УДК 378.147:614.2
ИНТЕГРАЦИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В КЛИНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ НА ПРИМЕРЕ ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ
Г.В. ВЕКЛЕНКО, С.В. КИМ, Л.Н. ВЛАСОВА
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова,
Актобе, Казахстан
Векленко Г.В. - к.м.н., доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней и клинической фармакологии e-mail: [email protected]; Ким С.В. - к.м.н., доцент кафедры педиатрического профиля интернатуры и послевузовского обучения, тел. 87756957938, e-mail: [email protected]; Власова Л.Н. - к.м.н., доцент кафедры патологической анатомии.
В статье раскрываются проблемы обучения студентов медицинских вузов коммуникативным навыкам, применимым в клинических условиях. Преподавание коммуникативных навыков на клинических дисциплинах предусматривает вертикальную интеграцию, когда формирование коммуникативных компетенций должно происходить на протяжении всей образовательной программы от 1-го до последнего года обучения с дальнейшим переходом на последипломное обучение. На примере пропедевтики внутренних болезней (ПВБ) предлагаются пути интеграции коммуникативных навыков на ранних этапах клинического обучения. Изучение ПВБ предполагает овладение методами исследования пациента (расспрос, осмотр и т.д.), что делает само собой разумеющимся факт использования с этой целью коммуникативных навыков. В контексте ПВБ интегрирование коммуникативных навыков происходит во время любого, независимо от темы, аудиторного и внеаудиторного занятия. Освоение методики исследования пациента, в принципе, невозможно без владения коммуникативными навыками, хотя бы на самом минимальном уровне.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, медицинское образование, вертикальная интеграция.
Неотъемлемой частью медицинского образования является формирование у будущих специалистов навыков коммуникативной компетенции. Изучение принципов эффективного общения с больным, членами его семьи важно не только для понимания течения заболевания как процесса, но и для понимания мышления больного, его мнения, ощущений и ожиданий, приверженности больного к лечению [1]. Коммуникативная компетентность необходима врачу для успешного взаимодействия с коллегами, для эффективной работы в команде специалистов здравоохранения с целью оказания квалифицированной медицинской помощи [2, 3, 4].
До реформы образования в Казахстане коммуникативные навыки как дисциплина не были включены в программу подготовки медицинских кадров. С внедрением ГОСО 2006 года эта дисциплина стала изучаться на 1-м и 2-м курсах медицинских вузов по специальностям «Общая медицина», «Общественное здравоохранение», «Стоматология» и «Фармация». В определенной степени сам факт изучения дисциплины «Коммуникативные навыки» является шагом вперед в качестве подготовки врачей различных специальностей [5], однако многие вопросы
до сих пор не решены. Так, в контексте типовой программы по коммуникативным навыкам большей частью обсуждаются вопросы общения с больными психического профиля, не рассматриваются вопросы системы базовых навыков коммуникации, много теоретических вопросов без привязки к клинической ситуации. Таким образом, проблема обучения студентов медицинских вузов коммуникативным компетенциям, применимым в клинических условиях, является актуальной и не может быть решена только изучением дисциплины «Коммуникативные навыки». Прежде всего, это касается освоения коммуникативных навыков на клинических дисциплинах, причем имеется в виду вертикальная интеграция, так как формирование коммуникативных компетенций должно происходить на протяжении всей образовательной программы от 1-го до последнего года с дальнейшим продолжением во время последипломного образования. В качестве примера можно привести интеграцию коммуникативных навыков в дисциплину «Пропедевтика внутренних болезней».
Изучение пропедевтики внутренних болезней (ПВБ) предполагает овладение методами исследования пациента (расспрос, осмотр и т.д.), что делает само
62
Батыс ^азацстан медицина журналы 4 (56) 2017
собой разумеющимся факт использования с этой целью коммуникативных навыков. В контексте ПВБ интегрирование коммуникативных навыков происходит во время любого, независимо от темы, аудиторного и внеаудиторного занятия. Освоение методики исследования пациента в принципе невозможно без владения коммуникативными навыками, хотя бы на самом минимальном уровне. На этапе ПВБ формируются навыки приветствия и самопрезентации, управления, интервью и активного слушания, управления речью, применение эмпатии, комментирования, информирования и планирования. Главное в этом процессе, насколько хорошо сам преподаватель владеет коммуникативными навыками. Достижение целей освоения коммуникативных навыков при преподавании ПВБ, с этой точки зрения, возможно следующими методами обучения: 1. Лекция на соответствующую тему, в которой рассматриваются:
- теоретические вопросы особенностей расспроса и осмотра пациента, приводятся примеры открытых и закрытых вопросов. Например, сама схема истории развития заболевания уже содержит 5 открытых вопросов: Как началось заболевание? Как оно развивалось и протекало? Какое проводилось обследование и лечение? Какие получены результаты и как изменилось самочувствие? И, наконец, с чем заболевание связано по мнению больного?
- вопросы детализации жалоб, каким образом с помощью вопросов это можно и нужно сделать, показывая роль открытых и закрытых вопросов. Подчеркивается роль детализации и уточнения жалоб для дальнейшей диагностики, тем самым объясняется важность постановки «правильных» вопросов, побуждающих пациента к рассказу о своих ощущениях, идеях, опасениях и ожиданиях. (При каких обстоятельствах появляются боли за грудиной? Как Вы можете описать боли за грудиной? Как Вы пытаетесь облегчить боль? Почему Вы думаете, что это повлечет длительную нетрудоспособность?)
- подчеркивается, что к окончанию расспроса у врача уже должно сформироваться представление о предварительном заключении. На этом этапе важно подчеркнуть значение краткого резюмирования полученных от пациента сведений, формулируя для себя и пациента жалобы, анамнез и проблемы.
- подчеркивается и объясняется важность соблюдения определенных условий и правил для создания доверительной обстановки при исследовании пациента, соблюдения личных прав
и учет мнения пациента.
2. На практическом занятии студентам демонстрируется методика исследования пациента на студенте - волонтере, а также непосредственно на пациенте. Демонстрируется последовательность работы с пациентом в палате, навыки управления интервью и активного слушания, управления речью, применение эмпатии, комментирование.
После демонстрации пациента проводится разбор в учебной комнате с фиксированием основных моментов, в том числе и коммуникативных навыков: каким образом проходило знакомство, формулировались цели исследования, проводился ли расспрос с применением открытых и закрытых вопросов, формулировка предварительной идеи диагноза и как это звучало в резюмировании для пациента, озвучивание целей осмотра и пальпации, возможных сложностей при их осуществлении, их проведение и комментирование результатов и т.д.
3. На занятии студенты работают в малых группах в учебной комнате друг на друге. По результатам наблюдений преподаватель дает формативную оценку действиям студентов, которая описывает, в том числе, и коммуникативные навыки (качество вопросов, объяснение действий, правильность действий и интерпретация результатов).
4. Студенты самостоятельно курируют пациентов малыми группами, индивидуально заполняя протоколы исследования больных. Действия студентов выборочно оцениваются преподавателем, который наблюдает за самостоятельной курацией, переходя от группы к группе. Задания при этом можно давать индивидуально каждой группе (студенту): провести расспрос пациента, провести общий осмотр пациента, провести пальпацию области сердца и т.д. Но каждая группа (студент) проходит через этап самопредставления, знакомства с пациентом и формулирования целей исследования, применяя приемы эмпатии и комментирования. Оценка возможна в форме описательной обратной связи.
5. Промежуточный контроль проводится в форме ОСКЭ, в оценочный лист которого введены, в том числе, пункты оценки коммуникативных компетенций: формы приветствия пациента, вопросы опроса пациента, осмотра пациента, комментирования своих действий и интерпретации полученных данных.
6. Выполняется самостоятельная работа обучающегося (СРО) в форме фрагмента истории болезни, где выставляется синдромный диагноз
на основании интерпретации выявленных при исследовании пациента результатов. Навыки письменного формулирования синдромов 2. помогают студентам подготовиться к резюмированию данных расспроса пациента, комментированию данных осмотра, пальпации и др. Оценка проводится по оценочному листу. 7. Вопросы, касающиеся расспроса пациента, интерпретирования данных пальпации и др., включаются в тестовые вопросы по предмету. 3.
По нашему мнению, для лучшего освоения навыков коммуникаций при преподавании клинических дисциплин необходимо:
1. Акцентировать внимание преподавателей на 4. навыках коммуникаций: приемы активного слушания, проявления эмпатии, резюмирование.
2. Использовать видеозаписи во время ОСКЭ, во время СРО - с последующим разбором в группе.
3. Использовать освоение навыков в симуляционном центре (комментирование, резюме). 5. Заключение: Специфика проблемы такова, что
трудности интеграции коммуникативных навыков в клинические дисциплины связаны, с одной стороны, с владением этими навыками преподавателем, а с другой - насколько он (преподаватель) осознает необходимость этой интеграции. Студенту же крайне необходимо изучать все клинические дисциплины с позиций правильной эффективной профессиональной коммуникации с больным.
Список литературы: 1. Асимов, М.А. Коммуникативные навыки: учебное
пособие /М.А. Асимов. С.А. Нурмагамбетова, Ю.В. Игнатьев. - Алматы: Эверо, 2009. -264с. Хамзина, Н.К. Компетенции преподавателя медицинских организаций образования и науки / Н.К. Хамзина, Г.А. Дербисалина, Л.Ж Карсакбаева, В.В. Койков // Материалы 111 общероссийской конференции с международным участием «Медицинское образование 2012», 4-6 апреля 2012г. - Москва, 2012. - С.305-307 Дербисалина, Г.А. Основные принципы эффективной коммуникации врача общей практики //Вестник КазНМУ - 2010. -№4. -С.87-89.
Сыдыгалиева, З.М. Роль и значение коммуникативных навыков в профессиональной подготовке врачей общей практики / З.М.Сыдыгалиева, Ж.Н. Кенбейлов, К.А. Ескалиева // Медицинский журнал Западного Казахстана. -2014.- №3 (43). - С. 95-96. Пациент-центрированность как основной компонент повышения качества здравоохранения / А.Р. Кашкинбаева, Ю.А. Замэ, Л.М. Жамалиева, Г.Х. Калбагаева // Интеграция образовательной и научной деятельности в медицинском образовании : сб. статей республиканской науч.-практ. конф., посвященной 70-летнему юбилею доктора химических наук, профессора Сейтембетовой Аманкуль Жакаевны, 8 июля 2016. - Астана медицинальщ журналы, спец. выпуск. - 2016. -№2 - С. 219-224.
ТУЙ1Н
1ШК1 АУРУЛАР ПРОПЕДЕВТИКАСЫ МЫСАЛЫНДА КОММУНИКАТИВТ1К ДАГДЫЛАРДЬЩ КЛИНИКАЛЬЩ ПЭНДЕРДЕГ1
ИНТЕГРАЦИЯСЫ
Г.В. ВЕКЛЕНКО, С.В. КИМ, Л.Н. ВЛАСОВА
Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекетпк медицина университет^ Актебе, Казакстан
Векленко Г.В. - м.г.к., шш аурлар пропедевтикасы жэне клиникалык фармакология кафедрасыныц доцентi, e-mail: [email protected]; Ким С.В. - м.г.к., интернатураньщ педиатриялык бейiнi жэне жогары оку орнынан кейiнгi бiлiм беру кафедрасыныц доценп, тел. 87756957938, e-mail: kurmangalieva.kim@ mail.ru;
Власова Л.Н. - м.г.к., патологиялык анатомия кафедрасыныц доцентi.
Макалада клиникалык жагдайда колданылатын медициналык жогаргы оку орындары студенттерiне коммуникативтi дагдыларды окыту мэселесi талкыланады. Клиникалык пэндерде коммуникативтi дагдыларды вертикальды багытта интеграциялау аркылы, оку мерзiмiнiц барлык кезещнде бiрiншi курстан соцгы курска дешн, ал соцынан дипломнан кейiнгi окуда жалгастыра окыту аркылы коммуникативтi к¥зыреттшк
64
Батыс ^аза^стан медицина журналы 4 (56) 2017
калыптастырылады. 1шш аурулар пропедевтикасы (1АП) пэш мысалында клиникалык окытудыц алгашкы сатысында-ак коммуникативп дагдыларды интеграциялау жолы ^сынылады. 1АП пациент тексеру эдютерш (с^растыру, карау жэне т.б.) Yйретуге арналган. Осынын ез1 осы максатка коммуникативп дагдыларды колдану болып есептеледг 1АП пэшнде коммуникативп дагдыларды интеграциялау окудыц кез келген сатысында сабак такырыбына, аудиториялык не аудиториядан тыс сабак екенше карамастан колданылады. Коммуникативт дагдылардын кем дегенде ец теменп децгешн игермей, пациенттщ тексеру эдютерш игеру mymr^ емес.
Heeisei свздер: коммуниттшт1 дагдылар, медщинслыц бшм алу, вертикальды интеграция.
SUMMARY
INTEGRATION OF COMMUNICATIVE SKILLS IN CLINICAL DISCIPLINES ON THE EXAMPLE OF PROPAEDEUTICS
OF INTERNAL DISEASES G.V. VEKLENKO, S.V. KIM, L.N. VLASOVA
Marat OspanovWest Kazakhstan State Medical University, Aktobe, Kazakhstan
G.V. Veklenko - c.m.s., Associate Professor of the Department of Propaedeutics of Internal Diseases and Clinical Pharmacology, e-mail: [email protected];
S.V. Kim - c.m.s., Associate Professor of the Department of Internship of Pediatric specialization and Postgraduate studies, tel. 87756957938, e-mail: [email protected];
L.N. Vlasova - c.m.s., Associate Professor of the Department of Pathological Anatomy.
The article reveals the problems of teaching students of medical schools the communicative skills that are applicable in clinical settings. Teaching of communicative skills in clinical disciplines provides forvertical integration, when the formation of communicative competencies should occur throughout the entire educational program from 1 to the last year of training with a further transition to postgraduate education. On the example of propaedeutics of internal diseases, ways of integrating communicative skills in the early stages of clinical training are suggested. The study of propaedeutics of internal diseases involves mastering the methods of examination the patient (questioning, inspection, etc.), which entails using communicative skills for this purpose. In the context of the propaedeutics of internal diseases, the integration of communication skills occurs during any, regardless of the topic, classroom and extracurricular activities. Mastering of the research methodology of the patient is impossible without the possession of communication skills, at least at the very minimum level.
Keywords: communication skills, medical education, vertical integration.
УДК 37.01
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЕМЫХ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
Е.К. КУАНДЫКОВ, В.К. МАХАТОВА, Н.Ш. БЕКТИБАЕВА, К.К. САЛХОЖАЕВА, А.К. КАМЫСБАЕВА
АО «Южно-Казахстанская Государственная Фармацевтическая Академия», Шымкент, Казахстан
Кафедра первичной медико-санитарной помощи
Куандыков Е.К. - к.м.н., и.о. доцента кафедры; Махатова В.К. - к.м.н., и.о. доцента кафедры; Бектибаева Н.Ш. - к.м.н., и.о. доцента кафедры; Салхожаева К.К. - ассистенты кафедры;
Камысбаева А.К. - ассистенты кафедры, e-mail: [email protected].
■ Государственная политика многих развитых стран в области образования и науки направлена на
подготовку высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов. В данной работе