Health care of the Russian Federation, Russian journal. 2016; 60 (4) DOI 10.18821/0044-197Х-2016-60-4-203-207
Medicine and law
МЕДИЦИНА И ПРАВО ^^
© МОХОВ А.А., 2016 УДК 614.2:34
Мохов А.А.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КЛИНИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ФБГОУ ВПО «Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина», 123995, г. Москва
В статье анализируются основные проблемы правового положения клинических медицинских организаций на современном этапе. Автором предлагается ряд изменений и дополнений в действующее законодательство, позволяющих четко определить и закрепить правовое положение клинических медицинских организаций.
Ключевые слова: клинические медицинские организации; нормативная правовая база деятельности клинических медицинских организаций; проблемы практической подготовки и переподготовки медицинских кадров; совершенствование законодательства о клинических медицинских организациях.
Для цитирования: Мохов А.А. Законодательство Российской Федерации о клинических медицинских организациях: проблемы и перспективы. Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60(4): 203—207. DOI: 10.18821/0044-197Х-2016-60-4-203-207
Mokhov A.A.
THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION CONCERNING CLINICAL MEDICAL ORGANIZATIONS: PROBLEMS AND PERSPECTIVES
The O.E. Kutafin Moscow state law University, Moscow, 123995, Russian Federation
The article analyses main problems of legal positioning of clinical medical organizations in modern period. The number of alterations and additions to modern legislation are proposed permitting clearly determine and consolidate legal positioning of clinical medical organizations.
Keywords: clinical medical organizations; normative legal base of functioning of clinical medical organizations; problems of practical training and re-training of medical personnel; development of legislation on clinical medical organizations.
For citation: Mokhov A.A. The legislation of the Russian Federation concerning clinical medical organizations: problems and perspectives. Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii (Health Care of the Russian Federation, Russian journal). 2016; 60 (4): 203—207. (In Russ.). DOI: 10.18821/0044-197Х-2016-60-4-203-207
For correspondence: Aleksandr A. Mokhov, doctor of yurisprudence sciences, professor,
The O.E. Kutafin Moscow state law University, Moscow, 123995, Russian Federation,
E-mail: [email protected]
Funding. The study had no sponsorship.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
Received 27 June 2015 Accepted 10 December 2015
В настоящее время вопросам практической подготовки студентов медицинских вузов уделяется большое внимание, однако уровень подготовки выпускников остается низким, поэтому тем медицинским организациям, куда они поступают на работу, приходится заниматься не только их последующей переподготовкой, но и доучивать и переучивать1.
Предпринимаются попытки внедрения системы непрерывного образования врачебных и иных кадров для сферы здравоохранения, а также их периодических ста-
Для корреспонденции: Мохов Александр Анатольевич, доктор юридических наук, профессор, ФБГОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина», 123995, г. Москва, E-mail: [email protected]
жировок в ведущих региональных или национальных медицинских центрах [1].
На необходимость совершенствования практической подготовки кадров для здравоохранения указывается и в Государственной программе «Развитие здравоохранения», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 2942.
1 Скворцова В.И. Пути решения кадровой проблемы в здравоохранении. (Доклад). Источник: Сайт Национальной Медицинской палаты.
2 Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 294
«Об утверждении государственной программы Российской Фе-
дерации «Развитие здравоохранения»». Собрание законодатель-
ства Российской Федерации. 2014; (17): Ст. 2057.
Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60 (4) DOI 10.18821/0044-197Х-2016-60-4-203-207
Решение имеющихся проблем додипломного, дипломного и последипломного образования медицинских кадров зависит от ряда факторов, в том числе и от надлежащего организационно-правового обеспечения учебного процесса.
В настоящее время активно идет процесс обновления федерального законодательства, включая законодательство об охране здоровья граждан и образовательное законодательство.
В 2011 г. был принят Федеральный закон (ФЗ) от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан»3, а в 2012 г. — ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»4.
В пункте (п.) 11 статьи (ст.) 2 ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» впервые было закреплено легальное понятие медицинской организации, под которой понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В ч. 4 ст. 82 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации» закреплено следующее положение: «Практическая подготовка лиц, получающих среднее медицинское образование или среднее фармацевтическое образование либо высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование, а также дополнительное профессиональное образование, обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с образовательными программами и организуется:
— в образовательных и научных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность (клиники);
— в медицинских организациях, в том числе медицинских организациях, в которых располагаются структурные подразделения образовательных и научных организаций (клиническая база);
— в организациях, осуществляющих производство лекарственных средств, организациях, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организациях, судебно-экспертных учреждениях и иных организациях, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Медицинские организации неоднородны, учреждаются различными субъектами, находятся в разной ведомственной подчиненности, выполняют различные задачи, что учитывается при регулирующем воздействии государства на них, находит отражение в нормативных правовых актах различного уровня.
Следует, в частности, упомянуть приказ Минздрава РФ от 6 августа 2013 г. № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций»5.
3 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации. 2011; (48): Ст. 6724.
4 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации. 2012; (53, часть I): Ст. 7598.
5 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 6 августа 2013 г. № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций». Российская газета. 2013; 7 октября. № 224.
Медицина и право
В соответствии с данным приказом медицинские организации, в которых располагаются структурные подразделения образовательных и научных организаций, на базе которых осуществляется практическая подготовка медицинских работников (клинические базы), включают в свое наименование слово «клинический».
Слова «клинический», «клиническая» и производные от них встречаются также в большинстве ведомственных приказов, закрепляющих порядки оказания медицинской помощи отдельным категориям больных6.
Применительно к собственно практической подготовке (переподготовке) медицинских кадров следует указать на: приказ Минздрава РФ от 22 августа 2013 г. № 585н «Об утверждении Порядка участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности»7; приказ Минздрава РФ от 3 сентября 2013 г. № 620н «Об утверждении Порядка организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования»8.
Нельзя также не упомянуть приказ Минздрава РФ от 29 сентября 1993 г. № 228 «Об утверждении Положения о клиническом лечебно-профилактическом учреждении».
Этим приказом определялись задачи, функции, особенности управления клинического лечебно-профилактического учреждения, особенности финансирования, условия типового договора между медицинским и образовательным учреждением.
Важно заметить, что Положение о клиническом лечебно-профилактическом учреждении именовалось временным. Действительно, многие его положения вскоре фактически утратили силу в связи с внедрением системы обязательного медицинского страхования, изменением принципов финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и другими изменениями9.
Как показывает анализ действующего законодательства, четких правовых норм, которыми прямо бы закреплялись особенности правового положения (права, обязанности и др.) клинических медицинских организаций, до настоящего времени нет. Нормативная правовая база, на основе которой действуют клинические медицинские организации, — это лоскутное одеяло, представленное отдельными подзаконными актами, фактически лишь
6 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. № 923н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия"». Российская газета. 2013; 11 апреля, N 78/1.
7 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 22 августа 2013 г. № 585н «Об утверждении Порядка участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности». Российская газета. 2013; 11 ноября, № 253.
8 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 сентября 2013 г. № 620н «Об утверждении Порядка организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования». Российская газета. 2013; 13 ноября, № 255.
9 ФЗ от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации. 2010; (49): Ст. 6422.
Health care of the Russian Federation, Russian journal. 2016; 60 (4) DOI 10.18821/0044-197Х-2016-60-4-203-207
Medicine and law
опосредованно оказывающими регулирующее воздействие на клинические медицинские организации.
Полагаю, что на данной нормативной основе не представляется возможным в долгосрочной перспективе эффективно решать задачи по практической подготовке и переподготовке медицинских кадров в нашей стране. Обеспечение практической подготовки медицинских кадров на высоком уровне требует соответствующего качества организации учебного процесса, наличия хорошей материально-технической и кадровой базы. Обеспечение всех необходимых составляющих учебного процесса требует координации усилий различных субъектов (разной формы собственности, ведомственной подчиненности и т. п.), что в современных условиях возможно лишь на основе норм специального законодательства. Исключение составляют лишь собственные клиники образовательных организаций, но их мощностей явно недостаточно для обеспечения подготовки (переподготовки) специалистов для сферы здравоохранения.
Отношения между первыми лицами (руководством) образовательных и медицинских организаций нередко строятся на личных связях, формальных и неформальных договоренностях, что допускает широкую свободу усмотрения таких субъектов, препятствует становлению и развитию долгосрочных партнерских отношений между медицинскими организациями (клиническими базами) и образовательными организациями.
Если рассматривать взаимодействие между медицинскими и образовательными организациями с позиций теории интереса как основного движителя в условиях рыночной экономики, то мы находим явно выраженный интерес к таким отношениям у образовательной организации (на которую возложены задачи по обучению, выполнению государственных образовательных стандартов в целом и в части практической подготовки) и фактически полное отсутствие интереса (по крайней мере, имущественного) у организации медицинской.
Между образовательными и клиническими медицинскими организациями, как правило, заключаются договоры безвозмездного пользования10-13, т. е. договоры, не предполагающие имущественного удовлетворения. Заключение иных договоров (например, аренды и т. п.) возможно лишь в ограниченном числе ситуаций, так как значительных дополнительных средств у образовательных организаций нет.
В связи с изложенным назовем лишь наиболее значимые проблемы, требующие скорейшего разрешения путем принятия нового единого нормативного правового акта, определяющего особенности правового положения клинических медицинских организаций.
1. Недостаточно четкое определение правовых основ деятельности клинических медицинских организаций.
Например, в ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан» в своей первона-
10 Письмо Минимущества РФ от 24 декабря 2001 г. № СМ-21665 «О клинических базах образовательных медицинских учреждений». М.; 2001.
11 Письмо Минздрава РФ от 3 января 2002 г. № 2510/7-02-32 «О клинических базах образовательных медицинских учреждений». М.; 2002.
12 Письмо Минимущества РФ от 19 марта 2002 г. № СМ-5182 «О клинических базах образовательных медицинских учреждений». М.; 2002.
13 Письмо Минздрава РФ от 29 сентября 2014 года № 16-1/10/2-
7372 «Орекомендуемой форме договора об организации практи-
ческой подготовки обучающихся». М.; 2014.
чальной редакции вообще упустили из виду возможность осуществления в медицинских организациях практической подготовки (переподготовки) кадров для здравоохранения.
Лишь в 2013 г. ст. 153 ФЗ от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации"»14 в ФЗ от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан» были внесены отдельные изменения и дополнения (упоминание об обучающихся на базе медицинских организаций, интернатуре и ординатуре), направленные на гармонизацию норм образовательного и здравоохранительного законодательства.
Полагаю, что правовые основы деятельности клинических медицинских организаций должны определяться ФЗ от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан», ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»15, другими ФЗ, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами (в первую очередь Минздрава РФ и Министерства образования и науки РФ).
2. Отсутствие понятия клинической медицинской организации, отвечающего требованиям действующего законодательства.
Предлагается под клинической медицинской организацией понимать юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность, а также деятельность в сфере образования и науки в пределах и на условиях, установленных действующим законодательством.
Клиническая медицинская организация по соглашению предоставляет свою имущественную базу клиническому подразделению образовательной и (или) научной организации (кафедра, курс, отдел, отделение, лаборатория), осуществляющей подготовку (переподготовку) кадров для сферы здравоохранения, научную (научно-исследовательскую) деятельность.
Медицинская деятельность в клинических медицинских организациях в отличие от иных медицинских организаций, не имеющих статуса клинических, осуществляется с привлечением педагогических, научно-педагогических и научных работников образовательных (научных) организаций.
3. Неопределенность задач и функций клинических медицинских организаций.
Задачами клинической медицинской организации являются:
— оказание высококвалифицированной медицинской
помощи гражданам за счет привлечения в лечебно-
14 ФЗ от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"». Собрание законодательства Российской Федерации. 2013; (27): Ст. 3477.
15 Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Собрание законодательства Российской Федерации. 1996; (35): Ст. 4137.
Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60 (4) DOI 10.18821/0044-197Х-2016-60-4-203-207
диагностический процесс педагогических, научно-педагогических и научных работников, использования современных методов (способов) профилактики, диагностики и лечения заболеваний человека;
— разработка и внедрение инноваций, новых медицинских технологий;
— создание условий для подготовки (переподготовки) медицинских и иных кадров для сферы здравоохранения;
— обеспечение условий для научной, научно-исследовательской деятельности в сфере охраны здоровья граждан.
Клиническая медицинская организация осуществляет следующие функции:
— организует совместную деятельность структурных подразделений организации с клиническими подразделениями образовательных и (или) научных организаций;
— создает необходимые условия для осуществления эффективной подготовки (переподготовки) медицинских (фармацевтических) и иных кадров для сферы здравоохранения;
— обеспечивает условия для проведения научной (научно-исследовательской) деятельности.
4. Отсутствие нормативно определенного (закрепленного) каталога прав и обязанностей клинических медицинских организаций.
Правами клинической медицинской организации являются:
— получение консультаций работников клинических подразделений по вопросам осуществления лечебно-диагностического процесса;
— подготовка и переподготовка работников организации в приоритетном порядке;
— получение льгот, скидок при обучении работников организации в порядке и на условиях, определяемых соглашением об организации клинической базы;
— получение предложений и научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию лечебно-диагностического процесса, повышению его качества, устранению дефектов медицинской помощи;
— разработка и внедрение инноваций, новых медицинских технологий в лечебно-диагностический процесс;
— получение финансовой и иной поддержки в порядке, установленном действующим законодательством;
— использование наименования «клинический» и производного от него в документах, вывесках, объявлениях и т. п.
Обязанностями клинической медицинской организации являются:
— создание условий для осуществления образовательной, научной, лечебной деятельности в соответствии с соглашением об организации клинической базы;
— предоставление необходимых для обеспечения деятельности клинических подразделений помещений, оборудования, медицинских изделий и т. п.;
— обеспечение допуска работников клинических подразделений и обучающихся в структурные подразделения и иные помещения организации в соответствии с заключенным соглашением.
5. Отсутствие утвержденного порядка приобретения и прекращения статуса клинической медицинской организации.
Может быть предложен следующий порядок приобретения медицинской организацией статуса клинической.
Медицина и право
Юридическое лицо, осуществляющее медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, заключившее соглашение об организации клинической базы с образовательной (научной) организацией, вправе приобрести статус клинической медицинской организации.
Статус клинической медицинской организации присваивается медицинской организации органом здравоохранения, в ведении которого он находится по совместному заявлению руководителя (главного врача) медицинской организации и руководителя образовательной (научной) организации.
Сведения о медицинских организациях, получивших статус клинических медицинских организаций, размещаются в соответствующем реестре и в сети Интернета.
С момента присвоения медицинской организации статуса клинической, организация вправе использовать слова «клинический», «клиническая» и производные от них в своем наименовании, на печатях, бланках, счетах, иной документации, официальном сайте, в объявлениях. Иные медицинские организации не вправе использовать в указанных целях слова «клиническая», «клинический» и производные от них.
Присвоенный медицинской организации статус клинической медицинской организации прекращается:
— по истечении срока действия соглашения об организации клинической базы между медицинской организацией и единственной образовательной (научной) организацией, действующей на ее клинической базе;
— при расторжении медицинской организацией соглашения об организации клинической базы с единственной образовательной (научной) организацией, действующей на ее клинической базе;
— при признании недействительным соглашения об организации клинической базы между медицинской организацией и единственной образовательной (научной) организацией, действующей на ее клинической базе;
— при отсутствии образовательной и (или) научной деятельности в медицинской организации;
— в иных случаях, установленных действующим законодательством.
Порядок присвоения и прекращения статуса клинической медицинской организации устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
6. Отсутствие положения об условиях и порядке заключения соглашения между образовательными и медицинскими организациями, предоставляющими свои имущественные комплексы в пользование.
Считаю необходимым закрепление следующих условий такого рода соглашения:
— состав имущества медицинской организации, право пользования которым предоставляется образовательной (научной) организации (состав клинической базы) и порядок использования имущества, в том числе порядок доступа работников и обучающихся образовательной (научной) организации в помещения клинической базы;
— виды деятельности, для осуществления которых предоставляется право пользования имуществом;
— права и обязанности сторон.
Health care of the Russian Federation, Russian journal. 2016; 60 (4) DOI 10.18821/0044-197X-2016-60-4-207-209
Medicine and law
Следует отдельно закрепить положение, в соответствии с которым клиническая медицинская организация не вправе требовать от образовательной (научной) организации платы за использование имущества, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Аналогичное положение необходимо закрепить и для образовательной (научной) организации, которая не вправе требовать от клинической медицинской организации платы за выполнение обязанностей, возложенных на клиническое подразделение, если иное не предусмотрено соглашением.
Соглашение об организации клинической базы может быть заключено между медицинской организацией и образовательной (научной) организацией в письменной форме в виде единого документа, подписанного сторонами, в трех экземплярах (по одному сторонам; один
экземпляр предоставляется в орган, уполномоченный присваивать медицинской организации статус клинической).
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Комаров Ю.М. О подготовке врачебных кадров в Российской Федерации // Медицина. 2013. № 3. С. 3—11.
REFERENCES
1. Komarov Y.M. The training ofmedical staff in the Russian Federation // Medicine. 2013. No. 3. Pp. 3—11.
Поступила 27.06.15 Принята в печать 10.11.15
© МАСЛЯКОВ В.В., ПОРТЕНКО Н.Н., 2016 УДК 614.2:617-089.843]:34
Масляков В.В., Портенко Н.Н.
НЕРЕШЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ
Филиал частного учреждения образовательной организации высшего образования «Медицинский университет «Реавиз» в Саратове, 410012, г. Саратов
В статье представлены основные нормативные акты, посвященные проблемам трансплантологии в России. Установлено, что государство в лице законодателя может только устанавливать экологические и санитарные нормы, связанные с погребением, но не может определять моральную сторону любого обряда, который является личным делом каждого человека. Конечно, предлагаемые нами изменения могут привести к уменьшению количества операций, связанных с трансплантацией органов и тканей человека. Для увеличения количества операций по пересадке, по нашему мнению, необходимо создание единого банка доноров, целью которого будут являться популяризация донорства и расширение взаимодействия с органами здравоохранения.
Ключевые слова: трансплантология; правовая база.
Для цитирования: Масляков В.В., Портенко Н.Н. Нерешенные правовые вопросы трансплантологии. Здравоохранение Российской Федерации. 2016; 60(4): 207—209. DOI: 10.18821/0044-197Х-2016-60-4-207-209.
Maslyakov V.V., Portenko N.N. THE UNSETTLED LEGAL ISSUES OF TRANSPLANTOLOGY
Saratov medical University "Reaviz", Saratov, 410012, Russian Federation
The article presents main legal acts related to issues of transplantology in Russia. It is established that the state as represented by legislator can only establish ecological and sanitary standards related to burial but has no possibilities to determine moral side of any rite that is personal affair of any individual. Certainly, the proposed alterations can result in decreasing of number of operations related to transplantation of human organs and tissues. To increase number of operations of transplantation the integrated bank of donors is needed to be organized with the purpose of popularization of donorship and expansion of interaction with health authorities.
Keywords: transplantology; legal base.
For citation: Maslyakov VV, Portenko N.N. The unsettled legal issues of transplantology.
Zdravookhranenie Rossiiskoi Federatsii (Health Care of the Russian Federation, Russian journal).
2016; 60 (4): 207—209. (In Russ.). DOI: 10.18821/0044-197Х-2016-60-4-207-209
For correspondence: Vladimir V. Maslyakov, doctor of medical sciences, professor, vice-
chancellor on scientific research and public relations, Saratov medical University "Reaviz",
Saratov, 410012, Russian Federation, E-mail: [email protected]
Funding. The study had no sponsorship.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
Received 10 August 2015
Accepted 10 November 2015
Для корреспонденции: Масляков Владимир Владимирович, доктор медицинских наук, профессор, проректор по научной работе и связям с общественностью НОУ ВПО «Саратовский медицинский институт «РЕАВИЗ». 410012, г. Саратов, E-mail: [email protected]