УДК: 378.147-057.875
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» В ПРЕПОДАВАНИИ МЕНЕДЖМЕНТА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В
РЕЗИДЕНТУРЕ
Л.М. ЖАМАЛИЕВА, Г.К. КОШМАГАНБЕТОВА, Г.Х. КАЛБАГАЕВА
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова,
Актобе, Казахстан
Отдел непрерывного профессионального развития, тел.: 8 (7132) 540766,
Жамалиева Л.М. - к.м.н., и.о. доцента, e-mail: lzhamalieva@ mail.ru. моб. тел.: +77012130862;
Кошмаганбетова Г.К. - доктор phD, ст. преподаватель департамента постдипломного образования, e-mail: [email protected], моб. тел: +77014501289;
Калбагаева Г.Х. - м.м.н., преподаватель, e-mail: [email protected], моб. тел.: +77025235839.
I Аннотация. В статье рассматривается успешный опыт использования дистанционного электронного компонента самостоятельной работы резидентов медицинского вуза с помощью социальной сети «ВКонтакте». По результатам обратной связи, удовлетворенность внедренной методикой высокая - 97%. Отмечается, что внедрение e-learning в учебный процесс повысило удовлетворенность резидентов учебно-образовательным процессом. Использование доступной социальной сети «ВКонтакте» позволяет получать многочисленные возможности дистанционного электронного обучения.
Ключевые слова: Электронное обучение «e-Learning», социальная сеть, самостоятельная работа обучающихся, дистанционное обучение.
Актуальность. Электронное обучение «e-Learning» занимает важное место в современном образовании. Одним из последних новшеств в технологиях электронного обучения является использование социальных сетей. Социальная сеть (от англ. Socialnetworks) - это интернет площадка, сайт, который позволяет зарегистрированным в нем пользователям размещать информацию о себе и коммуницировать между собой, устанавливая социальные связи [1]. Наиболее распространенными социальными сетями в мире являются MySpace, Facebook, Twitter, Linkedin, Google. Одной из популярных социальных сетей в России является сеть - «Вконтакте», принадлежащая Mail.ru Group и располагающаяся по адресу - VK.com.
В настоящее время на Западе широко изучается возможность использования социальных сетей в образовании [2]. В работах Richard J. Light. и соавт. (2001) подтверждена актуальность социального обучения, доказана эффективность взаимодействия обучающихся между собой и лучшая подготовленность в предмете при выполнении совместного обучения в небольших исследовательских группах, чем при самостоятельном изучении предмета [3].
Одной из актуальных задач педагогики медицинских ВУЗов является развитие у обучающихся критического мышления и умения самостоятельно принимать решения. Добиться этого
можно с помощью хорошо спланированных заданий для самостоятельной работы (СР) и обсуждение их результатов в привычной для молодых людей в неформальной среде общения, в любое время, без видимого контроля и оценочного суждения со стороны преподавателя. Хорошо известная всем социальная сеть «ВКонтакте», как любая другая, предоставляет возможность преподавателю размещать электронные учебные материалы, гибко управлять учебным процессом, быстро отвечать на вопросы обучающихся, создавать форумы для обсуждения тем дисциплины, выполненных и выложенных для просмотра ответов на задания.
По нашему мнению, это наиболее простой доступный способ организовать дистанционное обучение (ДО). В настоящее время ДО признается наиболее современной формой образования, которая широко распространена во всем мире и реализует процесс общения преподавателя и учащихся с помощью средств телекоммуникаций, включая электронную почту и Интернет [4]. Вопросы дистанционного обучения в Казахстане стояли на повестке дня с конца 90-х годов прошлого века, но только после выхода закона «Об образовании» в 2007 году, с изменениями и дополнениями в 2012 году, а также нормативно-правовых документов, ДО приобрело широкую популярность во многих высших и других учебных заведениях [5,6]. Проведенные в
2002 году в г. Алматы исследования в рамках проекта «Дистанционное обучение в странах СНГ: мониторинг образовательных потребностей и возможностей», подтвердили эффективность ДО. Опыт, который уже имеется в казахстанской практике высшего образования в области дистанционного обучения, требует дальнейшей разработки и совершенствования [7,8]. ГОСО нового поколения, опирающиеся на систему профессиональных стандартов предъявляет новые требования к результатам обучения. Это смещает акцент в организации образовательного процесса в сторону увеличения роли самостоятельной работы студента и его активности, что существенно меняет роль преподавателя в учебном процессе. Совокупность вышеизложенного определили направление и цель нашего исследования.
Цель. Оценить эффективность на уровне удовлетворенности и возможность использования социальной сети «Вконтакте» в качестве дистанционного компонента самостоятельной работы обучающихся.
Материалы и методы исследования. В начале 2016 - 2017 учебного года было предложено организовать обсуждение самостоятельной работы резидентов по дисциплине «Менеджмент научных исследований» в социальной сети «ВКонтакте». Аудиторные практические занятия проводились по учебному плану, утвержденному в Отделе непрерывного профессионального развития ЗКГМУ имени Марата Оспанова. Заданиями для самостоятельной работы были подготовка серии PowerPoint-презентаций проектов научных
исследовании с раскрытием следующих моментов: исследовательский вопрос, исследовательская гипотеза, цель, задачи исследования, дизайн, стратегия формирования выборки, этические аспекты исследования. Резидентам было предложено на форуме в сети обсудить выполненные презентации другими обучающимися. Так как все обучающиеся были пользователями «ВКонтакте», это обусловило выбор данной сети для дистанционного обучения резидентов. Для каждой группы преподавателями создавались открытые сообщества в «Вконтакте». На странице социальной сети размещали централизованно объявления в новостной ленте. В разделе «Документы» резиденты получали доступ к лекционному материалу в формате слайдовой презентации для чтения и проработки, к раздаточным материалам (демонстрационный материал, ссылки на интернет-ресурсы, скриншоты, фотографии, статьи и др.), к заданиям с разъяснениями по их выполнению. Самостоятельные работы резиденты выкладывали здесь же для проверки и обратной связи со стороны одногруппников и преподавателем (рисунок 1). СР выкладывалась обучающимися ежедневно, частями, по ходу прохождения темы, например, в первый день - формулирование исследовательского вопроса по PICO, на следующий день - составленные цели и задачи исследования, и т.д.
Общее количество резидентов, участвовавших в опросе, составило 82. Оценку удовлетворенности проводили с помощью анонимной обратной связи по следующим критериям:
1) Что было хорошо, уместно, эффективно? Что
Лид:'С Махм&тов
Рисунок 1. Обратная связь между резидентами
Вам понравилось?
2) Что можно было бы сделать по-другому? Что не понравилось?
3) Как бы я сделал? Ваши рекомендации, пожелания.
Результаты исследования и обсуждение. По
результатам обратной связи, удовлетворенность внедренной методикой высокая - 97%. При детальном анализе выявлено, что 90% респондентов импонирует возможность обмена вложенными файлами с преподавателем и между собой; 95% - обмен комментариями с преподавателем и между самими резидентами, возможность высказывать свое мнение; 84% опрошенных понравилась быстрота получения обратной связи в режиме онлайн; 81% - возможность выполнения задания в любое удобное для себя время и месте; 84% респондентов отметили эффективность приобретения новых знаний, практических навыков, в результате использования сети.
Резиденты указали на сравнительное преимущество социальной сети «Вконтакте» перед Интерактивным обучением в «Сириус»: в Интерактивном обучении отсутствует возможность знакомиться и комментировать СРО друг друга, давать и получать обратную связь, обмениваться мнениями, что подтверждается высказываниями резидентов: «Каждый резидент свободно мог высказать путем комментариев действительно свое мнение и что как на самом деле понял», « Дистанционды тYPде журпзу тактикасы, ж^мыс барысы жаксы, ыцгайлы, эр адам ез ойларын, жауаптарын калдыруга болады», «Маган ВК-дан топ ашып, барлык топпен бiрiгiп езшдак ж^мысты талкылау ^нады, сонымен катар окытушыныц езi бiрге катысып, онлайн режимде тез керi байланыс бергеш катты ^нады».
Успешность использования соцсетей в высшем образовании отмечается и другими вузовскими работниками.ФещенкоА.В.(ТомскийГосударственный Университет) отмечает, что «создаваемые группы «Вконтакте» результативно использовались в качестве дополнительной к аудиторным занятиям формы взаимодействия преподавателей и студентов при выполнении проектной деятельности, формировании навыков самоорганизации, взаимосотрудничества» [9]. По мнению Букаевой А.А., активность обучения благодаря использованию социальных сетей поднимается на более высокий уровень [10].
Основные тенденции в системе дистанционного обучения состоят в том, что обучение приобретает такие черты, как непрерывность, открытость, гуманизация, информатизация, интегративность и вариативность. В свете этих тенденций изменяется роль преподавателя - он перестает быть только лишь
источником знаний. Он становится проводником новых идей и тенденций в образовании [11-13].
Таким образом, использование доступных социальных сетей позволяет получать многочисленные возможности дистанционного электронного обучения:
• быстрый, не ограниченный во времени, обмен файлами с преподавателем и между собой;
• размещение преподавателем индивидуальных и групповых заданий, видимых для всех и одномоментно;
• комментирование работы друг друга, обмен мнениями, идеями, полезными ссылками, быть услышанным («прочитанным») всеми;
• получение немедленной обратной связи 360°;
• учиться и быть «на связи» на расстоянии;
• учиться в удобное время;
• размещение материалов в различных форматах (word, excel, powerpoint, pdf, mpg, и др.);
• легкий и быстрый переход на подходящие сайты по ссылкам;
• улучшение IT-навыков;
• возможность выхода в сеть с мобильных телефонов.
Выводы. Рекомендуется шире использовать социальные сети в качестве важного дополнительного инструмента обучения. Их использование повышает удовлетворенность обучением, позволяет разнообразить учебный процесс увлекательными, студент-ориентированными упражнениями. Для оценки эффективности данного внедрения необходимо проведение сравнительных исследований. Список литературы:
1. Социальная сеть. Википедия [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://ru.wikipedia. о^МШ/Социальная_сеть_(Интернет).
2. Moore M., Kearsley, G. Distance Education: A Systems View of Online Learning (What's New in Education). Wadsworth: Cengage Learning, 3 edition.., 2005.-384 p.
3. Richard J. Light. Making the Most of College: Students Speak Their Minds. Cambridge: Harvard University Press, 2001.-256 р. www.hup.harvard. edu/catalog.php?isbn...
4. Дистанционное обучение. Википедия [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_сеть_ (Интернет).
5. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.12.2016 г.) // online.zakon.kz/Document/?doc_id=30118747, дата обращения 28.01.2017
6. «Об утверждении Правил организации учебного
процесса по дистанционным образовательным технологиям»: Постановления Правительства Республики Казахстан от 19 января 2012 года № 112 // online.zakon.kz/Document/?doc_id=31122911
7. Леонов, В.В. Педагогический аспект внедрения дистанционных образовательных технологий в высшей школе Республики Казахстан / В.В. Леонов, Л.Н. Шагалиева, Н.А. Коростелева // Молодой ученый. - 2013. - №12. - С. 486-488.
8. Бордияну, И. В. Совершенствование организации и управления дистанционным обучением в системе высшего образования Республики Казахстан / И.В. Бордияну. - Дисс. на соискание ученой степени доктора философии (PhD) по специальности 6D050000 - Бизнес (6D050700 -Менеджмент), Алматы. - 2011, 144 с.
9. Фещенко, А.В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития / А.В. Фещенко // Открытое и дистанционное образование. - 2011. - №3. - С. 44-50.
10. https://ido.tsu.ru/files/pub2011/19_Feschenko.pdf (дата обращения:27.01.2017)
11. Букаева, А.А. Использование социальных сетей в образовательном процессе / А.А. Букаева,
А.Т. Магзумова // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XLII межд. науч.-практ. конф. - №2(39). -Новосибирск: СибАК, 2015. - С. 35-37.
12. Диких, Э.Р. Об использовании социальных сетей в образовании / Э.Р. Диких // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии // Сб. ст. по матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2012. - С. 48-50.
13. Клименко, О.А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса / О.А. Клименко // Теория и практика образования в современном мире // Матер. междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 405-407.
14. Черноталова, К.Л. Дистанционное обучение в самостоятельной работе студентов очной формы обучения технических вузов / К.Л. Черноталова, Е.Е. Гончаренко // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2013. - №11 (ноябрь). - С. 11-15. - URL: http://e-koncept. ru/2013/13215.htm.
ТУЙ1Н
РЕЗИДЕНТУРАДА ГЫЛЫМИ ЗЕРТТЕУ МЕНЕДЖМЕНТ1Н ОЦЫТУДА «ВКОНТАКТЕ» ЭЛЕУМЕТТ1К ЖЕЛ1С1Н ЦОЛДАНУ ТЭЖ1РИБЕС1
Л.М. ЖАМАЛИЕВА, Г.К. КОШМАГАНБЕТОВА, Г.Х. КАЛБАГАЕВА
Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекетлк медицина университет^ Актебе, Казахстан
Yздiксiз кэаби дамыту белiмi, тел.: 8 (7132) 540766,
Жамалиева Л.М. - м.г.к., доцент м.а., e-mail: [email protected], +77012130862;
Кошмаганбетова Г.К. - PhD доктор, дипломнан кешнп бшм беру департаментшщ ага окытушысы, e-mail: [email protected], +77014501289;
Калбагаева Г.Х. - медицина гылымдарыньщ магистр^ окытушы, e-mail: [email protected], +77025235839.
Макалада «ВКонтакте» элеуметпк желюш медициналык жогаргы оку орнындагы резиденттершщ езiндiк ж^мысыныц электронды кашыктыктан окыту компонентш сэтп колдану дэрежесi карастырылган. Керi байланыс нэтижес бойынша, б^л эдiстi енгiзуден канагаттануы жогары - 97%. Оку процесше Оку процесiнде кашыктыктан окыту компонентш е-learning енгiзу оку-бiлiм беру процесш, сонымен катар бiлiм алушылардын езiндiк ж^мысы процесiн жандандыруга мYмкiндiк бередi жэне резиденттер оку процесiнiн етуше кенiлдерi толып, жогаргы децгейде канагаттык танытты.
Нег1зг1 свздер: «e-Learning» электронды оцыту, элеуметтгк желга, бшм алушылардьщ езтдж жумысы, цашыцтыцтан оцыту.
^A^ BMIM BEPy TEXHQ^QrHH^APM
SUMMARY
EXPERIENCE OF USING THE SOCIAL NETWORK "VKONTAKTE" IN TEACHING MANAGEMENT OF SCIENTIFIC RESEARCH IN THE
RESIDENCY
L.M. ZHAMALIEVA, G.K. KOSHMAGANBETOVA, G.H. KALBAGAYEVA
West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University, Aktobe, Kazakhstan
Department of Continuous Professional Development, phone number: 8 (7132) 540766,
L.M. Zhamalieva - c.m.s., acting associate professor, e-mail: [email protected], phone number: +77012130862; G.K. Koshmaganbetova - PhD, senior teacher of Department of postgraduate education,
e-mail: [email protected]. phone number: +77014501289; G.Kh. Kalbagaeva - MMed, teacher, e-mail: [email protected], phone number: +77025235839.
The article considers the successful experience of using the remote electronic component of the independent work of students of medical university with the help of the social network "VKontakte". Based on feedback, satisfaction with the implemented methodology is high - 97%. It is noted that the introduction of e-learning into the educational process has raised the resident students' satisfaction with the educational process. The use of an accessible social network "VKontakte" allows receiving numerous opportunities for remote e-learning.
Key words: "e-Learning", social network, independent work of students, distance learning.
74
EaTbic ^a3a^CTaH Meg^HHa «ypHa^M 2 (54) 2017