Health care of the Russian Federation, Russian journal. 2016; 60 (6) DOI http://dx.doi.org/10.18821/0044-197Х-2016-60-6-329-331
Letters to editor
НАМ ПИШУТ =
© УФИМЦЕВА М.А., 2016 УДК 614.252.2:331.108.45:008
Уфимцева М.А.
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГБОУ ВПО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, 620028, г. Екатеринбург
Непрерывное медицинское образование требует разработки и реализации современных подходов к совершенствованию теоретической и практической подготовки кадров с применением современных образовательных технологий, адаптированных к международным требованиям и потребностям отечественного здравоохранения и позволяющих готовить для учреждений здравоохранения персонал, способный на высоком профессиональном уровне решать задачи модернизации здравоохранения, повышения качества медицинской помощи населению. В статье описан технологический процесс организации вебинаров на клинической кафедре медицинского университета. Обсуждаются преимущества и возникающие трудности при внедрении такой формы интерактивных занятий, как вебинар, в систему непрерывного профессионального образования.
Ключевые слова: вебинар; непрерывное профессиональное образование.
Для цитирования: Уфимцева М.А. Опыт использования дистанционных образовательных технологий в системе последипломного образования. Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60(6): 329—331. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0044-197Х-2016-60-6-329-331
Ufimtseva M.A.
THE EXPERIENCE OF APPLICATION OF REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF POST-GRADUATE TRAINING
The Ural state medical university, Yekaterinburg, 620028, Russian Federation
The continuous medical education requires development and implementation of modern approaches to enhancement of theoretical and practical training of personnel using modern educational technologies adapted to international requirement and needs of national health care and permitting to train for medical institutions personnel capable on high professional level to resolve problems of modernization of health care and development of quality of medical care ofpopulation. The article describes technological process of organization of webinars on clinical chair of medical university. The advantages and difficulties are discussed related to implementation of such form of interactive studies as webinar into system of continuous professional education.
Keywords: webinar; continuous professional education.
For citation: Ufimtseva M.A. The experience of application of remote educational technologies in the system of post-graduate training. Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii (Health Care of the Russian Federation, Russian journal). 2016; 60 (6): 329—331. (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0044-197Х-2016-60-6-329-331
For correspondence: Marina A. Ufimtseva, doctor of medical sciences, acting head of chair of
skin and venereal diseases The Ural state medical university, Yekaterinburg, 620028, Russian
Federation. E-mail: [email protected]
Acknowledgments. The study had no sponsorship.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
Received 21 April 2016
Accepted 11 May 2016
Система модернизации образования в России включает концепцию непрерывного образования, или «образования через всю жизнь» (lifelong learning); смену образовательной парадигмы со знаниево-центристской на деятельностную и личностно-ориентированную; стремительное развитие информационных и телеком-
муникационных технологий [1, 2]. Развитие методики различных форм дистанционного обучения в педагогической практике отражены в нормативных документах. В приказе Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 отмечено, что при реализации дополнительных профессиональных программ может применяться форма орга-
Для корреспонденции: Уфимцева Марина Анатольевна, д-р мед. наук, и.о. зав. каф. кожных и венерических болезней ГБОУ ВПО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, 620028, г. Екатеринбург. E-mail: [email protected]
Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60 (6) DOI http://dx.doi.org/10.18821/0044-197Х-2016-60-6-329-331
Нам пишут
низации образовательной деятельности, основанная на использовании дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Потребность в дистанционных образовательных услугах с использованием современных технологий недостаточно реализуется в сфере медицинского образования в регионах не только из-за слабой материально-технической базы, поскольку в ряде регионов нашей страны количество компьютеров и уровень развития телекоммуникаций уже вполне соответствуют требованиям современных информационных технологий. Однако для эффективного использования такой формы обучения необходимо соответствующее учебно-методическое обеспечение [3]. Кроме того, многие преподаватели не готовы к широкому внедрению электронных технологий в учебный процесс. Необходимо отметить, что дистанционное образование требует бóльших усилий, бóльшего времени и бóльших финансовых ресурсов.
Среди средств дистанционного образования вебина-ры занимают особое место, так как они обеспечивают максимальную интерактивность обучения в вербальной, зрительной и в меньшей степени письменной форме.
Вебинар (от англ. web и seminar) — семинар в сети. Торговый знак «webinar» зарегистрированный в 1998 г. Эриком Р. Корбом, создателем нескольких IT-компаний в США, был оспорен и теперь принадлежит компании InterCall. Вебинар в форме видеоконференции представляет собой современную технологию общения, которая позволяет в режиме реального времени передавать всем участникам видеоконференции звук и изображение, а также различные электронные документы, включающие текст, таблицы, видеоматериалы [4].
Изменения, направленные на соответствие современным тенденциям последипломного образования, на нашей кафедре включали коррекцию тематических планов семинаров, расширение объема занятий, направленных на формирование практических навыков и использование дистанционных форм обучения.
Из планов семинаров были исключены абстрактно-теоретические темы. Все предлагаемые врачам-дерматовенерологам семинары соответствуют практическим потребностям, особенностям функционирования лечебно-профилактических учреждений и стоящим перед ними реальным целями, что достигается, в том числе, постоянной обратной связью с обучающимися. К лекционному курсу были привлечены смежные специалисты: акушеры-гинекологи, специалисты центра Роспотребнадзора, ВИЧ-центра. Практические занятия реализовы-вались на консультативных приемах сотрудников кафедры.
Переход к использованию дистанционных форм образования на послевузовском этапе на кафедре осуществлялся постепенно. На начальном этапе проводили анкетирование курсантов цикла повышения квалификации о готовности обучающихся к переходу к дистанционным формам обучения, их материально-техническим возможностям. В ходе проведенного опроса было установлено, что, несмотря на то что 96,7% респондентов имели персональный компьютер в личном пользовании, лишь 32,8% опрошенных психологически и технологически имели высокий уровень готовности к дистанционному обучению. Средний возраст курсантов данной груп-
пы составил 47,2 года. Вторая группа была представлена лицами в возрасте 58,2 года, которые указали на желание заниматься по привычной традиционной форме обучения, нуждалась в повышении квалификации в сфере применения новых информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Однако мотивация к повышению квалификации у этой группы курсантов, к сожалению, была низкой.
Предложенная обучающимся очно-дистанционная форма проведения семинаров позволяла постепенно в течение цикла подготовить курсантов к видеоконференциям, повышая их компьютерную грамотность.
Для участия в вебинаре необходимы компьютер с доступом в Интернет и программное обеспечение для аудио- и видеотрансляции, наличие оборудования: микрофон, наушники, веб-камера. Вебинар представляет собой синхронный вид занятий, когда все его участники (преподаватель, обучающиеся) имеют доступ (по интернет-ссылке) к виртуальной аудитории веб-сервиса. Мы использовали WebEx Training Center.
Организация проведения вебинара предполагает работу в команде администратора, преподавателя, модератора, участника. Администратор выполняет задачи по назначению вебинара, регистрации и оповещению слушателей. Преподаватель проводит занятия, организует on-line-тестирование, имеет доступ ко всем функциям вебинара. У преподавателя, зарегистрированного в виртуальном классе, есть личный кабинет, где отображается расписание со всеми мероприятиями и заданиями, сохраняются видеозаписи и статистика проведенных ве-бинаров, хранятся учебные материалы. Преподаватель в системе дистанционного образования — это тьютор, владеющий дистанционными технологиями. В дистанционной среде обучения источником информации является сама среда, а процесс обучения приобретает творческий характер [5]. Модератор имеет право доступа к настройкам веб-занятия, является активным помощником преподавателя и выполняет технологические и организационные действия по проведению занятия: отвечает на вопросы в чате в силу своей компетенции, проверяет вопросы, задаваемые в чате, регулирует права слушателей. Слуша-
Фрагмент вебинара на тему «Приобретенные хронические аутоиммунные буллезные дерматозы. Профилактика осложнений глюкокортикостероидной терапии».
Health care of the Russian Federation, Russian journal. 2016; 60 (6) DOI http://dx.doi.org/10.18821/0044-197Х-2016-60-6-329-331 Letters to editor
тель активно участвует в вебинаре, отвечает на вопросы преподавателя, может задать вопрос в течение семинара.
На основании статистического отчета, анкетирования и опросов обучающихся проводятся мониторинг востребованности тематического плана вебинаров и коррекция расписания на следующий цикл.
Таким образом, современное программное обеспечение проведения вебинаров позволяет реализовать педагогическое общение аналогично общению «face to face». Но есть и существенные отличия: возможность записать вебинар позволяет многократно использовать его материалы. Преподаватель может быть избавлен от рутинной работы по подготовке раздаточного материала для каждого обучающегося. Эффективность вебинара определяется полученным результатом, оценить который можно с помощью теста. Фрагмент вебинара на цикле повышения квалификации представлен на рисунке.
Для дистанционного образования нами разработаны применяемые на вебинарах в комплексе методы и средства, обеспечивающие достижение необходимой эффективности обучения. К ним относят специально разработанные учебные пособия, в том числе электронные, тестовый блок для самопроверки знаний.
Вебинар является также источником для совершенствования образовательного процесса. Так, просматривая архивную запись, преподаватель видит недостатки и позитивные стороны проведенного вебинара, что позволяет внести соответствующие корректировки в дальнейшей работе.
Для оценки эффективности вебинаров проводится исследование обратной связи с участниками цикла. В результате опроса был получен 71 отзыв. В целом анализ проведенного опроса показал следующее: одобрена методика подготовки и проведения вебинаров, необходимость внедрения веб-технологий не вызывала сомнения; вебинар является также инструментом для создания качественных электронных образовательных ресурсов. В качестве дискуссионных вопросов отмечено, что методическое обеспечение вебинаров требует дальнейшей подготовки. Слушатели вебинаров легче отвлекаются, лектору, даже наблюдая пользователей на экране, порой трудно уловить эмоциональное настроение и использовать приемы для удержания внимания. На наш взгляд, одним из методов, повышающих взаимодействие преподавателя со слушателями, является внедрение не только завершающего, но и промежуточных тестирований для контроля усвоения материала.
Технология вебинаров — эффективный метод обучения врачей, предполагающий внедрение инновационных средств, методов, организационных форм обучения, иную (виртуальную) форму взаимодействия участников образовательного процесса, направлен на повышение качества образования, на развитие информационной культуры как преподавателей, так и обучающихся.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Решетников В.А., Сквирская Г.П., Сырцова Л.Е., Косагов-ская И.И., Боярский С.Г. Концептуальные подходы к подготовке специалистов в области управления здравоохранением. Здравоохр. Рос. Федерации. 2013; (6): 9—14.
2. Калинина С.Д. Предпосылки использования дистанционных образовательных технологий в системе высшего профессионального образования. Педагогическое образование в России. 2015; (1): 11—5.
3. Чернядьев С.А., Уфимцева М.А., Бочкарев Ю.М., Гетмано-ва А.В. Об информационной компетентности студентов медицинского вуза. Высшее образование в России. 2016; (1): 157—9.
4. Калинина С.Д. Вебинар как форма электронного обучения в высшей школе. Вестник МГИМО Университета. 2015; 2 (41): 291—5.
5. Куканова Е.В. Интернет-технологии в обучении студентов по направлению «Туризм». Высшее образование сегодня. 2012; (5): 55—7.
REFERENCES
1. Reshetnikov V.A., Skvirskaya G.P., Syrtsova L.E., Kosagovskaya I.I., Boyarskiy S.G. Conceptual approaches to training in the field of health care management. Zdravookhr. Ros. Federatsii. 2013; (6): 9—14. (in Russian)
2. Kalinina S.D. Background use of distance learning technologies in the system of higher education. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015; (1): 11—5. (in Russian)
3. Chernyad'ev S.A., Ufimtseva M.A., Bochkarev Ju.M., Get-manova A.V. On the information competence of medical students. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2016;(1): 157—9. (in Russian)
4. Kalinina S.D. Webinar as a form of e-learning in higher education. VestnikMGIMO Universiteta. 2015; 2 (41): 291—5. (in Russian)
5. Kukanova E.V. Internet technologies in the education of students in the direction of «Tourism». Vysshee obrazovanie segodnya. 2012; (5): 55—7. (in Russian)
Поступила 21.04.16 Принята в печать 11.05.16