Рамазанов Ш. стажёр-преподаватель Каршинский международный университет
Узбекистан
СНИЖЕНИЕ ИЛИ УСТРАНЕНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР
Аннотация. В данной статье рассмотрены роль государства в регулировании экономики, роль государства в регулировании экономики, участие малого бизнеса и развитие предпринимательства в экономическом развитии мировой экономики, а также теоретические и практические взгляды признаются.
Ключевые слова: Уровень бедности, ловушка бедности, бедность, меры по сокращению бедности.
Ramazanov Sh.
Intern-teacher Karshi International University
Uzbekistan
REDUCING OR ELIMINATING UNEMPLOYMENT, THE EFFECTIVENESS OF GOVERNMENT MEASURES
Abstract. In this article, the role of the state in the regulation of the economy, the role of the state in the regulation of the economy, the participation of small business and the development of entrepreneurship in the economic development of the world economy, and the theoretical and practical views are recognized.
Key words: Poverty rate, poverty trap, poverty, measures to reduce poverty.
Введение. В Узбекистане развитие малого бизнеса и частного предпринимательства определено как важное направление для обеспечения социально-экономического развития. Для развития этой деятельности сформирована прочная законодательная политика, создана надежная правовая база, которая постоянно совершенствуется. Государство предоставляет льготы и преференции для развития малого бизнеса и предпринимательства, а также систематически оказывает помощь в вопросах технической и технологической переоснащенности и модернизации производства. Эти меры способствуют сокращению бедности.
Сокращение бедности осуществляется государством, при этом проводятся системные меры в таких направлениях, как увеличение доли малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом внутреннем продукте и обеспечении занятости, улучшение технологической структуры, удовлетворение потребностей в кредитных ресурсах и создание благоприятной деловой среды. В результате таких важных реформ к концу
2024 года доля малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом внутреннем продукте составит 58,9%, в объеме промышленной продукции 40,6%, в объеме сельскохозяйственной продукции 98,4%, а в объеме инвестиций в основной капитал 35,8%.
Занятая часть населения составляет 77,9% в данном секторе. Для сокращения бедности важно совершенствовать механизмы развития малого бизнеса и предпринимательства, повышать эффективность этих процессов, создавать благоприятную деловую среду для малого бизнеса, эффективно использовать механизмы денежно-кредитного регулирования, усиливать его участие во внешнеэкономической деятельности, создавать новые рабочие места и повышать доходы населения. Ключевым является также полное использование возможностей для сокращения бедности через внедрение инновационных идей и технологий на практике.
В странах, находящихся в условиях экономической стабилизации, никому не секрет, что часть населения не может полностью удовлетворить свои материальные и духовные потребности из-за низких доходов.
Бедность это специфическое состояние материального обеспечения людей, когда доходы индивида или семьи не позволяют сохранить уровень потребления, необходимый для социального существования. Этот слой населения называется бедными. Уровень доходов населения и степень бедности можно определить с помощью выборочного наблюдения и нормативного метода. При выборочном методе семья считается бедной, если ее доходы в несколько раз ниже среднего дохода по стране. В частности, в Узбекистане также используется нормативный метод для определения бедности. В этом методе определяется стоимость набора жизненно необходимых продуктов, товаров и услуг. Эта стоимость формирует потребительский бюджет. Доход, соответствующий минимальному потребительскому бюджету или его части (50% и более), называется чертой бедности.
26 марта 2020 года было принято постановление Президента Республики Узбекистан «О создании Министерства экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан и организации его структурных подразделений», а также 3 декабря 2021 года — постановление «О мерах по организации деятельности помощников хокимов в вопросах развития предпринимательства в местах, обеспечения занятости населения и сокращения бедности».
Согласно этому постановлению, с 1 января 2022 года в каждом городе, селе, ауле и каждом махалле была введена должность помощника хокима района (города) по вопросам развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности. Введение системы помощников хокимов знаменует собой резкий поворот в политике нашей страны по борьбе с бедностью.
8 июня 2020 года было принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по упрощению государственного регулирования
предпринимательской деятельности и самозанятости». Целью данного постановления является более широкое вовлечение населения в предпринимательскую деятельность и создание дополнительных условий для осуществления легальной трудовой деятельности.
Согласно этому документу, с 1 июля 2020 года список видов деятельности (работ, услуг), которыми могут заниматься самозанятые лица, увеличился до 67, и их доходы не подлежат налогообложению. Для регистрации самозанятости не требуется обращаться в налоговые органы. Эти меры играют важную роль в сокращении бедности.
В нашей стране регистрация видов деятельности осуществляется через специальное мобильное приложение или личный кабинет налогоплательщика. Формируется матричный штрих-код (QR-код) в качестве подтверждения регистрации. Теперь процедура выдачи временных трудовых удостоверений отменяется. Многие граждане не могли выйти на пенсию из-за отсутствия стажа, хотя достигли пенсионного возраста, занимаясь самозанятостью.
Самозанятые граждане уплачивают социальный налог в размере не менее 50% от базового расчетного размера (в 2020 году это составляло 111 500 сум, а сейчас эта сумма увеличилась), и эта сумма полностью направляется в внебюджетный Пенсионный фонд. На основе этого определяется размер дохода для расчета пенсии для индивидуальных предпринимателей.
Например, рабочий, занимающийся такими работами, как вспашка земли или грузоперевозки, может оказаться из бедной семьи. С возрастом он может потерять трудоспособность, не сможет работать и снова станет нуждающимся.
По этой причине гражданам объясняется, что при регистрации самозанятости через специальное мобильное приложение или личный кабинет налогоплательщика, если в 2023 году уплатить социальный налог в размере 111,5 тысячи сумов, это будет засчитано как трудовой стаж и учтется при выходе на пенсию в будущем. Подобные примеры встречаются в повседневной жизни довольно часто.
Кроме того, в последние годы в нашей стране была внедрена совершенно новая система адресной помощи для женщин, молодежи и граждан, нуждающихся в социальной защите, с тяжелыми условиями жизни, безработных и не имеющих профессии, которые нуждаются в правовой и морально-психологической поддержке.
В частности, 28 апреля 2021 года было принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 250 «О дополнительных мерах по социальной поддержке семей, нуждающихся в материальной помощи, женщин и молодежи». В соответствии с ним в Узбекистане была создана новая система адресной помощи, организующая индивидуальную и систематическую работу с каждым человеком, включающая «Темир дафтар», «Дафтар айоллар» и «Дафтар ёшлар».
По гражданам, внесенным в "Темир дафтар", предусмотрены следующие меры:
обеспечение занятости;
помощь в использовании приусадебного хозяйства как источника дохода;
привлечение к предпринимательству; материальная помощь и медицинское обслуживание. "Ёшлар дафтари" — это адресный список, в который включаются молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет, нуждающиеся в социально-правовой и психологической поддержке, а также стремящиеся к получению знаний и профессиональных навыков, и являющиеся безработными. Для граждан, внесенных в "Ёшлар дафтари", предусмотрены:
обучение навыкам профессий и предпринимательства; обеспечение занятости; привлечение к предпринимательству;
организация безопасной, упорядоченной и легальной трудовой миграции за границей;
оплата ежегодных учебных расходов для детей из нуждающихся семей в высших учебных заведениях страны на платной основе;
предоставление медицинской, правовой и психологической помощи. Согласно постановлению, в "Темир дафтари" по каждому сектору будут включены семьи следующих категорий:
- Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 марта 2021 года №2 122 "О дальнейшей доработке системы социальной защиты населения и широком внедрении современных информационно-коммуникационных технологий в данную сферу", признаны малообеспеченными семьи:
• семьи с членами, имеющими I и II группы инвалидности и нуждающимися в социальной помощи;
• малозаботливые одинокие граждане и пожилые люди;
• семьи, потерявшие кормильца;
• многодетные семьи (с 4 и более детьми), нуждающиеся в материальной помощи;
• семьи с трудоспособными безработными членами;
• семьи, нуждающиеся в медицинской помощи (имеющие хронические или тяжелые заболевания, приводящие к инвалидности, с не установленной группой инвалидности и недостаточным источником дохода);
• нуждающиеся семьи, проживающие в нежилых помещениях и не имеющие жилья на имя себя или членов семьи.
Если члены указанных категорий семей также включены в "Аёллар дафтари" и "Ёшлар дафтари", то список этих семей ведется в этих реестрах. Проблемы, потребности и интересы семей изучаются следующими способами:
• через обход домов сотрудниками местных управлений, постоянными представителями и активистами махаллы для выявления всех проблем;
• через рассмотрение обращений семей с тяжелыми условиями жизни;
• на основе результатов проведенных опросов о нуждающихся семьях. Секретарь сектора, сотрудники махаллы, постоянные представители и активисты махаллы формируют сводный список интересов, проблем и социального статуса членов нуждающихся семей в срок не более трех дней.
В заключение можно отметить, что в результате проведенных исследований видно, что в Кашкадарьинской области на душу населения в 2024 году составит 9805,1 тысячи сум, в 2023 году 9032,4 тысячи сум, в 2022 году 8002,8 тысячи сум, в 2021 году 6651,3 тысячи сум, а в 2017 году 5880,3 тысячи сум. Это означает, что в 2021 году реальные доходы по сравнению с 2017 годом увеличились на 166,7%, по сравнению с 2018 годом на 147,4%, с 2019 годом на 122,5%, а с 2023 годом на 108,5%.
Также представлены статистические данные о низкообеспеченной части населения районов Чирокчи, Шахрисабз и Миришкор, а именно: население района Чирокчи составляет 414602 человека, количество домохозяйств 69861, количество семей 93040, из которых нуждающихся семей 32670, нуждающихся в жилье 2036, и женщин, живущих в тяжелых условиях 1432.
В Шахрисабзе население составляет 321412 человек, количество домохозяйств 54210, количество семей 73268, из которых нуждающихся семей 21230, нуждающихся в жилье 1623, и женщин, живущих в тяжелых условиях 946.
В районе Миришкор население составляет 119500 человек, количество домохозяйств 22750, количество семей 35786, из которых нуждающихся семей 1550, нуждающихся в жилье 784, и женщин, живущих в тяжелых условиях 675.
Использованные источники:
1. Абулкасимов Х.П. Человек в формирующейся рыночной экономике и пути его активизации. Монография - Т.: Издательство ТМИ, 2005.
2. Ахмедов Ф. Домашние хозяйства и их перспективы // Общество и управление. 2007, № 1.
3. Абдуллаев Ё., Юлдашев Ш.А. Малый бизнес и предпринимательство. - Т.: "Иктисод - молия", 2008.
4. Абулкасимов Х.П. Экономические реформы в Узбекистане. - Т.: Академия, 2008.
5. Белозерова С. Минимум для выживания//Трудовые отношения. 2003. №8; Бедность: альтернативные подходы к определению и измерения. Московский Центр Карнеги. М., 1998
6. Бобков В.Н. Дифференциация благосостояния //Экономист. 2005.
7. Samiyeva G. T., Yuldashev S. E. Ways to Effectively Organize Employment of the Population in Ensuring Social and Economic Security of the Region. - 2023.
8. Самиева Г. Т. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЛУЖИТ ПОВЫШЕНИЮ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ //Экономика и социум. - 2024. - №. 5-1 (120). - С. 1597-1600.
9. Самиева Г. Т. Анализ Бытового Обслуживания В Республике Узбекистан //Miasto Przyszlosci. - 2024. - Т. 51. - С. 167-171.
10. Aminov, F. B. (2024). O'ZBEKISTONDA QULAY INVESTITSION MUHITNI SHAKLLANTIRISH BO'YICHA XORIJ TAJRIDASI. Экономика и социум, (4-2 (119)), 45-51.
11. Aminov, F. B. (2023). Living Standard of Population in Uzbekistan. International Journal of Scientific Trends, 2(10), 40-46.
12. Aminov, F. B. (2023). STATE REGULATION OF BUSINESS ACTIVITIES. Экономика и социум, (10 (113)-2), 34-40.
13. Khamraeva S. N., Samieva G. T. ECONOMIC ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE HOUSEHOLD SERVICE NETWORK IN UZBEKISTAN AND THE CREATION OF A COMPETITIVE ENVIRONMENT IN LOCAL HOUSEHOLD SERVICE ENTERPRISES //ECONOMIC ANALYSIS. - 2022. - Т. 30. - №. 3.
14. Khamraeva S., Ochilova N. Assessment of innovative potential of farmers and homestead land owners //E3S Web of Conferences. - EDP Sciences, 2024. - Т. 480. - С. 03003.
15. Хамраева С. O 'zbekistonda ta'limning raqamli transformatsiyasi //Значение цифровых технологий в изучении истории Узбекистана. - 2022. - Т. 1. - №. 01. - С. 320-324.