niyu podgotovki 050111 «Pedagogicheskoye obra-zovaniye», razdel V«Trebovaniye k rezultatam osvoyeniya osnovnoy obrazovatelnoy programmy bakalavriata» (The federal state educational standard of the higher education
training in a direction of preparation 050100 «Pedagogical education», section V «Requirements to results of development of the basic educational program of a bachelor degree», available at: www.osu.ru/docs/bachelor/fgos/050100b.doc
УДК 378
ОПТИМИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ПОЗИЦИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Н. В. Тельтевская
Тельтевская Нателла Вахтанговна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики профессиональной деятельности, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы оптимизации самостоятельной работы как особой организации учебно-познавательной деятельности студентов, стимулирующей потребность в самообразовании, самообучении и непрерывном профессиональном совершенствовании. Эффективность самостоятельной работы студентов связана с расширением поля познавательной деятельности, отношением личности к её содержанию и стремлением к достижению поставленных задач. Оптимизация самостоятельной работы студентов содействует формированию навыков самоорганизации и самообучения, выработке собственного мировоззрения и стиля деятельности. Основными условиями оптимизации являются разнообразие видов и выбор инновационных форм и методов самостоятельной работы.
Ключевые слова: оптимизация, самостоятельная работа, профессиональная компетентность, компетентностный подход, инновации.
Происходящий в стране процесс реформирования и совершенствования системы образования характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися в отечественной высшей школе традициями и реализацией нововведений, отвечающих современным вызовам времени. Переход на новые учебные планы и программы с одновременным сокращением часов, отведенных на аудиторные занятия, предопределил увеличение доли самостоятельной работы студентов при изучении многих разделов и тем учебных дисциплин и обусловил необходимость поиска новых подходов к организации их учебной деятельности, контроля не только их знаний, но и процесса самостоятельной работы.
Проблеме самостоятельной работы студентов посвящены труды многих исследователей: Г. В. Ахметжановой [1], В. Д. Бушуева и С. И. Ше-лобаева [2, с. 141-143], В. А. Одинцовой [3], Т. А. Ольховой и В. А. Садовой [4], С. Г. Смолиной [5] и др., в которых показано ее значение:
для развития познавательной самостоятельности;
как фактора становления субъектности студентов;
для формирования умений осуществлять самоанализ, саморегуляцию, самоорганизацию, самооценку и самоконтроль;
в формировании специалистов инновационного типа; развития самостоятельности, ответственности и организованности;
для мотивации профессионального становления студентов;
как основу развития творческих способностей;
как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство её логической и психологической организации;
как средство, детерминирующее изменение отношения субъектов к окружающим явлениям и предметам.
Несмотря на различие походов к пониманию сущности и значения самостоятельной работы, практически все исследователи рассматривают её как многостороннее и полифункциональное явление, имеющее не только учебное, но и личностное и общественное значение.Самостоятельность специалиста, его способность без чьей-либо помощи квалифицированно выполнить порученную работу является показателем его конкурентоспособности на рынке труда и успешности в достижении поставленных целей. Наличие такого показателя обязательно сказывается на умении специалиста самостоятельно пополнять свои знания, мотивировать себя на их приобретение, рационально планировать и организовывать собственную деятельность, что, безусловно, повышает эффективность его профессионального обучения.
Развитие самостоятельности будущего специалиста подводит его к осознанию роли самообразования для своего профессионального становления и приводит к тому, что такая деятельность становится крайне необходимой, жизненно важной, является средством, способствующим качественному решению стоящих производственных задач. Готовность будущих специалистов к непрерывному самообразованию рассматривается
© Тельтевская Н. В., 2013
как один из необходимых компонентов профессиональной деятельности, характеризующий их квалификацию. Для того чтобы названные личностные и профессиональные показатели были сформированы у студентов, необходимо соответствующим образом организовать образовательный процесс в вузе, который будет характеризоваться расширением поля их самостоятельной деятельности с использованием современных форм и технологий обучения (информационных, модульных, телекоммуникационных, компьютерных, медиатехнологий и др.).
Самостоятельная работа способствует преобразованию обучения в самообучение, что детерминирует изменение отношения субъектов к окружающим явлениям и предметам, влияет на их ценностные установки. В дидактическом плане самостоятельная работа выступает и как основной метод приобретения знаний, навыков и умений, и как одна из организационных форм обучения. Овладение методом самостоятельной работы необходимо обучающимся для успешного усвоения учебных программ, а главное - для активной, творческой профессиональной деятельности после завершения учебы. Как метод познания изучаемого материала самостоятельная работа охватывает все формы учебного процесса (академические занятия, различные виды практик, подготовку к занятиям и др.) и представляет собой совокупность применяемых обучающимися соответствующих методических приемов. Как организационная форма она требует специального времени, места, обеспечения, руководства ею и протекает в различных условиях учебной деятельности.
Вместе с тем самостоятельную работу следует рассматривать как вид учебно-познавательной деятельности, стимулирующей потребность в самообразовании, самообучении и непрерывном профессиональном совершенствовании, что возможно лишь на основе постоянного включения различных видов самостоятельной деятельности обучающихся. Придерживаясь мнения Ю. К. Ба-банского по вопросу о сущности оптимизации, заключающейся в «максимально возможной в имеющихся условиях эффективности и качестве решения поставленных задач» [6, с. 17-18], мы определили условия организации самостоятельной работы студентов. Под таковыми мы понимаем внешние обстоятельства, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса и предполагающие достижение определенного результата. К числу основных условий отнесем разнообразие видов самостоятельной работы. Любой вид самостоятельной работы предполагает наличие учебных заданий, являющихся ее основным дидактическим признаком, которые можно разделить на теоретические и практические. При этом если
задания имеют узкопрофильную направленность в соответствии со специализацией, целесообразно различать их по преобладающему признаку: теоретически-профессиональные и практически-профессиональные. С этой целью целесообразно предлагать студентам задания познавательно-поискового и исследовательского типов, которые могут содействовать нахождению перспективных решений, отходу от привычных стандартных решений, их научного обоснования с последующей апробацией. Выполнение подобных заданий основывается на познавательной самостоятельности и характеризуется стремлением и умениями обучающихся действовать самостоятельно. Это предопределяет необходимость такой организации их деятельности, которая оказывает влияние на развитие личности, «поскольку внешний план действий переходит во внутренний, смысловой план, а развитие психических процессов (интеллектуальных, анемических, эмоционально-волевых) претерпевает экстериоризацию (переходя из внутреннего плана в последующие предметные действия), включаясь в процессуальные стороны действительности, поднимают действия и деятельность в целом на более высокий уровень» [7, с. 91]. Поэтому познавательную самостоятельность следует рассматривать как качество деятельности, в которой проявляется отношение личности к содержанию, характеру деятельности и стремление к достижению поставленной задачи, и как фактор, детерминирующий творческую активность.
Формирование познавательной самостоятельности обучающихся будет эффективным при выполнении ряда требований:
диагностики уровня самостоятельной деятельности обучающегося и прогнозирования ее развития с учетом психолого-педагогических и возрастных особенностей каждой группы, образовательного ценза каждого входящего в нее индивида и других показателей;
обучения самоорганизации деятельности обучающегося, предусматривающего вооружение умениями самостоятельно формулировать цели и выбор ее ориентировочной основы, планирование работы и нахождение путей реализации своего плана, анализ собственной деятельности и внесение в нее корректив.
Учет того фактора, что студенты обладают разным уровнем подготовленности к выполнению самостоятельной работы, предполагает предъявление им различных по характеру деятельности заданий, которые могут быть:
1) воспроизводящими (работы по образцу), включающими задачи на воспроизведение знаний, умений. К таким заданиям можно отнести работу с учебником, текстом лекции, различными источниками информации, тренировочные упражнения по образцу и др. Выполняя такого вида самостоятель-
ную работу, студенты накапливают фактические данные, служащие основой для усвоения знаний на более высоком уровне сложности и выработки необходимых способов деятельности;
2) реконструктивными (работы, связанные с актуализацией имеющихся и поиском новых знаний, необходимых для решения поставленных задач), при выполнении которых студенту необходимо преобразовать их применительно к условиям предъявляемого задания. К таким заданиям можно отнести проведение анализа материала по конкретным источникам, написание эссе и рефератов, подготовку докладов и сообщений и др.;
3) эвристическими (работы, в которых задаются нестандартные ситуации или нетиповые задачи), предполагающими поиск, выдвижение гипотез и нахождение нового решения. К ним можно отнести курсовые и выпускные квалификационные работы, творческие задания в рамках курса по выбору и др.;
4) исследовательскими (работы, требующие для их выполнения высокого уровня познавательной самостоятельности и творческой деятельности), благодаря которым студенты более глубоко познают сущность изучаемого явления, выдвигают новые идеи, находят новые решения учебных и научных проблем благодаря тому, что они вызывают у них интеллектуальные затруднения, возбуждают познавательный интерес, создают внутренние психологические условия для активного и самостоятельного усвоения новых знаний.
Еще одним значимым для оптимизации самостоятельной работы условием является использование инновационных форм и методов с выявлением их возможностей для формирования компетенций будущих специалистов, благодаря чему студент не только усваивает знания и способы их получения, но и сам создает новые знания и приобретает новый опыт.
Используемые формы, методы и средства обучения должны быть тесно увязаны с познавательной активностью, которая с учетом современных тенденций в образовании проявляется в отношении обучающихся к учению, стремлении проникнуть в сущность явлений и их взаимосвязей, к овладению способами деятельности. Инновационные формы и методы самостоятельной работы, как показано в работах исследователей, обеспечивают активность студентов, профессиональную компетентность, формируют у них способности принимать самостоятельные решения, выработку собственного мировоззрения и стиля деятельности.
Разумеется, отбор инновационных форм, методов и средств самостоятельной работы студентов должен осуществляться с учётом их функционального назначения - содействия формированию определенных компетенций (общекультурных, когнитивных, информационных,
коммуникативных и др.) Рассмотрим возможности отдельных инновационных методов для формирования компетенций на примерах.
В настоящее время получил широкую известность кейс-метод, использование которого связано с изменениями в современном образовании, с его направленностью не столько на освоение конкретных знаний и умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента. Главная особенность метода заключается в изучении и осмыслении реальной жизненной ситуации, отражающей какую-либо практическую проблему, для решения которой необходима актуализация определенных знаний. При этом сама проблема не имеет однозначных решений [8].
Использование кейс-метода способствует развитию у студентов умений решать проблемы с учетом конкретных условий при наличии фактической информации, самостоятельности мышления, умений выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения и приводить аргументы в пользу своей точки зрения. Как показывает зарубежный опыт, метод эффективен для формирования таких ключевых компетенций будущего специалиста, как коммуникабельность, лидерство, способность воспринимать и оценивать информацию, отстаивать свою позицию. При этом знания и умения приобретаются студентами в результате активной творческой работы.
Эффективным в плане формирования профессиональных компетенций является, как показано в работах В. Васильева, В. В. Гузеева, В. М. Монахова, В. С. Полат, метод проектов, направляющий учебно-познавательную деятельность студентов на получение результата при решении предложенной им какой-либо значимой проблемы. В основе метода проектов лежит умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, осуществлять творческий подход к нахождению путей решения поставленной задачи.
В итоге студенты приобретают знания и умения самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся теоретических и практических заданий. Этот метод, по мнению Л. В. Горяйновой и Я. В. Данилиной, способствует: 1) приобретению коммуникативных навыков и умений - работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя и пр.); 2) формированию информационной компетенции (умение ориентироваться в информационном пространстве, получать необходимые сведения, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения); 3) формированию когнитивной компетенции, включающей умения самостоятельно приобретать знания и пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач [9].
Разновидностью использования этого метода является создание телекоммуникационных учебных проектов на основе новых информационных технологий, расширяющих возможности организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Для разработки телекоммуникационного учебного проекта требуется более глубокая интеграция знаний, предполагающая использование элементов информационного и сетевого обучения, что способствует развитию у студентов инициативности, креативности, логического мышления, способностей отбирать и использовать информацию, оценивать исследуемые факты и явления, умения сотрудничать.
Привлекательной для студентов является работа с web-квестом, предполагающая выполнение специальным образом организованной исследовательской деятельности по самостоятельному поиску информации в сети по указанным адресам, организацию диалога в сети, создание тематических web-страниц и web-квестов. Данный метод способствует лучшему использованию полученной информации для развития критического мышления, анализа, синтеза и оценки информации, для самостоятельной разработки заданий по теме.
Одним из перспективных методов активного познания и самопознания при организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов является метод «Внутренней игры». Использование данного метода позволяет основное внимание направить на самого студента и его индивидуальные способности. При этом преподаватель, непосредственно не принимая участия в игровом действии, является создателем образовательной среды, где проявляются разные способности, желания, потребности и возможности студентов реализовать себя в познании, самостоятельной учебной деятельности. Он должен пробуждать у студентов интерес к игре и овладению соответствующими знаниями и содействовать проявлению различных компетенций студентов (когнитивной, информационной, коммуникативной).
В последнее время для повышения эффективности самостоятельной работы, осознания ее роли в повышении профессиональной компетентности на практике наиболее часто стали использовать метод групповой рефлексии. Его ценность заключается в том, что самостоятельная работа обучающегося подвергается тщательному анализу и оценке, позволяющим каждому участнику объективно оценивать собственную деятельность, определять возможности иных подходов к выполнению определенных заданий и решению поставленных вопросов. Групповая рефлексия влияет на формирование профессиональной самостоятельности человека, основу которой составляют глубокие и прочные знания,
критичность мышления, активность и творческий подход к делу. С этой целью целесообразно предлагать студентам задания познавательно-поискового и исследовательского типов, которые могут содействовать нахождению перспективных решений, отходу от привычных стандартных, их научного обоснования с последующей апробацией. Значимой является последовательность предъявления заданий, заключающаяся в постоянном повышении степени самостоятельности студентов при их выполнении. Подобные задания, вызывающие у студентов интеллектуальные затруднения, пробуждают у них познавательный интерес и создают внутренние психологические условия для активного и самостоятельного усвоения новых знаний.
При выборе методов следует уяснить их содержательную направленность и функциональное назначение, определить, какие знания, умения, навыки, потребности, интересы, приемы умственной деятельности и учебной работы необходимо сформировать. Таким образом, оптимизации самостоятельной работы студентов содействуют выделенные нами педагогические условия, которые влияют на эффективность профессионального становления студентов.
Список литературы
1. Ахметжанова Г. В. Инновационные формы организации самостоятельной работы студентов. URL: http://www. orenport.ru/docs/281/work_stud/Members/ Ahmedganova.htm (дата обращения: 17.04.2013).
2. БушуевВ. Д., Шелобаев С. И. Инновационный и инте-гративный подходы к организации самостоятельной работы студента // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 8. С. 141-143.
3. Одинцова В. А. Формирование познавательной самостоятельности студентов // Инновации в образовании. 2009. № 11. С. 98-103.
4. Ольховая Т. А., СадоваВ. А. Познавательная самостоятельность студентов как фактор становления субъект-ности студентов университета // Высшее образование сегодня. 2011. № 1. С. 22-24.
5. Смолина С. Г. Самостоятельная работа как средство формирования информационной компетентности студентов университета // Научные и технические библиотеки. 2009. № 12. С. 11-16.
6. Педагогика / под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. М., 1984. 368 с.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997. 96 с.
8. Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод : общие понятия // Маркетинг. 1999. № 1. С. 12-13.
9. Горяйнова Л. В., Данилина Я. В. Развитие познавательных компетенций студентов в процессе самостоятельной работы с целью с целью формирования специалистов инновационного типа // Открытое образование. 2010. № 3. С. 18-25.
Optimization of Students' Independent Work from the Pozition of Competence - Based Approach
N. V. Teltevskaya
Stolypin Volga Region Institute of Administration - branch
of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Ulitsa Sobornaya, 23/25, 410031 Saratov, Russia
E-mail: Teltevskaya @«rambler.ru
The article considers questions of independent work optimization as particular students' learning and cognitive activity organization, stimulating the necessity in self-education, self-studying and continual professional perfection. The effectiveness of students' independent work is connected with the enlargement of the cognitive activity area, the individual's attitude to its substance and aspiration for achieving the stated objectives. The students' independent work optimization contributes to development of self-organization and self-studying skills, working out one's own outlook and activity style. The main conditions of optimization are the variety of types and the choice of innovative forms and methods of independent work. Key words: optimization, independent work, professional competence, competence-based approach, innovations.
Referenses
1. Akhmetzhanova G. V. Innovatsionnye formy i metody organizatsii samostoyatelnoy raboty studentov (Innovative forms and methods of students' independent work organization), available at: http://www.orenport.ru/ docs/281/work_stud/Members/Ahmedganova.htm
2. Bushuev V. D., Shelobaev S. I. Innovatsionnye i integra-tivnye podkhody k organizatsii samostoyatelnoy raboty studentov (Innovative and integrative approaches to students' independent work organization). Sovremennyye naukoemkiye tekhnologii (Modern hightechnologies), 2010, no. 8, pp. 141-143.
3. Odintsova V. A. Formirovaniye poznavatelnoy samostoy-atelnosti studentov (Development of cognitive independence of students). Innovatsii v obrazovanii (Innovations in education), 2009, no. 11, pp. 98-103.
4. Olkhovaya T. A., Sadova V. A. Poznavatelnaya samo-stoyatelnost studentov kak factor stanovleniya subyekt-nosti studentov universiteta (Students' cognitive self-dependence as factor of university students' subjectivity formation). Vysshee obrazovaniye segodnya (Higher education today), 2011, no. 1, pp. 22-24.
5. Smolina S. G. Samostoyatelnaya rabota kak sredstvo formirovaniya informatsionnoy kompetentnosti studen-tov universiteta (Self Work as a Tool for Forming the University Students' Information Literacy). Nauchnyye i tekhnicheskiye biblioteki (Scientific and technical libraries), 2009, no. 12, pp. 11-16.
6. Pedagogika /pod red. G. Noynera, Yu. K. Babanskogo (Pedagogics / Eds. G. Noyner, Yu. K. Babanskiy). Moscow, 1984. 368 p.
7. Vygotsky L. S. Imagination and creativity in childhood. Journal of Russian and East European Psychology. 2004, vol. 42, no. 1, January-February, pp. 7-97. (Russ. ed.: Vygotsky L.S. Voobrazheniye i tvorchestvo v detskom vozraste. St. Petersburg, 1997. 96 p.).
8. Mikhaylov E. I. Keys i keys-metod: obshchiye ponyatiya (Case and case-method: general notions). Marketing (Marketing), 1999, no. 1, pp. 12-13.
9. Goryainova L. V., DanilinaYa. V. Razvitiye poznavatel-nykh kompetentsiy studentov v protsesse samostoyatel-noy raboty s tselyu formirovaniya spetsialistov innovat-sionnogo tipa (Development of cognitive competences of students in process individual work in order to create specialists of innovation type). Otkrytoye obrazovaniye (Open education), 2010, no. 3, pp. 18-25.