Научная статья на тему 'Новая парадигма образования XXI века'

Новая парадигма образования XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2550
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая парадигма образования XXI века»

с

V,

ONLINE EDUCA

)

М. КАРПЕНКО, ректор, профессор Современная гуманитарная академия

В современном обществе прослеживается беспрецедентный спрос на высшее образование в связи с пониманием его решающего значения для социально-культурного и экономического развития.

Постиндустриальное общество в высшей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования, с тем чтобы в центре внимания находилась познавательная деятельность учащегося, т.е. процесс познания, а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении. Перед высшим образованием открываются новые горизонты, связанные с инновационными технологиями, которые способствуют накоплению огромных массивов новых знаний и их стремительному распространению. Главная задача - обеспечить равноправный доступ к таким технологиям на всех уровнях систем образования.

Вторая половина ХХ столетия вошла в историю высшего образования как период его наиболее бурного развития: с 1960 по 1995 гг. численность студентов во всех странах мира возросла с 13 млн. до 82 млн., а в 2004 г., по данным ЮНЕСКО, численность студентов составила 132 млн. В нашей стране за последние годы количество молодых россиян, поступавших на первый курс, превышало количество выпускников школ. Это свидетельствует о том, что Россия де факто превращается в страну с всеобщим высшим образованием. Массовое высшее образование становится данностью, и на повестку

Новая парадигма образования XXI века

дня выходит проблема качественного образования людей со средними способностями,, для чего должны быть использованы эффективные тренинговые методы обучения и совершенная образовательная среда.

Мировые образовательные системы различают два вида образования: академическое и профессиональное. При академическом студент имеет своей целью расширение кругозора, при профессиональном - занятие определенной должности. Отсюда различие в дидактике: свободный поиск знаний в режиме развивающего обучения или жесткий профессиональный тренинг. Образовательная система России унаследовала от СССР только профессиональное высшее образование, термин «академическое образование» отсутствует вовсе. Между тем выполненное в СГА исследование показало, что население России использует получаемое в вузах образование в значительной степени именно как академическое. В среднем 35% выпускников вузов даже не начинают работать по специальности, число работающих по специальности с каждым годом уменьшается, так как они переходят на руководящую или другую работу. И если из выпускников гуманитарных направлений работают по специальности до конца трудового стажа в среднем 53%, то из выпускников технических направлений в специальности, полученной в вузе, по истечении 18 лет не остается никого. Поэтому, формируя стратегию развития системы высшего образования России, необходимо учитывать, что главная функция высшего образования - как раз академическая, направленная на развитие личности выпускника, а не про-фессгюнально-ремесленная.

Несмотря на стремительное развитие

94

Высшее образование в России • № 4, 2007

дистанционных образовательных технологий, адептами традиционного образования до сих пор высказываются сомнения в качестве подготовки специалистов методами ИКТ-обучения. Качество зависит от двух групп факторов: интеллектуальных способностей обучаемого (вес фактора - до 68%) и образовательной среды (вес фактора - до 32%). Согласно исследованиям психологов, способных людей за пределами нормы (^>120) насчитывается в среднем 9%, из них одаренных (^>130) - 2,2%, а в пределах нормы (80< Щ>120) - 82%. Вузу достаточно завлечь к себе одаренных студентов, устроив конкурсный отбор и создав ажиотажный спрос, - и проблема качества решается без кропотливого и методичного совершенствования образовательной среды. Но при этом не решается задача национального масштаба - подготовка специалистов из подавляющего большинства людей, показатели интеллекта которых не превышают норму. Именно для таких людей требуется высококачественная образовательная среда, и в этом аспекте ИКТ-обучение имеет явные преимущества, так как широко применяет тренинговые методы и заменяет плоскостное и статичное представление учебного материала (учебники, лекции) на объемное и динамичное (гипертексты, компьютерные модели).

Традиционная вузовская дидактика имеет описательно-интуитивный характер, она не выработала способов количественного измерения объемов знаний (умений, навыков) и производительности учебного процесса, понимаемой как темп усвоения знаний. Она не различает обучаемых по полу, возрасту, психодинамике (темпераменту), свойствам нервной системы (реактивности, лабильности), по интеллектуальным способностям. Несомненно, что для вузов будущего требуется развитие научной дидактики, опирающейся на современные представления нейрофизиологии и психологии и пользующейся количественными методами измерений и оценок. Эксперименты, выполненные в СГА, показали,

что рациональное распределение времени между фазами усвоения знаний, использование наиболее эффективного глоссарно-алгоритмического и тренингового обучения и применение балансового метода учебного планирования позволяет как минимум вдвое увеличить темп усвоения знаний.

Немаловажным аспектом при сравнении традиционного и ИКТ-обучения является оценка капитальных вложений. Расчеты, сделанные в СГА по данным аккре-дитационной коллегии Минобрнауки, показывают, что капиталовложения в вуз в среднем распределены следующим образом: 98,2% - здания и сооружения, 1,8% -библиотека, лабораторное и информационное оборудование. При этом российские нормативы учебных площадей в 3-5 раз выше, чем в Западной Европе и США. Текущие затраты в среднем на 50% расходуются на здания и сооружения - амортизацию, ремонт, освещение, отопление и т.д. Таким образом, львиная доля средств, направляемых из бюджетных и внебюджетных источников, уходит в сферу строительства и ЖКХ, что представляется нам нерациональным расточительством.

При реализации ИКТ-обучения преподавание и производство образовательного контента осуществляется высококвалифицированным экстерриториальным профессорско-преподавательским составом (ЭППС), связанным с обучаемыми и между собой средствами телекоммуникаций. Система экстерриториальных кафедр предоставляет возможность объединить творческие усилия и научный потенциал лучших педагогов стран мира для обеспечения образовательного процесса высококачественными учебными продуктами. Специфика деятельности таких кафедр состоит в том, что каждый преподаватель распределенного вуза независимо от места его проживания может совместно с другими сотрудниками вуза производить научные исследования и создавать учебные продукты, используя для связи с подразделениями базового вуза средства телекоммуникаций.

ONLINE EDUCA

95

С использованием ИКТ появились методы опосредствованного обучения (студент видит не преподавателя, а его изображение), учебные материалы приобрели наглядность, изображения вместо плоскостных и статичных стали объёмными и динамичными. Изменились функции учителя, поскольку между учителем и учеником появились информационно-коммуникационные средства обучения. В принципиальной схеме обучения учитель может сосредоточиться только на пополнении собственного багажа знаний, т.к. от него уже не требуется организовывать учебный процесс - эту функцию берёт на себя менее квалифицированный технолог(методист, воспитатель), непосредственно контактирующий с учеником. При этом число учеников квалифицированного преподавателя может возрасти на порядок и достигнуть 100-200 человек.

При множестве организационно-технологических схемиспользования ИКТв обучении можно выделить две принципиальные. Первая, получившая название информационно-спутниковой образовательной технологии (ИСОТ), предусматривает два звена доведения учебного контента до обучающихся. Первое звено - базовый вуз через телепорт и спутник перекачивает учебные материалы и продукты в региональный учебный центр. При этом трафик невелик, так как один и тот же продукт в локальной сети учебного центра может быть использован сотнями и тысячами студентов. Второе звено - студенты обучаются в учебном центре непосредственно, без всякого трафика. Разумеется, к принципиальной схеме добавляется обратная связь - спутниковая или через Интернет, проводятся телеконференции. Дополнительным достоинством этой схемы является возможность создать учебный центр в любом географическом пункте в зоне действия спутника. Для учащейся молодёжи, нуждающейся в общении, дополнительным преимуществом является возможность такого общения в учебном центре, а также контактная авто-

ризация - непосредственное предъявление и апробация в социуме усвоенных знаний. Недостатком схемы являются большие капиталовложения в сооружение телепорта и создание учебных центров.

Вторая схема, большей частью специалистов называемая электронным обучением (ЭО), предусматривает индивидуальное обучение каждого студента через Интернет с помощью учебных материалов и продуктов, выложенных на сайт (портал) базового вуза. Здесь возможно применение видеоконференций, использование рассылаемых учебных материалов в виде бумажных изданий и DVD-дисков и др. Достоинством схемы являются низкие (почти нулевые) капитальные затраты, недостатком -очень большой, в сотни раз больше, чем в ИСОТ, трафик и соответствующее превышение эксплуатационных расходов.

В будущем, при дальнейшем прогрессе ИКТ, возможно слияние этих схем, а различные варианты общей схемы будут использоваться для различного контингента - учащейся молодёжи, работающих специалистов, пенсионеров и др.

В России уже имеется опыт использования информационно-коммуникационных технологий обучения. В частности, он накоплен Современной гуманитарной академией, крупнейшим вузом России, СНГ и Европы, обучающим 175 тыс. студентов в 11 странах, разработавшим и внедрившим информационно-коммуникационные (в том числе спутниковые) технологии обучения «на месте проживания», наладившим индустриальное производство образовательного контента на базе экспериментальных исследований в области социологии образования, психологии обучения и практической дидактики. По инициативе СГА началось совершенствование законодательства, приняты поправки в законы, разработаны законодательные акты, легализующие первые шаги по применению образовательных ИКТ.

Информационно-коммуникационная образовательная технология СГА строит-

96

Высшее образование в России • № 4, 2007

ся на основе единства управления, технологии, дидактических процессов, образовательных программ, организации учебного процесса, аттестации студентов, информационной базы, образовательного контента.

Практическая реализация информационно-коммуникационной технологии СГА основывается на синхронном функционировании следующего комплекса инновационных технологических систем:

• системы цифровой спутниковой связи, объединяющей в единое целое локальные вычислительные сети (ЛВС) всех учебных центров, с постоянным увеличением скорости обмена данными в ЛВС, емкости серверов и производительности компьютеров, и собственную сертифицированную сеть спутникового образовательного телевидения;

• системы индустриального производства учебных продуктов, включая современные адаптивные программные средства компьютерного обучения, имеющие дружественный интерфейс и учитывающие индивидуальные особенности восприятия обучающимся учебной информации;

• автоматизированной информационной системы администрирования вуза, программные модули которой охватывают все реализуемые в деятельности вуза процессы;

• телекоммуникационной образовательной библиотеки, обеспечивающей доступ к цифровым ресурсам различных корпоративных библиотечных сетей и ассоциаций, к полнотекстовым информационным ресурсам удаленных библиотек, а также к внешним информационным базам;

• системы экстерриториальных кафедр, объединяющих высококвалифицированные кадры профессорско-преподавательского состава из регионов России и зарубежья и связанных с обучаемыми и между собой средствами телекоммуникаций;

• системы электронной аттестации на всех уровнях (текущей, промежуточной) с целью качественного мониторинга усвоения знаний, функционирующей на основе про-

граммно-аппаратных комплексов, включающих экспериментальную модель прибора тестирования и программного обеспечения, которое позволяет формировать индивидуальный тестовый вариант, оценивать результаты тестирования и экспортировать оценки в систему администрирования вуза;

• системы постоянного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и персонала вуза как в области профессиональной подготовки, так и в сфере овладения навыками работы с новыми информационными технологиями, применяемыми в учебном процессе академии.

Особую роль в индивидуальном обучении приобретают использование мощных библиотечных ресурсов и организация свободного доступа учащихся к научной информации через вузовские библиотеки. Примером высокотехнологичной организации библиотечного дела является принцип функционирования телекоммуникационной двухуровневой библиотеки (ТКДБ) СГА. В структуре ТКДБ СГА, действующей в цифровой спутниковой вузовской сети академии, выделяются два уровня -центральный и региональный.

Центральный уровень представляет собой комплексную технологическую систему мощных серверов с объемом памяти в десятки Тб, связанную с национальными и научными библиотеками (Центральной библиотекой образовательных ресурсов Минобрнауки РФ, Национальной электронной библиотекой, Библиотекой электронных диссертаций РГБ и т.д.).

Региональный уровень цифровой библиотеки - система серверов, получающих необходимые для реализации учебного процесса объемы библиотечных ресурсов из центра по спутниковым каналам передачи данных. Спутниковый ресурс, арендуемый СГА, позволяет передать средний вузовский учебник (2 Мб в формате XML) за 0,7 с, таким образом, весь объем вузовских учебников, действующих в РФ (~25000), может быть передан за 5 ночных часов в

ONLINE EDUCA

97

сотни учебных центров. При этом программное обеспечение, на основе которого функционирует цифровая библиотека СГА, поддерживает международные форматы автоматизированных информационно-библиотечных систем, что позволяет не только обеспечивать работу пользователей с большими объемами информации, но и профессионально комплектовать и ежедневно наращивать фонды цифровых ресурсов библиотеки.

С использованием ИКТ возможен переход к новой образовательной парадигме - «обучению на месте проживания» - и к новым педагогическим технологиям - безгрупповому обучению на основе индивидуальных учебных планов, бессессионному обучению на основе индивидуальных графиков усвоения знаний и безбумажным технологиям на основе информатизации и индивидуальных бумажных библиотечных ресурсов. Данные технологии позволяют реализовать индивидуальную траекторию обучения, что особенно важно для осуществления преемственности образовательных уровней, в особенности высшего и послевузовского образования, а также для освоения дополнительных образовательных программ в соответствии с потребностями, способностями и психофизиологическими особенностями обучающихся.

Благодаря своим очевидным достижениям академия вошла в число первых вузов РФ, подписавших 17 сентября 2003 г. «Хартию Вольности Университетов» («The Magna Charta Universitatum»), присоединившись тем самым к Болонскому процессу. С 2003 г. выпускникам СГА выдается

международный сертификат признания диплома на территории стран - участниц Болонского процесса. Сертификат выдается в соответствии с критериями и стандартами Европейского национального центра информации Совета Европы, иК NARIC, Программы Европейской комиссии и Центра ЮНЕСКО по вопросам высшего образования. В сентябре 2005 г. Современная гуманитарная академия подписала декларацию II саммита Глобальной сети мега-университетов ^Ми^е^ и вошла в число членов-учредителей данной организации, объединяющей 17 мега-университетов из11 стран.

В заключение необходимо добавить, что эффективное использование передовых телекоммуникационных технологий в СГА сопровождается модернизацией технических средств обучения и внедрением собственных научных и технологических инноваций. Результатом постоянного наращивания инновационного потенциала стала интеграция многочисленных учебных центров СГА в единый распределенный мега-вуз с единой технологией, организацией, материальным оснащением и информационным обеспечением образовательного процесса с помощью спутниковой телекоммуникационной сети. Это неоспоримое преимущество СГА как вуза новой формации - вуза XXI века, избравшего своей миссией обеспечение доступного широким слоям населения качественного непрерывного образования на месте проживания и продвижение российского образования на мировой рынок образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.