Научная статья на тему 'Опыт деятельности по формированию организаторских способностей у подростков во временном детском объединении'

Опыт деятельности по формированию организаторских способностей у подростков во временном детском объединении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
602
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР / ЗАГОРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голицина Светлана Сергеевна

В данной статье представлен опыт деятельности педагога-организатора по формированию организаторских способностей в условиях загородного детского центра, описана программа, формы и методы работы с подростками. Представлены результаты эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт деятельности по формированию организаторских способностей у подростков во временном детском объединении»

4. Славина А. Ю. Особенности внедрения комплекса «Готов к труду и обороне» в работе со студентами специальной медицинской группы. // Актуальные проблемы образования в сфере физической культуры и спорта в современной ситуации общественного развития. (Череповец, 25-26 сентября 2014 г.). Череповец. 2014. С. 49-51.

Опыт деятельности по формированию организаторских способностей у подростков во временном детском объединении

Голицина С. С.

Голицина Светлана Сергеевна / Golitsina Svetlana Sergeevna - магистрант, кафедра психолого-педагогического образования,

Институт педагогики и психологии

Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова, г. Кострома

Аннотация: в данной статье представлен опыт деятельности педагога-

организатора по формированию организаторских способностей в условиях загородного детского центра, описана программа, формы и методы работы с подростками. Представлены результаты эксперимента.

Ключевые слова: организаторские способности, педагог-организатор, загородный детский центр, подростки.

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется целым рядом учреждений культуры, социальных институтов, обеспечивающих организацию свободного времени подрастающего поколения в традициях общечеловеческих гуманных ценностей и норм поведения. Свободное время является ключевым средством формирования личности подростка и его внутреннего мира. Через сферу деятельности в свободное время происходят восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. По роду деятельности подростка в свободное время можно судить о культуре общения, круге знакомых, духовных потребностях личности и основных интересах и увлечениях. Современные социальные институты досуга способны удовлетворить потребность в социально культурной интеграции и личностной самореализации большинства подростков.

В настоящее время существует потребность в инициативных, творческих специалистах, которые могли бы не только быть исполнителями, но и обладали организаторскими знаниями, умениями. Для современного общества актуальна потребность в социально-активной позиции детей и молодежи [1].

Сегодня существует потребность создания организационных форм деятельности, позволяющих развивать готовность личности к самореализации, самосовершенствованию, проявлению своего организаторского потенциала. Одной из таких форм являются временные детские объединения, действующие на базе загородных детских центров, которые реализуют принцип связи воспитания с жизнью, активно откликаются на все изменения общества и потребности самого ребенка.

Сформированные организаторские умения дают подростку возможность успешно адаптироваться к любой группе, реализующей общие цели, обеспечивая тем самым комфортное состояние и готовность к решению проблем в процессе коллективной жизнедеятельности. Умение не только решать стоящие проблемы, но и предупреждать их, а также прогнозировать свое будущее может и должно стать основой для достижения учащимися успеха в жизни. Эти обстоятельства привели к

112

необходимости подготовки человека-организатора, обладающего мобильностью, практическим умом, высоким уровнем управленческих умений.

Анализ проблемы развития организаторских способностей показывает, что, в основном, в поле зрения исследователей оказались старший подростковый возраст и период взрослости. Тем не менее, для формирования организаторских умений у подростков сложились теоретические и практические предпосылки. A. C. Макаренко положил начало изучению проблемы воспитания организатора в детском коллективе, его идеи развивали А. В. Волохов, И. П. Иванов, А. Н. Лутошкин, О. А. Павлова, М. И. Рожков, А. И. Тимонин, A. C. Чернышев и др. Организаторская деятельность и организаторские умения стали предметом исследования психологов А. Н. Лутошкина и Л. И. Уманского.

При определении понятия «организаторские способности» мы опираемся на точку зрения Н. А. Галеевой, которая понимает под ними качества личности, которые позволяют эффективно включать людей в определенный вид социальной деятельности, успешно корректировать действия внутри нее, а также изменять деятельность в соответствии с поставленными целями и условиями, в которых она протекает [2].

Л. И. Уманский и А. Н. Лутошкин разделяют организаторские способности на три группы: организаторское чутье, умение оказывать эмоционально-волевое

воздействие, склонность к организаторской деятельности [3, 4, 6].

При определении понятия «педагог-организатор» мы опираемся на понятие, данное в Педагогическом терминологическом словаре. Педагог-организатор - это специалист, организующий внеклассную и внешкольную работу в сфере образования детей, содействует развитию личности учащихся, создает условия для занятий творческой деятельностью, привлекается к воспитательной работе с учащимися в учреждениях культуры и спорта, общественных организациях [5].

Одной из сфер деятельности педагога-организатора может являться сфера организации отдыха и оздоровления в летний период. Наиболее распространенной формой летнего отдыха детей, подростков являются загородные оздоровительные лагеря.

Наша опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Детского оздоровительно-образовательного центра «Сахареж» Ярославской области, в рамах разработанной программы работы.

Анализ литературы, собственного опыта работы позволили нам определить ключевые направления деятельности педагога-организатора по развитию организаторских способностей подростков.

Первое направление подразумевает изучение личностных особенностей подростка, уровня развития его организаторского потенциала. Диагностика организаторских способностей подростков проводилась нами на организационном и заключительном этапах смены.

В качестве второго направления работы, мы выделили информационное обеспечение знаниями в области организаторской деятельности. Данное направление работы предполагает знакомство подростков с такими понятиями, как «организатор», «организаторская деятельность», «правила организаторской работы» и др.

Следующим направлением работы является включение подростков с совместную деятельность, стимулирующую проявление организаторских способностей.

Одним из направлений работы по развитию организаторских способностей является организация социальных проб подростков в различных видах деятельности, реализуется в виде индивидуальной и групповой работы и предполагает непосредственное взаимодействие с временным детским коллективом и личностью подростка в частности.

113

Еще одним направлением работы является анализ полученного опыта совместной и индивидуальной деятельности, приобретенных знаний, умений и навыков. Важная роль в работе по развитию организаторских способностей отводится организации аналитической деятельности подростков.

Представленные направления работы обеспечиваются комплексом форм и методов работы.

Кроме того, нами было проведено исследование (в начале и в конце смены), котором приняли участие 43 подростка.

Для диагностики уровня развития организаторских способностей нами была использована методика, разработанная Синявским и Федорошиным «Коммуникативные и организаторские способности».

Первичная диагностика организаторских способностей показала следующее: большинство испытуемых имеют низкий 48,8 % (21 человек) и средний уровень развития организаторских способностей 32,5 % (14 человек).

Сравнительный анализ результатов первичной и вторичной диагностики свидетельствует о положительной динамике развития организаторских способностей.

На наш взгляд, этому способствовало: целенаправленная образовательная деятельность по формированию знаний в области коммуникативных и организаторских способностей; обеспечение совместной работы, в процессе которой испытуемые выстраивали систему взаимоотношений, решали конфликтные ситуации, осуществляли целеполагание и планирование; обеспечение участия в различных видах деятельности и др.

Литература

1. Береснева А. Г. Профилактика конфликтности подростков в подростковом досуговом клубе. // Наука, техника и образование. - 2014. - № 2 (2). - С. 122-126.

2. Галеева Н. А. Формирование организаторских способностей студентов вуза во внеаудиторной деятельности: диссер. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2008.

3. Лутошкин А. Н. Исследования эмоциональных состояний группы школьников: дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1969.

4. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. / Под ред. Б. З. Вульфова. - М., 1986.

5. Педагогический терминологический словарь. - С.-Петербург, 2006.

6. Уманский Л. И. Психология организаторских способностей: дисс. ... д-ра пед. наук. - Курск, 1967.

114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.