УДК 332.5
Ирина Викторовна Стрижкина
(кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и управления Алтайского государственного университета, г. Барнаул)
ОЧЕРЕДНОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Ключевые слова: бюджетные учреждения муниципалитетов, распределение муниципальных учреждений по уровням, типам и отраслевому признаку.
Необходимость проведения работы по оптимизации сети бюджетных учреждений в Алтайском крае назрела в связи со следующими причинами:
- высокий удельный вес сельского населения - 46,6%;
- невысокая плотность расселения населения - 14,8 чел./кв.км (50-е место в России, 3-е место в Сибирском федеральном округе);
- большое количество муниципальных образований (1-е место в Сибирском федеральном округе и 3-е место в России);
- невысокий уровень собственных доходов большинства муниципальных образований края.
Кроме того, 60% населенных пунктов Алтайского края по численности населения не
3000
превышают 500 человек. Среднее число жителей в одном населенном пункте - 694 человека. В 64 селах проживают до 10 человек, в 272 селах - от 10 до 100, в 259 селах - от 100 до 200, в 258 селах - от 200 до 500 человек [1].
Проведение мероприятий по оптимизации бюджетных учреждений является необходимым условием повышения эффективности расходования бюджетных средств, особенно в условиях ограниченных ресурсов на местном уровне [2].
По состоянию на 25 января 2016 г. в Алтайском крае учитывалось 2530 муниципальных учреждений. В структуре учреждений 60% составляют бюджетные учреждения, 37% - казенные, 3% - автономные.
1500
на 20 февраля 2015 г. на 25 января 2016 г.
ЕЗ бюджетные □ казенные □ автономные
Рис. 1. Количество и типы муниципальных учреждений
По сравнению с 20 февраля 2015 г. общее количество муниципальных учреждений со-
кратилось на 188 единиц: сократилось количество казенных учреждений на 64 единицы,
бюджетных учреждений на 146 единиц; количество автономных учреждений увеличилось на 22 единицы, в том числе за счет выявления 17 учреждений, ранее не учитывающихся в отчете.
Из 2530 учреждений 2433 (96%) являются районными и городскими, 97 (4%) - учреждениями сельских и городских поселений.
3000
1500
0
193
2525
По сравнению с 20 февраля 2015 г. количество городских и районных учреждений сократилось на 92 (3,6%), поселенческих - на 96 учреждений (49,7%). Таким образом, доля учреждений районных и городских учреждений в общем количестве учреждений увеличилась с 93 до 96%.
97
2433
на 20 феврали 2015г. на 25 января 2016 г.
□ учреждения городов и районов □ учреждения поселений
Рис. 2. Количество городских и районных учреждений, учреждений поселений
3000 п
1500
82 81 1
48
1527 1479
48
921 873
муниципальные учреждения, учреждения районов и городов всего
учреждения поселении
□ казенные □ бюджетные □ автономные
Рис. 3. Распределение муниципальных учреждений по уровням и типам
По сравнению с 20 февраля 2015 г. в структуре учреждений районов и городов доля казен-
ных учреждений увеличилась с 34,4 до 35,9%, доля бюджетных сократилась с 63,2 до 60,8%,
доля автономных увеличилась с 2,3 до 3,3% (прежде всего за счет выявления 17 учреждений, ранее не учтенных в отчете).
В отношении учреждений поселений при сокращении количества казенных учреждений на 68 единиц, бюджетных - на 29 единиц доли казенных и бюджетных учреждений на 25 января 2016 г. сравнялись и составили по 49,5%.
В общем количестве муниципальных учреждений учреждения образования составляют 2158 единиц (85,3%), культуры - 290 еди-
3000
ниц (11,5%), спорта - 16 (0,6%), прочие учреждения - 66 (2,6%).
При этом учреждения образования полностью являются районными и городскими, и их доля в районных и городских учреждениях составляет 88,7%. Доля учреждений культуры в районных и городских учреждениях - 8,2% (200 единиц).
На поселенческом уровне из 97 учреждений 90 (92,8%) являются учреждениями культуры, 3 (3,1%) - учреждения спорта и 4 (4,1%) - прочие.
1500
муниципальные учреждения, всего
учреждения районов и городов
учреждения поселении
□ образование □ культура ■ спорт □ прочие
Рис. 4. Количество учреждений образования, культуры и спорта в Алтайском крае
(по состоянию на 25 января 2016 г.)
По состоянию на 25 января 2016 г. учитывается 2158 учреждений образования. Все они являются учреждениями районного и городского подчинения.
По сравнению с 20 февраля 2015 г. количество учреждений образования сократилось на 119 единиц (или на 5,2%), в том числе школ - на 64, детских садов - на 45, за счет реорганизации школ в филиалы более крупных базовых школ, создания одного юридического лица «школа - детский сад».
В структуре учреждений образования увеличилась доля казенных учреждений - с 35,7 до 37,5%, доля бюджетных учреждений сократилась с 62,8 до 60,7%, доля автономных учреждений изменилась несущественно (с 1,4 до 1,7%).
Наибольший удельный вес в структуре учреждений образования имеют школы (47%) и детские сады (38%). Учреждения дополнительного образования (286 единиц) составляют в сумме 13%. На прочие учреждения образования (детские летние оздоровительные лагеря, пришкольные учебные комбинаты) приходится 2% всех учреждений отрасли.
Из 1020 школ по состоянию на 25 января 2016 г. 47% (488 единиц) функционируют в статусе казенного учреждения, 51% (527 единиц) - бюджетные учреждения, 2 школы (в г. Барнауле и Первомайском районе) являются автономными.
Большинство детских садов (527 учреждений, или 64,4%) являются бюджетными,
на казенные учреждения приходится 32,2% (264 учреждения), на автономные - 3,4% (28 учреждений). Автономные детские сады сосредоточены преимущественно в г. Барнауле
(21 учреждение из 28), есть автономные детские сады в г. Рубцовске (3 единицы), г. Ново-алтайске (1), ЗАТО «Сибирское» (1) и Первомайском районе (2).
на 20 февраля 2015 г. на 25 января 2016 г.
ЕЭ бюджетные □ казенные □ автономные
Рис. 5. Распределение учреждений образования по типам
ДЮСШ - 88; 4%
художественные музыкальные, школы иекуств -110; 5% центры детского творчества — 4%
прочие образовательные - 33; 2%
детские сады -819; 38%
школы - 1020; 47%
Рис. 6. Структура учреждений образования
Учреждения дополнительного образования преимущественно функционируют как бюджетные (223 из 286, или 78%). На казенные учреждения приходится 19,6%, на автономные - 2,4%.
Из 286 учреждений дополнительного образования 187 (65%) функционируют в муници-
пальных районах (в среднем по 3 учреждения в районе: центр детского творчества, музыкальная или художественная школа, ДЮСШ). Более обширная сеть учреждений дополнительного образования (музыкальные школы и школы искусств) характерна для Павловского, Первомайского, Тальменского, Змеиногорского
и Каменского районов. В ряде этих муниципальных районов запланированы мероприятия по объединению учреждений в одно юридическое лицо.
По состоянию на 25 января 2016 г. учитывалось 290 учреждений культуры. В том числе 200 учреждений районов и городов (69%) и 90 учреждений поселений (31%).
По сравнению с 20 февраля 2015 г. количество учреждений культуры сократилось на 95 единиц (или на 24,7%). В том числе количество учреждений культуры поселений сократилось на 100 (52,6%), из них 69 - казенных и 31 -бюджетное. Из оставшихся на 25 января 2016 г. 90 учреждений поселений, по предваритель-
300 -,
ным оценкам, останутся функционировать в 2016 г. порядка 20, остальные находятся в процессе реорганизации.
Учреждения культуры функционируют в форме бюджетных и казенных организаций. По сравнению с 20 февраля 2015 г. доля бюджетных учреждений культуры в целом увеличилась с 56,4 до 64,8%, прежде всего за счет сокращения количества казенных учреждений поселений.
При этом в структуре учреждений культуры районов и городов доля бюджетных организаций сохранилась примерно на одном уровне (73,3% по состоянию на 20 февраля 2015 г. и 72,5% - на 25 января 2016 г.).
150
43
188 145
47
102 55
муниципальные учреждения, всего
учреждения районов и городов
учреждения поселении
□ казенные □ бюджетные
Рис. 7. Распределение учреждений культуры по типам
Проведение мероприятий по оптимизации сети бюджетных учреждений и создание трех типов муниципальных учреждений в сфере образования и науки, здравоохранения, культуры и искусства (казенные, бюджетные и автономные) позволяет:
- сократить расходы на создание нескольких огромных зданий и сосредоточить усилия и средства местного бюджета на поддержание их в хорошем состоянии;
- удовлетворить потребности населения в услугах бюджетной сферы и повысить качество и условия их предоставления.
Очередное реформирование бюджетной системы РФ продолжается в рамках реализации положений Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» №83-ФЗ [3].
Библиографический список
1. Стрижкина, И.В. Оптимизация сети бюджетных учреждений в Алтайском крае / И.В. Стрижкина // Известия Алтайского государственного университета. - 2012. - №2/1. - С. 329-331.
2. Шваков, Е.Е. Оценка эффективности реализации стратегических программ муниципального образования / Е.Е. Шваков, О.А. Чиркова // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2016. - №2. - С. 9.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений : Федеральный закон РФ от 8 августа 2010 г. №83-ФЗ. - URL : www.garant-park.ru/present/.
References
1. Strijkina, I.V. Optimizatsiya seti byudjetnyih uchrejdeniy v Altayskom krae / I.V. Strijkina // Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - №2/1. - S. 329-331.
2. Shvakov, E.E. Otsenka effektivnosti realizatsii strategicheskih programm munitsipalnogo obrazovaniya / E.E. Shvakov, O.A. Chirkova // Ekonomika. Professiya. Biznes. - 2016. - №2. - S. 9.
3. O vnesenii izmeneniy v otdelnyie zakonodatelnyie aktyi Rossiyskoy Federatsii v svyazi s sovershenstvovaniem pravovogo polojeniya gosudarstvennyih (munitsipalnyih) uchrejdeniy : Federalnyiy zakon RF ot 8 avgusta 2010 g. №83-FZ. - URL : www.garant-park.ru/present/.