Научная статья на тему 'Очередное реформирование муниципальных учреждений Алтайского края'

Очередное реформирование муниципальных учреждений Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО УРОВНЯМ / ТИПАМ И ОТРАСЛЕВОМУ ПРИЗНАКУ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стрижкина Ирина Викторовна

В настоящее время в Алтайском крае назрела необходимость проведения работ по оптимизации сети бюджетных учреждений. В статье проведен анализ муниципальных образований, их распределение по уровням, типам и отраслевому признаку. На основе анализа сформулированы предложения, имеющие практическую значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Стрижкина Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Очередное реформирование муниципальных учреждений Алтайского края»

УДК 332.5

Ирина Викторовна Стрижкина

(кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и управления Алтайского государственного университета, г. Барнаул)

ОЧЕРЕДНОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Ключевые слова: бюджетные учреждения муниципалитетов, распределение муниципальных учреждений по уровням, типам и отраслевому признаку.

Необходимость проведения работы по оптимизации сети бюджетных учреждений в Алтайском крае назрела в связи со следующими причинами:

- высокий удельный вес сельского населения - 46,6%;

- невысокая плотность расселения населения - 14,8 чел./кв.км (50-е место в России, 3-е место в Сибирском федеральном округе);

- большое количество муниципальных образований (1-е место в Сибирском федеральном округе и 3-е место в России);

- невысокий уровень собственных доходов большинства муниципальных образований края.

Кроме того, 60% населенных пунктов Алтайского края по численности населения не

3000

превышают 500 человек. Среднее число жителей в одном населенном пункте - 694 человека. В 64 селах проживают до 10 человек, в 272 селах - от 10 до 100, в 259 селах - от 100 до 200, в 258 селах - от 200 до 500 человек [1].

Проведение мероприятий по оптимизации бюджетных учреждений является необходимым условием повышения эффективности расходования бюджетных средств, особенно в условиях ограниченных ресурсов на местном уровне [2].

По состоянию на 25 января 2016 г. в Алтайском крае учитывалось 2530 муниципальных учреждений. В структуре учреждений 60% составляют бюджетные учреждения, 37% - казенные, 3% - автономные.

1500

на 20 февраля 2015 г. на 25 января 2016 г.

ЕЗ бюджетные □ казенные □ автономные

Рис. 1. Количество и типы муниципальных учреждений

По сравнению с 20 февраля 2015 г. общее количество муниципальных учреждений со-

кратилось на 188 единиц: сократилось количество казенных учреждений на 64 единицы,

бюджетных учреждений на 146 единиц; количество автономных учреждений увеличилось на 22 единицы, в том числе за счет выявления 17 учреждений, ранее не учитывающихся в отчете.

Из 2530 учреждений 2433 (96%) являются районными и городскими, 97 (4%) - учреждениями сельских и городских поселений.

3000

1500

0

193

2525

По сравнению с 20 февраля 2015 г. количество городских и районных учреждений сократилось на 92 (3,6%), поселенческих - на 96 учреждений (49,7%). Таким образом, доля учреждений районных и городских учреждений в общем количестве учреждений увеличилась с 93 до 96%.

97

2433

на 20 феврали 2015г. на 25 января 2016 г.

□ учреждения городов и районов □ учреждения поселений

Рис. 2. Количество городских и районных учреждений, учреждений поселений

3000 п

1500

82 81 1

48

1527 1479

48

921 873

муниципальные учреждения, учреждения районов и городов всего

учреждения поселении

□ казенные □ бюджетные □ автономные

Рис. 3. Распределение муниципальных учреждений по уровням и типам

По сравнению с 20 февраля 2015 г. в структуре учреждений районов и городов доля казен-

ных учреждений увеличилась с 34,4 до 35,9%, доля бюджетных сократилась с 63,2 до 60,8%,

доля автономных увеличилась с 2,3 до 3,3% (прежде всего за счет выявления 17 учреждений, ранее не учтенных в отчете).

В отношении учреждений поселений при сокращении количества казенных учреждений на 68 единиц, бюджетных - на 29 единиц доли казенных и бюджетных учреждений на 25 января 2016 г. сравнялись и составили по 49,5%.

В общем количестве муниципальных учреждений учреждения образования составляют 2158 единиц (85,3%), культуры - 290 еди-

3000

ниц (11,5%), спорта - 16 (0,6%), прочие учреждения - 66 (2,6%).

При этом учреждения образования полностью являются районными и городскими, и их доля в районных и городских учреждениях составляет 88,7%. Доля учреждений культуры в районных и городских учреждениях - 8,2% (200 единиц).

На поселенческом уровне из 97 учреждений 90 (92,8%) являются учреждениями культуры, 3 (3,1%) - учреждения спорта и 4 (4,1%) - прочие.

1500

муниципальные учреждения, всего

учреждения районов и городов

учреждения поселении

□ образование □ культура ■ спорт □ прочие

Рис. 4. Количество учреждений образования, культуры и спорта в Алтайском крае

(по состоянию на 25 января 2016 г.)

По состоянию на 25 января 2016 г. учитывается 2158 учреждений образования. Все они являются учреждениями районного и городского подчинения.

По сравнению с 20 февраля 2015 г. количество учреждений образования сократилось на 119 единиц (или на 5,2%), в том числе школ - на 64, детских садов - на 45, за счет реорганизации школ в филиалы более крупных базовых школ, создания одного юридического лица «школа - детский сад».

В структуре учреждений образования увеличилась доля казенных учреждений - с 35,7 до 37,5%, доля бюджетных учреждений сократилась с 62,8 до 60,7%, доля автономных учреждений изменилась несущественно (с 1,4 до 1,7%).

Наибольший удельный вес в структуре учреждений образования имеют школы (47%) и детские сады (38%). Учреждения дополнительного образования (286 единиц) составляют в сумме 13%. На прочие учреждения образования (детские летние оздоровительные лагеря, пришкольные учебные комбинаты) приходится 2% всех учреждений отрасли.

Из 1020 школ по состоянию на 25 января 2016 г. 47% (488 единиц) функционируют в статусе казенного учреждения, 51% (527 единиц) - бюджетные учреждения, 2 школы (в г. Барнауле и Первомайском районе) являются автономными.

Большинство детских садов (527 учреждений, или 64,4%) являются бюджетными,

на казенные учреждения приходится 32,2% (264 учреждения), на автономные - 3,4% (28 учреждений). Автономные детские сады сосредоточены преимущественно в г. Барнауле

(21 учреждение из 28), есть автономные детские сады в г. Рубцовске (3 единицы), г. Ново-алтайске (1), ЗАТО «Сибирское» (1) и Первомайском районе (2).

на 20 февраля 2015 г. на 25 января 2016 г.

ЕЭ бюджетные □ казенные □ автономные

Рис. 5. Распределение учреждений образования по типам

ДЮСШ - 88; 4%

художественные музыкальные, школы иекуств -110; 5% центры детского творчества — 4%

прочие образовательные - 33; 2%

детские сады -819; 38%

школы - 1020; 47%

Рис. 6. Структура учреждений образования

Учреждения дополнительного образования преимущественно функционируют как бюджетные (223 из 286, или 78%). На казенные учреждения приходится 19,6%, на автономные - 2,4%.

Из 286 учреждений дополнительного образования 187 (65%) функционируют в муници-

пальных районах (в среднем по 3 учреждения в районе: центр детского творчества, музыкальная или художественная школа, ДЮСШ). Более обширная сеть учреждений дополнительного образования (музыкальные школы и школы искусств) характерна для Павловского, Первомайского, Тальменского, Змеиногорского

и Каменского районов. В ряде этих муниципальных районов запланированы мероприятия по объединению учреждений в одно юридическое лицо.

По состоянию на 25 января 2016 г. учитывалось 290 учреждений культуры. В том числе 200 учреждений районов и городов (69%) и 90 учреждений поселений (31%).

По сравнению с 20 февраля 2015 г. количество учреждений культуры сократилось на 95 единиц (или на 24,7%). В том числе количество учреждений культуры поселений сократилось на 100 (52,6%), из них 69 - казенных и 31 -бюджетное. Из оставшихся на 25 января 2016 г. 90 учреждений поселений, по предваритель-

300 -,

ным оценкам, останутся функционировать в 2016 г. порядка 20, остальные находятся в процессе реорганизации.

Учреждения культуры функционируют в форме бюджетных и казенных организаций. По сравнению с 20 февраля 2015 г. доля бюджетных учреждений культуры в целом увеличилась с 56,4 до 64,8%, прежде всего за счет сокращения количества казенных учреждений поселений.

При этом в структуре учреждений культуры районов и городов доля бюджетных организаций сохранилась примерно на одном уровне (73,3% по состоянию на 20 февраля 2015 г. и 72,5% - на 25 января 2016 г.).

150

43

188 145

47

102 55

муниципальные учреждения, всего

учреждения районов и городов

учреждения поселении

□ казенные □ бюджетные

Рис. 7. Распределение учреждений культуры по типам

Проведение мероприятий по оптимизации сети бюджетных учреждений и создание трех типов муниципальных учреждений в сфере образования и науки, здравоохранения, культуры и искусства (казенные, бюджетные и автономные) позволяет:

- сократить расходы на создание нескольких огромных зданий и сосредоточить усилия и средства местного бюджета на поддержание их в хорошем состоянии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- удовлетворить потребности населения в услугах бюджетной сферы и повысить качество и условия их предоставления.

Очередное реформирование бюджетной системы РФ продолжается в рамках реализации положений Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» №83-ФЗ [3].

Библиографический список

1. Стрижкина, И.В. Оптимизация сети бюджетных учреждений в Алтайском крае / И.В. Стрижкина // Известия Алтайского государственного университета. - 2012. - №2/1. - С. 329-331.

2. Шваков, Е.Е. Оценка эффективности реализации стратегических программ муниципального образования / Е.Е. Шваков, О.А. Чиркова // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2016. - №2. - С. 9.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений : Федеральный закон РФ от 8 августа 2010 г. №83-ФЗ. - URL : www.garant-park.ru/present/.

References

1. Strijkina, I.V. Optimizatsiya seti byudjetnyih uchrejdeniy v Altayskom krae / I.V. Strijkina // Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - №2/1. - S. 329-331.

2. Shvakov, E.E. Otsenka effektivnosti realizatsii strategicheskih programm munitsipalnogo obrazovaniya / E.E. Shvakov, O.A. Chirkova // Ekonomika. Professiya. Biznes. - 2016. - №2. - S. 9.

3. O vnesenii izmeneniy v otdelnyie zakonodatelnyie aktyi Rossiyskoy Federatsii v svyazi s sovershenstvovaniem pravovogo polojeniya gosudarstvennyih (munitsipalnyih) uchrejdeniy : Federalnyiy zakon RF ot 8 avgusta 2010 g. №83-FZ. - URL : www.garant-park.ru/present/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.