МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Е. А. ГАВРИЛОВА, С. Ю. КОСТЫЛЕВА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина
On the basis of the carried out monitoring of regional system of education in clause the concrete recommendations for her perfection are given, proceeding from a modern condition.
Проведение мониторинга с целью прогнозирования является актуальной задачей в связи с реформированием российской системы образования и принятием основных тенденций Болонского процесса. Реформирование современной системы образования проходит в чрезвычайно сложных условиях, которые усугубляются социально-демографическими процессами.
Особенно это касается сельских школ. Зачастую перед государственными служащими управления системой образования стоят вопросы о ликвидации малокомплектных сельских школ. На-
сколько это оправдано? Для ответа на этот вопрос и выработки конкретных рекомендаций мы провели мониторинг одного из районов Тамбовской области. Моршанский район был выбран, поскольку проблемы и тенденции являются актуальными для большинства регионов Центрального Черноземья.
Рассмотрим мониторинг развития современной системы образования (рис. 1).
Мониторинг - это систематическое стандартизированное наблюдение за каким-либо процессом [1].
I Создание информационных условий для формирования целостного представления о состоянии системы образования, о качественных и количественных изменениях
а:
цель
<3
I Система образования (России, региональная, районная, отдельное образовательное учреждение и др.)
объект
¡Состояние данной системы образования в определенные периоды времени и конкретные изменения в рамках этой системы
предмет
Мониторинг
развития
системы
образования
SN
j
(Й
д
(Й
СП
О
3
К
И
о
к
Носители мониторинговых функций в данной системе
Предоставляющие информацию
з
Выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии системы образова-| ния, о качественных и количествен-1 ных изменениях в ней
Систематизация информации о состоянии и развитии системы образования
Обеспечение регулярного и наглядного представления информации и процессах, происходящих в системе образования
Информационное обеспечение анализа и прогнозирования состояния и I развития системы образования, выра-| ботки управленческих решений
j Собирающие и обрабатывающие информацию |
Рис. 1. Содержание понятия «мониторинг развития системы образования»
В связи тем, что система образования рассматривается в Законе «Об образовании» в качестве совокупности взаимодействующих, преемственных образовательных программ; государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций, мониторинг системы образования является систематическим стандартизированным наблюдением за процессом качественных и количественных изменений ее компонентов.
Размеры системы образования могут быть разными: система образования России, региональная система образования, районная (муниципальная); отдельное образовательное учреждение, поэтому и мониторинг может осуществляться на разных уровнях системы образования.
Мониторинг условно подразделяют на два вида:
1. Статистический мониторинг - базируется на данных государственной статистической отчетности и регламентированной системе сбора информации;
2. Нестатистический («мягкий») мониторинг - основан на самостоятельно разрабатываемых исследователями показателях, шкалах измерения, периодах измерения.
К последнему виду мониторинга относятся мониторинг развития содержания образования, мониторинг профессионального становления учащихся учреждений профессионального образования. При проведении мониторинга важен не только анализ отдельных количественных и качественных показателей измерения состояний обра-
зовательной системы через определенные периоды времени, но и сама динамика, выявляемая в итоге сравнения происходящих изменений [2] (табл. 2).
Таблица 1
Основные функции мониторинга
Функция Содержание
Информа- ционная Способ регулярного получения сопоставимой информации о состоянии и развитии системы образования, необходимой для анализа и прогноза состояния и развития системы
Интегра- тивная Один из системообразующих факторов, обеспечивающих комплексную характеристику процессов, происходящих в системе образования
Диагности- ческая Позволяет дать оценку различным явлениям путем отслеживания состояния системы образования и происходящих в ней изменений
Компара- тивистская Создает условия для сравнения состояний системы образования в целом или различных ее элементов: во времени - состояние системы в разные периоды времени, в пространстве -сравнение с системами образования (компонентами этих систем) в других регионах и странах
Экспертная Экспертиза состояния, концепции, форм, методов развития системы образования, ее элементов и подсистем
Прикладная Способствует принятию максимально обоснованных и адекватных требованиям ситуации решений, прежде всего управленческих
Сочетание этих функций придает системе мониторинга комплексный, целостный характер. Под системой мониторинга понимается совокупность элементов, взаимодействие которых обеспечивает мониторинговые процедуры.
Далее приведен пример мониторинга системы образования, который может быть применен к региональной или районной системе образования на современном этапе (рис. 2).
Рис. 2. Структура системы мониторинга
Рассмотрим мониторинг современной системы образования на примере сельских школ Мор-шанского района Тамбовской области.
Моршанский район - муниципальное образование на севере Тамбовской области. Административный центр - г. Моршанск, в состав муниципального района не входит и является городским округом. В районе 21 сельсовет, 142 населенных пункта, в том числе 20 - без населения. Население района составляет 36,4 тыс. человек, в том числе моложе трудоспособного возраста - 7164 человека, старше трудоспособного - 6330 человек, в трудоспособном возрасте находится 18 тыс. человек (55 % населения), что значительно лучше среднеобластных показателей возрастного состава сельской местности. Площадь района составляет 2880 кв. м, плотность населения на 1 кв. км -12,64 (средняя по области - 38), Моршанский район является одним из густонаселенных районов области.
Система образования Моршанского района состоит из 15 школ, в которых учится 4995 учащихся. В 2007 г. в школах было скомплектовано 344 класса (262 класса-комплекта), в том числе менее 15 человек - 82. В школах района работали 480 учителей, на каждого из которых приходилось 10,4 ученика.
Средняя наполняемость увеличилась на
0,2 человека в классе в 2005 г. и держится на этом уровне, соотношение учащиеся/учитель уменьшилось с 10,6 в 2004 г. до 10,1 в 2006-м, 10,4 -в 2007 г.
Педагогические кадры Моршанского района в сравнении со среднеобластными показателями имеют лучшую структуру: так, число учителей пенсионного возраста составляет лишь 5,5 %, в то время как в среднем по сельской местности области - 8 % (по городской - 13 %), а число учителей с высшим образованием составляет 86,9 %, в то время как в среднем по селу - 78,3 % (рис. 3).
Рис. 3. Характеристика педагогических работников Моршанского района
В моршанских школах в 2007 г. учились 2398 учеников (48 % от общего числа), что ставит их в особое положение по сравнению со школами района.
Здания моршанских средних школ введены в эксплуатацию в основном в 1960-1970-х гг. на 1000 мест и в 1980-х гг. на 400 мест. Общая площадь школ составляет 10642 м2, имеется 90 кабинетов общей площадью 3714 м2. Таким образом, на одного ученика приходится 1,5 м2 площади кабинетов, что значительно ниже установленных санитарно-гигиенических норм. Средняя наполняемость классов составляет 22,2 человека. В школе работали 160 учителей, а число учеников на 1 учителя составляло 15.
208 учеников (9 % общего числа) моршанских средних школ проживают за пределами города Моршанска и, поскольку больше им учиться негде, учатся в них после окончания соответст-
венно начальных и основных школ. Также в данных школах учатся дети из близлежащих сел и деревень: Волковка, Канада, Ваново, Алгасово, Альдия, Борисовка, Маломоршевка, Малые Кулики, Рыбное, Устье.
В школах района в 2007 г. обучалось в 216 классах-комплектах (236 классах) 2592 учащихся и работало 193 учителя. Средняя наполняемость классов составляет 14 человек, а число учащихся, приходящихся на 1 учителя, - 13. Более 75 % классов и классов-комплектов этих школ имеют в своем составе менее 15 человек.
В 2007 г. в Тамбовской области средняя наполняемость в городской местности составляла 24,4 учащихся.
Таким образом, школы Моршанского района разделяются на две группы. Первая, состоящая из моршанских средних школ, близка по своим показателям к школам городской местности, вторая
группа - имеет ярко выраженные показатели сельской школы и состоит из 2 начальных школ, 8 основных и 4 средних школ.
Начальные школы расположены в с. Темяше-во (1910 жителей) и с. Марусино (776 жителей), находящихся на расстоянии от г. Моршанска соответственно 4 и 17 км.
Темяшевская начальная школа располагается в приспособленном здании, рассчитанном на 24 места, площадью 150 м2, имеет: 2 классные комнаты (62 м2), в них отсутствуют все виды благоустройства. В 2007 г. в них обучалось 14 учеников в 3 классах, объединенных в 1 класс-комплект, с которым работал 1 учитель.
Марусинская начальная школа размещается в типовом здании «школа-детский сад» на 100 мест площадью 294 м2, в том числе имеет 3 кабинета площадью 110 м2, и имеет все виды благоустройства. Здание введено в эксплуатацию в 1987 г. и требует капитального ремонта. В 2007 г. в ней занимались 12 учеников в 3 классах, объединенных в 1 класс-комплект, с которым работал 1 учитель.
В среднем по области в начальных сельских школах учится 19,7 учащихся, что значительно превышает показатели Моршанского района.
В течение последних лет численность учащихся в этих школах снижалась (в 2001 г. составляла в Марусинской начальной школе 24 человека, в Темяшевской - 26 человек). В 2008/2009 учебном году прогнозируется по 9 учеников в каждой школе. При этом в этих селах по 5-6 детей каждого года жизни, не достигших школьного возраста, в связи с чем 4-7 учеников - максимально возможное количество. Учитывая, что в моршанских средних школах обучается в 5-11-х классах 26 детей, проживающих в с. Марусино, целесообразно подвозить и детей начальной школы.
Основные школы района (8 школ) расположены в с. Екатериновка (992 жителей), с. Левино (1304), с. Вяжли (797), с. Новотомниково (910), с. Погореловка (921), с. Серповое (970), с. Устье (486).
В этих школах в 2007 г. учились 1470 учеников в 140 классах (116 классов-комплектов) и работает 170 учителей. Средняя наполняемость класса 11,4 учащихся, на одного учителя приходится 7,5 учеников.
6 школ из 8 располагаются в типовых зданиях, построенных в 1980-1990-е гг. (последнее - Рак-шинская основная школа - в 2006 г.) и лишь 2 -в приспособленных. При этом в Екатериновской основной школе введенное в эксплуатацию приспособленное здание на 90 мест заполнено на 83 % (75 учащихся), в Погореловской основной
школе - на 80 % (учится 113 учеников, из них 41 ученик начальной школы учатся в здании детского сада, рассчитанного на 90 человек). Среди школ, располагающихся в типовых зданиях, Сер-повская заполнена на 112 %, Устьинская и Ново-томниковская - соответственно 66 и 69 %, Вяж-линская, Левинская и Ракшинская - 28-41 %. Все школы расположены в зданиях, оснащенных всеми видами благоустройства, капитального ремонта требует лишь Устьинская основная школа (год постройки - 1990-й).
Численность детей в основных школах будет убывать в ближайшие годы незначительно, в селах, в которых они располагаются, проживает достаточно много детей дошкольного возраста. С 2002 г. значительно снизилось число учащихся основной школы лишь в Левинской школе, в ряде школ учеников стало больше.
Средние школы района расположены в с. Парский Угол (1760 жителей), с. Замараевка (790 жителей), с. Вислый Бор (1028 жителей) и в с. Большие Кулики, в котором проживает 1215 человек.
В этих школах в 2007 г. обучалось 940 учащихся в 72 классах (51 класс-комплект) и работает 72 учителя. Средняя наполняемость класса -
13,2 учеников, на одного учителя приходится 8,7 учащихся. Число учащихся в средних школах района остается стабильным в течение последних 5 лет.
Большекуликовская, Вислоборская и Парско-Угольская средние школы заполнены на 65-74 %, Замараевская средняя школа - лишь на 24,4 %, что объясняется реорганизацией начальной Вяж-линской школы в основную в 1997 г., после чего интернат при Замараевской школе был закрыт. Во всех средних школах обучаются дети из окрестных населенных пунктов (в том числе из соседних районов).
Все средние школы имеют хорошую материальную базу, все виды благоустройства и не требуют ремонта.
В целом школы района заполнены на 83% от проектной мощности.
Перегруженность моршанских средних школ вызвала существенные проблемы при введении 12-летнего обучения, так как им пришлось принять учеников еще из нескольких (в основном 4-х школ).
Система образования Моршанского района обслуживает учеников из соседних районов (Кирсановского и Рассказовского), что требует учета их интересов, принимая решения по оптимизации сети. Так, в Парско-Угольской средней общеоб-
разовательной школе учатся 30 детей из деревень Кирсановского района (16% учащихся школы).
Все школы обслуживают детей из близлежащих населенных пунктов. Общее число детей, обучающихся в школах за пределами пунктов их местонахождения, составляло в 2007 г. 431 человек, т.е. практически каждый десятый ученик, при этом 208 человека из них учатся в моршанских средних школах.
Финансирование системы образования Моршанского района в течение 2003-2007 гг. стабильное, систематическое, полное: исполнение бюджета превышало 100 %, при этом ежегодно планировались средства в объеме, превышающем достигнутый уровень (исключение составляет 2004 г. - 89 %, что вызвано погашением задолженности по заработной плате в 2003 г., и, следовательно, увеличением расходования средств на заработную плату).
Этим же фактом объясняется и снижение расходов в расчете на одного ученика в 2004 г. (2158 руб., в 2003-м - 2456 руб.). В дальнейшем расходы росли одновременно с инфляцией (2416 руб. - 2005 г., 2895 руб. - 2006 г., 3849 -
Различие темпов роста стоимости обучения определяется следующими факторами:
1) наличием различных объемов кредиторской задолженности по ряду статей расходов школ за предыдущие периоды;
план 2007 г.), но в значительно меньших размерах. Учитывая официальный размер инфляции в Тамбовской области, расходы в расчете на одного ученика в сопоставимых ценах снизились в 1,5 раза (прежде всего за счет снижения относительного уровня заработной платы работников образования).
Стоимость обучения существенно отличается не только по типам школ, но и по каждой конкретной школе. Среди начальных школ обучение в Парско-Угольской школе обходится дешевле, чем в среднем по району, в то время как обучение в Темяшевской начальной школе более чем в 3 раза дороже. Обучение в основных школах также обходится в среднем дороже, чем в среднем по району, однако в половине основных школ - дешевле. Среди средних школ такое же положение: дешевле всего обучение в Устьинской школе; обучение в Парско-Угольской и Висло-Борской средних школах также обходится дешевле, чем в среднем по району, при этом обучение в Зама-раевской средней школе стоит крайне дорого (более чем в 3 раза дороже среднерайонного значения) в связи с ее низкой наполняемостью.
2) большой долей постоянных расходов (коммунальные услуги), не зависящих от числа учащихся;
3) разными темпами роста цен на различные ресурсы (прежде всего энергетические);
Таблица 2
Динамика стоимости обучения одного ученика в школах Моршанского района
Стоимость обучения Темн роста
Школа 2003 2004 2005 2006 2007 2004 2005 2006 2007
Парско-Угольская нач. 2208 2182 1669 3210 3450 99% 76% 192% 107%
Темяшевская нач. 4471 3900 9917 6843 14000 87% 254% 69% 205%
Итого по нач. шк.: 2703 2510 3918 4706 7794 93% 156% 120% 166%
Новотомниковская осн. 2245 2015 1803 2478 3317 I 90% 90% 137% 134%
Устьинская осн. 1620 1745 1634 2206 3791 108% 94% 135% 172%
Екатериновская осн. 3458 3710 3651 3668 5567 107% 98% 100% 152%
Левинская осн. 2905 2918 4141 4551 8679 100% 142% 110% 191%
Погореловская осн. 2107 2728 2428 3126 3776 129% 89% 129% 121%
Серповойская осн. 2869 1530 1702 2303 3248 53% 111% 135% 141%
Ракшинская осн. 3702 3217 3867 4648 6702 87% 120% 120% 144%
Вяжлинская осн. 7253 8274 7034 4329 7718 114% 85% 62% 178%
Итого по осн. шк.: 2779 2685 2732 3081 4700 97% 102% 113% 153%
Моршанские ср. 1526 1331 1439 2052 2528 87% 108% 143% 123%
Парско-Угольская ср. 2232 1641 1614 2332 3579 74% 98% 144% 153%
Замараевская ср. 9633 9016 13065 11027 12455 94% 145% 84% 113%
Вислоборская ср. 2858 2203 2001 2639 3539 77% 91% 132% 134%
Большекуликовская ср. 4615 3174 4838 5642 6268 69% 152% 117% 111%
Итого по средн. шк.: 2300 1922 2260 2799 3449 84% 118% 124% 123%|
Итого по району: 2456 2158 2416 2895 3849 88% 112% 120% 133%
4) различиями в возможностях финансировать сельские администрации района (заработная плата и начисления финансируются централизованно, остальные расходы - за счет средств сельских администраций).
Наличие значительного разброса в стоимости обучения, исходя из конкретных условий, определяет невозможность ввести подушевое финансирование.
Проранжировав стоимость обучения в школах района, можно видеть, что средний ранг за последние 5 лет достаточно точно отражает уровень стоимости обучения (практически все значения средних отклонений меньше 2, половина из них - менее 1). В первой пятерке самых «дешевых» школ, кроме моршанских, находится лишь еще одна средняя школа и 3 основные. При этом
Анализируя структуру бюджета школ Моршанского района, видно, что значительно увеличилась доля заработной платы с начислениями на нее (с 59 до 65 %), а также уменьшается доля расходов на питание и трансферты населению (в том числе компенсация на методическую литературу педагогам). Вторая по значению статья расходов -коммунальные расходы, что требует особо пристального внимания к их структуре и принятия мер по их оптимизации.
Основные расходы школ Моршанского района производятся на выплату заработной платы педагогам, причем в расчете на одного ученика эти расходы сильно дифференцированы: от 1710 руб. -в моршанских средних школах до 5735 руб. - в Замараевской средней школе (2007 г.), что объясняется различной наполняемостью классов.
самое дорогое обучение - в Замараевской средней школе, в Большекуликовской средней школе также стоимость обучения почти в 2 раза выше среднерайонной.
Если взять за единицу стоимость обучения в Mоршанских средних школах, то обучение в Темяшевской начальной школе и в Замараевской средней школе обходится в 2007 г. соответственно в 5,5 и 4,9 раза дороже. В Большекуликовской средней школе и в 4 основных школах - более чем в 2 раза дороже. В Парско-Угольской и Вислоборской средних школах, а также в Парско-Угольской начальной - в 1,4 раза дороже, в Сер-повойской и Новотомниковской основных -в 1,3 раза, в Устьинской и Погореловской основных - в 1,5 раза дороже. Таким образом, стоимость обучения не зависит от типа школы.
По школам Моршанского района за счет оптимизации коммунальных расходов можно достичь значительной экономии бюджетных средств. В ряде школ эти расходы близки или превышают уровень расходов на заработную плату. Особенно велики они в Замараевской средней школе, причем не только в абсолютном выражении, но и в расчете на 1 кв. м.
Снижение доли прочих расходов до уровня менее 5% от общих расходов на общеобразовательные школы показывает негативные тенденции «проедания» основных фондов и отсутствия должного обеспечения материально-техническими ресурсами учебного процесса и требует выделения средств на учебные расходы.
Подвоз учащихся в настоящее время осуществляется из ряда сел Моршанского района
Таблица 3
Ранжирование стоимости обучения в школах района
Школа 2003 2004 2005 2006 2007 Ср. ранг Ср. откл.
Mоршанские ср. 15 15 15 15 15 15 0
Устьинская осн. 14 12 13 14 8 12,2 1,76
Серновойская осн. 8 14 11 13 14 12 2
Парско-Угольская ср. И 13 14 12 10 12 1,2
Новотомниковская осн. 10 11 10 11 13 И 0,8
Mарусинская нач. 12 10 12 8 12 10,8 1,44
Вислоборская ср. 9 9 9 10 11 9,6 0,72
Погореловская осн. 13 8 8 9 и 9 9,4 1,44
Екатериновская осн. 6 4 7 7 7 6,2 0,96
Левинская осн. 7 7 5 5 3 5,4 1,28
Ракшинская осн. 5 5 6 4 5 5 0,4
Большекуликовская ср. 3 6 4 3 6 4,4 1,28
Вяжлинская осн. 2 2 3 6 4 3,4 1,28
Темяшевская нач. 4 3 2 2 1 2,4 0,88
Замараевская ср. 1 1 1 1 2 1,2 0,32
в средние школы г. Моршанска. Затраты составляют 26,8 тыс. руб. в месяц.
Дети-старшеклассники добираются в мор-шанские средние школы рейсовыми автобусами, проезд льготный.
В образовательных учреждениях района автотранспорта для подвоза детей нет и, если будет принято решение об укрупнении школ, потребуются значительные средства для его приобретения. Структура бюджета показывает нере-
альность выделения таких средств из бюджета района. В Тамбовской области действует областная программа в рамках национального проекта «Образование» «Школьный автобус». Благодаря нескольким автобусам, осуществляющим подвозки детей из ряда сел Моршанского района, эта проблема отчасти снимается. Однако нацпроект не покрывает всех необходимых затрат на подвозки детей и требует дополнительного финансирования.
70
65
60
55
50
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
66 65 62
21
18 -
|В
+Г . Пт
-64
5 7 5 7 5 6 57
27 28
23 23 2Е
18
ІТ Г 1-І Г н -т-
1Ї
факт план 2003 факт план 2004 факт план 2005 факт план 2006 план 2007
□Заработная плата и начисления
□Прочие расходы
□Питание
□Коммунальные услуги и услуги связи □Трансферты населению
Рис. 4. Структура бюджета школ Моршанского района, %
Расчеты показывают, что подвоз детей из Замараевской средней школы будет стоить 19 тыс. руб. в месяц, также необходимы средства на приобретение автобуса. При этом увеличатся выплаты на заработную плату педработникам Моршанского района. Возможная экономия составит до 500 тыс. руб. в год. Однако будут отрицательные социальные последствия. Во-первых, моршанские средние школы перегружены
(170 % проектной мощности), что потребует дополнительных материальных затрат на прием учеников. Во-вторых, здание Замараевской
средней школы - самое новое здание среди школ
Моршанского района, его консервация практически означает его утрату для района, в силу чего система образования Моршанского района понесет значительные потери в суммарной
материальной базе. В-третьих, как показывает исторический опыт, результатом ликвидации
школы станет массовое переселение жителей в г. Моршанск и другие населенные пункты, фактическое вымирание достаточно крупного села (790 жителей).
В 1970-х гг. в районе была ликвидирована сеть сельских малокомплектных школ и укрупнены сельхозпредприятия. Результатом стала фактическая ликвидация ряда деревень района.
Последствия сокращения школ отразились на социально-экономическом развитии района и привели к негативным социальным последствиям:
- Волковская начальная школа, 1968 г., Рыбнинская начальная школа - 1976-й, Мало-моршевская начальная школа, Раевская начальная школа - закрыты в 1970 г. - сегодня в населенных пунктах нет трудоспособного населения;
- 1970 г. - закрыта начальная школа в д. Канада - сейчас в д. Канада из 207 жителей проживает 17;
- 1973 г. - закрыта Вановская начальная школа - сейчас в с. Ваново из 143 жителей проживает 3;
- 1973 г. - закрыта Алгасовская средняя школа - сейчас в с. Алгасово из 750 жителей проживает 5;
- 1976 г. - закрыта Mалокуликовская начальная школа - сейчас в с. Mалые Кулики из 250 жителей проживает 42.
В 70-х гг. было построено несколько интернатов, которые прекратили функционировать в конце 80 - начале 90-х гг. В здании интерната при Вяжлинской средней школе располагаются медицинский пункт, школьные мастерские и квартиры педагогов, при Большекуликовской средней школе и Новотомниковской основной -располагается жилье, здание интерната при Замараевской средней школе находится в аварийном состоянии. Таким образом, восстановление системы интернатов потребует значительных капитальных вложений в строительство новых зданий.
Несмотря на существующее мнение о менее качественном обучении в малочисленных сельских школах, результаты итоговой аттестации выпускников 4(3), 9 и 11-х классов 2007 г. не показывают статистически достоверной зависимости качества знаний и числа учеников, окончивших на «отлично», от численности учащихся школ (коэффициенты корреляции соответственно --0,12 и -0,21). Если все же построить тренд по результатам итоговой аттестации (в процентах к общему числу выпускников) по школам района, проранжированным по численности учащихся, то прослеживается обратная зависимость. Успеваемость в школах района в целом составляет
99,3 %, то есть на уровне среднеобластной.
Рекомендации по итогам мониторинга:
1. Система общего среднего образования Mоршанского района имеет хорошую материально-техническую базу, из 14 малокомплектных школ района 10 расположены в типовых зданиях, построенных в конце 80 - начале 90-х гг., и не требуют больших затрат на ремонт.
2. Система школьного образования имеет сильный и качественный состав педагогических кадров, структура которых лучше среднеобластных показателей.
3. Контингент учащихся средних и основных общеобразовательных школ в районе стаби-
лен в течение последних 5 лет и резкого снижения в ближайшие 7 лет не прогнозируется. В связи с этим массовое укрупнение школ нецелесообразно.
4. С увеличением численности учеников в школе качество знаний не возрастает.
5. Стоимость обучения ученика не зависит от типа школы, стоимость обучения в ряде малочисленных средних и основных школ лишь в 1,3-1,5 раза выше стоимости обучения в крупных моршанских средних школах.
6. При укрупнении школ району будет не под силу самостоятельно обеспечить транспортные расходы (приобретение автобусов, ГСМ). При открытии интернатов потребуются огромные затраты на их строительство, а также содержание учащихся, так как покрыть эти затраты невозможно в связи с низкой платежеспособностью населения.
7. В сельскохозяйственном районе нецелесообразно укрупнять малочисленные основные и средние школы на центральных усадьбах сельхозпредприятий, так как это повлечет за собой отток трудоспособного населения, аналогично произошедшему в 70-е гг.
8. Из-за отсутствия учащихся, что вызывает высокую стоимость обучения, а также из-за того, что школьные здания требуют капитального ремонта, могут быть закрыты начальные школы в с. Темяшево и с. Марусино.
9. Необходимо принять меры по оптимизации коммунальных расходов, прежде всего в Замараевской средней школе.
10. Введение 12-летнего обучения и переход на систему зачетных единиц в рамках Болонского процесса вызовет значительные проблемы с материальной базой и значительно увеличит перегрузку моршанских средних школ.
Литература
1. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / Под ред. А. П. Егоршина, Н. Д. Никандрова. Н. Новгород: НИМБ, 2004. С. 323.
2. Совет по сотрудничеству в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств (XVI; 26-27.10.2004; Кишинев). Рекомендации по согласованию критериев, технологий мониторинга и качества образования государств-участников СНГ // Стандарты и мониторинг в образовании. 2005. № 2. С. 3-6.