и желаем дальнейших успехов в учебно-методической, научно-исследовательской и спортивно-массовой работе, улучшения материально-технической базы кафедры и новых спортивных достижений!
Библиографический список
1. История в лицах: Ученые Омского государственного технического университета : справочно-библиографическое издание / В. Д. Полканов [и др.] // - Омск : ОмГТУ, 1996. - 304 с.
2. Шулятьев, В. М. Использование личностно-деятельного подхода в физическом воспитании студентов / В. М. Шулятьев // Образовательная и оздоровительная роль физической культуры и спорта в вузе : сборник статей III Международной науч.-прак. конф. - М., 2010. - С. 117.
ЛЯЛИКОВА Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующая кафедрой «Физическое воспитание и спорт». Адрес для переписки: 644050, г.Омск, пр. Мира, 11. ТИМОФЕЕВА Ольга Владимировна, старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт». Адрес для переписки: e-mail: [email protected] КУГАЕВСКИХ Валентина Григорьевна, преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт». Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.08.2010 г. © Н. Н. Ляликова, О. В. Тимофеева, В. Г. Кугаевских
удк 796 О. П. ГОЛОВЧЕНКО
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
ОПЫТ АКТУАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИБАДИ_
В статье рассматривается в реалиях образовательного пространства эффективность авторской модели физического воспитания. При этом рассмотрены и сопоставлены в динамике трехлетнего курса обучения данные мониторинга традиционного и новаторского физического воспитания.
Ключевые слова: модель, студент, физическое воспитание.
Актуализация учебной дисциплины «Физическая культура» в соответствие с нашей концепцией [1] проходила в период с 01.09.2003 г. по 10.06.2008 г. При этом до 01.09.2005 г. проводились предварительные эксперименты по подбору методов и средств диагностики и собственно физического воспитания, а также теоретически обосновывались технологические подходы и аналитические методы оценки предполагаемых результатов экспериментов.
В соответствие со спецификой работы кафедры физического воспитания реализация концепции осуществлялась с 01.09.2005 г. в три этапа. Первый этап предусматривал предварительное самодеятельное распределение студентов по учебно-тренировочным группам, а также исследование студенческих интересов, мотивов и потребностей в плане организации физического воспитания с помощью специально разработанных анкет в первой половине сентября 2005 года.
Как видно из данных опроса с использованием анкеты № 1 [2, прил. 4], негативно влияют на развитие физической активности отсутствие или недостаток знаний о физической активности человека — 61 %, его разумном образе жизни — 53 %, значимости массовой физической культуры — 51 %, характере и методиках занятий по физической культуре — 54 %, характере формирования и выполнения основных жизненно важных движений и упражнений — 61 %, повышении активности жизненной позиции, основой которой является физическая двигательная активность, — 61 %. Кроме того, студенты сетуют на доро-
говизну занятий физкультурой и спортом — 55 % и нехватку свободного времени — 70 %, хотя в вузах основная масса занятий по физической культуре осуществляется бесплатно, а наличие свободного времени, как правило, зависит от их собственной организации. 79 % первокурсников считает, что занятия физической культурой и спортом способствуют успешности обучения.
Из ответов на вопросы анкеты № 2 следует, что основными факторами активизации занятий физической культурой являются: укрепление здоровья — 87 %; оповещения в средствах массовой информации — 68 %; повышение иммунитета и развитие необходимых физических качеств — 59 %; улучшение общего и мышечного самочувствия — 54 %; повышение физической активности — 58 %; понимание полезности тренировочного процесса — 54 %; ощущение роста физических возможностей — 67 %; умение в совершенстве владеть своим телом — 51 %.
Что же касается повышения качества занятий по физическому воспитанию, то в качестве основных факторов респонденты выбрали взаимоотношения преподавателей и студентов — 79 %; организацию правильного питания — 55 % и более высокую организацию учебного расписания — 47 %.
В оценках необходимости присутствия тех или иных качеств у идеального человека (анкета № 3) студенты отметили только такие качества, как воспитанность — 72 %, жизнерадостность и чувство юмора — 79 %. 68 % студентов приняли положительно другие, предложенные анкетой, качества. К сожалению, на
вопрос о необходимости чуткости, заботливости и внимания, а также уважения к старшим по возрасту, знаниям или уровню значимости положительно ответили только 42 % студентов.
Ответы на вопросы этой анкеты тяготеют к переоценке значимости собственного «Я» или, может быть, — к желанию создать в начале своего присутствия в вузе достойное впечатление о собственной персоне. При этом респонденты без достаточного общего анализа требований анкеты поочередно отвечали на вопросы, не контролируя предыдущие ответы. Общая качественная картина ответов выглядела следующим образом: веселый — 84 %; настойчивый — 64 %; ответственный — 70 %; требовательный — 61 %; искренний — 55 %; честный — 76 %; смелый — 59 %; серьезный — 54 %; дружелюбный — 51 %; зрелый — 57 %; умный — 66 %; деятельный (по собственному мнению) — 54 %; с чувством юмора — 67 %; внимательный — 51 %; сердечный — 46 %; мягкий — 43 %; ласковый — 48 %; милый — 47 %. Одновременно: самолюбивый — 51 %; честолюбивый — 57 %; индивидуалист (по собственному мнению) — 43 %; самоуверенный — 54 %; хитрый — 42 %; сексуальный — 70 %.
Потребность в достижении цели (анкета № 4) по сумме баллов за положительные и отрицательные ответы (13 баллов) для обследованного контингента составила 57 %. Данная величина вполне удовлетворительна для начала обучения в высшем учебном заведении.
Оценка уровня стрессового состояния в виде суммы полученных (анкета № 5) в каждой позиции баллов дало величину, равную 51,54. Эта сумма находится в интервале 35 — 65 баллов, характеризующего средний уровень стресса, допустимого в образовательном процессе. Причины стрессового состояния первокурсников вполне объяснимы — выпускные экзамены в школе, вступительные экзамены в вузе, одномоментная смена не только собственно учебного пространства и условий образования, но и столь же быстрая смена образа жизни. Более того, кажущаяся свобода присутствия в вузовском образовательном пространстве и смена возрастного представления собственного «Я» в семье, вузе и обществе активно прессингуют нервную систему новоявленных студентов, некоторая часть которых в конечном счете так и не сможет выдержать влияния этой новой общественной формации.
Как видно из данных анкеты № 6, не менее половины контингента первокурсников могут достаточно успешно работать в команде (коллективе). Вероятно, именно из них в дальнейшем сформируются костяки учебных групп на своих факультетах.
Подсчет среднестатистической суммы ответов в соответствии с ключом к анкете № 7 дал результат, равный 32-м баллам, что говорит о слабом уровне лидерских качеств. Но поскольку в данном случае рассматривался не отдельный человек, а весь контингент первокурсников, то данный результат, вероятно, более чем удовлетворителен. Действительно, в массе опрошенных людей, большинство из которых впервые отвечало на подобные вопросы, и, кроме того, все они впервые были собраны вместе в стенах конкретного вуза для этого опроса, полученный результат больше говорит о массовой активности первокурсников, нежели о массовом лидерстве. Проявление последнего, на наш взгляд, проявило бы склонность к диктату и авторитаризму, нежелательному в образовательном пространстве вуза. Что же касается поиска лидеров-индивидуумов, то, как показывает опыт, учебный процесс и жизненные перипетии
сами выделяют лидеров в каждой учебной группе, на факультете и в вузе в зависимости от характера деятельности коллектива (учеба, спорт, общественная деятельность и т.п.). Далеко не всегда школьные лидеры в новом образовательном пространстве сохраняют свою значимость.
Проанализировав ответы на вопросы анкет, мы сформировали «зону внимания» в курсе физического воспитания.
Это, во-первых, повышение активности жизненной позиции студентов путем ознакомления их с понятиями здоровья, физической активности и разумного образа жизни человека, с его целостной данностью как в смысле взаимодействия с окружающей средой, так и в смысле комплекса его двигательных возможностей (уровней), со значением физической культуры и спорта, характером использования основных жизненно важных движений и упражнений.
Во-вторых, поскольку основным направлением оценки физической подготовленности студентов являются обязательные плановые тестирования, — реорганизовать их таким образом, чтобы каждый студент персонально наблюдал динамику собственного физического развития (деградации) как в оперативном, так и в долгосрочном (семестр, год, период занятий физической культурой в вузе) временном отрезке. При этом, как показала практика, статистика контролируемых во время тестирования показателей, дополненная фото-видеоматериалами и графическими изображениями этой динамики в учебном процессе, представляемая студентам перед зачетами в конце каждого семестра, существенно активизирует инициативу обучаемых.
В-третьих, как показала практика занятий, спор-тизация учебного процесса, организованная с учетом результатов тестирований и дополненная контролем за состоянием здоровья студентов (оценка ЧСС, тонометрия) и праздничным оформлением, например, соревнований на первенство учебной физкультурной группы (факультета, вуза и т.п.) музыкальным сопровождением, а также выдачей дипломов и призов, становится не только памятным, но и необходимым элементом вузовского физического воспитания. Более того, положительные эмоции участников спорти-зированных занятий и конкурсов, а также своевременная поддержка их преподавателями являются тем творческим началом, которое повышает интерес к занятиям физической культурой и формирует коллективы учебно-спортивных групп.
В-четвертых, реорганизация процесса физического воспитания невозможна без творческого осмысливания своей деятельности преподавателями не только на предмет приобретения новых знаний, но и в направлении создания новых учебных мест для занятий и соревнований, новых методик и технологий, новых подходов к организации учебного процесса [2, прил. 12].
В-пятых, учебно-тренировочный процесс кафедр физической культуры, как видно из данных опроса, должен быть неразрывно связан с формированием культуры личности студентов. При этом далеко не маловажным является умение преподавателя находить со студентами «точки соприкосновения» без нарушения регламента занятий и субординации.
На втором этапе эксперимента (с 15.09 по 15.11.2005 г.) студентов на лекциях знакомили с основами [3] понятий о здоровье, о специфике строения человеческого организма и существования его в окружающей среде, о разумном образе жизни, о физической культуре как таковой, ее роли и месте нахожде-
ния в общечеловеческой культуре, о педагогике и практике физического воспитания, о личностной ориентировке в этом процессе каждого студента, а также с практической организацией этого процесса в вузе.
При этом, параллельно с чтением лекций, осуществлялось общее тестирование, статистическая обработка результатов наблюдений и анализ полученных данных [2, табл. П. 1.1, П. 1.2 и рис. П. 2.1 - П. 2.38 и П. 2.1 — П. 2.38]. Затем было проведено ознакомление преподавателей и студентов с полученными результатами, обсуждение с ними основных направлений физических воздействий в зависимости от специализации и оперативного физического состояния вчерашних абитуриентов, а также окончательное формирование учебных групп физкультурно-спортивной направленности..
Для более качественного сравнения воздействий традиционного и концептуального физического воспитания опытная и контрольная группы были организованы из студентов, выбравших футбол в качестве учебно-спортивного увлечения. Причин для этого было несколько. Во-первых, футбол — единственная спортивная игра, требующая от исполнителя всех уровней физических двигательных возможностей [4]. Во-вторых, эта специфика футбола позволяет в процессе исследования наблюдать за динамикой комплекса физических качеств участников контрольной и экспериментальной групп, сравнивая их между собой. В-третьих, в отличие от групп настольного тенниса, бодибилдинга, различных видов борьбы, волейбола и баскетбола группы футболистов более многочисленны, динамичны и организованы, а участники этих групп более развиты физически, организованы командно и лучше управляемы в учебно-тренировочном процессе. В-четвертых, результаты наблюдений в этом случае более сопоставимы и достоверны. Это связано еще и с ответной реакцией организма студентов на предлагаемую им нагрузку. Так, в группах бодибилдинга величина частоты сердечных сокращений (ЧСС), проверяемая через каждые 15 минут в процессе урока, не превышала 140 уд/мин. Аналогичная проверка в группах настольного тенниса показала, что только 8—10 % студентов имели ЧСС на уровне 152—156 уд/мин, а это — уровень разминки. Остальные участники этих групп либо участвовали в занятиях под надзором преподавателя, либо просто присутствуют на них. Группы по баскетболу и волейболу специфичны по технике игры и в меньшей степени наблюдаемы на предмет физического развития.
В период с 15.11.2005 г. по 10.06.2008 г. участники этих групп независимо от характера физического воспитания дважды (в сентябре и в июне) в обязательном порядке тестировались по полной ранее представленной программе [2, табл. П.1.1 и П.1.2] с обязательным анализом динамики наблюдаемых показателей.
В основу организации курса физического воспитания опытной группы в процессе экспериментов был положен модульный подход. При этом модуль, по сути являющийся автономной порцией учебного материала [5], в каждой конкретной позиции являлся «деятельным модулем» [6], связывающим аудиторные и практические задачи физического воспитания. В это же самое время комплекс деятельных модулей в течение учебного года представлял собой автономную организационно-методическую структуру, состоящую из специально отобранных комплексов упражнений, необходимых для выработки знаний, умений и качеств в полном обучающем цикле —
от знакомства с целями этого раздела до контроля по модулю [5, 7].
При этом каждый последующий учебный год (в течение трехлетнего курса физического воспитания) проходил ситуационную корректировку по данным плановых тестирований с учетом трансформации физического состояния испытуемых, а также условий образовательного пространства в соответствии с основополагающими принципами модульного обучения — структуризации, динамичности, действенности, гибкости, осознанной перспективы и паритетности участников образовательного процесса [1].
Однако, прежде чем приступить к представлению технологических аспектов формирования этих модулей, необходимо было теоретически и методически обосновать действенную сущность тестов-упражнений, без которой учебно-тренировочный процесс опять был бы традиционным повторением того, что было ранее. Для этого надо было представить воочию картину взаимодействия тестов-упражнений с организмом человека, что и было выполнено с помощью трехфакторного дисперсионного анализа [8]. Учитывая оздоровительную направленность рассматриваемого физического воспитания, в качестве первых двух факторов использовались индекс Кетле (морфологический фактор) и становая динамометрия (физиологический фактор), а в качестве третьего фактора поочередно использовались показатели силы, быстроты, гибкости, выносливости и ловкости.
Обработав результаты первичного обследования первокурсников с помощью этого метода, мы получили достаточно убедительные для обследованного контингента зависимости [2, табл. 1—5 и П.3.1 — П.7.33].
Анализ полученных результатов показал, что они, во-первых, далеко не всегда подтвердили, казалось бы, привычные воздействия упражнений на те или иные качества человека, во-вторых, они выявили совершенно неожиданные взаимосвязи упражнений и направлений их воздействий и, наконец, в-третьих, они количественно оценили качество влияния тех или иных упражнений. Таким образом, физическое воспитание получило возможность гораздо более совершенного педагогического управления процессом формирования здоровья студентов в учебно-тренировочном пространстве вуза.
В частности, мы получили подтверждение интегральной значимости кистевой динамометрии как фактора оценки физического состояния испытуемого, полезности бега на 60 м, упражнений на гибкость и растяжение и в особенности упражнений на развитие скоростно-силовых характеристик опорно-двигательного аппарата.
Последнее, вероятно, обусловлено тем, что опорно-двигательный аппарат во многом определяет характер существования человека в окружающей среде не только как опорная и несущая конструкция, но и как самый мощный и низко расположенный мышечный комплекс, активно участвующий своими вибросократительными действиями в перемещении крови - начиная с клеточного уровня и по всему физическому телу [3, 9].
Для расчета контрольных нормативов мы использовали рекомендуемую спортивной метрологией схему, основой которой являются средние арифметические величины измеряемых показателей и их стандартные отклонения [10].
Кроме того, регулярное ознакомление студентов с основами формирования здоровья и конкретными данными, характеризующими их собственное физи-
ческое состояние, существенно влияло на их отношение к своему здоровью, физической подготовленности и к учебной дисциплине «Физическое воспитание». В сочетании с собственными телесными ощущениями знания, полученные на лекциях, в общении с педагогом и в тренировочном процессе, приобретали действенную убедительность как в образовательном пространстве, так и во внутреннем мире студентов и педагогов.
Что касается выбора тренировочных упражнений для учебного процесса в эксперименте, то на базе полученных данных ими явились упражнения развития динамометрии кистей и спины, брюшного пресса, верхнего плечевого пояса, гибкости, двигательной быстроты и выносливости и, конечно, представленных в исследовании характеристик опорно-двигательного аппарата.
Контролируя в начале и конце учебного года физическое состояние студентов комплексом тех же тестовых упражнений [1], мы получили истинное состояние процесса физического воспитания. При этом самым важным являлось не выполнение программных нормативов, а динамика этих показателей каждого индивидуума в отдельности и учебной группы в целом. Такой подход не только повышал интерес к занятиям со стороны студенческого контингента, но и активизировал изобретательскую и рационализаторскую деятельность преподавательского состава как с точки зрения подбора предпочтительных упражнений, так и с точки зрения создания новых конструкций различных тренажеров [2, прил. 12].
Для оценки ловкости футболистов нами с учетом специфики этой игры была разработана специальная комплексная проба [2, прил. 9]. Объем физических воздействий планировался по данным исходного и очередных тестирований по гистограммным схемам [2, прил. 2]. При этом студенты, показавшие в начальном тестировании результаты в зоне Х ±о, попадали по тому или иному упражнению в основную часть группы. Если результат превышал Х + о, то студент попадал в сильнейшую часть группы, а если результат был ниже величины Х — о, то он оказывался в группе «особого» внимания, где с ним работали преподаватели по программам, учитывающим недостатки в физическом развитии индивидуума. Например, с использованием тренажера для тех, кто не может подтянуться на перекладине [2, рис. П.12.5].
Анализ результатов ежегодных осенне-весенних тестирований экспериментального контингента в процессе трехлетнего физического воспитания показал, что в экспериментальной и контрольной группах наблюдалась одинаковая тенденция потерь физиологических и двигательных показателей во время летних каникул — таких, как систолическое давление крови, пульсовые показатели, подтягивание на перекладине, отжимание от пола в упоре лежа, доста-вание пола ногами в положении лежа на спине — ноги через голову, подъем по канату без помощи ног, подъемы в упор на перекладине, подъемы ног до перекладины в висе, отжимания на брусьях, наклоны на гимнастической скамейке, размер между руками и ногами при выполнении «сближенного мостика», а также — в осевом и боковом шпагатах, в беговых упражнениях — особенно в беге на 30 м, в удержании позы «ласточка», в челночном беге и прыжках в высоту и в длину с места, во времени прохождения комплексной пробы на ловкость и в ловле падающей линейки. Менее заметными эти колебания результатов наблюдались при оценке диастолического давления крови, роста, веса, динамометрии кистей и стана, виса на
перекладине, времени удержания стойки на руках, дальности броска теннисного мяча сидя на стуле, времени шести кувырков через голову вперед и назад, а также при оценке мощности, силы, динамической и силовой выносливости опорно-двигательного аппарата.
Особенно эта тенденция заметна в контрольной группе. Традиционная организация физического воспитания после второго курса, судя по показателям, например, динамометрии, виса на перекладине и шведской стенке, подтягиваний на перекладине, отжиманий от пола, подъемов ног до перекладины в висе, отжиманий на брусьях, удержания позы «ласточка» и стойки на руках, в прыжках в высоту, шести кувырков вперед и назад, а также силы, динамической и силовой выносливости опорно-двигательного аппарата, — практически перестает активизировать студентов на занятиях. Вероятно, установившееся с годами отношение к физической культуре как к вспомогательной учебной дисциплине, недостаток знаний в этой области и гуманное отношение кафедр физического воспитания к студентам вырабатывают у них определенный стереотип поведения в рамках «необходимого и достаточного» на уровне сдачи обязательных нормативов.
Что касается конкретных величин наблюдавшихся в исследовании показателей и их динамики в течение курса обучения, то они представлены в работе [2], из которых видно, что в экспериментальной группе динамика имела положительный характер, а характер этой динамики соответствовал организации процесса физического воспитания в конкретных условиях. Так, например, наличие тренажеров для совершенствования качеств опорно-двигательного аппарата в продолжении всего эксперимента обусловило высокие значения полученных результатов. В то же время низкий исходный уровень и ограниченные возможности в таких упражнениях, как подъем по канату, игровая и акробатическая практика в спортивных залах, работа на перекладине, шведской стенке и брусьях (их пришлось изготавливать своими силами в процессе экспериментов) не позволили в полной мере использовать запрограммированный потенциал студентов.
В контрольной группе значительное количество показателей имеет отрицательное значение, а те показатели, которые имеют положительное значение, по абсолютному значению уступают подобным значениям в экспериментальной группе. Исключение составил близкий по знаку и величине показатель силовой выносливости мышц-сгибателей опорно-двигательного аппарата. В данном случае, вероятно, этот показатель в обеих группах уравновесился за счет большей игровой практики и специфики игры в футбол. Определенное влияние на этот показатель мог оказать и генотип [11] его участников.
В процессе экспериментов мы убедились в необходимости регулярных измерений морфо-физио-логических характеристик и практически всех уровней двигательных возможностей студентов. Крайне желательны также оценки уровней физической работоспособности каждого индивидуума и уровня развития вестибулярного аппаратов на предмет внедрения выбранных для того или иного группового или секционного контингента необходимых комплексов физических упражнений.
Динамика этих наблюдений в объеме курса физического воспитания наглядно покажет не только его эффективность, но и позитивно-негативные воздействия, например, летних каникул.
Необходимо отметить важность тонометрических наблюдений, обусловленную сегодняшним состоянием здоровья студентов. Так, если на первом обследовании у первокурсников основная масса показателей находилась в диапазоне от 95/65 — 76 (систолическое /диастолическое — пульс) до 128 / 82 — 81, на втором курсе — в диапазоне от 94/63 — 83 до 153/70103, то на третьем курсе этот диапазон составлял уже от 108/76 - 80 до 178/80 - 80.
Кроме того, при наличии положительных медицинских справок о состоянии здоровья уже на первых занятиях внешний вид некоторых студентов и их физическое состояние явно находились за гранью допустимого, а тонометрия показывала давление и пульс порядка 86/49- 108 в состоянии покоя. Последующие кардиологические обследования приводили либо к освобождению таких студентов от практических занятий, либо к переводу их в специальную группу студентов с ослабленным здоровьем.
Наши наблюдения показали не только нежелательные перепады, в первую очередь, систолического давления и пульса в учебные и каникулярные периоды, но и явное стремление к ухудшению их в контрольной группе. За тот же период в экспериментальной группе, наряду с аналогичными колебаниями давления и пульса, явственно была заметна тенденция стремления этих показателей в зону нормального артериального давления — 110-120 (систолическое), 65 — 86 (диастолическое), а также 65-75 - по частоте сердечных сокращений [2].
Естественно, данный пример организации курса физического воспитания является только качественно-количественным отображением конкретного использования некоторых упражнений в рамках предлагаемой концептуальной парадигмой технологии обеспечения и управления образовательным процессом в условиях конкретного учебного заведения при взаимодействии с определенным контингентом. В случае переноса положений этой технологии в другие образовательные пространства курсов физического воспитания или спортивной тренировки организация этих процессов, т.е. форма осуществления практической деятельности остается неизменной. Будут меняться только цели и задачи подготовки тех или иных контингентов в зависимости от реальной необходимости, а также методы и средства физических воздействий на организм человека.
Таким образом, практика образовательного процесса показывает, что традиционно организованное физическое воспитание не в полной мере реализует свои возможности, более того, уровень физического состояния студентов в основной массе достиг около критического значения. Это подтверждается стремлением основной массы ученых и практиков физического воспитания формирование здоровья студентов заменить его сохранением [12], что само по себе парадоксально, т.к. количество относительно здоровых студентов находится сегодня на уровне 12-14 % и сохранять практически нечего [13].
Однако эти же исследования подтвердили возможность не только сохранения, но и улучшения состояния здоровья тех же самых студентов в тех же самых условиях при наличии более совершенной системы организации физического воспитания, направленной на более глубокое изучение морфо-фи-зиологических и двигательных возможностей каждого индивидуума с последующей трансформацией их в образовательном пространстве в рамках новой технологии, обеспечивающей не только подбор методов и средств воздействия, но и непрерывный контроль состояния его здоровья.
Библиографический список
1. Головченко, О. П. Актуализация вузовского физического воспитания / О. П. Головченко. - Омск : СибАДИ, 2008. - 156 с.
2. Головченко, О. П. Опыт актуализации вузовского физического воспитания / О. П. Головченко. - Омск : СибАДИ, 2009. -227 с.
3. Головченко, О. П. Основы формирования здоровья студентов методами физического воспитания : монография / О. П. Головченко. - Омск : ОмГМА, 2007. - 252 с.
4. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Берн-штейн. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 228 с.
5. Никитина, Е. Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы / Е. Ю. Никитина, О. Ю. Афанасьева. - М. - Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2006. - 154 с.
6. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. - М. : Высш. шк., 1991. - 207 с.
7. Юцявичене, П. А. Теория и практика модульного обучения / П. А. Юцявичене. - Каунас : Швиеса, 1989. - С. 271.
8. Плохинский, Н. А. Биометрия / Н. А. Плохинский. - Новосибирск : Изд-во Сиб. отд. АН СССР, 1961. - 364 с.
9. Ниши, К. Система здоровья Кацудзо Ниши. Авторские методики: избранное / К. Ниши. - СПб. : ИК «Невский проспект», 2002. - 320 с.
10. Зациорский, В. М. Основы спортивной метрологии / В. М. Зациорский. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - 152 с.
11. Бальсевич В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В. К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. - 112 с.
12. Быков, В. С. Организационно-методические основы физкультурного самообразования студентов / В. С. Быков // Актуальные вопросы физического воспитания и спортивной тренировки : материалы регион. научно-практ. конф. - Челябинск : Изд-во ЮрГУ, 2004. - С. 3-4.
13. Головченко, О. П. Учебная дисциплина «Физическая культура» в вузах нефизкультурного профиля: проблемы, противоречия, инновации : монография / О. П. Головченко. - Омск : СибАДИ, 2007. - 126 с.
ГОЛОВЧЕНКО Олег Петрович, кандидат технических наук, профессор кафедры физического воспитания. Адрес для переписки: е-шаП: [email protected].
Статья поступила в редакцию 17.02.2010 г. © О. П. Головченко