ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВУЗОВСКОЙ И ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
УДК 378.12
© Н. Г. Лагойда
Опыт и проблемы подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре в условиях перехода на трёхуровневую систему высшего образования
В статье рассматривается вопрос о переходе российского образования на трёхуровневую систему и влияние этой реформы на подготовку кадров высшей квалификации — кандидатов и докторов наук. Также анализируется проблема качественного состава аспирантов и подготовка выпускников магистратуры к поступлению в аспирантуру. Создание и эффективное функционирование диссертационных советов в университете рассматривается как важная основа подготовки кадров высшей квалификации. Приводится опыт создания системы материального стимулирования и поддержки аспирантов в реализации результатов их научной работы.
Ключевые слова: подготовка кадров высшей квалификации; третий уровень высшего профессионального образования, аспирантура, магистратура, диссертационные советы.
N. G. Lagojda
Experiences and problems of training of highly qualified personnel in a postgraduate course in conditions of transition to a three-level system of higher education
This article discusses the transition of Russian education in the three-level system and the impact of this reform on training highly qualified candidates and doctors of Sciences. Also analyses the problem of the quality of postgraduates and graduates of the Magistracy to enter graduate school. The establishment and effective functioning of dissertational councils at the University is considered as an important basis for the training of highly qualified personnel. Provides experience in creating incentive systems and support graduate students in realizing their scientific work.
Keywords: training of highly qualified personnel; the third level of higher professional education; postgraduate studies; Graduate dissertation councils.
В 2014 году произошли существенные изменения в системе подготовки научно-педагогических кадров. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу с 1 сентября 2013 года установлены три уровня высшего образования. К третьему уровню относятся программы подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассисентуры — стажировки. [1]
Для подготовки кадров высшей квалификации — кандидатов и докторов наук — переход на трёхуровневую систему подготовки имеет принципиальное значение и ставит серьёзные задачи, без решения которых вузы могут оказаться в положении, когда есть аспирантура, но нет достойных кандидатов в аспиранты. Связано это с тем, что в соответствии с новым законодательст-
вом, в аспирантуру могут поступать либо дипломированные специалисты, либо магистры. Выпуск специалистов завершается в основном к 2015 году, и с 2016 года в аспирантуру будут поступать всё больше не специалисты, а магистры. В этой по-новому интерпретируемой системе уровневых степеней и квалификаций место магистратуры оказывается серединным, т. е. связующим между базовым уровнем профессионального образования (бакалавриатом) и образованием в научно-исследовательской сфере (аспирантурой). Это в очередной раз переопределяет специфику магистерской подготовки как специализации в конкретной профессиональной области и одновременно предаспи-рантуры в плане формирования компетенций научно-исследовательской деятельности.
Анализ мирового опыта реализации магистерских программ показывает, что многие вузы чётко выделяют научно-ориентированные программы, освоение которых завершается присвоением степени магистра наук, и практи-ко-ориентированные программы, освоение которых завершается присвоением степени магистра искусств. Нам необходимо использовать многолетний практический опыт своих иностранных коллег. Подготовка магистров в высшем учебном заведении должна быть организована таким образом, чтобы гарантировать формирование компетенций, необходимых для успешного осуществления научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Для магистрантов — будущих аспирантов необходимо изучить философию, иностранный язык, специальные дисциплины в том объёме, который достаточен для того, чтобы сдать вступительные экзамены в аспирантуру, а в дальнейшем и кандидатские экзамены. [2]
Федеральный закон «Об образовании» также существенно изменил подходы и принципы работы в системе подготовки кадров высшей квалификации. Изменились сроки и механизм приёма в аспирантуру, а также произошло увеличение образовательной составляющей и приближение требований и стандартов к магистратуре. В 2014 году прекратилось бюджетное финансирование заочной аспирантуры и докторантуры, значительно сократилось число вузов, получивших лицензию на аспирантуру. Возросли требования к подготовке, аттестации и выпуску аспирантов. Предусматриваются две формы государственной итоговой аттестации (ГИА) аспирантов: государственный экзамен, который должен включать все дисциплины учебного плана по конкретной направленности подготовки и доклад об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации). Лицам, поступившим в аспирантуру в 2014 году, успешно освоившим образовательную программу и прошедшим ГИА, будет выдан диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель — исследователь».
В 2014 году произошли существенные изменения и в порядке присуждения учёных степеней, в связи с принятием нового Положения о присуждении учёных степеней, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 года № 842. С 1 января 2014 года диссерта-
ционные советы принимали диссертации к рассмотрению в строгом соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №842. В частности, необходимо наличие публикаций в рецензируемых изданиях: для присуждения учёной степени доктора наук — в области искусствоведения и культурологии, социально-экономических, общественных и гуманитарных наук — не менее 15, в остальных областях — не менее 10. Для присуждения учёной степени кандидата наук — в области искусствоведения и культурологии, социально-экономических, общественных и гуманитарных наук — не менее 3, в остальных областях — не менее 2. С 1 января 2014 года необходимо размещение полного текста диссертации на официальном сайте организации, на базе которого созданы диссертационные советы, с возможностью замечаний и предложений, а также занесение всех данных по защите диссертации и отчётов диссертационных советов в Единую информационную систему мониторинга (ЕГИСМ).
В связи с изменениями в системе подготовки научно-педагогических кадров, в 2014 году проделана большая работа совместно с кафедрами университета, осуществляющими подготовку аспирантов и докторантов, структурными подразделениями. Разработаны положения, локальные нормативные акты по аспирантуре и докторантуре, учебные планы подготовки аспирантов по направлениям подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, разработаны профессиональные компетенции специальных дисциплин.
Подготовка научных и научно-педагогических кадров в Бурятском государственном университете ведется по 19 направлениям и 46 научным специальностям (профилям). Контингент аспирантов по всем формам обучения на конец 2014 г. составил 271 человек, докторантов — 12 человек, иностранных граждан — 14.
Одна из проблем подготовки кадров высшей квалификации — формирование качественного состава аспирантов. Поэтому в Бурятском государственном университете придается важное значение проблеме конкурсного отбора поступающих в аспирантуру.
В 2014 году для поступления в аспирантуру было подано 97 заявлений. Общий конкурс составил 3,5 человека на место, этот показатель оказался выше, чем в 2013 году (3 человека на 1 место). Высокий конкурс отмечен на юриспруденцию, клиническую медицину — 6 чел. на место, физическая культура и спорт, социологические науки — 5 человек на 1 место. Более 70% от общего числа поступающих в аспирантуру — выпускники БГУ; 45 из желающих продолжить обучение в аспирантуре университета, окончили вуз с отличием, 27 человек окончили магистратуру.
Большинство поступают в аспирантуру сразу после университета, не имея опыта профессиональной деятельности, осознанного стремления к научной и педагогической деятельности. Как показывает практика, именно опыт преподавательской или исследовательской работы способствует верному выбору научной специальности и темы диссертационного исследования. Анализи-
руя проблему воспроизводства научных кадров, необходимо отслеживать цепочку — от бакалавров и магистров до кандидатов наук. Научно-исследовательская работа студентов должна рассматриваться как подготовительная ступень к выполнению диссертационной работы. Эффективность работы аспирантуры в целом по России невысокая и составляет в среднем 32%. Одна из причин этого заключается в том, что аспирант просто не успевает «набрать нужные обороты», чтобы в срок закончить диссертацию. В связи с этим подготовка научно-педагогических кадров должна начинаться именно с НИРС.
Активное участие магистрантов в НИРС, конференциях, семинарах, симпозиумах позволяет выпускникам создавать существенный задел для поступления в аспирантуру. Это также позволяет им в срок представлять диссертационные работы и успешно их защищать. Приветствуются выпускники, поступающие в аспирантуру, которые имеют публикации в виде тезисов докладов и научных статей в местных сборниках и центральных научных журналах, как правило, в соавторстве с научными руководителями.
В качестве положительного примера, отметим биолого -географический факультет, где создана и отрегулирована система подготовки кандидатур для поступления и обучения в аспирантуре, начиная с младших курсов, что значительно повышает качество подготовки аспирантов. Выпускники и молодые сотрудники для дальнейшего обучения получают рекомендации ученого совета факультета, помимо рекомендации ГАК (такая же процедура и на юридическом факультете). Такая система не только обеспечивает эффективный отбор наиболее подготовленных магистров и специалистов для обучения в аспирантуре, но и содействует формированию у молодых людей четких представлений о перспективах научной работы, обеспечивает единство научной работы и учебного процесса.
По нашему мнению, для повышения качественного отбора в аспирантуру необходимо учитывать в баллах по специальной схеме такие параметры, как наличие публикаций, авторское выступление на серьезных научных конференциях, рекомендации ГАК и студенческих научно-практических конференций, наличие кандидатских экзаменов, количество «троек» в дипломе и т.п., то есть работать по некоторой рейтинговой схеме. Данное предложение ни в коей мере не уменьшает значимость экзаменов по философии и иностранному языку, а лишь позволит улучшить аргументацию выбора приемной комиссии. Так же отметим, что рекомендация к поступлению в аспирантуру со стороны соответствующей секции студенческой научной конференции повысит статус проводимых конференций, а значит и функциональность НИРС.
Создание и эффективное функционирование диссертационных советов является важной основой подготовки кадров высшей квалификации. В БГУ с 1991 года существуют условия для защиты диссертаций и организованы свои диссертационные советы. До 1996 года функционировало два диссертационных совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по педагогическим, философским и социологическим наукам. В дальнейшем сеть советов
расширялась и Бурятском государственном университете было создано 11 диссертационных советов, из них три объединённых. В 2013 году проведён мониторинг всех диссертационных советов РФ. По его результатам прекращена деятельность более чем 600 советов и до конца 2015 года планируется закрыть ещё 800 советов.
Оптимизация сети диссертационных советов представляет особую угрозу для подготовки кадров высшей квалификации, в период переоформления советов или в случае их закрытия, аспиранты не смогут защитить диссертации в срок, а при значительном сокращении числа советов по всей России возникнет необходимость выстраивания определённой последовательности защит. В результате материалы диссертаций, в первую очередь по гуманитарным, социальным, экономическим наукам, могут утратить свою актуальность и будут нуждаться в доработке [3]. В Бурятском госуниверситете в настоящее время функционируют 6 докторских диссертационных советов по 10-ти научным специальностям и направлениям. Также ведется активная работа по созданию новых объединённых диссертационных советов на базе университета по психологическим и физико-математическим наукам.
Учитывая усиливающуюся тенденцию коммерциализации подготовки кадров высшей квалификации, сокращение бюджетных мест, прекращение федерального финансирования заочной аспирантуры и докторантуры, руководство университета уделяет большое внимание формированию системы материального стимулирования и поддержки аспирантов в реализации результатов их научной работы. В университете создана и развивается система университетских грантов для аспирантов и молодых преподавателей университета. Накоплен положительный опыт участия в международных, федеральных и региональных грантах. Аспиранты и молодые преподаватели университета принимают участие в программах на получение грантов на поездки для работы в центральных библиотеках и научных центрах гг.Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Новосибирска, а также в программах на получение грантов для проведения научных исследований.
Мы имеем хорошие примеры привлечения молодежи в науку через назначение именных (повышенных) стипендий, как студентам, так и аспирантам. С 1998 года в университете для поощрения и поддержки наиболее талантливых молодых исследователей назначается именная стипендия имени Доржи Бан-зарова (размер повышенной стипендии аспиранта в настоящее время составляет 20000 рублей). С 2003 года университет выделяет дополнительные средства на увеличение размера стипендии докторантов. В апреле 2010 года установлена именная стипендия Ивана Александровича Батудаева для докторантов — сотрудников и преподавателей БГУ (размер повышенной стипендии докторанта — 24 000 рублей). Аспиранты БГУ ежегодно принимают активное участие в конкурсах стипендиальных программ и грантах Всероссийского, республиканского и университетского уровней.
В соответствии с новым ФЗ «Об образовании» оказание материальной помощи аспирантам за счёт бюджетных средств на стипендии не предусматри-
вается. Вузы имеют право оказывать материальную поддержку всем категориям обучающихся за счёт внебюджетной составляющей их доходов.
В заключение отметим, что развитию аспирантуры и подготовке кадров высшей квалификации на уровне государства уделяется особое внимание. Принят новый закон об образовании, основные структурные новшества которого связаны с позиционированием программ подготовки кадров высшей квалификации (в том числе — подготовки научно педагогических кадров в аспирантуре) в качестве программ третьего уровня высшего образования, следующего за магистратурой. Ужесточаются требования к защитам кандидатских и докторских диссертаций, к деятельности диссертационных советов. В соответствии с законодательством, предъявляются более высокие требования к процессу и качеству подготовки кадров в аспирантуре. Анализ подготовки кадров высшей квалификации в Бурятском государственном университете позволяет сделать вывод о достаточно высокой эффективности сложившейся системы в целом, об этом свидетельствует количество защит аспирантов досрочно и в срок, деятельность ведущих научных школ, создание и функционирование диссертационных советов. Однако существуют и некоторые проблемы, касающиеся организации и осуществления образовательной деятельности в аспирантуре, аккредитации и лицензирования, привлечения неиспользованных резервов научно-образовательной среды университета, что требует дальнейшего глубокого изучения данной темы.
Литература
1. Мосичева И.А. Реализация программ аспирантуры в условиях действия ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// И.А. Мосичева, Е.В. Караваева, В.Л. Петров, Высшее образование в России.- № 8 — 9, 2013.
2. Лагойда Н.Г. К вопросу о преемственности подготовки магистров и аспирантов в университете // Н.Г.Лагойда. Материалы Международной научной конференции «Евразийское образовательное пространство: перспективы развития магистратуры» (23-25 апреля 2015г.) — Улан-Удэ, Издательство Бурятского государственного университета, 2015.-156с.
3. Пигорев И.Я., Липченко Е.А. Качество подготовки аспирантов как фактор модернизации системы аттестации кадров высшей квалификации // Пигорев И.Я., Липченко Е.А. Вестник Иркутской государственной сельскохозяйственной академии .- 2013, №59, с.59-64.
Лагойда Наталья Григорьевна, кандидат философских наук, доцент зав. отделом подготовки кадров высшей квалификации Бурятского госуниверситета. Е-mail: aspdepO 8 @mail.ru
Lagojda Natalya G, the doctor of philosophy, senior lecturer, head of the Department of training of highly qualified personnel Buryat State University. E-mail:[email protected]