Научная статья на тему 'Опыт и перспективы деятельности службы «Телефон доверия» в Смоленске'

Опыт и перспективы деятельности службы «Телефон доверия» в Смоленске Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
80
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — С В. Ваулин, Ю В. Боброва

Около 25% парасуицидов совершаются практически здоровыми лицами в острых непатологических ситуационных реакциях. Эта группа пациентов нуждается преимущественно в неотложной психотерапевтической помощи. Основу психотерапевтической интервенции составляет актуализация антисуицидальных факторов: эмоциональной привязанности к близким людям, родительских обязанностей, чувства долга, представлений о неиспользованных возможностях, греховности и позорности суицида. Защитную роль также играют страх причинить себе физическую боль или остаться инвалидом, а также нежелание некрасиво выглядеть после смерти. Конечной же задачей психотерапевтического вмешательства является помощь в поиске разрешения психосоциального конфликта. Нередко значимым для указанных пациентов является факт обращения именно за психотерапевтической и психологической помощью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт и перспективы деятельности службы «Телефон доверия» в Смоленске»

В приводимом случае необходимый для самоубийства критерий «сознательное стремление к смерти, как к цели» отсутствует. Спорным является вопрос о принятии военнослужащим смерти как средства для прекращения восприятия окружающей обстановки или ухода из нее. Однако стремление подэкспертного упасть на землю, а не на бетон, а также его слова «...такого не должно быть», указывают на то, что он не осознавал потенциальной возможности смертельного исхода в результате своих действий и даже не стремился причинить себе тяжелое повреждение. Этот факт исключает самоубийство. Следовательно, гибель военнослужащего необходимо отнести к категории несчастного случая.

Таким образом, с учетом перечисленных обстоятельств и психологических особенностей погибшего, гибель военнослужащего следует квалифицировать как несчастный случай.

Литература

1. Working Group on Preventive Practices in Suicide and Attempted Suicide. York.- Copenhagen WHO Regional Office for Europe, 1986.

2. Quoted in Rachels, J. // The end of life. Oxford, Oxford University Press, 1986, P. 81.

3. Shneidman E. Definition of suicide. - Northvale, NY: Jason Aronson, 1994.

УДК 616.89-083:616.851

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ» В СМОЛЕНСКЕ С.В. Ваулин, Ю.В. Боброва

Смоленская государственная медицинская академия

Около 25% парасуицидов совершаются практически здоровыми лицами в острых непатологических ситуационных реакциях. Эта группа пациентов нуждается преимущественно в неотложной психотерапевтической помощи. Основу психотерапевтической интервенции составляет актуализация антисуицидальных факторов: эмоциональной привязанности к близким людям, родительских обязанностей, чувства долга, представлений о неиспользованных возможностях, греховности и позорности суицида. Защитную роль также играют страх причинить себе физическую боль или остаться инвалидом, а также нежелание некрасиво выглядеть после смерти. Конечной же задачей психотерапевтического вмешательства является помощь в поиске разрешения психосоциального конфликта. Нередко значимым для указанных пациентов является факт обращения именно за психотерапевтической и психологической помощью.

В г. Смоленске попытки создания суицидологической службы предпринимались с 1994 года на базе городской психоневрологической больницы. С этого же времени появилась служба «Телефон Доверия» (ТД), действовавшая более 2 лет, но прекратившая затем свою работу из-за отсутствия финансирования. Ее работа была возобновлена с февраля 1999 г. Деятельность медико-психологической помощи «ТД» регламентируется приложением № 1 к Приказу МЗ РФ № 148 «О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением» (от 6.05.1998).

За период с февраля по апрель 1999 года включительно, на «ТД» зарегистрировано 396 звонков. Из них, 180 - от мужчин, 216 - от женщин. Первичные обращения несколько преобладали у женщин (56,2%), а повторные - у мужчин (54%). Звонки от мужчин в течение недели распределялись практически равномерно, в то время как «пик» женских обращений пришелся на середину недели, со спадом к ее концу. Средняя продолжительность разговора с мужчинами и женщинами оказалась одинаковой, составив 13 минут. Всего длительность телефонных разговоров составила 86 часов. Продолжительность отдельных бесед варьировала от нескольких минут до полутора часов. Встречались звонки без связи с абонентом (1-3 за дежурство). Большинство обращений в службу «ТД» как у мужчин, так и у женщин зафиксировано до полуночи (соответственно 76,2% и 94%). За помощью обращались в основном люди среднего возраста. Подростки использовали тот же канал связи, что и взрослое население.

По содержанию и характеру причин обращений, в подавляющем числе случаев, звонки касались проблем семейного характера. Это так называемые конфликтные межличностные ситуации (взаимоотношения супругов, родителей и детей, проблемы общения, сложности интимных несемейных отношений, ревность и сексуальные проблемы, чувство одиночества, пьянство супруга, детей, проблемы развода). Реже встречались социально-бытовые конфликты (безработица, финансово-

материальные трудности); крайне редко - учебно-производственные (конфликты в рабочем коллективе, в учебных заведениях, увольнения, отчисления с учебы). В подростковых обращениях преобладали мотивы, связанные с проблемами отношений между представителями противоположного пола, а у лиц пенсионного возраста - социально-экономические вопросы. Помимо проблемных звонков, нередко задавались консультативные вопросы: «Куда и к кому обратиться? К сексопатологу... наркологу и т.д.»

Несомненными преимуществами психотерапевтической помощи по телефону, по сравнению с традиционной «личной» психотерапией, являются доступность в любое время суток независимо от местонахождения абонента, незамедлительность помощи. Ограничение коммуникации только аудиальным каналом способствует с одной стороны более последовательному и логичному изложению проблемы, а с другой значительному уменьшению объема сведений, так как вербальным путем при общении передается около 7% информации. Анонимность в сочетании с личным характером общения делает этот вид помощи психологически приемлемым для лиц с проблемами интимного, личного характера. В то же время анонимность и удаленность абонента препятствует оказанию помощи в большем объеме, особенно если это необходимо.

При открытии службы «ТД» основной целью предполагалась превенция суицидального поведения, однако в процессе работы антисуицидальная направленность значительно дополнилась оказанием помощи лицам, находящимся в различных проблемных ситуациях, переживающих чувство одиночества. Следует отметить, что у лиц, чувство одиночества которых связано с потерей близкого человека, высока вероятность совершения суицидальной попытки. Поэтому они часто нуждаются в длительной беседе и приглашении к дальнейшим контактам.

Таким образом, телефонная психотерапевтическая служба является широко доступным видом помощи населению, позволяющим купировать различные кризисные состояния, межличностные и микросоциальные конфликты на ранних этапах их развития. Создание «Телефона доверия» в г. Смоленске не только оправдано, но и требует дальнейшего его развития, включая круглосуточный режим работы, обязательное обучение и отбор специалистов, создание полноценной структуры суицидологической службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.