопросы о концессиях, о внешних займах и о внешней торговле, касающиеся союзных республик, должны быть разрешаемы теми центральными союзными органами, которые будут осуществлять всю верховную власть СССР. Этим нашим соглашением... мы достигаем того, что союзные республики отдельно не могут вести внешней торговли и сдавать в концессии недра, которые отныне объявляются общесоюзным достоянием»13.

14 декабря 1927 г. положение о Главконцес-скоме при СНК СССР подверглось изменению14.

В этом нормативном акте нашли отражение изменившаяся концессионная политика государства, переход от допуска иностранного капитала в народное хозяйство к его привлечению в СССР. В связи с этим концессионные органы должны были вырабатывать планы концессирования в отдельных областях промышленности и через зарубежные представительства и прессу информировать об этом иностранных концессионеров, побуждая их вкладывать средства в предприятия, заключать договоры о концессиях15.

«В связи с увеличением количества сданных концессий и развертыванием работ концессионных предприятий, в целях учета хозяйственной практики и наблюдения за осуществлением концессионных договоров, а также устранения препятствий, могущих тормозить нормальную работу концессионных предприятий» постановлением СНК СССР от 11 августа 1925 г. в составе Главконцесскома была образована Посто-

13 Стенографический отчет III сессии ЦИК СССР. М., 1923. С. 6.

14 СЗ СССР. 1927. № 69. Ст. 694.

Одновременно был издан циркуляр Главконцесскома «Всем концессионным комитетам при Советах народных комиссаров союзных республик», в котором дополнительно разъяснялись вопросы, относящиеся: а) к ведению переговоров с соискателями концессий; б) к наблюдению за действующими концессиями; в) к планово-экономической и информационной работе.

15 Следует заметить, что согласно первоначальной редакции рассматриваемого постановления к ведению Главконцесскома относилось «руководство привлечением и допущением иностранного капитала» «и промышленности к торговой и иной хозяйственной деятельности на территории СССР». Имеет место явная ошибка, которая постановлением от 14 декабря 1927 г. была исправлена. «Однако, как ни странно, эту техническую ошибку, допущенную при воспроизведении постановления СНК, на практике истолковали в том смысле, что под выражением "привлечение иностранной промышленности" имеется в виду "подчинить" Главконцесскому не только привлечение иностранного капитала, но и привлечение иностранной техники, иностранных патентов в нашу промышленность. Такое привлечение иностранного технического опыта нашло себе значительное применение в практике Главконцесскома, вылившуюся в форму так называемых договоров о технической помощи...

Постановление от 14 декабря 1927 г., исправляя опечатку, нигде прямо, однако, не закрепляет за Глав-концесскомом рассмотрения договоров о технической помощи. Лишь в примечании 1 к ст. 3. находим указание относительно порядка прохождения такого вида договоров (заключение договора от имени хозяйственной организации с разрешения СНК СССР)» (Бернштейн И. Н. Указ. соч. С. 70). Статья 3 постановления (предмет ведения Главконцесскома) подвергалась изменениям чаще всего. Так, согласно изменениям, внесенным в нее постановлением от 8 марта 1923 г., все концессионные договоры подразделялись на два вида: а) содержащие в себе изъятия из общих договоров и б) не содержащие таких изъятий. К ведению Главконцесскома относились лишь договоры первого вида. «Практика показала, что законодатель имел в виду отнесение к ведению Главконцесскома всех концессий (в узком смысле этого слова), и редакция была в одном отношении исправлена, но, с другой стороны, продолжала содержать в себе не только неясность, но впадала в ошибочное утверждение, будто концессионный договор не-

янная комиссия по наблюдению за выполнением концессионных договоров16. Инструкцией Главконцесскома17 круг ведения Комиссии существенно расширен, к ее полномочиям отнесено и наблюдение за деятельностью иностранных фирм, допущенных к производству операций в пределах СССР на основе Декрета ВЦИК и СНК от 12 апреля 1923 г. «Из этого надлежит сделать. вывод, что иностранная фирма. подчиняется не только, как это указано в ст. 10 Инструкции. "узаконениям и распоряжениям Правительства РСФСР и союзных с ней республик о государственном надзоре за деятельностью торговых и промышленных предприятий", но и специальному наблюдению со стороны Главконцесскома в лице Постоянной комиссии по наблюдению, которая может создать специальную организацию и возложить на нее обязанности непосредственного наблюдения. До настоящего времени (1930 г. — М. И.) такой специальной организации для наблюдения за деятельностью иностранных фирм не создано, и непосредственное наблюдение осуществляется теми наркоматами, к ведению которых

род деятельности фирмы относится (главным образом Наркомторгом)»18.

Необходимо отметить своеобразие юридической природы актов, издаваемых Глав-концесскомом. Если исходить из правового статуса последнего, являющегося своего рода рабочим аппаратом СНК СССР, то указанные акты не должны признаваться нормативными. Однако имеет место делегирование полномочий СНК СССР Главконцесскому, что вытекает из декретов и постановлений, определяющих его полномочия. Другими словами, СНК СССР часть своих функций в области концессионного дела, в том числе и по принятию актов, имеющих нормативный правовой характер, передает Главконцесскому. В связи с этим решения последнего обязательны для всех, кто организует, контролирует и осуществляет концессионную деятельность19. Так, окончательными и не подлежащими утверждению СНК являлись «согласованные с Народным комиссариатом внешней и внутренней торговли Союза ССР постановления. о допущении иностранных фирм20 к совершению коммерческих операций на территории

пременно должен содержать в себе изъятия из действующих законов; между тем анализ юридической природы концессии показал несостоятельность такого взгляда, и в редакции от 14 декабря 1927 г. в этой части пункт исправляется» (Бернштейн И. Н. Указ. соч. С. 71).

16 СЗ СССР. 1925. № 52. Ст. 394.

17 Инструкция по применению постановления ВЦИК и СНК от 12 апреля 1923 г. «Об операциях и представительствах иностранных фирм в РСФСР и союзных с нею республик» // Известия ВЦИК. 1923. 26 мая.

18 Бернштейн И. Н. Указ. соч. С. 75.

19 В пункте «д» примечания 2 к ст. 3 постановления от 14 декабря 1927 г. прямо сказано, что окончательными являются «разъяснения и предложения Главного концессионного комитета народным комиссариатам и соответствующим им учреждениям Союза ССР и союзных республик по вопросам выполнения концессионных договоров.».

20 В нормативных актах понятие «иностранная фирма» раскрывается по-разному. Так, согласно ст. 1 Инструкции от 12 апреля 1923 г. под ней «надлежит подразумевать всякое единоличное или коллективное (товарищество полное, на вере, акционерное общество и т.п.) предприятие, учрежденное вне пределов РСФСР и союзных с нею республик и юридически оформившее в стране пребывания свое право на торговую деятельность (утверждение устава акционерного общества, регистрация предприятия в подлежащих учреждениях, выборка промыслового патента и т.п.»). Это определение противоречит понятию иностранной фирмы, содержащемуся в «г» ст. 4 Декрета от 8 марта 1923 г. о Главконцесскоме при СНК РСФСР и примечанию 1 к ст. 8 Закона о введение в действие Гражданского кодекса РСФСР. В связи с этим И. Н. Бернштейн отмечает: «.под понятием фирмы в смысле постановления от 12 апреля надлежит иметь в виду лишь юридические лица. Противное утверждение привело бы нас к явно абсурдному. выводу, по которому . наше законодательство представляет в СССР иностранным неюридическим лицам права юридического лица» (Бернштейн И. Н. Указ. соч. С. 77).

Союза ССР» (п. «а» примечания 2 к ст. 3 постановления от 14 декабря 1927 г.). Аналогичного характера постановления Главконцесском мог принимать по поводу большого и малого каботажа, предварительных переговоров о подрядах на строительные работы, а также о заключении отдельных договоров подряда на строительство (если эти постановления в недельный срок не опротестованы ВСНХ СССР или Наркоматом торговли СССР), внесении в действующие концессионные договоры изменений, не затрагивающих их существа (например, о предоставлении отсрочек о внесении долевых отчислений). По сложившейся практике последнее относилось и к договорам концессий, которые были предоставлены союзными республиками.

В соответствии с постановлением СНК СССР от 21 августа 1923 г. (ст. 5) концессионные комитеты образовывались и при СНК союзных республик, которые в своей деятельности должны были руководствоваться «директивами, указаниями и инструкциями Главконцесскома». В полномочия комитетов входила концессионная деятельность по объектам, имеющим республиканское или местное значение и вошедшим в республиканский концессионный план. В отношении же иных объектов, в том числе не указанных в этих планах, действия концессионных комитетов должны были согласовываться с Главконцесскомом.

Постановление от 14 декабря 1927 г. предусматривает также организацию концессионных комитетов при наркоматах. Правовое положение концессионных комиссий впервые закреплено в Декрете от 21 августа 1923 г. (ст. 621), согласно которому они осуществляли свою деятельность «на основании положений, утверждаемых Главным концессионным комитетом по

соглашению с соответствующими народными комиссариатами»22.

Единой политики в организации указанных комиссий не существовало. Одни из них учреждались при коллегии Наркомата (например, в Народном комиссариате по торговле и др.), другие — в составе отдельных управлений или отделов (например, в Наркомате финансов). Многие аспекты их деятельности регламентировались внутриведомственными актами. В компетенцию данных комиссий входило:

1) ведение непосредственных переговоров с соискателями концессий (с разрешения и по директивам Главконцесскома);

2) подготовка заключений:

— по директивам Главконцесскома для выявления концессионных объектов и включения их в соответствующий план;

— по проектам уставов акционерных обществ, подлежащих рассмотрению Главконцесскомом (в пределах компетенции наркомата);

— от имени наркомата по запросам Главкон-цесскома;

3) наблюдение за деятельностью действующих концессий, входящих в круг ведения наркомата.

Как уже говорилось, в соответствии со ст. 7 постановления от 21 августа 1923 г. «для непосредственных переговоров за границей с иностранными соискателями концессий и для предварительной разработки проектов концессионных договоров, а равно для выполнения поручений Главного концессионного комитета по концессионным делам при торговых представительствах Союза ССР за границей Главным концессионным комитетом могут быть учреждены концессионные комиссии на основе осо-

21 Текст статьи подвергся редакционному уточнению постановлением СНК СССР от 14 декабря 1927 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22 «По мнению некоторых, концессионные комитеты при наркоматах должны. являться независимыми от ведомства ячейками Главконцесскома на местах. Если эта мысль и соответствует, как будто, формальному тексту статьи 6 декрета от 21 августа, то фактически, за все время существования этих концессионных комиссий, они всегда входили в состав наркомата и являлись не чужеземным телом в нем, а нераздельной с ним частью аппарата, на которую наркоматом возлагалась проработка всех концессионных вопросов с точки зрения ведомства» (Бернштейн И. Н. Указ. соч. С. 77). Позиция И. Н. Бернштейна подтверждается и нормативными актами, регулирующими эти комитеты. Так, в ст. 1 Положения о концессионных комитетах при наркоматах СССР указано: «Для рассмотрения и разработки концессионных вопросов,

бых положений о них, утверждаемых Советом Народных Комиссаров Союза СССР»23. В странах, где концессионные комиссии отсутствовали, концессионная работа относилась к компетенции полпреда или торгпреда СССР, в своей деятельности руководствовавшихся директивами Главконцесскома. В исключительных случаях полпреды и торгпреды, представлявшие СССР в странах Западной Европы, могли вести переговоры по концессионным делам под руководством концессионной комиссии при торгпредстве в Германии24.

Таким образом, можно сделать следующий вывод. В России сложились две формы концессии: так называемая чистая и смешанная.

Первая полностью основана на иностранном капитале, концессионное предприятие в этом случае зарубежным концессионером эксплуатируется самостоятельно. Вторая концессия предполагает наличие совместного капитала — иностранного и российского (государственного или кооперативного). Чистые концессии превалировали в российской концессионной практике. Смешанные имелись главным образом в сфере торговли. Они имели существенную специфику, были возможны только в том случае, если предварительно было организовано специальное акционерное общество. В подобного рода концессиях «государственным акционером», как правило, выступал Наркомторг.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бернштейн И., Ландау Б., Машкова В. Правовые условия концессионной деятельности в СССР. Систематизированные материалы с комментариями. — М., 1930.

2. Бернштейн И. Н. Очерк концессионного права СССР. — М.-Л., 1930.

3. Хромов С. С. Иностранные концессии в СССР. — М., 1999.

Материал поступил в редакцию 7 ноября 2017 г.

INSTITUTIONAL AND ORGANIZATIONAL SUPPORT FOR CONCESSION ACTIVITIES IN RUSSIA DURING THE NEW ECONOMIC POLICY (NEP)

IVSHIN Mikhail Sergeevich — PhD in Economics, Director of the Law Institute of the Vyatka State University

[email protected]

610000, Russia, Kirov, ul. Krasnoarmeyskaya, d. 26

Abstract. The article analyzes the acts in compliance with which the state committees that carried out the concession activity were formed, and considers the issues of correlation of their powers with the powers of other state bodies, including trade missions of Russia in foreign countries. The author provides economics and law expert evaluation

а равно для осуществления наблюдения за действующими концессиями в составе отдельных Народных комиссариатов Союза ССР (курсив наш. — М. И.) могут быть образованы концессионные комитеты.»

23 Постановлением СНК СССР от 14 декабря 1927 г. редакция статьи была изменена.

24 В статье 6 Положения о концессионной комиссии при Берлинском торговом представительстве говорится: «Все другие полномочные представители и торговые представители в Европе, за исключением Великобритании, действуя в своих концессионных договорах исключительно с ведома и по директивам Главного концессионного комитета, в необходимых, обусловленных срочностью случаях, ведут их под руководством Концессионной комиссии в Германии, регулярно и без замедления информируя одновременно Главный концессионный комитет».

of state efforts given in literature (both during the period under review and during the modern period). The author comes to the conclusion that, by the end of the 1920s, two forms of concession had developed, namely: the so-called pure and mixed concessions. The former was completely based on foreign capital. In this case the concessionary enterprise was operated independently by a foreign concessionaire. The latter presupposed the existence of joint capital—foreign and Russian (state or cooperative). Pure concessions prevailed in Russian concession practice. Mixed concessions operated mainly in the sphere of commerce. Their formation was possible only if a special joint-stock company was organized in advance.

Keywords: Russia, NEP, foreign capital, concession, institutionalization of concessions, forms of concessions, pure concession, mixed concession, Main Concession Committee (Glavkoncesskom), legal nature of the acts of Glavkoncesskom, committees under trade missions.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Bernshteyn I., Landau B., Mashkova V. Pravovye usloviya kontsessionnoy deyatel'nosti v SSSR. Siste-matizirovannye materialy s kommentariyami. — M., 1930.

2. Bernshteyn I. N. Ocherk kontsessionnogo prava SSSR. — M.-L., 1930.

3. KhromovS. S. Inostrannye kontsessii v SSSR. — M., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.