Физкультурно-спортивная деятельность в строительном университете Г аврилова А. А.
Гаврилова Анастасия Александровна / Gavrilova Anastasija Aleksandrovna - магистр,
кафедра механики грунтов,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет,
г. Москва
Аннотация: состояние здоровья студентов высших учебных заведений напрямую связана с их дальнейшей профессиональной деятельностью. Задача программы физического воспитания в вузе - создать максимально благоприятные условия для сохранения здоровья обучающихся и совершенствования их физической формы. Вовлечение студентов разного уровня физической подготовленности в спортивномассовое движение необходимо для создания эффективной системы физкультурнооздоровительной работы внутри образовательного учреждения.
Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, спорт, студенты, обучение, двигательная активность, специальная медицинская группа, комплекс «Готов к труду и обороне».
В настоящее время в вузах осуществляется переход от квалификационной модели к компетентной, то есть ориентированной на сферу профессиональной деятельности. Поэтому особое внимание уделяется физкультурно-спортивной деятельности студентов, их участию в массовом спорте и различных мероприятиях. Физкультурноспортивная деятельность (ФСД) - неотъемлемая часть физического воспитания студентов, способствующая приобщению их к массовому спорту и спортивному стилю жизни [1].
В строительных вузах физическую культуру и спорт рассматривают как важнейшее средство формирования конкурентоспособного специалиста.
Современные условия как рынка труда, так и жизни в целом предъявляют высокие требования к выпускникам вузов. Хорошее состояние здоровья и высокий уровень физического развития являются отличительными чертами выпускников ассоциации строительных вузов [2].
Кафедра физического воспитания и спорта НИУ МГСУ участвует в инновационной образовательной программе по подготовке конкурентоспособных специалистов. Основными направлениями кафедры по совершенствованию качества образовательных программ являются:
- повышение уровня организации и управления учебно-воспитательным процессом;
- повышение уровня научно-исследовательской и учебно-методической работы профессорско-преподавательского состава кафедры;
- разработка инновационной методологии преподавания физической культуры;
- формирование физической культуры личности с акцентом на профессиональную психофизическую подготовку;
- разработка профессиограмм для новых инженерно-строительных специальностей и направлений профессиональной деятельности, определение наиболее значимых профессионально важных качеств и на их основе создание моделей выпускника НИУ МГСУ;
- разработка методик и тренажерных комплексов для развития профессионально важных качеств;
110
- создание и реализация индивидуальных программ психофизической подготовки средствами физической культуры и спорта;
- улучшение материально-технической базы.
Особое внимание следует уделить студентам, отнесенным по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу (СМГ) [3]. В исследовании, проведённом в НИУ МГСУ в 2012 году, указано, что в 2004 году к СМГ относилось 11 % учащихся, в настоящее время - почти 27 %, что говорит о тенденции к увеличению количества студентов, имеющих заболевания. При этом указывается, что изменился процент и заболеваний студентов, который представлен в Таблице 1.
Таблица 1. Распределение заболеваний у студентов СМГ НИУ МГСУ
Г од исследования 2000 год 2004 год 2012 год
I место Заболевания органов зрения Заболевания сердечно-сосудистой системы Заболевания опорнодвигательного аппарата
II место Заболевания сердечно-сосудистой системы Заболевания опорнодвигательного аппарата Заболевания сердечно-сосудистой системы
III место Заболевания опорнодвигательного аппарата Заболевания органов зрения Заболевания дыхательной системы
Включение ослабленных студентов в физкультурно-спортивную деятельность по средству привлечения в массовые состязания среди студентов институтов вуза, имеющих разный уровень подготовки, может иметь положительный эффект [4].
Например, обобщение опыта физического воспитания в СССР, в частности, комплекс «Г отов к труду и обороне». Всесоюзный спортивный комплекс ГТО был принят 11 марта 1931 г. и является государственной системой программно-оценочных нормативов и требований по физической подготовленности для групп населения от 16 лет.
В соответствии с Указом Президента РФ от 24 марта 2014 г. N 172, с целью дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, с 1 сентября 2014 г. введен в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».
Массовое мероприятие по сдаче норм, разработанных для определенных категорий студентов в зависимости от уровня их физического развития, наличие акцента на правильном выполнении тестовых заданий и вовлечение в процесс большинства обучающихся университета, создаст положительный опыт для работы со студентами, имеющими ограничения по состоянию здоровья.
Литература
1. Бумарскова Н. Н. Двигательная активность студентов разных институтов. // Совершенствование системы физического воспитания в вузе. 2012. № 5. С. 66-68.
2. Козлова А. Ю, Перова Е. И. Особенности физического воспитания студентов строительного вуза с отклонениями в состоянии здоровья. // Актуальные проблемы физического воспитания и спорта, здорового образа жизни и профессионально-прикладной физической подготовки. (Одесса, 10 апреля 2013). Одесса: 2013. С. 91-95.
3. Славина А. Ю. Образ студентов СМГ технического вуза на основании анкетирования. // Актуальные вопросы физического воспитания и спорта. Выпуск
7. (Москва, 19-20 июня 2014 г.). Москва, 2014. С. 298-303.
111
4. Славина А. Ю. Особенности внедрения комплекса «Готов к труду и обороне» в работе со студентами специальной медицинской группы. // Актуальные проблемы образования в сфере физической культуры и спорта в современной ситуации общественного развития. (Череповец, 25-26 сентября 2014 г.). Череповец. 2014. С. 49-51.
Опыт деятельности по формированию организаторских способностей у подростков во временном детском объединении
Голицина С. С.
Голицина Светлана Сергеевна / Golitsina Svetlana Sergeevna - магистрант, кафедра психолого-педагогического образования,
Институт педагогики и психологии
Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова, г. Кострома
Аннотация: в данной статье представлен опыт деятельности педагога-
организатора по формированию организаторских способностей в условиях загородного детского центра, описана программа, формы и методы работы с подростками. Представлены результаты эксперимента.
Ключевые слова: организаторские способности, педагог-организатор, загородный детский центр, подростки.
Современная социокультурная ситуация в России характеризуется целым рядом учреждений культуры, социальных институтов, обеспечивающих организацию свободного времени подрастающего поколения в традициях общечеловеческих гуманных ценностей и норм поведения. Свободное время является ключевым средством формирования личности подростка и его внутреннего мира. Через сферу деятельности в свободное время происходят восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. По роду деятельности подростка в свободное время можно судить о культуре общения, круге знакомых, духовных потребностях личности и основных интересах и увлечениях. Современные социальные институты досуга способны удовлетворить потребность в социально культурной интеграции и личностной самореализации большинства подростков.
В настоящее время существует потребность в инициативных, творческих специалистах, которые могли бы не только быть исполнителями, но и обладали организаторскими знаниями, умениями. Для современного общества актуальна потребность в социально-активной позиции детей и молодежи [1].
Сегодня существует потребность создания организационных форм деятельности, позволяющих развивать готовность личности к самореализации, самосовершенствованию, проявлению своего организаторского потенциала. Одной из таких форм являются временные детские объединения, действующие на базе загородных детских центров, которые реализуют принцип связи воспитания с жизнью, активно откликаются на все изменения общества и потребности самого ребенка.
Сформированные организаторские умения дают подростку возможность успешно адаптироваться к любой группе, реализующей общие цели, обеспечивая тем самым комфортное состояние и готовность к решению проблем в процессе коллективной жизнедеятельности. Умение не только решать стоящие проблемы, но и предупреждать их, а также прогнозировать свое будущее может и должно стать основой для достижения учащимися успеха в жизни. Эти обстоятельства привели к
112