Комплекс информационных материалов и электронных ресурсов для использования элементов дистанционного обучения в преподавании математических дисциплин
Григорьев-Голубев Владимир Викторович профессор, д.ф.-м.н., заведующий кафедрой математики, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет ул. Лоцманская, 3, г. Санкт-Петербург, 190008, (812) 495-02-07 grig [email protected]
Васильева Наталья Викторовна доцент, к.т.н., доцент кафедры математики, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет ул. Лоцманская, 3, г. Санкт-Петербург, 190008, (812) 495-02-07 [email protected]
Евграфова Ирина Владимировна доцент, к.п.н., доцент кафедры математики, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет ул. Лоцманская, 3, г. Санкт-Петербург, 190008, (812) 495-02-07 spbmtu@yandex. ru
Леора Светлана Николаевна доцент, к.ф-м.н., доцент кафедры математики, Санкт-Петербургский государственный университет Университетская наб., д. 7/9, г. Санкт-Петербург, 199034, (812) 328-20-00
Певзнер Виталий Владимирович старший преподаватель кафедры математики, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет ул. Лоцманская, 3, г. Санкт-Петербург, 190008, (812) 495-02-07 pevzner@mail. ru
Аннотация
В работе обсуждается методология внедрения в учебный процесс элементов дистанционного образования для организации самостоятельной работы студентов. В качестве примера реализации подобной формы учебного процесса описывается созданный на кафедре математики Санкт-Петербургского государственного морского технического университета комплекс электронных ресурсов, размещенных на разработанном для этих целей учебном сайте кафедры. Описывается содержание электронных информационных и методических материалов, размещенных на сайте, его интерфейс и возможность использования в системе дистанционного обучения. Демонстрируется разработанная на кафедре система тестирования и возможности ее применения в учебном процессе.
The paper discusses the methodology of implementation in the educational process of distance education elements for the organization of independent work of students. As an example of this form of learning process is described created the
Department of Mathematics at St. Petersburg State Marine Technical University of complex digital resources posted on developed for this purpose the educational website of the department. Describes the content of electronic information and teaching materials available on the site, its interface and the ability to use the distance learning system. Demonstrated at the department developed a system of testing and the possibility of its application in the educational process.
Ключевые слова
учебный сайт, математика, самостоятельная работа, дистанционное обучение
training site, mathematics, self-study, distance learning
Введение
Глобализация образования XXI века, создание и развитие системы открытого и дистанционного обучения, ставит перед высшими учебными заведениями Российской Федерации задачу информатизации учебного процесса, использования в учебном процессе современных образовательных технологий для повышения качества математического образования.
Развитие новых технологий в образовании и компьютерной технике являются основными предпосылками для создания и развития системы дистанционного образования в любом высшем учебном заведении России, а современные глобальные компьютерные сети дают возможность использовать элементы дистанционного обучения в очной форме учебного процесса.
Целесообразность внедрения в учебный процесс элементов дистанционного обучения обусловлена переходом Российского образования на Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения, в котором объем учебных часов, отведенных на самостоятельную работу, значительно увеличен. Кроме того, появились новые виды самостоятельной работы: самостоятельная работа в присутствии или под руководством преподавателя, самостоятельная работа по дисциплине с использованием методических материалов, которая включает в себя самостоятельное изучение отдельных тем и подготовку отчетов, и.т.д. В связи с этим одной из главных задач повышения качества обучения является организация самостоятельной работы учащихся на основе технологий дистанционного обучения [1].
Выполненный проект ставит целью: с одной стороны повысить качество математической подготовки специалистов, обеспечив обучающихся большим количеством методически хорошо разработанных и легко доступных материалов для организации их самостоятельной работы, а с другой стороны экономно распределить аудиторное время, отведенное на изучение дисциплины.
Постановка проблемы
Под учебным комплексом дистанционного обучения подразумевается набор методических и информационных материалов, поддерживающих теоретический курс дисциплины и обеспечивающих контакт преподавателя со студентами: учебные планы, электронные конспекты лекций, электронные методические руководства по
выполнению самостоятельных работ, а также демонстрационные варианты контрольных работ, вопросы для подготовки к экзаменам и другим контрольным испытаниям. Кроме этого в учебный комплекс должна входить логически связанная система программных продуктов, обеспечивающих виртуальную образовательную среду дистанционного обучения.
Для успешной реализации дистанционной формы обучения необходимы следующие условия:
— компьютерная грамотность преподавателей;
— модульный принцип разработки учебных материалов и методов обучения;
— наличие разработанных в электронном виде учебных информационных и методических материалов по изучаемой дисциплине;
— наличие программы тестирования и базы тестовых заданий по изучаемым дисциплинам.
Первое условие выполняется через организацию на кафедре вуза курсов повышения квалификации для преподавателей кафедры.
Создание комплекса информационных и методических материалов на основе модульного принципа обусловлено индивидуализацией учебного процесса при дистанционном обучении [4] и требует большой подготовительной работы: переработки учебных планов и структурирование на их основе модулей теоретического материала изучаемых дисциплин, разработки набора индивидуальных заданий (типовых расчетов) и электронных методических пособий для их выполнения.
Базу электронных методических материалов можно разрабатывать на основе платформ электронного обучения, таких как Math-Bridge [3], Sakai [4], и.т.д., или на основе разработанного для этих целей учебного сайта, который обычно размещается на портале учебного заведения.
Самой важной и самой сложной и трудоемкой частью является разработка системы тестирования и создание для нее базы тестовых заданий. Система тестирования предназначена как для проверки преподавателем уровня усвоения дисциплины или ее отдельных разделов учебной группой, так и для личного мониторинга пользователя, изучающего выбранную дисциплину [5,6].
Система тестирования может разрабатываться на основе свободно распространяемых редакторов создания тестов TextMaker, ACT-Test, а также на платформе BlackBoard, сравнительный анализ использования которых помещен в работах [7,8]. Формировать тесты и проводить тестирование можно на платформе Sakai или в виртуальной обучающей среде Moodle [9].
Однако по целому ряду причин использование вышеупомянутых электронных ресурсов не решает все проблемы, возникающие при формировании математических тестов. В связи с этим на кафедре математики Санкт-Петербургского государственного морского технического университета в качестве системы тестирования используется программа «Tester», разработанная на кафедре с использованием HTML и JavaScript технологий и основанная на созданной базе тестовых заданий.
Методология электронных ресурсов, предназначенных для использования в учебном процессе элементов дистанционного обучения
Целью разработки является создание виртуальной образовательной среды для реализации процесса дистанционного обучения или использование его
технологий в учебном процессе, осуществляемом в традиционной форме. Поставленная цель достигается за счет модульного принципа изучения математических дисциплин, разработки базы учебных методических материалов в электронном виде, а в качестве виртуальной образовательной среды используется глобальная сеть Интернет.
Внедрение такого комплекса в учебный процесс позволяет:
— студентам получить доступ ко всем методическим и информационным материалам изучаемой дисциплины через глобальную сеть Интернет, самостоятельно изучать отдельные ее разделы в виртуальной образовательной среде, а также проводить личный мониторинг полученных знаний по изученной теме;
— преподавателям устанавливать контакт со студентами для руководства их самостоятельной работой, а также проводить контрольные испытания в виде тестирования в компьютерном классе или режиме online.
Использование разработанного комплекса в образовательном процессе осуществляется посредством обеспечения доступа преподавателей и студентов ко всем его материалам и программным продуктам через созданный для этой цели учебный сайт, размещенный в сети Интернет на портале www.smtu.ru.
Применение комплекса информационных материалов и электронных ресурсов в учебном процессе
Разработанный на кафедре математики Санкт-Петербургского государственного морского технического университета программный комплекс информационных материалов и электронных ресурсов по дисциплине математика включает в себя:
1. учебный сайт, размещенный в сети Интернет;
2. учебные методические материалы, поддерживающие лекционные курсы читаемых дисциплин;
3. методические указания для организации самостоятельной работы студентов, включающие в себя: варианты заданий для самостоятельных, лабораторных и курсовых работ, а также примеры их выполнения;
4. систему тестирования, предназначенную для проверки или для личного мониторинга полученных знаний пользователя.
Доступ ко всем материалам, размещенным на сайте, предполагает авторизацию (регистрацию) пользователей. Все пользователи разделены при этом на несколько групп с разными уровнями доступа.
Сайт предусматривает работу с авторизованными пользователями четырёх категорий:
1. администратор кафедры;
2. преподаватель;
3. регистратор пользователя;
4. студент.
Главная страница становится доступной сразу после авторизации пользователя. С нее можно перейти на другие страницы, используя соответствующие закладки (рис. 1).
Пользователи-преподаватели имеют возможность просматривать и скачивать любой материал сайта, а добавлять материал только в свой раздел. Менять структуру сайта имеют право только администраторы.
Студенты-пользователи наделены правом зайти в определенный раздел сайта своей группы, просматривать и скачивать материалы этого раздела.
Интерфейс сайта включает в себя:
1. окно просмотра, переход к которому осуществляется через авторизацию с заставки сайта и вид которого зависит от уровня доступа;
2. главное меню разделов в зависимости от уровня доступа;
3. окна просмотра, снабженные необходимыми закладками, посредством которых осуществляется навигация по сайту и переход через гиперссылки к требуемым интернет-ресурсам.
Меню имеет иерархическую структуру с открывающимися дополнительными его подразделами. В зависимости от уровня доступа состав меню меняется.
Администратору кафедры доступны следующие страницы:
1. главная страница, содержащая полезную информацию;
2. список дисциплин, читаемых преподавателями кафедры (с возможностью ввода новой дисциплины);
3. список учебных материалов (с возможностью ввода нового учебного материала и указания, какой материал является обязательным по выбранной дисциплине);
4. список преподавателей (с возможностью ввода нового преподавателя);
5. список групп и читаемых дисциплин выбранного преподавателя (с возможностью корректировки списка).
Главная страница становится доступной сразу после авторизации пользователя. С других страниц сайта на неё можно перейти, нажав на вкладку "Главная".
Добро пожаловать на 1осаШо&
Содержимое ГЛАВНОЙ страШШЫ еше Не создано. • Злйыпл пдрощ.?
Рис. 1. Главная страница сайта
Вход на са>гт
Илроль'
Через вкладку «Дисциплины» в виде таблицы отображаются доступные дисциплины (рис. 2). Можно добавить новую дисциплину нажатием кнопки «Добавить дисциплину».
Рис. 2. Страница выбора дисциплины
Переход на страницы "Список учебных материалов" и "Список преподавателей" (рис. 3) происходит через соответствующие закладки. Доступные материалы отображаются в виде таблицы. Если выбрать дисциплину в поле "Дисциплина" и нажать на кнопку "Выбрать", то в последнем столбце таблицы появится информация о том, является ли данный материал обязательным для выбранной специальности (профиля). Чтобы пометить материал как обязательный, необходимо нажать на ссылку "Добавить". Чтобы снять отметку, следует нажать на ссылку "Отменить". Можно добавить новый учебный материал нажатием кнопки "Добавить материал". Просмотреть материал можно, нажав на ссылку "Открыть/скачать" в соответствующей строке.
В виде таблицы отображается список преподавателей вместе с группами, в которых преподаватели проводят занятия, а также наименование дисциплин и вид занятий. Для ввода нового преподавателя необходимо заполнить поля под заголовком "Новый преподаватель" и нажать на кнопку "Добавить преподавателя". Если нажать на ссылку "Изменить список групп", пользователь попадает в следующий раздел.
Преподавателю доступны следующие страницы:
1. главная страница, содержащая полезную информацию;
2. список учебных материалов (с возможностью загрузки нового учебного материала);
3. список студенческих групп, в которых преподаватель проводит занятия;
4. список учебных материалов, доступных для выбранной студенческий группы (с возможностью указания, какой материал является доступным);
5. тесты.
В этом разделе в виде таблицы отображаются все доступные учебные материалы для выбранной студенческой группы. Таблица идентична списку учебных материалов (раздел "Учебные материалы") за исключением столбца "Доступен".
Пр>гп-1»даит«л^ нафедри | 1ос<|.'гтв»1 - Орега
ввйп ГЫм ВИД 3»(ЛМРМ «<трум*«ты ОТ*»«
*■ ¡> ® ' ★ •¡А" ■'•• ■• ■
Мояу-ютнояэвгись ВМПи
Сидоров Сидор СиДоротч
| Гпаочап | ДОсцлм»! | Об»нгигы1и»уч1»в|>ь»магирмагк1 | ПрвооАЛМ1*лн-е1удонт*!
Ггыяняя
П ре!Iодаватели кафедры
Новый преподаватель
"77 ЩСК «
I ^ 127Л,0.1\йЧ*. ¡¡I кафИнпр - Рат* (М * !''©.- 1
Рис. 3. Раздел преподавателя
Если материал недоступен студенческой группе, в этом столбце видна надпись "Нет", если доступен - "Да". Чтобы сделать материал доступным для группы, следует нажать на ссылку "Добавить" в столбце "Доступен". Чтобы исключить материал из списка доступных, необходимо нажать на ссылку "Отменить". Для перехода на страницу системы тестирования нужно нажать на вкладку "Тесты". Раздел содержит систему тестирования для самопроверки знаний студентов.
Регистратору пользователя доступны следующие страницы:
1. главная страница, содержащая полезную информацию;
2. список студенческих групп (с возможностью ввода новой группы)
(рис.4);
3. список студентов выбранной группы (с возможностью добавления студентов)._
1 | Стуинчмш» фТПГЫ
Сгуден ч еские груи 11 ы
смс1си*)гсл»иа ейиепеч Ред«"тнр»я* еж-т» обьектеа ^гдвтнт&ль штл
исрскей шфрк-пуктуты
Ноичм грушт
Год поступления
Рис. 4. Список студенческих групп
Студентам доступны следующие страницы:
1. главная страница, содержащая полезную информацию;
2. учебные материалы (рис. 5);
3. тесты.
rfcjcuj Вид Ji'-njjrn
V4(M4íC№*rpy,. -
© '-; bJiKt •'•••J
-IiJ J УчиГ**,ы м.пГ.ггми!».! J Стуявнчвеи»* rrvTUfci - нАГврнлГ».! J
Студенческие группы
Д*|цн<1ЛИ1<» СПГД- 1 Смчккт^мтъГнагфНЛ««!»* (профиль) Вид in«™)
i д* "т*'"
Ml'CVJTHIJ Ш1 1 SC 100 КщнДлк^ои ч|. смеэмггечшгэ ■> слтемэтечдак» ебьект» мфега* Iii 100 KopáGrtKipwt««. uwwtmiiitä И Пещж flocty>tc< uaieiMrtoe
Tt пуск ÍL- I
f (бЫ!*ТМ typrtrü
ГОГО-ЧИ«\=1с I.. - £ IT 0 0 1Л
I Г-ЛХ fr-J *
Рис. 5. Учебные материалы для студенческой группы
На сайте также предусмотрен доступ к свободно распространяемым программным средствам, поддерживающим используемые информационные ресурсы, в частности Flash Player, Adobe Reader, и.т.д.
Сайт создан на базе системы управления содержимым Drupal версии 7 с использованием средств языка разметки гипертекстовых документов HTML, языков программирования PHP и JavaScript, а также системы каскадных таблиц стилей CSS.
На сайте размещены следующие учебные материалы:
1. конспект лекций в электронном виде, выполненный в виде модулей (рис.
6);
2. учебные пособия по выполнению домашних заданий (рабочие тетради) в электронном виде (рис. 6);
3. типовые расчеты (рис. 7), выписки из календарных планов, вопросы для подготовки к экзамену и образцы контрольных работ;
4. методические пособия для выполнения курсовых работ;
5. система тестирования (программа тестирования и база тестовых заданий) для самопроверки полученных знаний при подготовке к контрольным испытаниям;
6. список рекомендуемой литературы, ссылку и указания по использованию электронно-библиотечной системы издательства "Лань".
База учебных информационных материалов представляет собой набор электронных методических пособий и методических разработок, представленных в формате PDF. Выбор формата PDF обусловлен тем, что материалы в этом формате открываются без искажения под любым браузером и допускают возможность просмотра материала на экране в режиме чтения, т.е. перехода к нужному разделу из главного меню без вертикального пролистывания.
Рис. 6. Электронный конспект лекций и рабочая тетрадь
Электронный конспект лекций выполнен в виде модулей, соответствующим темам изучаемой дисциплины. Модульное представление теоретического материала позволяет формировать из него конспекты лекций для различных специальностей или указывать студенту путь в виде набора и последовательности модулей, соответствующем его специализации.
Размещенные на сайте учебные пособия по выполнению типовых расчетов (рабочие тетради) позволяют организовать самостоятельную работу студентов, оказать ему методическую помощь в выполнении домашних заданий в удобное для него время.
Набор модулей электронных конспектов лекций и рабочие тетради по каждому модулю, доступные студенту на домашнем компьютере, а также предоставленная ему возможность оценить уровень своих знаний через проведенный самостоятельно сеанс тестирования, формируют образовательную среду, способствующую повышению качества обучения._
■ а - щ-
Л^бДаГс. ЛнЬб! 4->|гЛПн1 АлЫ>Йн| ЛлЬ6|
IШ '4v д ч? в-в "г
-#«■■-(!-;] *>-[";! Н]
f1 ! ' Й Г2. J Ы
i ' * ' * • i-.ll а » '"J-"'
[i: i ;J fe ¡ir^zrc"
J-1-2,4,7}, p-{0,1,2}. 5-¡1,0,1} ы T-{-1,2.4} rit ЛЦГ.3: 2 К Ö4B:2: 2У*"
1 nincpu Л ir Ь oäpjjVK.t vro.T я 30' . p]-e. |C| — I I Cirtcn Л Т113Г.
--"t- P • - — P - - t*- - >
13 -Хгш-м, nrn IHM Л{(М;-4) .. 1*1(1:Г.;0) и .ли-"»
1 Л-. 0-1 Я . Л-' я
, -в
h № «» И ? 3 в «и ЯП
р 1 а ? 4 12 11 0 2
\4я-у-*г- 2
Гу «-О
псргымтау^чич^ к
л - {II;- 3;-1) » flipr«-M*ri
ЙГ1- J4(-i)J(S -14*« -О so*, . 1г.1га.Лг^-/1г4-о S-}ft.12; 1i, JJ-31 ;3;0}. 3-{2; 1,l> ь /-Ю. tJ> > Hail-tti rajinmtitdJl КИОр. itcpariuaiv^ .upiuitt DcUcpi.4 Я -/ ■ } • НИ а
S-3J. I.K,
.HlilillHülK.JH.lL«! нчки
b -э,'- 7/ . Ofr „ e-i. / Y P У
Я|Ю«ГЛМЯ»«!1< 'l*W>
■ H-.iiuv.ijl ВДЛГМН141. (ффьмииимй i iu«iy W(lI,-5) и
wiwwuert.w.vs^ JMTOW JOiPSWl
t LOCIJLUT1 uiroiiirirrLC '.-pauiiHlw HJH4""'", -ТИЧ'« » тжыкц у0*ш miiifuii.-nr» -'i'- ■ ■
Рис. 7. Варианты типового расчета
На сайте размещены также описания курсовых работ, методические указания по их выполнению и оформлению, примеры выполнения курсовых работ, в частности с использованием пакета прикладных математических программ Mathcad, а также варианты заданий для них.
Система тестирования
Программный комплекс дополнен системой тестирования, предназначенной для обучающихся, которые до проведения контрольных испытаний могут оценить результаты своей работы над изученной темой и в случае необходимости своевременно внести коррективы.
Система тестирования включает в себя базу тестовых заданий, скомпилированную в соответствии модульной структурой дисциплины в форме gif -файлов, и программный модуль «Tester». В программу тестирования пользователь входит через авторизацию с указанием своих данных. Тестовые задания представлены в виде вопросов с закрытыми однозначными и многозначными ответами (рис. 8)._
Тест i Дифференциальное исчисление функции нескольких nef*""" " ",v
Ii™ ffc ' у)
Но определению частной производном предел Ilm равен
лх-Л AV
Рис. 8. Окно системы тестирования
В программном модуле предусмотрена свободная навигация по вопросам. Время, затраченное на тест, можно ограничить, а можно и не делать этого, указав после оглашения результатов затраченное пользователем время.
По окончании сеанса тестирования по выбранной теме на экран выводятся результаты (рис. 9), которые содержат:
1. количество верно решенных задач;
2. рейтинг - количество верно решенных задач в отношении к общему числу задач теста с учетом уровня их сложности;
3. количество верно решенных задач в процентах и итоговая оценка;
4. время, затраченное на решение теста.
тая ы Тестирование завершено. Результаты:
Ими ИСГ1Ы lycMuro Hutiiiuu Ишм Ишшииич
Груги kl ИСГ1Ы lyciwioru 11111
Вопросов в тесте 20
От неменных вппроспя 70
11равильных ответов l'J
11роцент правильных ответе >В GO "/и
Ошибки и вопросах [NO] 3, 5,9,10,11,15,16,18
Просмотр пройденного теста
Рис. 9. Оглашение результатов тестирования
Через закладку «Просмотр пройденного теста» (рис. 9) можно просмотреть пройденный тест и попытаться проанализировать свои ошибки (рис. 10). В
программном модуле предусмотрена возможность пройти тест повторно.
Просмотр пройденного теста
Могут л» интегральные кривые для дифференциального урлиненин у'+р(х)у - О Kaut i ьсн осп абсцисс?
X _
■! Ь f. / ¡I '> IU ...
вперед J-
Рис. 10. Просмотр пройденного теста
Программный модуль содержит базу тестов разработанных по всем модулям изучаемых математических дисциплин. Пополнение базы тестов возможно на основе входящей в систему тестирования базы тестовых заданий, выполненную в виде набора gif - файлов. Это позволяет с помощью операторов JavaScript формировать новые тесты, а затем сохранять их.
Программный модуль может использоваться и для проведения итогового тестирования преподавателем в компьютерном зале. Для подобного сеанса тестирования можно использовать один вариант теста, поскольку вопросы и варианты ответов при каждом входе в систему тестирования перемешиваются. Итоговое тестирование может проводиться и в режиме online. Для этой цели предусматривается сохранение результатов тестирования в файле «Дневник пользователя» (рис. 11).
Дневник пользователя
Пройденный тест ФИО испытуемого Группа испытуемого Да F ti прохождении Um ipoeuu и i ест е
ОшСЧС'ННЫХ UOI ipocou
Правильных ответов Процент правильных ответов Ошибки в вопросах L№J
Теория пределов Васильева Наталья Викторовна 1111
Sun Jan 1/ 15:50:01 201í> 20 17 Л
?о°л> 6,9,10
Следующая запись 5
Прошил oí ittCTCtuupaj
Рис. 11. Дневник пользователя
Применение в системе дистанционного обучения разработанного программного модуля «Testen» дает возможность:
1. использовать созданный информационно-образовательный ресурс на компьютере с минимальными требованиями под любым web - браузером;
2. дополнять учебный информационный комплекс элементами личного контроля;
3. вводить в образовательный комплекс элементы обучения благодаря указанию неверных ответов в системе оглашения результатов теста и возможностью его повторного прохождения;
4. проводить промежуточное и итоговое тестирование учебной группы в компьютерном зале и в режиме online;
5. формировать новые тесты в редакторе программного модуля, используя базу тестовых заданий.
Структура программной части модуля «Tester»
Программный модуль «Tester» содержит следующие компоненты:
— набор функций, написанных на языке JavaScript, с их последующей реализацией;
— web - браузер, корректно отображающий гипертекст, структурированный согласно спецификации Всемирного Интернет Консорциума (W3C) HTML и имеющий встроенный или внешний модуль интерпретатора JavaScript;
— интерпретатор JavaScript, если таковой не содержится в web - браузере;
— тестовую базу заданий, разработанную с использованием технологий
HTML.
Программный модуль включает в себя административный интерфейс (редактор материалов, предоставляемых пользователю, и механизм доступа к информации о работе клиентских приложений) и клиентскую часть, отображающую информацию в виде тестовых задач. Доступ к редактору и клиентской части программного комплекса может быть осуществлен с помощью любого Internet-навигатора. В системе программного модуля используются следующие протоколы:
— RFC(Request for Comments) 1945, RFC 2616
— File Transfer Protocol (FTP)
— Rtf to html converter
— [Rich Text Format (RTF) Specification by Microsoft]
— Gif export support
Интерфейс программного модуля «Tester» представляет собой гипертекст, содержащий текстовые и графические элементы, находящийся в файле формата HTML. Логическая часть модуля — код, написанный на языке JavaScript и выполняемый в соответствующем интерпретаторе. С помощью JavaScript реализуются такие функции как перемещение по заданиям вперед и назад, свободное перемещение по заданиям, проверка правильности ответа, контроль времени и т.д.
Взаимодействие между компонентами модуля осуществляется с помощью запросов, передающихся по протоколу HTTP. После открытия индексного файла, содержащего разметку гипертекста (HTML), формируется клиентский запрос, содержащий некоторую информацию о пользователе (ФИО, группа), а также тему, по которой пользователь хочет проверить свои знания. Данные о выбранном варианте ответа и номере текущего задания передаются браузером в JavaScript интерпретатор, который их обрабатывает и сохраняет в памяти до закрытия модуля. По окончании тестирования обработанные данные выдаются пользователю в виде статистики. Если требуется, то результаты прохождения теста могут быть сохранены в журнале пользователя в целях их проверки преподавателем.
Заключение
Научная и практическая значимость выполненного информационно-образовательного ресурса состоит в том, что он представляет собой инновационный программный методический продукт по базовым для инженера математическим дисциплинам "Математика" и "Теория вероятностей и математическая статистика", разработанный на основе современных компьютерных технологий и полностью готовый для внедрения в учебный процесс, осуществляемый по очной, вечерней, заочной и дистанционной формах обучения.
Введенная в программный комплекс система администрирования позволяет использовать его как основу для дистанционной формы обучения не только по дисциплинам "Математика" и "Теория вероятностей и математическая статистика", но и, добавляя соответствующие учебные методические материалы, по всем дисциплинам, входящим в компонент выбранной специальности.
Все размещенные на web-сайте учебные материалы соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения, доступны пользователю в сети «Интернет» под любым web-браузером и могут использоваться на ПК со следующими минимальными требованиями:
— операционная система MS Windows 95 и выше;
— интернет-обозреватель Mozilla Firefox, Opera или Chrome;
— Flash Player;
— Adobe Reader.
При разработке проекта использовались современные программные средства: HTML, SQL, JavaScript, РНР, Flach Player, а также интернет-ресурсы, такие как www.drupal.org,www.mysql.com.
Литература
1. Григорьев-Голубев В.В., Васильева Н.В., Ипатова Л.П., Леора С.Н., Певзнер
B.В. Элементы дистанционного обучения математическим дисциплинам в системе высшего образования для кораблестроительных специальностей и направлений. // Журнал «Морские интеллектуальные технологии», СПб, декабрь 2014, 136 - 141 с.
2. Григорьев-Голубев В.В., Васильева Н.В., Леора С.Н., Певзнер В.В., и др. Модульный комплекс изучения математических дисциплин. // Электронный ресурс № ОФЭРНиО: - 20030, 02.04.14 г.
3. Сосновский С.А., Гиренко А.Ф., Галеев И.Х. Информатизация математический компоненты инженерного, технического и естественнонаучного обучения в рамках проекта MetaMath. // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" — 2014. — V.17. — №4. — 446-457 с. — ISSN 1436-4522.
4. Григорьев-Голубев В.В., Кротов Е.А., Васильева Н.В., Ипатова Л.П., Леора
C.Н., Сорокин В.Н., Певзнер В.В., Дмитриев В.М., Чуканбаева Н.Г., Гришкина А.В. Комплекс программных средств и информационных материалов для дистанционного обучения на основе модульного подхода на платформе Sakai. // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование», №12 (79) декабрь 2015, Москва.
5. Галеев И.Х. Компьютерный контроль знаний (локально и дистанционно). // И.Х. Галеев, В.Г. Иванов, Д.Л. Храмов, О.В. Колосов; Под ред. И.Х. Галеева. — Казань: Казанский государственный технологический университет, 2005. — 126 с.
6. Галеев И.Х., Храмов Д.Л., Светлаков А.П., Колосов О.В. Адаптивное обучение и тестирование. // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Развитие методов и средств компьютерного адаптивного тестирования», 17-18 апреля 2003 г. — 33-35 с.
7. Галеев И.Х., Иванов В.Г., Аристова Н.В., Урядов В.Г. Сравнительный анализ программных комплексов TestMaker и ACT^est. // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" — 2007 — V. 10 — N 3. — 336-360 с. — ISSN 14364522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html
8. Каримова В.М., Мусина З.И., Фархулина А.К Сравнительный анализ программных комплексов TestMaker и BlackBoard. // XXII Туполевские чтения (школа молодых ученых) Международная молодёжная научная конференция: Материалы конференции. Сборник докладов. Министерство образования и науки Российской Федерации. Российский фонд фундаментальных исследований. Казанский национальный исследовательский технический университет им. АН. Туполева-КАИ (КНИТУ-КАИ). Казань, 2015. Т. 3. — 444450 с.
9. Медведева С.Н., Тутубалин П.И. Информационные технологии контроля и оценки знаний в системе дистанционного обучения Moodle // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" — 2012 — V. 15 — N 1. — 555-666 с. — ISSN 14364522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html
10. Григорьев-Голубев В.В., Васильева Н.В., Ипатова Л.П., Певзнер В.В., Фишкина И.Н. Интерактивный учебный комплекс по математике. // Электронный ресурс № ОФЭРНиО: - 18981, 25.05.13 г.
11. Григорьев-Голубев В.В., Васильева Н.В., Ипатова Л.П., Певзнер В.В., Фишкина И.Н. Интерактивный учебный комплекс по математике. // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» №3 (46) март 2013.