ББК 65.042
И.В. Стрижкина
Оптимизация сети бюджетных учреждений в Алтайском крае
I.V. Strizhkina
Optimization of Budgetary Institution System in the Altai Territory
Рассматривается ряд проблем, связанных с оптимизацией бюджетных учреждений в результате реформы бюджетной отрасли на Алтае. Важнейшими направлениями совершенствования бюджетной сети является реформирование на основе Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и оптимизация количества сельских советов.
Ключевые слова: оптимизация, бюджетные учреждения, бюджетная сеть, реформирование, сельские советы.
This article deals with a number of problems connected with optimization of budgetary institutions as a result of the budgetary branch reform in Altai. The most important trends in improving budgetary system are the reforms based on the federal law №83 and optimization of a number of village councils.
Key words: optimization, budgetary institutions, budgetary system, reforming, village councils.
Необходимость проведения работы по оптимизации сети бюджетных учреждений в Алтайской крае назрела в связи:
- с высоким удельным весом сельского населения -46,6%;
- невысокой плотностью расселения населения -14,8 чел./км2 (50-е место по России, 3-е место в Сибирском федеральном округе);
- большим количеством муниципальных образований (1-е место в Сибирском федеральном округе и 3-е место в России);
- невысоким уровнем собственных доходов большинства муниципальных образований края.
Кроме того, 60% населенных пунктов Алтайского края по численности населения не превышают 500 человек. Среднее число жителей в одном населенном пункте - 694 человека. В 64 селах проживают до 10 человек, в 272 селах - от 10 до 100 человек, в 259 селах - от 100 до 200 человек, в 258 селах - от 200 до 500 человек.
Доля сельских советов с численностью населения до 1000 человек составляет 44% всех сельских советов в Алтайском крае. При этом только 39 сельских советов (или 5% всех сельсоветов) имеют численность населения более 5 тысяч человек [1].
Проведение мероприятий по оптимизации сети бюджетных учреждений является необходимым условием повышения эффективности расходования бюджетных средств, особенно в условиях ограниченности ресурсов на местном уровне, и позволяет:
- сократить расходы на содержание нескольких огромных зданий и сосредоточить усилия и средства местного бюджета на поддержание их в хорошем состоянии;
- удовлетворить потребности населения в услугах бюджетной сферы и повысить качество и условия их предоставления.
К направлениям работы по оптимизации сети бюджетных учреждений следует отнести:
- размещение нескольких бюджетных учреждений «под одной крышей»;
- реорганизацию образовательных учреждений и организацию подвоза учащихся в базовые школы;
- оптимизацию количества сельских советов за счет преобразования нескольких сельсоветов в один.
При определении целесообразности размещения нескольких учреждений «под одной крышей» в крае учитывались:
- показатели состояния зданий (год постройки, уровень износа, соответствие санитарным и иным требованиям, обеспеченность коммунальной инфраструктурой);
- показатели использования здания (проектная и фактическая мощность, количество потребителей услуг соответствующего учреждения в текущем году и прогнозируемое изменение их числа, наличие неиспользуемых площадей учреждения);
- требования санитарных норм и правил к работе того учреждения, в здании которого предполагается разместить дополнительные учреждения;
ЭКОНОМИКА
- затраты на содержание зданий (оплата коммунальных услуг, заработная плата основного и обслуживающего персонала, прочие затраты);
- сумма затрат по приспособлению здания в целях организации работы нескольких учреждений «под одной крышей» (устройство отдельных входов, перегородок, установка оборудования и т.д.).
При принятии решений об объединении сельских советов учитывались следующие факторы:
- численность населения (если сельсовет по численности не превышает 1000 человек, целесообразно рассматривать возможность объединения его с другими сельсоветами);
- наличие собственных налоговых и неналоговых доходов, достаточных для содержания местной администрации и решения вопросов местного значения;
- перспективы социально-экономического развития сельсовета (наличие фермерских хозяйств, производства и т.д.);
- расстояние до ближнего сельского совета, качество дорожного покрытия, наличие регулярного транспортного сообщения;
- количество населенных пунктов в сельском совете;
- мнение населения, местных администраций.
В рамках реструктуризации бюджетных учреждений и внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, на основе Постановления Администрации Алтайского края от 19.06.2007 №273 создана рабочая группа из представителей органов исполнительной власти края. В 2009 г. ею был осуществлен осмотр в шести муниципальных районах 553 объектов в 176 населенных пунктах 78 сельских советов. В 2010 г. - в четырех муниципальных районах края осмотрено 235 объектов в 74 населенных пунктах 45 сельских советов. Продолжалась работа по оптимизации сети и в 2011 г.
По итогам 2010 г. в крае реализовано 27 мероприятий, в том числе по реорганизации 16 сельских советов. Проведена реорганизация 12 школ, осуществлен перевод 49 бюджетных учреждений, в основном школ, на пустующие площади других объектов социальной сферы.
Наглядно и подробно оптимизацию сети бюджетных учреждений можно проследить на примере Троицкого района. В 2010 г. в нем было запланировано и выполнено 15 мероприятий, в том числе реорганизация трех школ и размещение ряда учреждений «под одной крышей».
В селе Ерёмино реорганизована начальная школа (здание школы нетиповое, приспособленное, отопление печное, численность учащихся - 11 человек). После получения согласия родителей Ерёминская школа была закрыта, подвоз 19 учащихся осуществляется в Красноярскую школу (7 км). По Ерёмин-ской начальной школе сокращение затрат составило 330 тыс. руб. в год.
В селе Тюмень осуществлена реорганизация основной школы, которая располагалась в деревянном приспособленном здании 1960 г. постройки. На 20 учащихся приходилось 17 работников. Средняя наполняемость в классе - 4-5 человек. Затраты на содержание данной школы в 2009 г. составляли 1734 тыс. руб. В результате реорганизации школы снижение расходов составило 1376 тыс. руб. Для организации подвоза учащихся 11-111 звена в школу в с. Троицкое (18 км) был выделен автобус ПАЗ (стоимость автобуса -1100 тыс. руб.), расходы на организацию подвоза учащихся составляют 168 тыс. руб. Данное мероприятие окупилось в течение года.
Оптимизация в районе коснулась и фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов). В селе Краснояры было решено ФАП разместить в двухэтажном здании детского сада, которое использовалось не полностью -функционировало две группы (39 воспитанников), а три кабинета занимала администрация сельского совета. Поэтому оборудование в одном крыле здания фельдшерско-акушерского пункта являлось целесообразным. Срок окупаемости мероприятия - три года.
В селе Ельцовка ФАП располагался в здании 1921 г. постройки, весьма ветхом и холодном, при этом оплата коммунальных услуг составляла 70 тыс. руб. ежегодно. Так как в районе был принято решение о присоединении Ельцовского сельсовета к другому сельсовету, в освобождающееся административное здание (относительно новое и имеет собственную котельную) было решено перенести ФАП.
В селе Горновое ФАП размещен в неиспользуемых помещениях детского сада. Деревянное здание 1968 г. постройки не соответствовало требованиям санитарных норм, здесь было печное отопление, которое находилось в самом помещении ФАПа. Обустройство учреждения в здании детского сада позволило использовать его более рационально, а также улучшить условия оказания медицинской помощи населению. Детский сад был рассчитан на 90 воспитанников (четыре группы), но из-за сокращения численности населения села и рождаемости удалось сформировать только две группы, в которых занимается 32 ребенка.
Работа по оптимизации количества сельских советов за счет преобразования нескольких сельсоветов в один продолжается до настоящего времени. Так, объединились два сельсовета в один - Беловский (1508 человек, четыре села) и Загайновский (597 человек, два села) и пять сельсоветов Троицкого района в один - Хайрюзовский (630 человек, одно село), Усть-Гавриловский (321 человек, одно село), Новоеловский (599 человек, два села), Ельцовский (731 человек, два села) и Горновской (321 человек, одно село). Вместе взятые сельсоветы до реорганизации тратили в год около 4,5 млн руб.
Оптимизация при всех ее положительных моментах все-таки не лишена недостатков. Так, закрытие
школы в поселке, как правило, влечет за собой его «умирание», потерю культурного очага, отток молодежи в районные центры или города. Поэтому на сегодняшний день наиболее привлекательным мероприятием, наряду с оптимизацией сети бюджетных учреждений, является ее реформирование на основе Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 №83-ФЗ [2], который позволяет иметь в поселке малокомплектную школу казенного типа,
финансируемую из местного бюджета поселкового муниципального образования.
В результате реформы бюджетной отрасли в крае создаются три типа государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования и науки, здравоохранения, культуры и искусства: казенные, бюджетные и автономные. Эффективность их осуществления, бесспорно, приведет к более качественным результатам, чем оптимизация. Именно качество в конечном счете определяет эффективность деятельности учреждений, рациональность использования ими муниципальных бюджетных ресурсов [2].
Библиографический список
1. Численность населения по муниципальным образованиям Алтайского края на 1 января 2011 г. : стат. бюл. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. - Барнаул, 2011.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений : Федеральный закон от 08.05.2010 №83-Ф3 // СПС Гарант [Электронный ресурс]. - URL: М1р://%г%'ш garant-park.ru/present/.