УДК: 316.344.233
Самиева Г. Т. доцент
Каршинский инженерно-экономический институт
Узбекистан
ОПЫТ КИТАЯ И ПУТИ К СОКРАЩЕНИЮ БЕДНОСТИ
Аннотация. В данной статье речь идёт о путях сокращения бедности в Узбекистане по опыту Китая. А также, статья посвящена повышению благосостояния населения Узбекистана, так как оно является стратегически важной задачей, которая последовательно решается в стране.
Ключевые слова: бедность, благосостояние населения, сокращение бедности, Китайский опыт по сокращения бедности.
Samiyeva G. T.
Associate Professor Karshi Engineering and Economics Institute
Uzbekistan
CHINA'S EXPERIENCE AND STRATEGIES FOR POVERTY
REDUCTION
Annotation. This article deals with ways to reduce poverty in Uzbekistan based on the experience of China. And also, the article is devoted to improving the welfare of the population of Uzbekistan, as it is a strategically important task that is consistently addressed in the country.
Keywords: poverty, welfare of the population, poverty reduction, Chinese experience in poverty reduction.
Введение. В Узбекистане государство стремится повысить эффективность реализуемой социальной политики, направленной на повышение качества человеческого капитала и повышение уровня жизни людей. Тем не менее, проблема бедности остается актуальной для страны: в бедности проживает 12-15 процентов населения. Эта является проблемой, которой нужно решать.
Ликвидация бедности в стране зависит, прежде всего, от экономического развития, достаточного количества рабочих мест и доступа к ним, повышения доходов населения, доступа к образованию, наличия медицинских услуг, государственной инфраструктуры, обеспечения качественной питьевой водой. и окружающая среда. В то же время опыт стран, успешно преодолевших бедность, показывает, что ликвидация бедности
невозможна без одновременного развития социальной, экономической и культурной сфер жизни человека.
В Послании Президента Республики Узбекистан Парламенту от 24 января 2020 года определены пути борьбы с бедностью. Эти пути являются приоритетной на сегодняшний день. Отмечено, что «сокращение бедности требует проведения комплексной экономической и социальной политики, начиная со стимулирования предпринимательства, мобилизации способностей и потенциала населения, создания новых рабочих мест».
С этой точки зрения решение вопросов ликвидации бедности, выведения малообеспеченных из бедности, создания эффективных механизмов предотвращения роста числа малообеспеченных семей приобретает сейчас особое значение. В стране активно реализуется масштабная программа по сокращению бедности. Принята долгосрочная стратегии сокращения бедности, включающей комплексные, адресные и целенаправленные меры по сокращению бедности по всей стране до самых отдаленных районов.
На данный момент правительством начаты комплексные исследования с учетом лучшего мирового опыта, ведется работа по разработке национальной методики определения бедности. Активно изучается международный опыт борьбы с бедностью. Данная работа составляет методологическую основу комплексной оценки бедности в стране и определения критериев включения населения в ряды малообеспеченных. Расчет и утверждение минимальной потребительской корзины и прожиточного минимума дают необходимую базу для последующей корректировки системы социального обеспечения, начисления пособий и осуществления выплат беднейшим слоям населения.
Результаты исследования. Использование опыта Китая позволит Узбекистану более успешно достигать поставленных целей по искоренению бедности в стране.
Учитывая опыт Китая, глава Узбекистана дал указания по закреплению министерств и ведомств за селами с высоким уровнем бедности, созданию системы оказания помощи нуждающимся, развитию семейного бизнеса и приусадебных участков.
Учитывая, что в Узбекистане фактически разрабатываются комплексные подходы к искоренению бедности, изучение международного опыта борьбы с бедностью, внедрение передового опыта и решений с учетом специфики Узбекистана крайне важно. С этой точки зрения Китай является одним из ярких примеров, добившихся отличных результатов в борьбе с бедностью.
За последние 40 лет более 800 миллионов человек вырвались из бедности в Китае, что составляет 70% всего населения мира, вырвавшегося из бедности. Уровень бедности в Китае снизился на 94 процента. Если в 1978 г. число бедных составляло 770 млн человек, что составляло 97,5% населения страны, то на конец 2019 г. в Китае за чертой бедности проживало 5,5 млн
человек, что составляет 0,4% от 1,4 млрд населения. Общая численность населения Китая. В 1956-2018 гг. доходы на душу населения увеличились в 36,8 раза в реальном выражении, потребительские расходы увеличились в 28,5 раза.
Успех Китая в этом отношении признан мировым сообществом. В частности, Китай стал мировым рекордсменом по искоренению бедности за последние десять лет. С 2013 по 2019 год 82,4 миллиона человек в Китае вырвались из бедности, а доля людей, живущих за национальной чертой бедности, снизилась с 10,2 процента до 1,7 процента. В период с 2012 по 2018 год Китай ежегодно выводил из бедности более 10 миллионов человек. Ожидается, что крайняя бедность в Китае прекратится в 2020 году несмотря на то, что экономика находится в рецессии из-за воздействия СОУГО-19.
В последние десятилетия Китай проводит активную политику поддержки сельскохозяйственных производителей, поддержки внутренней трудовой миграции из сельской местности в города, уделяя особое внимание бедным приграничным районам и районам проживания этнических меньшинств, улучшая жизнь женщин, детей, пожилых людей и инвалид.
Общепризнано, что успех в борьбе Китая с бедностью начался с сельскохозяйственных реформ, частичной приватизации и отказа от планового подхода в период с 1978 по 1985 год. Китай является ярким примером того, как развитие сельского хозяйства и искоренение нищеты в сельских районах идут рука об руку. Во второй половине прошлого века Китай испытывал значительные трудности в обеспечении населения продовольствием, люди страдали от недоедания. Проведение земельной реформы в селах, улучшение ирригационной инфраструктуры привели к повышению урожайности и стабильному росту сельскохозяйственного производства.
Об этом свидетельствуют следующие показатели за период аграрной реформы 1978-1985 гг. в Китае. За этот период производство зерна на душу населения увеличилось на 14%, производство хлопка - на 73,9%, масличных культур - в 3 раза, производство мяса - на 87,8%, доходы крестьян - в 3,6 раза. В 1949-2018 гг. площадь орошаемых земель увеличилась с 15,9 млн га до 68,1 млн га. Китай стал крупнейшим в мире экспортером многих видов сельскохозяйственной продукции.
С этой точки зрения, после принятия Стратегии развития сельского хозяйства до 2030 года в Узбекистане в короткие сроки была начата планомерная работа по сокращению бедности, ее реализация существенно изменила реальную практику ведения сельского хозяйства, земледелия. важно дать больше свободы производителям фермы. что и как выращивать. Логично, что в стране, где на сельское хозяйство приходится 28% ВВП, а большая часть малообеспеченного населения проживает в сельской местности, аграрная реформа и последующее развитие, борьба с бедностью не могут осуществляться отдельно.
С этой точки зрения опыт Китая по сокращению бедности, увеличению занятости и доходов в сельской местности и экологически неблагоприятных местообитаниях чрезвычайно полезен и востребован для Узбекистана. В частности, опыт специализации регионов на производстве той или иной продукции в Джизакской области является одним из опытов Китая, где реализуется аналогичная программа.
При этом в Китае активно решают жилищные проблемы, обеспечивают жителей качественной питьевой водой, расширяют доступ к медицинским услугам. Ожидаемая продолжительность жизни в Китае увеличилась с 35 лет в 1950-х годах до 77 лет в 2018 году. В 2018 году 95 процентов домохозяйств получили чистую питьевую воду. Была создана система социального страхования. По состоянию на март 2019 года базовым страхованием был охвачен 941 миллион человек, а медицинским страхованием - 1,3 миллиарда человек, то есть почти все население Китая.
Одним из важнейших факторов успеха Китая в сокращении бедности является общенациональный характер усилий в этом направлении. В решении этой задачи участвовали государственный аппарат, партия, частный сектор, общественные организации, граждане страны в целом.
Частный сектор активно участвует в борьбе с бедностью в Китае, более 60 000 частных предприятий приняли участие в проекте «10 000 предприятий помогают 10 000 деревням». Используется практика спонсирования крупных предприятий бедным районам.
Одним из лучших примеров успешного сотрудничества между частным сектором и деревней является Taobao Villages, проект Alibaba, который предоставляет деревням возможность продавать товары через электронную коммерцию. С этой точки зрения стоит отметить широкий охват населения Китая интернетом: более 90 процентов китайского населения имеют широкополосную связь, более 98 процентов административных поселков подключены к оптоволоконной сети, также доступны услуги 4G.
Как в Узбекистане, так и в Китае одной из самых острых проблем сельской местности, особенно отдаленных бедных сел, является острая нехватка кадров - эффективных управленцев и специалистов. Село, попавшее в ловушку бедности, не сможет преодолеть ее в короткий срок без привлечения обширных знаний и опыта по эффективной организации хозяйственной жизни с учетом современного социального и технологического развития. Ограниченность возможностей реализации человеческого потенциала в отдаленных бедных районах приводит к тому, что люди, обладающие необходимыми знаниями и навыками, не выезжают в эти районы для занятия профессиональной деятельностью.
С этой точки зрения практика Китая поощрения притока кадров, организации обучения сельских жителей, направления и расселения в бедных деревнях государственных чиновников и партийных работников дала свои результаты. В частности, в 2019 году в борьбе с бедностью приняли участие
206 тысяч первых секретарей Сельского комитета Коммунистической партии Китая, 700 тысяч сельских рабочих и 2 миллиона городских рабочих.
Четкая вертикальная направленность организации деятельности государственного аппарата по сокращению бедности позволила скоординировать текущие вопросы населения, повысить уровень и качество местного управления, привлечь современные знания и навыки. Сокращался разрыв между городской и сельской местностью в уровне образования и качестве предоставляемых образовательных услуг. Начаты программы обучения сельских жителей по получению специализации. Создавались активные условия для привлечения в бедные села необходимых кадров. В частности, за 2012-2015 гг. На строительство квартир для сельских учителей в приграничных районах и районах со сложными экологическими условиями, где проживает 300 тысяч учителей, выделено около 14 миллиардов юаней. Были выделены средства на гранты сельским учителям - финансовую поддержку получили более 1 млн сельских учителей из 600 районов.
Эффективность любых мер, программных стратегий в конечном итоге полностью зависит от тех, кто их реализует. Решить проблему бедности в стране невозможно без привлечения в бедные села кадров с современным мышлением, необходимыми знаниями и навыками, эффективных управленцев.
Заключение. В целом опыт Китая показывает, что борьба с бедностью носит комплексный и целенаправленный характер и определяет вектор социально-экономического развития страны. При этом задача сокращения бедности может быть решена только путем параллельного развития всех сфер жизни человека, в том числе удовлетворения минимальных потребностей в еде, питье, жилье, раскрытия человеческого потенциала за счет расширения образовательных возможностей, забота о здоровье, профессиональный рост и творческая самореализация.
Повышение благосостояния населения Узбекистана является стратегически важной задачей, которая последовательно решается. Однако в более поздние периоды борьба с бедностью последовательно внедрялась в государственную экономическую политику и оформлялась как национальная цель с учетом разработки и реализации стратегических программ и планов развития Узбекистана.
Конкретные задачи, стоящие сегодня перед Узбекистаном в части повышения уровня жизни населения, сокращения безработицы, поощрения предпринимательской активности населения и повышения уровня доходов, в последние десятилетия успешно решает Китай, что еще больше укрепило китайскую экономика. заняла второе место в мире и была близка к ликвидации бедности в стране. Использование опыта Китая позволит Узбекистану более успешно добиваться поставленных целей в этом направлении.
Использованные источники:
1. Samiyeva, G. T. (2022). Concepts of Poverty, Inequality and Social Exclusion. International Journal on Economics, Finance and Sustainable Development, 4(3), 122-126.
2. Samiyeva, G. T. (2022). The Most Important Aspects of Studying the Living Standards of the Population. Academic Journal of Digital Economics and Stability, Volume 16, April 2022, Pages 79-83
3. Khamraeva S. N., Alimova M. Y. Scientific and Theoretical Foundations of Social Infrastructure Development //Journal of Marketing and Emerging Economics. - 2022. - Т. 2. - №. 5. - С. 155-160.
4. FAKHRIDDINOVICH, F. H. Foreign Experiences of Higher Education and Labor Market Integration in Regions. Central Asian Journal of Innovations on Tourism Management and Finance, v. 3, n. 4, p. 44-48, 28 Apr. 2022.
5. Khamraeva S. N., Samiyeva G. T., Ochilova N. A. Prospects of Innovative Development of The Agricultural Sector //NATURALISTA CAMPANO. - 2024. - Т. 28. - №. 1. - С. 1610-1619.
6. Ochilova N. A. Use of the Advanced Experience of Foreign Countries in the Development of Peasant and Homestead Farms //International Journal of Formal Education. - 2023. - Т. 2. - №. 11. - С. 267-274.
7. Очилова Н. А. Динамика Развития Дехканского И Подсобного Хозяйства Кашкадарьинской Области //Innovative Society: Problems, Analysis and Development Prospects (Spain). - 2023. - С. 72-77.
8. Khujakulova N. R. WAYS TO IMPROVE THE CURRENT STATE OF CULTIVATION AND PROCESSING OF MEDICINAL PLANTS AND ITS IMPORTANCE //GWALIOR MANAGEMENT ACADEMY. - Т. 25. - С. 15.
9. Xo'jaqulova N. Dorivor o 'simliklarni yetishtirish va qayta ishlashda davlat tomonidan qo 'llab-quvvatlashning ahamiyati. - 2023.
10. Xo'jaqulova N. Dorivor o 'simliklarni yetishtirish va qayta ishlashda klaster -kooperatsiya tizimi samaradorligini oshirish masalalar. - 2023.
11. Юлдошева Ш. А. ЗНАЧЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА //Экономика и социум. -2022. - №. 10-1 (101). - С. 794-800.
12. Юлдошева Ш. А. САНОАТ КОРХОНАЛАРИ САМАРАЛИЛИГИНИ ОШИРИШ БУЙИЧА ИШЛАБ ЧЩАРИШ ЙУНАЛИШЛАРИ //Экономика и социум. - 2023. - №. 11 (114)-1. - С. 1168-1172.
13. Khojanova G. O. Economic Aspects of Natural Resources Use in Uzbekistan //Information Horizons: American Journal of Library and Information Science Innovation (2993-2777). - 2023. - Т. 1. - №. 7. - С. 22-27.
14. Khojanova G. O. INCREASING THE ECONOMIC EFFICIENCY OF THE REGION'S NATURAL RESOURCES //INNOVATION IN THE MODERN EDUCATION SYSTEM. - 2023. - Т. 3. - №. 28. - С. 171-176.
15. Otamurodovna X. G. TABIIY RESURSLARINING SANOAT TARMOQLARIDAGI O 'RNI //International Congress on Models and methods in modern investigations. - 2022.