С. К. Каландарова
ведущий специалист, старший преподаватель, Кыргызско-Российский институт дистанционного образования, Международный университет Кыргызстана
ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ
Аннотация. Значительное развитие дистанционного высшего образования, как, неограниченные потоки международной мобильности студентов и преподавателей, образовательных программ или даже самих институтов высшего образования, формируют другой ключевой аспект рассматриваемого эволюционного процесса. Это характеризуется таким показателем, как непрерывность, гибкость, модульность, самостоятельность и обеспечивает доступ к получению образования всем гражданам независимо от местонахождение, возраста, занимаемого положения, должности, а также людей с ограниченными возможностями. Дистанционное образование позволяет наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества, реализовать конституционную норму доступности образования, обеспечить широкий доступ к получению образования.
Ключевые слова: виртуально-тренинговая технология, мобильность, дистанционное образование, информационно-спутниковая образовательная система, VSAT, терминал учебного центра, сеть учебного центра, ТВ-сервер, стационарный учебный терминал, информационно-коммуникационное оборудование, комплект записи телекурсовых работ.
S.K. Kalandarova, Kirghiz-Russian Institute for Distance Education, International University of Kyrgyzstan
EXPERIENCE IN DISTANCE EDUCATION IN KYRGYZSTAN
Abstract. The most development of distance higher education, is as, absolute mobility of students and teachers, educational programs, or even higher education institutions themselves, and forms another key aspect of the evolutionary considerd process. It is characterized by variables such as continuity, adaptability, modularity, independence and access to education for all citizens doesn't depended from their occupation, position,age even disabled person. Distance education allows do accurate and adaptable react to the needs of society, to implement the constitutional provision of access to education, to provide broad access to education.
Keywords: virtual-training technology, mobility, distance education, VSAT, Terminal Training Center, Training Center network, TV-server, stationary training terminal, information and communications equipment, TSL (hardware laboratory), a set of records telecourse work.
Анализ некоторых современных тенденций развития процессов информатизации в Кыргызстане с использованием материалов отчетов ООН и докладов Всемирного экономического форума (ВЭФ) показал утрату Кыргызстаном позиций в мировых рейтингах. Несмотря на определенный прогресс в Кыргызстане в сфере информатизации, нужно отметить, что другие страны развиваются быстрее. В Глобальных отчетах по информационным технологиям ВЭФ по индексу готовности работы в компьютерных сетях (The Networked Readiness Index 2009-2010) Кыргызстан в 2008 году оказался на 114 месте из 127, в 2009 году - на 115 месте из 134, в 2010 году - на 123 месте из 133. Все это говорит о серьезности проблем в условиях Кыргызстана и подтверждает актуальность проводимых работ по интеграции электронного дистанционного образования [1].
Развитие международных рейтингов университетов, широкое освещение их результатов в СМИ также указывают на становление нового глобального пространства высшего образования, трансформирующего практики современных институтов высшего образования, учащихся и решения тех, кто несет ответственность за развитие сфе-
ры высшего образования [3]. Однако значительное развитие дистанционного высшего образования, как, например, неограниченные потоки международной мобильности студентов и преподавателей, образовательных программ или даже самих институтов высшего образования, формируют другой ключевой аспект рассматриваемого эволюционного процесса. Все больше людей выбирают учебу заграницей, проходят обучение по зарубежным программам или в иностранных вузах, расположенных в их стране, или просто используют Интернет для того, чтобы пройти курс или программу подготовки, предлагаемые зарубежными университетами или другими вузами. Численность иностранных студентов в странах - членах ОЭСР в период с 1998 по 2007г. увеличилась на 90%, достигнув 2,5 млн. человек.
Подобное развитие - результат сочетания хотя и различных, но не взаимоисключающих факторов: стремления стран к развитию академических и культурных обменов; растущей мобильности квалифицированных специалистов и профессионалов в условиях глобализированной экономики; стремления современных институтов высшего образования к получению дополнительных доходов или повышению своего статуса и укреплению репутации на национальной и международной арене; или даже потребности извлечь выгоду из экономически активного населения с более высоким уровнем образования в странах с развивающейся экономикой или пораженных процессами старения населения [4]. Несмотря на то, что международная мобильность традиционно характеризует академический мир, ее динамика серьезно изменилась. Мобильность еще двадцать лет назад в большей степени была обусловлена происходящими политическими, геостратегическими, культурными процессами или процессами, связанными с содействием международному развитию: страны поддерживали мобильность как один из способов стать более открытыми внешнему миру, в надежде создать элитные международные сети.
Современный рынок образовательных услуг все более подвергается такому фактору и глобализации образовательной среды. Поэтому все большее место начинают занимать нетрадиционные формы, методы и средства образования, одним из которых является дистанционное образование.
За последние десятилетия, самое широкое распространение получило именно дистанционное образование. Это характеризуется такими показателями, как непрерывность, гибкость, модульность, самостоятельность и обеспечение доступа к получению образования всем гражданам независимо от местонахождение, возраста, занимаемого положения, должности, а также людьми с ограниченными возможностями. Не выходя из дома студенты имеют возможность учиться не зависимо от его местожительства и не тратят время на бесконечные встречи с преподавателями, выполняют задание на компьютере.
Дистанционное образование - это естественное развитие идей децентрализации процессов обучения, предлагающее широкое применение новейших информационных и коммуникационных технологий спутниковой связи кабельного телевидения, мультимедиа систем, виртуальных сред в учебный процесс. Дистанционное образование позволяет наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества, реализовать конституционную норму доступности образования, обеспечить широкий доступ к получению образования, в том числе для тех, кому по каким-то причинам не-
приемлемы традиционные формы обучения, а также решить проблему значительного расширения контингента населения с высшим и дополнительным профессиональным образованием.
Изучив возможности дистанционного образования как средства повышения образовательного уровня населения труднодоступных горных районов, Международный университет Кыргызстана (МУК) десять лет назад начал активное сотрудничество с Современной гуманитарной академией (СГА) (г. Москва), где накоплен большой опыт в этой образовательной сфере. МУК создавался как вуз дистанционного образования, впервые не опираясь на традиционные образовательные технологии, а только на современные информационно-коммуникативные технологии. Необходимость создания такого вуза вытекает из требований сегодняшних реалий и заказом общества. МУК совместно с СГА использует спутниковую связь и телекоммуникационные технологии для дистанционного обучения студентов Кыргызско-Российского института дистанционного обучения МУК (КРИДО). Одним из элементов данной виртуально-тренинговой технологии является учебное планирование. Оно предусматривает составление индивидуального учебного плана для каждого учащегося на основе вариативности, как содержания образования, так и по срокам и темпам обучения. Причем решение по расширению содержания или, наоборот, по сведению его к минимуму, который устанавливается государственными стандартами, а также по ускорению темпа обучения или его замедлению принимает сам обучающийся.
В основу виртуально-тренинговой технологии положен модульный принцип, предполагающий разделение учебной дисциплины на логически замкнутые блоки, называемые модулями или юнитами, в рамках которых проходят как изучение нового материала, так и контрольные мероприятия по проверке его усвоения. Изучение каждого модуля рассчитано примерно на 45 академических часов (по 50 минут) аудиторных занятий, что включает работу с преподавателем и самостоятельную работу студента. Студенты КРИДО в течение одного семестра изучают в среднем 17 юнитов. КРИДО -единственный ВУЗ в Кыргызской Республике, который обеспечивает каждого студента комплектом печатных учебных материалов (юнит) по всем изучаемым дисциплинам. Наличие личного комплекта учебных материалов сокращает время поиска учебной литературы и других источников информации, что является одним из важных элементов обучения без отрыва от производства. В свою очередь, открытость образования означает свободу зачисления в группу обучаемых и выбора учебных курсов, составление индивидуального учебного плана, а также свободу места, времени, форм и темпов обучения. Открытое образование должно строиться на основе сетевых информационных технологий, позволяющих объединять образовательные ресурсы крупнейших технических и классических университетов.
В качестве технологической основы дистанционного обучения для системы высшего профессионального образования в Кыргызско-Российском институте дистанционного образования используется информационно-спутниковая образовательная технология. Основу этой технологии составляет информационно-спутниковая образовательная система (ИСОТ), обеспечивающая связь КРИДО с Современной гуманитарной академией в г. Москве, которая дает доступ к значительным информационным и библиотечным ресурсам. Информационно-спутниковая образовательная техно-
логия СГА базируется на цифровой спутниковой связи и широком применении мультимедийных учебно-методических комплексов. Весь учебный информационный ресурс СГА доступен посредством телекоммуникаций каждому студенту КРИДО, независимо от его места нахождения, с электронных учебных мест. Такая система позволяет проводить учебные занятия с использованием электронных учебных (рабочих) мест различного типа. Идея ИСОТ заключается в создании единой сети электронных учебных (рабочих) мест студентов и сотрудников учебного центра, которая связана с потребительским сервером. Реализация ИСОТ представлена на рис. 1.
Рисунок 1 - Реализация ИСОТ
В состав ИСОТ входит: базовый терминал в г. Москва (в Московском пилотном центре) - комплекс устройств, обеспечивающих функционирование ИСОТ, расположенных в Базовом вузе. Базовый терминал имеет телепорт для спутникового телевидения и передачи цифровой информации через спутник, базовый сервер большой емкости, содержащий весь накопленный образовательный цифровой компонент, а также ведущий учебные досье всех учащихся, все архивы, осуществляющий ряд функций по поддержке административных воздействий, бухгалтерии, почты и др. По количеству содержащейся в нем информации базовый сервер, может быть, сравним с крупнейшими библиотеками мира.
Сеть учебного центра представляет собой скоростную (100 Мбит/с) локальную сеть, включающую:
- Терминал учебного центра, состоящий из приемной антенны и потребительского сервера.
- Стационарные учебные терминалы - учебные места, оснащенные различными типами электронной учебной техникой, для проведения индивидуальных и групповых занятий по виртуально-тренинговой технологии обучения.
Все материалы, планируемые к передаче в учебные центры в рамках ИСОТ, преобразуются в цифровой формат. Введено понятие цифровой контент (содержание). Идея ИСОТ заключается в создании единой сети электронных учебных (рабочих) мест студентов и сотрудников учебного центра, которая связана с потребительским сервером. Потребительский региональный сервер постоянно модернизируется и пополняется новым цифровым контентом через спутник. Для обеспечения процесса обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий в учебном центре
реализуются подготовленные базовым вузом и передаваемые посредством ИСОТ информационно-библиотечные ресурсы, в том числе учебная, методическая и административная базы документов. Важной частью этой системы является возможность двунаправленной связи, которая обеспечивается сетью станций системы VSAT-терминалов (VSAT -Very Small Aperture Terminal - малая спутниковая наземная станция) для двунаправленных IP - приложений, что обеспечивает выход с терминалов КРИДО на базовый терминал в г. Москве. Спутниковый канал - арендуемый СГА канал на спутнике «Экспресс-АМ-2», вещающий в Ки-диапазоне. Схема передачи данных через спутник асимметрична и состоит из двух информационных потоков:
- прямой поток, передающий большие объемы информации по направлению: базовый терминал - спутник - терминал учебного центра;
- обратный поток, передающий малый объем информации (отчеты и запросы) по направлению: терминалы учебных центров - Интернет или спутниковая телефония - базовый терминал. Терминал учебного центра - комплекс устройств ИСОТ, состоящий из приемной антенны и потребительского (регионального, местного, индивидуального) сервера.
Сеть учебного центра представляет собой скоростную (не менее 100 Мбит/с) локальную сеть, включающую потребительский сервер и стационарные учебные терминалы.
Информационно-коммуникационное оборудование (ИКТ-оборудование) оборудование, предназначенное для реализации технологии обучения СГУ.
Стационарный учебный терминал (СУТ) - учебное (рабочее) место, оснащенное различными типами электронной учебной техники, для проведения индивидуальных и/или групповых занятий по виртуально-тренинговой технологии обучения.
ТВ-сервер - компьютерный прибор улучшенной конфигурации, предназначенный для просмотра цифровых видеолекций, работающий совместно с телевизором или видеопроектором.
ТСИ (технические средства информатизации) - оборудование, обеспечивающее информатизацию учебного центра, связь с базовым вузом, прием и передачу данных; оснащение ТСИ является стандартным и в основном не зависит от количества обучающихся в учебном центре.
ТСА (технические средства администрирования) - оборудование, обеспечивающее администрирование учебного процесса и работу остальных структур учебного центра; оснащение ТСА зависит от численности обучающихся в учебном центре.
ТСЛ (технические средства лабораторные) - оборудование, обеспечивающее проведение лабораторных и практических занятий в специализированных аудиториях; оснащение ТСЛ зависит от численности обучающихся в учебном центре.
ПТ-1 - прибор для проведения тестирования. Тестирование обязательно для каждого модуля и использует автоматизированную технологию, при этом качество ответа оценивается программой автоматически. Результаты тестирования передаются в электронное досье студента.
Комплект записи телекурсовых работ (КЗТР) - предназначен для подготовки и записи телекурсовой работы, в состав входит цифровая видеокамера, осветительный прибор, (наушники, микрофон).
Описанная схема дистанционного образования хорошо зарекомендовала себя на практике, что достаточно убедительно обосновал профессор М.П. Карпенко в фундаментальной работе «Телеобучение», и о чем свидетельствует деятельность КРИДО, сделавший уже несколько выпусков специалистов, получивших образование по дис-танционно-обучающим технологиям [2]. Недостатками дистанционного образования являются отсутствие постоянного общения с преподавателями, а так же и самими студентами. По мнению автора, данная технология должна стать одним из ключевых средств обеспечения доступности к качественному профессиональному образованию различных уровней населения самых труднодоступных регионов, что будет способствовать их социально-экономическому прогрессу.
Но к великому сожалению, по сегодняшний день есть противники внедрения в систему образования новых информационных технологий, которые считают образованность человека - есть фундаментальные знания, обретенные человеком. Хотя эти же люди пользуются благами цивилизации научно-технического прогресса. Автор попытался обобщить и провести такое исследование, при котором вырос бы спрос на высшее образование с наименьшими материальными затратами.
Чтобы ни говорили противники в настоящее время дистанционное образование - это необходимость нынешнего времени, которому нужно соответствовать.
Список литературы:
1. Живоглядов В.П.. Когнитивная информатика в электронном образовании. Международная научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании: состояние, проблемы и перспективы». Бишкек, 2011.
2. Карпенко М.П. Телеобучение. М.: СГА, 2008.
3. Salmi J., Saroyan A. League Tables as Policy Instruments: Uses and Misuses // Higher Education Management and Policy. 2007. Vol. 19. No. 2.
4. Higher Education to 2030. Vol. 1. Demography. Paris: OECD Publishing, 2008.
List of references:
1. Zhivoglyadov VP. Cognitive science in e-learning. International Scientific andPractical Conference "Information Technologies in Education: Current State, Problems and Prospects." Bishkek, 2011.
2. Karpenko, MP Tele-education. M.: MUH, 2008.
3. Salmi J., Saroyan A. League Tables as Policy Instruments: Uses and Misuses // Higher Education Management and Policy. 2007. Vol. 19. No. 2.
4. Higher Education to 2030. Vol. 1. Demography. Paris: OECD Publishing, 2008.