Научная статья на тему 'Аналитические аспекты подготовки кадров высшей квалификации в Белгородском государственном национальном исследовательском университете'

Аналитические аспекты подготовки кадров высшей квалификации в Белгородском государственном национальном исследовательском университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ / ИНСТИТУТ АСПИРАНТУРЫ / ПОДГОТОВКА АСПИРАНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумакова И. А., Герасименко О. А.

В статье проводится детальный анализ результатов деятельности института аспирантуры по подготовке кадров высшей квалификации, описываются перспективы модернизации системы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аналитические аспекты подготовки кадров высшей квалификации в Белгородском государственном национальном исследовательском университете»

УДК 378.147(470.325)

АНАЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В БЕЛГОРОДСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

И. А. Шумакова О. А. Герасименко

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

e-mail:

[email protected]

[email protected]

В статье проводится детальный анализ результатов деятельности института аспирантуры по подготовке кадров высшей квалификации, описываются перспективы модернизации системы высшего образования.

Ключевые слова: кадры высшей квалификации, институт - аспирантуры, подготовка аспирантов.

Введение

В настоящее время подготовка научных кадров является одним из основных факторов устойчивого развития научного потенциала вуза. Воспроизводство кадрового потенциала науки в нашей стране осуществляется преимущественно через аспирантуру и докторантуру. Основными показателями деятельности аспирантуры в вузе являются численность аспирантов, приём и выпуск из аспирантуры (в.т.ч. с защитой в срок).

Анализ эффективности деятельности института аспирантуры

Анализ данных показателей в НИУ «БелГУ» за последние пять лет позволяет сделать следующие выводы: количество аспирантов увеличилось с 573 человек до 715 человек. Прием в аспирантуру вырос с 229 человек до 276 человек. Возросло количество аспирантов, принятых из сторонних организаций по ПНР, в 2009 году этот показатель составлял 45 человек, в 2013 году 119 человек. Отмечается рост доли лиц, окончивших аспирантуру с защитой диссертации 54,3%, относительно 2012 года прирост составил 2,3%. Ежегодно увеличивается количество аспирантов победителей конкурса на специальную стипендию Президента РФ и Правительства РФ (рис 1).

Общие показатели деятельности аспирантуры

5 _

800

600

400

200

Общее количество аспирантов, чел.

633 655 673

300

633 655 673 2sa 1229 229 219

lull llllL

Приег\л в аспирантуру, чел.

276

2009 2010 2011 2012 2013

■ всего ■ платная основа

Эффективность работы аспирантуры, %

2009 2010 2011 2012 2013

■ всего ■ платная основа

Количество специальных

стипендий Президента РФ и

Правительства РФ, полученных

аспирантами, чел. _ ^

60 ■ 5Я 5- ш 5Ш IS 10 12 12

Mill io 5 О ; i 1 1 1

2009 2010 2011 2012 2013 2009 2010 2011 2012

Рис. 1. Общие показатели деятельности аспирантуры НИУ «БелГУ»

В вузе функционирует 12 диссертационных советов. За 2013 г. все диссертационные советы прошли успешно мониторинг, проводимый Министерством образования и науки РФ. Разработана и утверждена на ректорате программа (дорожная карта) развития магистратуры, аспирантуры и докторантуры на 2013-2017 годы. В диссертационных советах вуза в 2013 году было защищено 11 докторских и 125 кандидатских диссертаций, в том числе сотрудниками НИУ «БелГУ» было защищено 5 докторских и 66 кандидатских диссертаций (рис. 2).

Общие показатели деятельности аспирантуры

3 г

Общее количество аспирантов, чел.

573 б33 655 675

300

633 655 673 250 І229 229 219

lllll llllL

Прием в аспирантуру, чел.

276

2009 2010 2011 2012 2013

2009 2010 2011 2012 2013

Эффективность работы аспирантуры, %

66,6 _ _

1 56,2 50 8 52 54,3

1111

2009 2010 2011 2012 20:

Количество специальных стипендий Президента РФ и Правительства РФ, полученных аспирантами, чел.

12 12

10

I I

2009 2010 2011

Рис. 2. Численность сотрудников вуза, защитивших докторские и кандидатские диссертации, (чел.)

Общая численность сотрудников, защитивших диссертации в 2013 году, в том числе и в других вузах составляет 10 докторских и 75 кандидатских диссертаций.

В НИУ «БелГУ» открыта аспирантура - по 79 специальностям и 16 отраслям наук, докторантура - по 7 специальностям. В 2013 году произведен набор в аспирантуру по 66 специальностям.

Далее хотелось бы проанализировать показатели эффективности аспирантуры в разрезе факультетов/институтов.

Лидерами по количеству обучающихся в аспирантуре, в том числе и на платной основе стали педагогический, медицинский, институт управления и юридический институты, общее количество обучающихся в этих институтах составило 417 человек, на платной основе 151 человек. Это составляет 2/3 от общего числа аспирантов вуза (рис 3).

Рис. 3. Количество обучающихся, в аспирантуре НИУ «БелГУ», чел.

Данные институты являются лидерами и по приёму аспирантов в 2013 году. Общее количество поступивших в аспирантуру этих институтов 175 человек, из сторонних организаций 85 человек.

Наблюдается незначительная закономерная преемственность магистратуры с аспирантурой на следующих факультетах: инженерно-физическом, горного дела и природопользования и журналистики. Максимальная доля магистрантов, поступивших в аспирантуру, составляет всего лишь 30%.

Общая эффективность работы аспирантуры в вузе в 2013 году 54,3 %. В некоторых институтах/факультетах эффективность аспирантуры превысила общевузовский показатель. Это такие факультеты как: инженерно-физический, информационных технологий и прикладной математики, биолого-химический, горного дела и природопользования и медицинский институт. Показатель в выше перечисленных институтах варьируется от 60 до 77 %. Хотелось бы отметить, что эти институты и факультеты воспроизводят научные кадры по приоритетным научным направлениям развития науки в вузе, доля выпуска аспирантов в этих институтах и факультетах составляет 51 % от общего количества выпускников аспирантуры вуза (рис 4).

90 80 70 60 50 40 30 20 Ю О

Рис. 4. Общая эффективность работы аспирантуры НИУ «БелГУ»

Преподавательскую и научную деятельность на 102 кафедрах осуществляют 246 докторов наук и 926 кандидатов наук. Средний возраст профессорско-преподавательского состава НИУ «БелГУ» - 42 года.

Тем самым, если мы посмотрим на долю НПР, имеющих учёную степень доктора или кандидата наук во многих институтах этот показатель ниже значения установленного программой НИУ 70,5% на 2013 год. Лишь в некоторых институтах и факультетах он превышает общее значение. Без учёта внешних и внутренних совместителей, показатель успешно выполнен на факультетах: биолого-химическом, горного дела и природопользования, журналистики, социально-теологическом и в юридическом институтах. С учётом внешнего и внутреннего совместительства лидирующие позиции занимают юридический институт, социально-теологический факультет, факультет горного дела и природопользования, био-лого-химический факультет и факультет журналистики 78 %.

Проблемы, существующие в подготовке кадров высшей квалификации:

- отсутствует постепенный переход от традиционной системы подготовки кадров высшей квалификации в цепочке «магистратура - аспирантура». Низкое количество выпускников магистратуры, поступающих в аспирантуру. Отсутствует должная преемственность в подготовке;

- отсутствует модель целевого воспроизводства высококвалифицированных кадров для научно-исследовательской и образовательной сфер университета. Статистические данные не позволяют увидеть положительную динамику роста числа аспирантов с увеличением доли числа остепенённых сотрудников институтов и факультетов НИУ «БелГУ»;

- отсутствует чёткий алгоритм взаимодействия с предприятиями по подготовке кадров высшей квалификации по приоритетным областям развития экономики региона;

- отсутствует необходимая нормативная база, регламентирующая алгоритм работы по подготовке кадров высшей квалификации как третьего уровня высшего образования.

Перспективы развития подготовки кадров высшей квалификации

Динамика развития аспирантуры в вузе в целом положительна. В то же время возникает необходимость консолидации усилий по наращиванию в 2014 - 2017 гг. следующих показателей:

- повысить общую эффективность работы аспирантуры до 65 %, по приоритетным направлениям развития науки - до 75 %;

- увеличить количество обучающихся в аспирантуре до 800 человек за счёт привлечения сторонних организаций и предприятий к сотрудничеству в подготовке кадров высшей квалификации в интересах развития экономики региона;

- увеличить количество выпускников магистратуры, поступивших в аспирантуру, до 55 % по каждому направлению подготовки за счёт более активной агитации магистрантов (рис 5).

35 30 25 20 15 10 5 О

Рис. 5 Доля магистрантов, поступивших в аспирантуру НИУ «БелГУ», (%)

Для обеспечения факторов устойчивого развития научного потенциала вуза и реализации деятельности аспирантуры как третьей ступени высшего образования необходимо:

1. Интегрировать программы магистратуры с программами аспирантуры, образовав единый 5-летний цикл программ, продолжив тематику магистерской диссертации в аспирантуре;

2. Разработать алгоритм кадрового планирования по воспроизводству резерва научно-педагогических кадров в разрезе институтов и факультетов через институт магистратуры, аспирантуры и докторантуры;

3. Определить предприятия-работодателей по каждому направлению подготовки аспирантов для осуществления чёткого алгоритма взаимодействия по подготовке кадров высшей квалификации.

Сегодня задачи, связанные с кадровым обеспечением науки и образования находятся в центре внимания государства и научно-педагогического сообщества. Аспирантские программы всё чаще рассматриваются как основополагающая платформа для интеграции образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности в интересах экономического и социального развития общества.

Нормативно-правовая система документов, регулирующих реализацию программы аспирантуры

В последний год на федеральном и отраслевом уровнях приняты важные нормативные правовые акты, направленные на реформирование послевузовского образования и обеспечение еёустойчивого развития.

Принятие этих документов заметным образом повлияло на функционирование института аспирантуры. В настоящее время после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с 01.09.2013 года аспирантура рассматривается как третий уровень высшего образования.

В аспирантуре вместо специальностей научных работников появились направления подготовки. ФГОС регламентирует образовательную деятельность подготовки аспирантов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целью реализации программы аспирантуры становится подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Программа третьего уровня высшего образования (аспирантура) завершается государственной итоговой аттестацией (ГИА), по окончанию программы выдается документ о получении образования в аспирантуре - диплом, и присваивается квалификация «Исследователь», либо «Преподаватель-исследователь».

Порядок приёма на обучение по программам аспирантуры будет утверждён приказом Минобрнауки России. Цель программы - подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и обеспечение выпускнику требуемых компетенций.

Появляется система документов, регулирующих реализацию программы аспирантуры, утвержденная приказом Минобрнауки России: порядок приёма, порядок организации и осуществления образовательной деятельности в аспирантуре, ФГОС по направлению подготовки, порядок проведения государственной итоговой аттестации.

Программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре имеет следующую структуру: образовательные модули, включающие базовые и вариативные модули; практика (стажировка) и научно-исследовательская работа, включающие самостоятельное научное исследование по теме диссертационной работы; итоговая аттестация, включающая оформление текста диссертационной работы и представление аспирантом диссертации в организацию.

В результате освоения образовательной программы аспирантуры у выпускника должны быть сформированы универсальные компетенции (не зависящие от отрасли научного знания) и профессиональные компетенции (специфику которых определяет отрасль научного знания).

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре выдается соответственно диплом об окончании аспирантуры.

Прикрепление для подготовки диссертации на соискание учёной степени кандидата наук и сдачи кандидатских экзаменов может производится только при наличии в организации диссертационного совета по соответствующей специальности.

Заключение

Таким образом, после вступления в силу ФЗ «Об образовании в РФ» и утверждения Минобрнауки России документов, регулирующих реализацию программы аспирантуры, вузу необходимо будет решить следующие задачи:

^ произвести внутреннее соответствие ранее существовавших специальностей аспирантуры с вновь введенными направлениями подготовки (26 направлений, 26 УГ, 8 областей образования);

^ разработать образовательные программы аспирантуры согласно утвержденным Минобрнауки России ФГОС;

^ закрепить локальным актом за выпускающими кафедрами направления подготовки с учетом специфики образовательной программы аспирантуры.

Таким образом, модернизация национальной системы высшего образования предполагает чёткое определение целей аспирантской подготовки, среди которых важнейшей становится подготовка специалистов, конкурентоспособных на современном рынке интеллектуального труда, обладающих навыками исследовательской и аналитической работы,

способных гибко и результативно реагировать на вызовы быстро меняющегося мира [1, с. 47-48].

Список литературы

1. Шумакова И. А. Подготовка инновационно-мотивированных кадров в вузе в условиях развития экономик региона // Научные ведомости БелГУ. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2013. Вып.25/1. - С. 46 - 52.

ANALYTICAL ASPECTS OF HIGHLY QUALIFIED STAFF TRAINING AT BELGOROD STATE NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY

I. A. Shumakova O. A. Gerasimenko

Belgorod National Research University

The article deals with detailed analysis of post-graduate institution work focused on highly qualified staff training. It also presents the guidelines of higher education system modernization.

Keywords: the highly qualified staff, post-graduate institution, postgraduate students’ training.

e-mail:

[email protected]

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.