УДК 343,9
DOI 10.17150/2500-4255.2018.12(2).247-257
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
Е.В. Ионова1, М.В. Савельева1, А.Б. Смушкин1' 2
1 Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов, Российская Федерация
2 Поволжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) в г. Саратове, г. Саратов, Российская Федерация
Информация о статье
Дата поступления 18 ноября 2016 г.
Дата принятия в печать 6 апреля 2018 г.
Дата онлайн-размещения 27 апреля 2018 г.
Ключевые слова Методика преподавания; дисциплины криминалистического цикла; практические занятия; история криминалистики; метод деловой игры; расследование преступлений
Аннотация. В статье раскрываются современные методические подходы к преподаванию дисциплин криминалистического цикла. Важность и значение новейших методических разработок преподавания криминалистики не вызывает сомнений. Авторами предлагаемой статьи обращено внимание на необходимость их постоянного совершенствования. В частности, рассмотрены актуальные вопросы подготовки, проведения и подведения итогов лекционных, семинарских и практических занятий, организации самостоятельной работы обучающихся. Предложены варианты структуры учебного занятия по криминалистике, а также форм контроля полученных навыков, знаний и умений. Исследуется сущность моделирования будущей профессиональной деятельности обучающихся в форме деловых игр или при помощи виртуальных учебно-методических комплексов. В статье содержатся результаты педагогического опыта авторов, связанного с привлечением к участию в учебном процессе сотрудников правоохранительных органов или же на базе правоохранительных органов. Особое внимание уделено необходимости использования интерактивных и инновационных форм обучения. Указано на эффективность применения на занятиях по дисциплинам криминалистического цикла мультимедийного оборудования, возможностей сети Интернет, программного обеспечения. В условиях настоящего времени преподавание криминалистики должно производиться с учетом следующих направлений: учет истории развития криминалистики; выраженная практическая направленность учебных занятий путем отработки практических навыков и привлечения практических работников правоохранительных органов; самообразование обучающихся; комплексная подача учебного материала; использование современных технологий и научных достижений в учебном процессе. Активное использование вышеуказанных методических разработок позволит подготовить квалифицированные трудовые кадры для работы не только в правоохранительных органах, но и в области юриспруденции в целом.
SOME ASPECTS OF THE METHODOLOGY OF TEACHING CRIMINALISTIC DISCIPLINES
Ekaterina V. Ionova1, Marina V. Savelyeva1, Aleksandr B. Smushkin1' 2
1 Saratov State Law Academy, Saratov, the Russian Federation
2 Middle Volga Institute (branch) of All-Russian State University of Justice in Saratov, Saratov, the Russian Federation
Article info
Received
2016 November 18 Accepted 2018 April 6 Available online 2018 April 27
Keywords
Teaching methodology; criminalistic disciplines; workshops; history of criminalistics; business game methods; crime investigation
Abstract. The paper describes contemporary methodological approaches to teaching criminalistic disciplines. The importance and meaning of state-of-the-art methodology in teaching criminalistics cannot be questioned. The authors of the paper pay attention to the necessity of their constant improvement. In particular, they examine the topical issues of preparing for, conducting and summarizing the results of lectures, seminars and workshops, the organization of self-study for students. They offer several structures for a class in criminalistics and the types of controlling the acquisition of knowledge and skills. They study the modeling of future professional activities using business games or virtual study and methodology complexes. The paper summarizes the results of the authors' teaching experience of involving law enforcement employees into the process of teaching or conducting classes in their premises. They pay special attention to the use of interactive and innovative teaching methods, stress the efficiency of using multimedia equipment, the Internet and special software for teaching criminalistic disciplines. At present, the course of criminalistics should include the following elements: the history of
criminalistics' development; the practice orientation of classes through training practical skills and involvement of law enforcement employees; self-study of students; presentation of teaching material in complexes; the use of modern technologies and research achievements in teaching. An active use of these methods will allow to train highly qualified personnel to work not only in the law enforcement bodies, but in the general sphere of jurisprudence.
К дисциплинам криминалистического цикла (направления) следует отнести криминалистику; тактику и методику расследования преступлений; проблемы расследования экономических преступлений; основы оперативно-розыскной деятельности; теорию судебной экспертизы; философию криминалистики [1] и др. Центральным звеном, конечно же, выступает криминалистика — наука и дисциплина, на которой базируются перечисленные дисциплины специализации и которая имеет достаточно богатую историю преподавания начиная с начала XX столетия. Первые курсы криминалистики были прочитаны на Украине в 1910 г. А.Д. Киселевым на юридическом факультете Харьковского университета, а в России — С.Н. Трегубовым в 1911-1912 гг. в Императорском училище правоведения [2; 3].
Зарубежная криминалистическая наука начала формироваться несколько раньше. Следует отметить, что в зарубежной литературе бытует мнение, что криминалистика является одной из многих вспомогательных судебных наук (Forensic Sciences). В заглавиях некоторых англоязычных работ термины «Criminalistics», «Forensics», «Forensic science» иногда используются как равнозначные, а совокупность вспомогательных судебных наук определяется общим названием «Forensic science» [4, с. 36; 5, p. 463; 6, p. 676], что безусловно является расширенным подходом.
Об уникальности и своеобразности дисциплины «Криминалистика» говорится во многих работах ученых-криминалистов и практиков. Еще Эдмон Локар говорил, что криминалистика «есть, собственно говоря, искусство... так как ее содержание образуют методы», «совокупность методов. дающих возможность устанавливать доказывающие преступления улики» [7, с. 835]. Р.С. Белкин, один из основателей российской криминалистики, отметил: «Специфика преподавания курса криминалистики заключается, главным образом, в тех формах обучения, которые преследуют цель привития обучающимся определенных умений и навыков и развития их субъективных качеств» [7]. Н.И. Порубов, в свою
очередь, указал: «Методика преподавания криминалистики отлична от других юридических предметов и своеобразна» [8, с. 51]. Поэтому проблема преподавания дисциплин криминалистического цикла требует пристального регулярного методического исследования. Е.Р. Рос-синская подчеркнула особенности современной сущности криминалистики не только как науки, но и как учебной дисциплины: «На сегодняшний день криминалистика является основным проводником достижений естественных, технических и гуманитарных наук в сферу судопроизводства. Это обстоятельство определяет основные тенденции развития криминалистической науки, расширение и видоизменение решаемых ею задач, отражается на содержании учебного курса «Криминалистика» и особенностях его преподавания» [9, с. 795].
Таким образом, криминалистика и как наука, и как учебная дисциплина сформировалась достаточно давно, на протяжении этого же периода эволюционировала и методика преподавания наук криминалистического цикла. Реформирование системы высшего образования с учетом многоуровневой системы высшего образования и критериев Болонского процесса, которым, справедливости ради необходимо отметить, не все страны — участницы Болонской конвенции безоговорочно довольны [10; 11], уже дает свои результаты и у нас. И в нашей стране результаты, надо сказать, не столь масштабны и эффективны, как это предполагалось, поскольку в некоторых областях особенно неприемлемо деление на бакалавров и магистрантов, в том числе и в области юриспруденции.
Тем не менее, реализуя методику преподавания в современных условиях и понимая, что образовательные технологии не должны стоять на месте, полагаем, что уровень подготовки современных бакалавров будет повышаться, усиливая практическую составляющую обучения и реализуя следующие направления: привлечение практиков в учебный процесс, сценарии деловых игр, ознакомление с результатами экспертиз и следственных действий, проведение занятий на базе правоохранительных органов и
т.д. А для формирования магистранта акценты должны в большей степени сместиться в сторону его самостоятельной работы и самообучения посредством современных обучающих технологий. Далее мы рассмотрим отдельные наработки и рекомендации, которые реализуются в нашей практической деятельности.
Задача современного педагога — снабдить обучающегося знаниями и навыками, воспитать специалиста, обладающего необходимыми в настоящее время для борьбы с преступностью компетенциями. Следует согласиться с В.В. Фадеевой в том, что неоценимое значение приобретает инновационное образование, сочетающее современные и наиболее эффективные информационные технологии с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, многоуровневой подготовкой специалистов, междисциплинарным подходом к учебе, учитывающим требования рынка интеллектуального труда, потребности современных студентов в соответствии с их способностями и возможностями [12].
С учетом того что за прошедшее столетие криминалистика превратилась в одну из самых сложных и наукоемких дисциплин, сочетающих собственный сложнейший научный аппарат с привлеченными для решения возникающих задач знаниями из пограничных наук [13, с. 5], труднейшей является и задача обеспечения качественной передачи данных знаний в процессе подготовки достойных кадров юридической специализации. Она может быть решена только посредством разработки и реализации преподавателями современных методических разработок. Основными направлениями методических разработок должны стать рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям, интерактивным методикам преподавания, самостоятельной работе обучающихся, а также формам и методам контроля за усвоением материала.
Практические (семинарские) занятия являются запланированной формой учебной нагрузки, в том числе и при преподавании дисциплин криминалистического цикла. Важность их методических разработок в соответствии с реалиями современного мира невозможно переоценить и неоднократно была отмечена многими учеными-криминалистами [14-16; 17, с. 29-30; 18; 19, с. 24-25].
При подготовке к семинарским занятиям обучающийся должен в первую очередь определить, понятна ли ему тема занятия в целом и
отдельные ее вопросы, имеется ли у него в наличии необходимая специальная литература, конспекты лекций, доступ к электронным источникам информации. Для подготовки к занятию ему как минимум необходимо изучить материал учебника и лекций по теме занятия. Существенно повышает качество подготовки использование дополнительных источников: специальной литературы и справочников, интернет-ресурсов, справочных правовых систем и аналитического материала правоохранительных органов, находящегося в открытом доступе на сайте того или иного ведомства.
Следует отметить, что обучающимися часто недооценивается роль конспектирования материала для его усвоения. Между тем конспектирование получаемой информации приводит к ее структурированию и систематизированию в памяти обучающегося новых данных. При конспектировании рекомендуется вносить в конспект содержание основных понятий и категорий рассматриваемых вопросов, систематизировать различные мнения по дискуссионным вопросам, фиксировать основные цитаты, к которым планируется прибегнуть в ходе обсуждения вопроса на семинарском (практическом) занятии.
Для того чтобы семинарское занятие было проведено качественно, необходима нацеленность обучаемых на самообразование, которую можно повышать двумя путями — возбуждением интереса к предмету криминалистики и формированием мотивированности обучаемого, выражаемой в потребности постоянного получения новых знаний. Важным критерием этого является способность и мотивированность обучающегося к выполнению самостоятельной работы. Это один из значимых показателей, поскольку характерной чертой современного процесса образования является возрастание роли самообразования и побуждение обучаемых не останавливаться на достигнутом, а воспринимать образование как непрерывный процесс, направляющий путем самообразования в дальнейшем повышать свой уровень профессиональных знаний и свою квалификацию. Например, способствовать мотивации при изучении криминалистики будет указание на то, что знания криминалистики не ограничиваются лишь уголовно-правовой сферой, ее данные успешно применяются в гражданских и арбитражных, административных процессах, нотариальной деятельности и др. Мотивации будет способствовать и то обстоятельство, что «условием успешного предотвращения, выявления, рас-
крытия и расследования преступлений является рациональное и эффективное использование научных криминалистических рекомендаций, технико-криминалистических средств, методов и технологий в практике уголовного судопроизводства» [20, с. 3].
Самостоятельная работа обучающихся представляет собой вид учебной работы, осуществляемой преимущественно во внеучебное время, индивидуально или в малых группах, без непосредственного контакта с преподавателем. Объем самостоятельной работы планируется в учебных планах, а ее организация возлагается на преподавателя и может быть осуществлена через консультации (личные или с помощью различных форм онлайн- и офлайн-консульти-рования в сети Интернет), указания рекомендуемой для изучения литературы, контрольных вопросов и вопросов для самостоятельного изучения, примерной тематики докладов и рефератов в рабочей программе дисциплины.
Основными формами самостоятельной работы по дисциплинам криминалистического цикла можно считать изучение и конспектирование дополнительной рекомендуемой литературы и лекций по дисциплине, подготовка докладов, выполнение иных индивидуальных заданий преподавателя, например по анализу проблемной ситуации, сравнительному анализу отдельных образцов специальной техники и т.д.
Конспектирование обучающимися дополнительной литературы может быть более подробным или менее, главное, конспект должен быть выполнен самостоятельно, а не скопирован или переписан у другого обучаемого. Лишь самостоятельное, авторское выполнение конспектов способствует более глубокому и комплексному усвоению материала. Конспектированные работы могут быть положены в основу выступления с рефератом. Следует отметить, что обучающимися часто недооценивается роль конспектирования материала для его усвоения. Между тем конспектирование получаемой информации приводит к ее структурированию и систематизированию в памяти новых данных. При конспектировании рекомендуется выносить в конспект содержание основных понятий и категорий рассматриваемых вопросов, систематизировать различные мнения по дискуссионным вопросам, зафиксировать основные цитаты, к которым планируется прибегнуть в ходе обсуждения вопроса на семинарском (практическом) занятии.
Конспекты могут быть как рукописными, так и выполненными с помощью технических средств, но, главное, они должны быть авторскими, самостоятельными.
В контексте дисциплин криминалистического цикла особое значение приобретает умелое использование презентаций и раздаточного материала (так называемых средств обучения) для демонстрации образцов специальной техники и перспективных разработок.
Для выступления с докладом или сообщением обучающимися могут быть подготовлены раздаточные материалы (результаты анкетирования и интервьюирования, модели, иные наглядные пособия и т.д.) или презентации. В раздаточный материал или слайды презентации рекомендуется выносить основные определения, графики, таблицы, диаграммы. В контексте рассматриваемой дисциплины особое значение приобретает умелое использование презентаций и раздаточного материала для демонстрации образцов специальной техники и перспективных разработок. Приведем два примера из личной педагогической практики. В одном случае при выступлении с докладом на тему «Искусственные папиллярные узоры: проблемы выявления» обучающийся продемонстрировал аудитории штамп с клише искусственного папиллярного узора. Во втором случае, презентуя доклад на тему «Проблемы назначения и производства судебной лингвистической экспертизы», студент раздал слушателям копии экспертного заключения соответствующей экспертизы по конкретному уголовному делу, не раз упомянутому в выступлении.
Для подготовки докладов и иных сообщений рекомендуется выбирать актуальные и сложные либо дискуссионные вопросы рассматриваемой темы. При подготовке репродуктивного доклада (воспроизводящего в сокращенном виде содержание одного или нескольких источников) обучающемуся стоит обратить внимание на связность текстов, на то, чтобы выступление не было простым перечнем цитат. По дисциплинам криминалистического цикла репродуктивные доклады могут быть посвящены отдельным видам образцов специальных технических средств и их тактико-техническим характеристикам, а также иллюстрировать различные варианты решения технических вопросов в реализованных образцах техники различных организаций, тактическим особенностям производства недостаточно исследованных следственных и иных процес-
суальных действий, допустимости применения отдельных тактических приемов или их комплексов, методике расследования недостаточно исследованных видов или родов преступлений. Продуктивный (т.е. содержащий критическое осмысление изученного материала, изложение мыслей автора) доклад представляется более полезным для развития навыков ведения научных исследований обучающимся, а также более глубокого и всестороннего освоения материала. Выводы автора не должны приводиться по общеизвестным, аксиоматичным вопросам.
Практические занятия — это определенный вид практики, связанный с углублением и расширением знаний и навыков на основе содержания лекций и в результате работы на семинаре, а также в ходе самостоятельного изучения рекомендуемой литературы [18, с. 41].
Структурно эффективно проведенное практическое занятие может строиться из следующих компонентов:
- подготовительная часть (решение технических и иных методических вопросов);
- организационная часть и определение явки обучающихся;
- вводная часть;
- рабочая часть;
- заключительная часть.
В ходе первого этапа преподаватель проверяет, все ли технические средства, запланированные для проведения практического (семинарского) занятия, имеются в наличии и исправны. Технические средства при преподавании дисциплин криминалистического цикла занимают ключевое место в методиках преподавания в силу ряда причин. Технические средства, используемые в ходе преподавания криминалистики, весьма разнообразны, отвечают современным требованиям образовательного процесса и не только обеспечивают качественную передачу данных знаний в процессе подготовки бакалавров, специалистов, магистров, но и способствуют реализации компетентностного подхода обучения. Здесь же преподаватель удостоверяется в наличии необходимого раздаточного материала (нормативных актов, практикумов и т.д.).
На втором этапе преподаватель проверяет явку обучающихся, готовность запланированных докладов или рефератов.
В рамках вводной части преподаватель должен огласить тему занятия. В ходе вводного слова необходимо подчеркнуть актуальность темы, ее практическую и теоретическую значимость,
основные моменты, которые могут вызвать затруднения при ее изучении, уточнить, все ли вопросы темы были понятны обучающимся, не возникло ли сложностей с поиском дополнительных источников информации.
В ходе рабочей части занятия преподаватель реализует основной арсенал педагогических методов обучения, как классических, так и интерактивных. В рамках рабочей части может быть проведен программируемый опрос по теме занятия и обсуждение докладов или рефератов. Преподавателю необходимо стремиться вовлечь в работу всех обучающихся группы. В ходе программируемого опроса не следует допускать считывания с учебника или иного источника, однако представляется, что в ходе развернутого ответа можно в разумных рамках допустить применение самостоятельно подготовленного обучающимся конспекта.
Представляется нежелательным посвящение всей рабочей части занятия заслушиванию и обсуждению выступлений обучающихся с докладами. Важно достичь разумного баланса времени на теоретический опрос, практическую отработку навыков и умений и выступление обучающихся с докладами.
В этой связи безапелляционным представляется суждение В.В. Степанова о том, что «до сих пор дискутируется вопрос о соотношении теоретического и практического в преподавании криминалистики. Эта проблема не является праздной, так как от ее решения во многом зависит характер процесса обучения. Как показывает опыт преподавания криминалистики, оптимальным является равное соотношение долей теоретического и практического в учебном процессе. Подобное соотношение исключает превращение выпускника в ремесленников, но в то же время обеспечивает его необходимым минимумом навыков и умений, позволяющим ему успешно выполнять возложенные на него функции» [21, с. 51-52].
После заслушивания доклада членами группы и преподавателем могут быть заданы вопросы докладчику, а также возможно проведение дискуссии по отдельным вопросам выступления.
Дискуссия как интерактивная форма проведения занятия характеризуется тем, что двое или более обучающихся подготовленно и аргументированно отстаивают определенные позиции по рассматриваемому вопросу. Для проведения дискуссии возможна подготовка выступлений на
определенную тему, но с отстаиванием различных взглядов на решение каких-либо вопросов, в идеальном случае — противоположных взглядов. Возможно также проведение дискуссии в формате докладчик — педагог. В случае участия в дискуссии только обучающихся преподаватель не должен занимать позицию пассивного наблюдателя. Сами обучающиеся должны учиться корректно вести дискуссию, не перебивая друг друга, не повышая тон речи, уважая мнение других. Контроль ведения дискуссии является основной задачей преподавателя при применении этого метода. Он должен умело направлять дискуссию, снижать накаляющуюся обстановку, предлагать дополнительные вопросы для обсуждения либо акцентировать внимание на отдельных аспектах высказанных мнений.
Активное обсуждение поставленной проблемы возможно и с привлечением сторонних участников. В первом случае на занятие приглашается практический работник правоохранительных органов, что существенно повышает как учебно-методический уровень занятия, так и интерес обучающихся к рассматриваемой теме. Во втором случае — дополнительные участники дискуссии (как правило, студенты и преподаватели иных юридических учебных заведений) вводятся в беседу посредством использования сети Интернет (в форме вебинара). К примеру, Саратовская государственная юридическая академия снабжена специально оборудованной для вебинаров аудиторией. Необходимо помнить, что использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в последнее время приобретает особое значение. Как отмечает В.Ю. Толстолуцкий, использование для тренинга информационных технологий в сочетании с деятельностным подходом позволяет сформировать ориентировочную часть действий следователя за существенно более короткий срок, чем это происходит, когда он учится на собственных ошибках в течение нескольких лет работы [22, с. 42].
Также интерактивной формой проведения занятия по криминалистике является использование соревновательного эффекта, что возможно путем разделения обучающихся на малые группы, конкурирующие друг с другом в быстроте и правильности ответов на заранее подготовленные вопросы преподавателя по изучаемой теме.
Не менее важной интерактивной формой проведения рабочей части занятия может быть деловая игра. Особенно она характерна для
преподавания завершающей части кримина -листики — методики расследования отдельных видов преступлений, которая, по образному выражению А.И. Бастрыкина, является руслом, по которому достижения криминалистики направляются в практику расследования [3, с. 121]. В ходе деловой игры приобретаются практические навыки проведения процессуальных действий, использования конкретных образцов специальной техники. При подготовке к деловой игре необходимо заранее продумать ее цель и задачи, ее фабулу, сценарий, распределить роли между обучающимися, подготовить и раздать раздаточный материал — статистические выкладки, таблицы, иллюстрации, фотографии, графики и т.д. Сценарии деловых игр по дисциплинам криминалистического направления могут быть весьма разнообразны. Так, это может быть модель любого следственного действия. Например, для проведения деловых игр по дисциплине «Основы применения специальной техники» может быть реализована модель выбора и применения отдельных образцов специальной техники для решения конкретных задач, возникающих в практике правоохранительной деятельности, в данных целях могут быть использованы специально оборудованные криминалистические полигоны. Например, в Саратовской государственной юридической академии имеются и активно используются в учебном процессе криминалистический центр, две криминалистические лаборатории и несколько учебных криминалистических полигонов.
В ходе проведения деловой игры преподаватель выступает в роли ведущего, организуя и направляя действия обучающихся. В начале проведения деловой игры преподаватель должен напомнить вводную фабулу, правила игры, определить готовность участников, оговорить критерии оценки результативности участия обучающихся. В ходе деловой игры преподаватель сохраняет активную роль: корректирует и направляет процесс занятия в зависимости от ситуации. Каждый обучающийся должен иметь возможность проявить инициативу, провести опытные действия, являющиеся частью деловой игры, самостоятельно прийти к выводам. В идеале в ходе деловой игры обучающиеся должны прийти к какому-то одному определенному мнению и приобрести практические навыки. Рекомендуется воспроизводство на месте проведения деловой игры обстановки, максимально приближенной к рассматриваемой в фабуле
игры. После завершения деловой игры преподаватель должен подвести итоги, определить наиболее результативных участников и общий уровень готовности учебной группы к практической отработке задач.
Иной формой использования деловой игры в учебном процессе является моделирование будущей профессиональной деятельности обучающихся под непосредственным руководством практических работников, где преподаватель обозначает сущность моделируемых действий (задает фабулу) и обобщает результаты. Так же практическое занятие может быть успешно проведено на базе ресурсов правоохранительных органов (помещений и материально-технической базы) с активным участием практических работников. К примеру, на кафедре криминалистики Саратовской государственной юридической академии в течение длительного времени существует успешная практика проведения занятий на базе филиалов кафедры в правоохранительных органах (главным образом, экспертных учреждениях — ЭКЦ, ЛСЭ).
Презентация как интерактивный метод может быть использована в ходе лекционных и семинарских (практических)занятий.В презентациях могут применяться таблицы, диаграммы, графики, фотографии образцов специальной техники и сами образцы или их макеты и статистические выкладки. В частности, возможна демонстрация учебных видеофильмов: «Ме-таллоискатели», «Знакомьтесь, «Полиграф», «Оперативные спецсредства», «Инструментальный поиск криминалистических захоронений», «Одорологическая лаборатория», «Па-пилон», «Преступные взрывы», «Цена ошибки (тактика задержания)», «Оперативно-справочные учеты», «Система «Сейф», «Федеральный учет антиквариата», «АБД (банк данных)».
В рамках метода презентации возможна также демонстрация каталогов продукции и официальных сайтов компаний — разработчиков специальной техники. В кабинете криминалистической техники и криминалистических лабораториях возможна демонстрация имеющихся в распоряжении кафедры образцов новейшей криминалистической техники.
Новаторским методом можно считать проведение различного рода виртуальных экскурсий по музеям и полигонам, например по Центральному музею МВД России или по зданию МУРа. Для подобных экскурсий необходима мультимедийная доска или мультимедийный
проектор и компьютер с выходом в сеть Интернет. Помимо этого, возможности мультимедийного оборудования позволяют сделать наглядными и более понятными многие технические аспекты криминалистических исследований. Мы согласны с мнением Г.М. Меретукова и С.А. Данильяна: «Использование возможностей мультимедийного программного продукта для совершенствования процесса технико-криминалистического обучения актуально особенно в тех случаях, когда необходимо показать динамику взаимодействия следообразующих и следовоспринимающих поверхностей, недоступных для их внешнего восприятия обычным визуальным способом (например, последовательность образования на пулях и гильзах следов деталей огнестрельного оружия)» [23, с. 150].
Следует отметить, что при применении метода презентации преподаватель не должен ограничиваться только демонстрацией слайдов или учебного видеофильма. Особенность данного метода в современных условиях должна заключаться в возможности своевременного комментирования демонстрируемых объектов. Учебный видеофильм может периодически останавливаться для акцентирования внимания обучающихся на отдельных сценах и положениях фильма, более развернутой их оценки, характеристики, для предоставления обучающимся возможности задать вопросы или получить ответы по конкретным сценам. Либо, наоборот, сначала преподаватель выдвигает определенное утверждение, а включенный затем фрагмент или сцена учебного фильма, показанный слайд будут иллюстрировать данное утверждение. По завершении демонстрации учебного фильма или слайдов для определения уровня усвоения материала желательно провести обсуждение продемонстрированных материалов, выявить уровень усвоения, ответить на возникшие сложные или спорные вопросы.
В настоящее время наибольшей популярностью среди преподавателей и обучающихся при проведении занятий по криминалистике пользуются виртуальные учебно-методические комплексы, представляющие собой специальные программы, установленные в криминалистическом компьютерном классе («Виртуальный осмотр места происшествия» и иные ситуационные конструкторы). Они являются инструментом для создания интерактивных 3D-сцен, имитирующих различные места происшествий или обыска. Сцены полностью интерактивны, они
позволяют исследовать территорию и объекты в режиме реального времени и перемещаться по ней, просматривая любые ракурсы. Обучаемые не только пассивно наблюдают за виртуальным пространством, но и участвуют, действуют в заданной ситуации, выполняя задания, получают и совершенствуют навыки работы с криминалистической техникой и инструментами, выдвигают версии, осуществляют протоколирование, прикрепляют дополнительный контент (фото-, видео-, аудиоматериалы).
На заключающей стадии занятия преподаватель должен подвести итоги, сделать выводы, уточнить, не осталось ли вопросов, представляющих сложность для обучающихся, и прокомментировать эти вопросы. Обучающиеся должны понимать, что это позволит устранить непонимание какого-то элемента, который в дальнейшем может потянуть за собой уже более глобальные ошибки. Поэтому обучающиеся должны внимательно выслушать ответы преподавателя даже на вопросы, заданные другими членами группы.
Представляется, что результативность работы обучающихся должна оцениваться комплексно по нескольким параметрам, что позволяет получить более полную и объективную оценку их знаний, умений и навыков, приобретенных как при подготовке, так и в ходе занятия.
Завершая занятие, преподаватель указывает на темы или отдельные вопросы домашнего задания, а также ставит перед обучающимися задачи, которые они должны решить к следующему занятию. Следует рекомендовать самостоятельную запись домашнего задания обучающимися, а не переписывание у одного или нескольких членов группы во избежание ошибок и недоразумений.
Еще одним важным методическим аспектом является комплексный подход к подаче учебного материала, который должен учитываться при составлении графиков учебных занятий по смежным дисциплинам. Целесообразным представляется, например, прохождение темы «Тактика допроса» параллельно с темой «Допрос» по дисциплине «Уголовный процесс», а также темы «Психология допроса» по дисциплине «Юридическая психология».
Методика учебного процесса имеет выработанную структуру: передача знаний, отработка знаний, контроль знаний. Контроль знаний необходим для проверки усвоения информации, анализа правильности усвоения, восста-
новления в памяти усвоенного (повторения), получения новых знаний.
Многими отмечено, что традиционные формы контроля знаний студентов (зачет, экзамен, контрольная работа) носят достаточно субъективный характер. И в этом аспекте положительным примером служит использование тестовых технологий, которые обеспечивают компьютерную обработку данных.
С помощью компьютерного тестирования преподаватель сможет достичь универсальности и единства требований, не сужая при этом возможности индивидуального подхода к студенту. Положительными сторонами компьютерного тестирования как контроля знаний обучаемых являются:
- проведение тестирования как в целой группе, так и индивидуально со студентами в удобное для них время;
- обеспечение эффективного контроля времени тестирования и уменьшение трудозатрат преподавателя для проведения контроля;
- осуществление промежуточного и итогового контроля;
- обеспечение объективности оценки уровня знаний;
- анализ уровня усвоения и объема знаний студентов.
Полезно и то, что во время тестирования обучающиеся могут не только проверить уровень своих знаний, но также и пополнить их. Поскольку после проведения теста каждый может просмотреть свои ошибки и узнать правильные ответы на поставленные перед ним вопросы, получить расширенное пояснение к правильному ответу. Студент может самостоятельно осуществлять тестирование до тех пор, пока не получит положительный результат. Таким образом, функция тестирования расширяется: контролирующая функция дополняется обучающей и дает возможность овладевать материалом без использования дополнительной информации, кроме заложенных в электронной программе тестов, что экономит время для самоподготовки.
Таким образом, современный методический потенциал криминалистики строится на следующих направлениях: учет истории криминалистики; повышение мотивированности на самообучение; формирование практических навыков; комплексная подача учебного материала; использование современных технологий и научных достижений в учебном процессе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лапин Е.С. Философия криминалистики : учеб. пособие / Е.С. Лапин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2017. — 166 с.
2. Маннс Г.Ю. Криминалистика, как прикладная дисциплина и предмет преподавания / Г.Ю. Маннс // Сборник трудов профессоров и преподавателей Государственного Иркутского Университета. Отдел I: науки гуманитарные. — Иркутск : Госиздат, 1921. — Вып. 2. — С. 139-164.
3. Бастрыкин А.И. Понятие методики расследования отдельных видов преступлений / А.И. Бастрыкин // Вестник ЛГУ. Сер.: Экономика, философия, право. — 1979. — № 23.
4. Колецки Х. Криминалистика и ее соотношение с другими вспомогательными судебными науками / Х. Колецки // Вестник криминалистики. — 2009. — Вып. 2 (30). — С. 27-36.
5. De Forest P.R. Forensic Science: An Introduction to Criminalistics / P.R. De Forest, R.E. Gaensslen, H.C. Lee. — New York : McGraw-Hill Companies, 1983. — 480 p.
6. Saferstein R. Criminalistics: An Introduction to Forensic Science / R. Saferstein. — 7th ed. — Prentice Hall, 2000. — 686 p.
7. Белкин Р.С. Курс криминалистики / Р.С. Белкин. — 3-е изд., доп. — М. : Юристъ, 2001. — 837 с.
8. Порубов Н.И. Методика преподавания: опыт криминалистов прошлого / Н.И. Порубов // Актуальные проблемы криминалистики на современном этапе : материалы всерос. науч.-практ. конф., Краснодар, 23-24 мая 2002 г. — Краснодар, 2002. — С. 49-52.
9. Россинская Е.Р. Современные проблемы криминалистической дидактики / Е.Р. Россинская // КримЫалктика XXI столггтя : матерiали мiжнародноí науково-практично!' конференцп, 25-26 листопада 2010 року. — Хар^в, 2010. — С. 790-799.
10. Woodruff W. The Bologna Process and German Legal Education: Developing Professional Competence through Clinical Experiences / W. Woodruff, A. Bucker // German Law Journal. — 2008. — № 9. — P. 575-613.
11. Gornitzka A. The role of academics in the Bologna process — a survey of participation and views. Results from a survey-among EI-member organisations in Europe / A. Gornitzka, L. Langfeldt. — Oslo : NIFU STEP, 2005. — 55 p.
12. Фадеева В.В. Создание профессиональной информационной обучающей среды подготовки специалиста органов внутренних дел / В.В. Фадеева // Использование современных информационных технологий и проблемы информационной безопасности в деятельности правоохранительных органов : сб. науч. ст. / Юрид. ин-т МВД России. — Калининград, 2011. — С. 16-20.
13. Крылов В.В. Заветы А.Н. Васильева и методика преподавания криминалистики в рамках университета / В.В. Крылов // Современная криминалистика. Правовая информатика и кибернетика. — М. : ЛексЭст, 2007. — С. 5-9.
14. Филиппов А.Г. Эффективная форма организации практических занятий (из опыта проведения криминалистических учений) / А.Г. Филиппов // Вопросы методики преподавания на юридических факультетах Высшей школы МВД СССР : сб. ст. — М., 1972. — С. 110-116.
15. Коломацкий В.Г. Курс криминалистики. Дидактика и методика / В.Г. Коломацкий. — М. : Изд-во Акад. МВД СССР, 1991. — 353 с.
16. Возгрин И.А. Курс криминалистики (основы методики преподавания) / И.А. Возгрин. — СПб. : С.-Петерб. акад. МВД России, 1998. — 255 с.
17. Степанов В.В. Организация преподавания криминалистики в вузах / В.В. Степанов, Р.В. Хаметов // Южно-уральские криминалистические чтения. — Уфа, 2001. — Вып. 9. — С. 27-30.
18. Возгрин И.А. Основы методики и дидактики курса «Криминалистика» / И.А. Возгрин, А.А. Степанов. — СПб. : Сентябрь, 2002. — 222 с.
19. Косарев С.Ю. История и теория криминалистических методик расследования преступлений / С.Ю. Косарев. — СПб. : Юрид. центр Пресс, 2008. — 495 c.
20. Бастрыкин А.И. О роли следователя-криминалиста в раскрытии и расследовании преступлений // Криминалистика — прошлое, настоящее, будущее: достижения и перспективы развития : материалы междунар. науч.-практ. конф., Москва, 16 окт. 2014 г. / под ред. А.И. Бастрыкина. — М. : Акад. Следств. ком. РФ, 2014. — С. 3-6.
21. Степанов В.В. Избранные научные работы : в 2 т. / В.В. Степанов. — Саратов : Альянс-Т, 2011. — Т. 1. — 480 с.
22. Толстолуцкий В.Ю. Дидактические вопросы преподавания криминалистики с использованием компьютерных технологий / В.Ю. Толстолуцкий // Роль кафедры криминалистики юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова в развитии криминалистической науки и практики : в 2 т. — М. : МАКС Пресс, 2010. — Т. 2. — С. 38-42.
23. Меретуков Г.М. Использование возможностей мультимедийного программного продукта для совершенствования процесса обучения / Г.М. Меретуков, С.А. Данильян // Актуальные проблемы криминалистики на современном этапе. — Краснодар, 2002. — С. 149-152.
REFERENCES
1. Lapin E.S. Filosofiyakriminalistiki [The Philosophy of Criminalistics]. 2nd ed. Moscow, Yurait Publ., 2017. 166 p.
2. Manns G.Yu. Criminalistics as an applied discipline and an academic subject. Sbornik trudov professorov i prepodavatelei Gosudarstvennogo Irkutskogo Universiteta. Otdel I: nauki gumanitarnye [Collected Works of Professors and Teachers of State Irkutsk University. Section 1: the Humanities]. Irkutsk, Gosizdat Publ., 1921, iss. 2, pp. 139-164. (In Russian).
3. Bastrykin A.I. The concept of the methodology of investigating specific types of crime. Vestnik LGU. Seriya: Ekonomika, filosofiya, pravo = Bulletin of Leningrad State University. Series: Economics, Philosophy, Law, 1979, no. 23. (In Russian).
4. Koletskiy Kh. Criminalistics and its correlation with other auxiliary juridical sciences. Vestnik kriminalistiki = Bulletin of Criminalistics, 2009, iss. 2 (30), pp. 27-36. (In Russian).
5. De Forest P.R., Gaensslen R.E., Lee H.C. Forensic Science: An Introduction to Criminalistics. New York, McGraw-Hill Companies, 1983. 480 p.
6. Saferstein R. Criminalistics: An Introduction to Forensic Science. 7th ed. Prentice Hall, 2000. 686 p.
7. Belkin R.S. Kurs kriminalistiki [A Course in Criminalistics]. 3rd ed. Moscow, Yurist Publ., 2001. 837 p.
8. Porubov N.I. The teaching methodology: an experience of the criminalists of the past. Aktual'nye problemy kriminalistiki na sovremennom etape. Materialy vserossiiskoinauchno-prakticheskoikonferentsii, Krasnodar, 23-24 maya2002 g. [Topical Problems of Criminalistics at the Present Stage. Materials of All-Russian Research Conference, Krasnodar, May 23-24, 2002]. Krasnodar, 2002, pp. 49-52. (In Russian).
9. Rossinskaya E.R. Contemporary problems of criminalistic didactics. Kriminalistika XXI stolittya. Materiali mizhnarodnoi naukovo-praktichnoi'konferentsii, Kharkiv, 25-26lystopada 2010 roku. [Criminalistics of the 21st century. Materials of International Research Conference, Kharkov, November 25-26, 2010]. Kharkov, 2010, pp. 790-799. (In Russian).
10. Woodruff W., Bucker A. The Bologna Process and German Legal Education: Developing Professional Competence through Clinical Experiences. German Law Journal, 2008, no. 9, pp. 575-613.
11. Gornitzka A., Langfeldt L. The role of academics in the Bologna process — a survey of participation and views. Results from a survey among El-member organisations in Europe. Oslo, NIFU STEP, 2005. 55 p.
12. Fadeeva V.V. Creating the professional information teaching environment for training employees of internal affairs agencies. Ispol'zovanie sovremennykh informatsionnykh tekhnologii i problemy informatsionnoi bezopasnosti v deyatel'nosti pravookhranitel'nykh organov [The Use of Modern Information Technologies and the Problems of Information Security in the Work of Law Enforcement Agencies]. Kaliningrad, 2011, pp. 16-20. (In Russian).
13. Krylov V.V. Guidelines of A.N. Vasilyev and the methodology of teaching criminalistics at University. Sovremennaya kriminalistika. Pravovaya informatika i kibernetika [Modern Criminalistics. Legal Informatics and Cybernetics]. Moscow, LeksEst Publ., 2007, pp. 5-9. (In Russian).
14. Filippov A.G. An efficient form of organizing workshops (based on the experience of conducting criminalistic drills). Voprosy metodiki prepodavaniya na yuridicheskikh fakul'tetakh Vysshei shkoly MVD SSSR [Issues of the Methodology of Teaching at Law Departments of the High School of the USSR Ministry of the Interior]. Moscow, 1972, pp. 110-116. (In Russian).
15. Kolomatsky V.G. Kurs kriminalistiki. Didaktika i metodika [A Course in Criminalistics. Didactics and Methodology.]. Moscow, Academy of the USSR Ministry of the Interior Publ., 1991. 353 p.
16. Vozgrin I.A. Kurs kriminalistiki (osnovy metodiki prepodavaniya) [A Course in Criminalistics (basics of the teaching methodology)]. Saint Petersburg Academy of Russian Ministry of the Interior Publ., 1998. 255 p.
17. Stepanov V.V., Khametov R.V. The organization of teaching criminalistics at universities. Yuzhno-ural'skie kriminalisticheskie chteniya [South Urals Criminalistic Readings]. Ufa, 2001, iss. 9, pp. 27-30. (In Russian).
18. Vozgrin I.A., Stepanov A.A. Osnovy metodiki i didaktiki kursa «Kriminalistika» [Basics of the Methodology and Didactics for the «Criminalistics» Course]. Saint-Petersburg, Sentyabr Publ., 2002. 222 p.
19. Kosarev S.Yu. Istoriya i teoriya kriminalisticheskikh metodik rassledovaniya prestuplenii [The History and Theory of Criminalistic Methodologies of Investigating Crimes]. Saint-Petersburg, Yuridicheskii Tsentr Press Publ., 2008. 495 p.
20. Bastrykin A.I. On the role of the investigator-criminalist in crime solving and investigation. Kriminalistika — proshloe, nastoyashchee, budushchee: dostizheniya i perspektivy razvitiya. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Moskva, 16 oktyabrya 2014 g. [Criminalistics — Past, Present, Future: Achievements and Development Prospects. Materials of International Research Conference, Moscow, October 16, 2014]. Moscow, Academy of the Investigative Committee of the RF Publ., 2014, pp. 3-6. (In Russian).
21. Stepanov V.V. Izbrannye nauchnye raboty [Selected Research Papers]. Saratov, Alyans-T Publ., 2011. Vol. 1. 480 p.
22. Tolstolutsky V.Yu. Didactic issues of teaching criminalistics with the use of computer technologies. Rol' kafedry kriminalistiki yuridicheskogo fakul'teta MGU im. M.V. Lomonosova v razvitii kriminalisticheskoi nauki i praktiki [The Role of the Chair of Criminalistics of the Law Faculty of M.V. Lomonosov Moscow State University in the Development of Criminalistic Theory and Practice]. Moscow, MAKS Press Publ., 2010, vol. 2, pp. 38-42. (In Russian).
23. Meretukov G.M., Danilyan S.A. Using the possibilities of multimedia software to improve the process of education. Aktual'nye problemy kriminalistiki na sovremennom etape [Topical Issues of Criminalistics at the Present Stage]. Krasnodar, 2002, pp. 149-152. (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Ионова Екатерина Владимировна — доцент кафедры криминалистики Саратовской государственной юридической академии, кандидат юридических наук, доцент, г. Саратов, Российская Федерация; e-mail: [email protected].
Савельева Марина Владимировна — доцент кафедры криминалистики Саратовской государственной юридической академии, кандидат юридических наук, доцент, г. Саратов, Российская Федерация; e-mail: [email protected].
Смушкин Александр Борисович — доцент кафедры криминалистики Саратовской государственной юридической академии, доцент кафедры уголовного права и процесса Поволжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) в г. Саратове, кандидат юридических наук, доцент, г. Саратов, Российская Федерация; e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
lonova, Ekaterina V. — Ass. Professor, Chair of Criminalistics, Saratov State Law Academy, Ph.D. in Law, Ass. Professor, Saratov, the Russian Federation; e-mail: teemur2005@ yandex.ru.
Savelyeva, Marina V. — Ass. Professor, Chair of Criminalistics, Saratov State Law Academy, Ph.D. in Law, Ass. Professor, Saratov, the Russian Federation; e-mail: [email protected].
Smushkin, Aleksandr B. — Ass. Professor, Chair of Criminalistics, Saratov State Law Academy, Ass. Professor, Chair of Criminal Law and Process, Middle Volga Institute (branch) of All-Russian State University of Justice in Saratov, Ph.D. in Law, Ass. Professor, Saratov, the Russian Federation; e-mail: [email protected].
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ Ионова Е.В. Отдельные аспекты методики преподавания дисциплин криминалистического цикла / Е.В. Ионова, М.В. Савельева, А.Б. Смушкин // Всероссийский криминологический журнал. — 2018. — Т. 12, № 2. — С. 247-257. — DOI: 10.17150/2500-4255.2018.12(2).247-257.
FOR CITATION lonova E.V., Savelyeva M.V., Smushkin A.B. Some aspects of the methodology of teaching criminalistic disciplines. Vserossiiskii kriminologicheskii zhurnal = Russian Journal of Criminology, 2018, vol. 12, no. 2, pp. 247-257. DOI: 10.17150/2500-4255.2018.12(2).247-257. (in Russian).