УДК 378.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
Н. В. Тельтевская
Тельтевская Нателла Вахтанговна - доктор педагогических наук, профессор, кафедра психологии и педагогики профессиональной деятельности, Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: Teltevskaya @rambler.ru
Изложены результаты исследования проблемы творческой активности студентов и факторов ее обусловленности. Представлено понимание творческой активности как состояния личности, которое характеризуется стремлением к получению новых знаний и способов деятельности, интеллектуальному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе этой деятельности. Описаны психолого-педагогические факторы развития творческой активности студентов: творческое сотрудничество между преподавателями и студентами, содержательная наполненность профессиональных знаний, психологическая готовность трудиться в избранной сфере профессиональной деятельности. Автор приходит к выводу, что на развитие творческой активности студентов влияют как личностные, так и социальные факторы, которые в образовательном процессе трансформируются в педагогические, связанные, прежде всего, с организацией учебной деятельности студентов.
Ключевые слова: творчество, творческие способности, творческая активность, психолого-педагогические факторы.
Введение
Современные тенденции экономического развития общества детерминировали социальный заказ высшей школе на высокое качество профессиональной подготовки выпускников, одним из показателей которого является творческая активность, во многом способствующая их конкурентоспособности и активной адаптации на рынке труда. Сегодня эффективность образовательного процесса в вузе немыслима без развития творческого потенциала обучающихся, понимаемого как приобретение ими необходимых навыков творческой деятельности и проявляющегося в нахождении и обосновании нестереотипного решения поставленных задач. Для полного раскрытия поставленной проблемы, которая по своему содержанию многоаспектна, определим соотношение понятий: творчество, творческая деятельность, творческие способности и творческая активность.
Теоретический анализ проблемы
В философии творчество рассматривается как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Основываясь на этом методологическом положении, многие исследователи, мнение которых мы разделяем, определяют творчество как деятельность человека, создающую новые, имеющие общественную значимость материальные и духовные ценности.
В работах психологов (Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленский, П. Я. Гальперин, Л. С. Выготский, Е. Н. Кабанова-Меллер, А. Н. Леонтьев, В. Ф. Паламарчук, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Ю. А. Самарин, В. И. Сло-бодчиков, С. Д. Смирнов) творчество отождествляется с творческой деятельностью. Так, у Л. С. Выготского мы находим высказывание о том, что творчество есть «такая деятельность, которая создает нечто новое, все равно будет ли это создание творческой деятельностью какой-нибудь вещи внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся в самом человеке» [1, с. 3].
Результатом творчества является создание оригинальных, неповторимых ценностей, установление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и преобразования. Эта форма деятельности человека направлена на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение. Такая деятельность значима для формирования личности как общественного субъекта.
В психологической и педагогической литературе довольно часто говорится о проблеме развития творческих способностей. Следует заметить, что способности относятся при этом к наиболее существенным психическим свойствам индивида. Большинство психологов, исследующих проблему способностей, соотносят способности и умения в определенном виде деятельности и считают, что понятие «способность» исходит из характеристики человека, ко -торый выполняет данную деятельность. Вместе с тем в работах названных выше исследователей говорится, что творческие способности можно
© Тельтевская Н. В, 2013
развивать и что в процессе овладения знаниями и умениями происходит развитие личности, в том числе и по направлению её подготовки к деятельности на уровне творчества. По утверждению С. Л. Рубинштейна, только через знания и умения формируются способности.
В научной литературе выделяются следующие характеристики творческих способностей:
1) способности к «видению» проблемы как важнейшее качество, определяющее системность практико-познавательного процесса;
2) оригинальность мышления, раскрывающаяся в способности смотреть на предмет нетрафаретно, увидеть его в новом свете; 3) диалектическое мышление как важнейшая интегральная характеристика творческого стиля деятельности;
4) легкость ассоциирования как способность создавать новые психологические образования;
5) легкость интегрирования идей или способность генерирования идеи; 6) способность к оценочным действиям и критичность мышления, рассматриваемая как строго контролируемое отношение к поступающей информации; 7) способность к широкому переносу знаний [2, с. 75-77].
Творческая активность понимается нами как состояние личности, которое характеризуется стремлением к получению новых знаний и способов деятельности, интеллектуальному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе этой деятельности.
Проблема творческой активности в психологии исследовалась психологами и педагогами, обобщение мнений которых позволило определить общее в этих мнениях. Творческая активность побуждается внутренней потребностью в новых знаниях и преобразующей деятельности и характеризуется: 1) сильной мотивацией и устойчивостью; 2) постановкой цели на основе видения проблемы и путей ее решения;
3) мыслительный процесс требует значительного преобразования или отказа от ранее принятых идей; 4) продукт этой деятельности обладает новизной и ценностью.
Основой творческой активности обучающихся, как полагает большинство исследователей, является познавательная самостоятельность, характеризующаяся способностью субъекта действовать без посторонней помощи. Многие исследователи полагают, что творчеству можно обучать и творческую активность развивать. «К акту творчества, - утверждает Я. Скалкова, - способен каждый нормальный человек, это значит, что и каждый ученик в определенной степени может вносить элементы творчества в свою учебную деятельность» [3, с. 56]. С этой целью целесообразно предлагать студентам задания познавательно-поискового
и исследовательского типов, которые могут содействовать отходу от стандартных решений, нахождению перспективных, их научному обоснованию с последующей апробацией. Важным моментом является последовательность предъявления заданий, заключающаяся в постоянном усложнении степени самостоятельности при их выполнении. Такие задания, вызывающие у студентов интеллектуальные затруднения, возбуждают познавательный интерес и создают внутренние психологические условия для активного и самостоятельного усвоения новых знаний.
Самостоятельная работа, способствуя постепенному преобразованию обучения в самообучение, по сути дела, является средством, детерминирующим изменение отношения субъектов к окружающим явлениям и предметам, что обеспечивает развитие творческих способностей.
Познавательная самостоятельность характеризуется стремлением и умениями обучающихся действовать самостоятельно, что предопределяет необходимость такой организации их деятельности, которая оказывает влияние на развитие личности, «поскольку внешний план действий переходит во внутренний, смысловой план, а развитие психических процессов (интеллектуальных, мнемических, эмоционально-волевых) претерпевает эксте-риоризацию (переходя из внутреннего плана в последующие предметные действия), включаясь в процессуальные стороны действительности, поднимает действия и деятельность в целом на более высокий уровень» [4, с. 17-18]. Поэтому познавательную самостоятельность следует рассматривать как качество деятельности, в которой проявляется отношение личности к содержанию, характеру деятельности и стремление к достижению поставленной задачи, и как фактор, детерминирующий творческую активность.
Особое значение приобретают познавательные и профессиональные интересы, выступающие непосредственной активизирующей силой познавательной деятельности студента и способствующие более глубокому усвоению им знаний и умений. Развитие познавательных и профессиональных интересов служит предпосылкой и фактором появления новых потребностей, которые определяют непрерывное развитие личности студента. Познавательные и профессиональные интересы, как и другие побуждения людей, имеют объективную основу, которая выражается в общественной потребности усвоения социального опыта молодыми людьми через знания, добытые наукой. Познавательный интерес, возникающий и формирую-
щийся в учебной деятельности, рассматривается как проявление познавательной потребности, генезис которой, по утверждению Б. Г. Ананьева, «заключен в опыте познавательной деятельности» [5, с. 44].
В исследованиях психологов и педагогов показано, что решающее влияние на становление человека как активного субъекта деятельности оказывают социальные межличностные отношения, в которые включается каждый индивид, в результате чего осуществляется переход от внешних социальных воздействий к социальным воздействиям внутри личности. «Всякая высшая психическая функция, - писал Л. С. Выготский, - была внешней потому, что она была социальной раньше, чем стала внутренней, собственно психической функцией, она была прежде социальным отношением двух людей. Средство воздействия на себя первоначально является средством воздействия на других или средством воздействия других на личность» [4, с. 197].
Для развития у будущих специалистов творческой активности необходимо их включение в напряженный познавательный поиск, который будет результативным в том случае, если сами преподаватели являются носителями опыта творческой деятельности и могут передать их в процессе межличностного взаимодействия. Поэтому ещё одним фактором развития творческой активности студентов является их творческое сотрудничество с преподавателями, понимаемое нами как процесс их взаимодействия по достижению поставленных задач. В такой деятельности творческий потенциал субъектов образовательного процесса реализуется наиболее полно и достигает качественно нового уровня развития.
В. В. Давыдов утверждает, что «любая конкретная деятельность субъекта (индивида) осуществляется лишь в системе вполне определенных общественных отношений. Например, трудовая или познавательная деятельность субъекта имеет весьма содержательную историю своего общественного развития и поэтому вне системы производственных и других социальных отношений рассматриваться не может» [6, с. 20]. Следовательно, творческое сотрудничество предполагает особый тип социально организованного взаимодействия и взаимоотношений между преподавателями и студентами, обеспечивающий перестройку всех компонентов структуры познавательной деятельности за счет создания общности целей, способов достижения результатов, осуществления саморегуляции этой деятельности вследствие изменения форм сотрудничества между участниками образовательного процесса.
Подлинное творческое сотрудничество проявляется в выборе наиболее эффективных вариантов организации педагогического процесса, что способствует развитию творческих способностей каждого из субъектов образовательного процесса. Оценка эффективности организуемого творческого сотрудничества должна осуществляться по результатам усвоенных знаний, умений и навыков и выявлению творческой активности студентов. При этом качественно меняется роль самого преподавателя, который должен способствовать развитию каждой личности, вводя иную систему отношений в совместной деятельности, в которой отражается интериоризация межличностных социальных связей.
Творческое сотрудничество, как показывает практика, способствует формированию профессиональных навыков общения, что влияет на более успешную адаптацию студентов не только в своей учебной группе, но впоследствии и в новых производственных коллективах, в которых им придется трудиться. В процессе такого сотрудничества у студентов формируется опыт творческой деятельности, который, по нашему мнению, раскрывается в способности специалиста к совершенствованию своей деятельности, к творческой реализации усвоенных знаний и умений на практике [7].
Заметим, что ряд исследователей считает, что опыт наряду с объемом знаний, умений и навыков является элементом содержания образования. Данной точки зрения придерживаемся и мы, но при этом следует различать виды опыта: когнитивный, опыт практической деятельности, творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. Одновременно студенты учатся ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, овладевают умениями решения проблем, связанных с выполнением человеком определенной социальной роли и профессиональной деятельности, поиска, анализа и обработки информации, у них формируются коммуникативные навыки.
Развитию творческой активности студентов способствует содержание профессиональных знаний, понимаемое как система знаний и умений, необходимых для персонального выполнения одного из видов профессиональной деятельности, это содержание должно постоянно приводиться в соответствие с современными достижениями науки и техники, чтобы способствовать формированию познавательных и профессиональных интересов, склонностей и способностей студентов, их намерениям в отношении продолжения образования.
Методологической основой для совершенствования содержания профессиональных
знаний является философское положение о том, что знания должны служить средством овладения процессами и вещами и «в своем содержании отражать свойства и закономерности объективной реальности и видеть эти вещи не только такими, какими они даны в природе, но и такими, какими они могут быть в результате нашей практической деятельности» [8, с. 17].
Другим значимым фактором является оптимальный выбор форм, методов и средств, благодаря которым учебная деятельность приобретает творческий характер, в ходе которой студент не только усваивает знания и способы их получения, но и сам создает новые знания и приобретает новый опыт, что является лич-ностно значимым и действенным источником развития творческих способностей.
Успешная организация процессуальной стороны творчества для приобретения соответствующего опыта, как считают А. Ньюэлл, Дж.С. Шоу, Г. А. Саймон, возможна, если:
1) продукт мыслительной деятельности обладает новизной и ценностью;
2) мыслительный процесс также отличается новизной в том смысле, что требует преобразования или отказа от ранее принятых идей;
3) этот процесс характеризуется наличием сильной мотивации и устойчивости, протекая в течение значительного периода (постоянно или с перерывами), либо с большой интенсивностью;
4) проблема, поставленная первоначально, смутна и плохо определена, так что требуется её переформулировка [9].
Решение проблемы развития творческой активности студентов может осуществляться по разным направлениям. Традиционным в вузах является написание рефератов, курсовых и дипломных работ, участие студентов в работе научных кружков, студенческого научного общества, что, безусловно, способствует овладению ими умениями ведения исследовательской работы; получили широкое распространение проблемные лекции и семинары. Постановка проблем, создание проблемных ситуаций, вызывающих у студентов интеллектуальные затруднения, возбуждающих у них познавательный интерес и создающих внутренние психологические условия для активного усвоения новых знаний, в каждом случае имеет свои особенности.
Использование в процессе обучения различных видов творческих работ (информационно-реферативных, проблемных, натуралистических, исследовательских), несмотря на различный уровень их сложности, способствует вовлечению студентов в активную деятельность, развитию у них творческого потенциала, мотивирует на поиски новых подходов к совершае-
мым предметным действиям, нахождения новых способов решений.
Другим не менее значимым направлением в решении названной проблемы является реализация междисциплинарных связей в учебном процессе, на основе которых формируются способности к синтезированию знаний из различных областей, рассмотрению всех объектов и явлений в их взаимосвязи и развитии и применению этих знаний на практике благодаря широкому переносу в новые ситуации. Это, в свою очередь, способствует развитию познавательных потребностей, реализующихся в активной и самостоятельной познавательной деятельности, что обусловливает создание внутреннего плана действий. Из сказанного можно сделать вывод о том, что при использовании определенных методов обучения студенты включаются в активную творческую деятельность.
Ещё одним фактором развития творческой активности студентов является психологическая готовность трудиться в определенной области, что подразумевает наличие конкретных установок на нахождение оптимальных способов профессиональной деятельности, оценку своих возможностей для компетентного выполнения производственных задач, преодоления различного рода появляющихся затруднений и достижения планируемых результатов. Эта готовность формируется на протяжении всего периода обучения, но особенно важно создать все предпосылки для формирования названного качества в начальный период. Этому во многом способствовали бы такие формы занятий, как социально-психологический тренинг, ролевые игры с предварительной психологической диагностикой обучающихся и последующей рефлексией. При этом занятия должны отличаться четкой практической направленностью, использованием разнообразных методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся и содействующих формированию приемов переноса приобретенных знаний и умений в новые ситуации.
Заключение
Таким образом, на развитие творческой активности студентов влияют как личностные, так и социальные факторы, которые в образовательном процессе трансформируются в педагогические, связанные, прежде всего, с организацией учебной деятельности студентов.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций // Выготский Л. С. Из неопубликованных трудов. М., 1960. 500 с.
2. Посталюк Н. Ю. Творческий стиль деятельности : педагогический аспект. Казань, 1989. 206 с.
3. Скалкова Я. От теории к практике обучения в средней общеобразовательной школе. М., 1983. 88 с.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997. 96 с.
5. Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы // Уч. зап. ЛГУ 1959. Вып. 16, № 265. С. 41-60.
6. Давыдов В. В. О понятии личности в современной психологии // Психологический журн. 1988. Т. 9, № 4. С. 22-32.
7. Тельтевская Н. В. Условие формирования готовности студентов к творческой деятельности // Изв. Волгоградского тех. ун-та. Сер. Проблемы социально-гуманитарного знания. 2009. № 9(57). С. 82-86.
8. Копнин П. В. Логические основы науки. Киев, 1988. 283 с.
9. Ньюэлл А., Шоу Д. С., Саймон Г. А. Процессы творческого мышления // Психология мышления. М., 1965. С. 500-530.
Psychological and Pedagogical Factors of Students' Creative Activity Development
Natella V. Teltevskaya
Doctor in Pedagogy, Professor, the Chair at Psychology and Pedagogy oof professional work, Stolypin Volga Region Institute of Administration Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,
23/25, Sobornaya str., 410031, Saratov, Russia E-mail: Teltevskaya @«rambler.ru
The article presents results of the study regarding creative activity of students and factors of its dependency. Creative activity is understood as a personal state, which is characterized by the desire to acquire new knowledge and ways of activity, intellectual tension, and demonstration of willful efforts in the process of this kind of activity. The article describes psychological and pedagogical factors of students» creative activity development: creative cooperation between teachers and students, meaningful content of professional knowledge, psychological readiness to work in the professional sphere of one>s choice. The author comes to the conclusion that creative activity can be influenced by both personal and social factors, which are transformed into pedagogical factors
within educational process and are primarily linked to organization
of students» educational activity.
Key words: creative work, creative abilities, creative activeness,
psychological and pedagogical factors.
References
1. Vygotskii L. S. Razvitie vysshikhpsikhicheskikhfunktsii. Iz neopublikovannykh trudov (Development of higher mental functions. From unpublished treatises). Moscow, 1960. 500 p. (in Russian).
2. Postalyuk N. Yu. Tvorcheskii stil'deyatel 'nosti: peda-gogicheskii aspekt (The creative style of activity: the pedagogical aspect). Kazan', 1989. 206 p. (in Russian).
3. Skalkova Ya. Ot teorii kpraktike obucheniya v srednei obshcheobrazovatel 'noi shkole (From theory to praxis of teaching in secondary comprehensive school). Moscow, 1983. 88 p. (in Russian).
4. Vygotskiy L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste (Imagination and creation in childhood). St. Petersburg, 1997. 96 p. (in Russian).
5. Anan'ev B. G. Poznavatel'nye potrebnosti i interesy (The cognitive needs and interests). Uchenye zapiski LGU (The scholarly notes of Leningrad state university). 1959, vol. 16, № 265, pp. 41-60 (in Russian).
6. Davydov V. V. O ponyatii lichnosti v sovremennoi psikhologii (About the concept of personality in modern psychology). Psikhologicheskii zhurnal (The psychological journal). 1988, vol. 9, № 4, pp. 22-32 (in Russian).
7. Teltevskaya N. V. Uslovie formirovaniya gotovnosti studentov k tvorcheskoy deyatel'nosti (The conditions of forming the readiness of students to creative activity). Izvestiya Volgogradskogo gosudarstven-nogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: Problemy sotsial 'no-gumanitarnogo znaniya (Izvestia of Volgograd STU. Series: Problems of socio-humanitarian knowledge), 2009, № 9(57), pp. 82-86 (in Russian).
8. Kopnin P. V. Logicheskie osnovy nauki (The logical bases of science). Kiev, 1988. 283 p. (in Russian).
9. N'yuell A., Shou D. S., Saimon G. A. Protsessy tvorcheskogo myshleniya (The processes of creative thinking). Psikhologiya myshleniya (Psychology of thinking). Moscow, 1965, pp. 500-530 (in Russian).