ОПТИМИЗАЦИЯ ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОК ВЫСШИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ СРЕДСТВАМИ БАСКЕТБОЛА
Церковная Е.В.
Харьковский национальный университет радиоэлектроники
Аннотация. В статье раскрыты результаты применения средств баскетбола для развития психофункциональнойготовности к будущейпрофессиональной деятельности студентоктехнического вуза. После применения системы упражнений профессионально-прикладного характера произошли положительные изменения в развитии чувства времени у студентокэкспериментальной группы на 486,0 мс (р<0,05). В контрольной группе девушек этот показатель имеет тенденцию к ухудшению. Средние показатели способности дифференцировать усилия в контрольной и экспериментальной группах имеют тенденцию к улучшению.
Ключевые слова: психофункциональнаяготовность технический вуз, студент баскетбол Анотація. Церковна О.В. Оптимізація психофункціональноїготовності студенток вищих навчальних закладів технічного профілю засобами баскетболу. У статті розкриті результати застосування засобів баскетболу для розвитку психофункціональноїготовності до майбутньої професійної діяльності студенток технічного вузу. Після застосування системи вправ професійно-прикладного характеру відбулися позитивні зміни в розвитку почуття часу в студенток експериментальної групи на 486,0 мс (р<0,05). У контрольній групі дівчат цей показник має тенденцію до погіршення. Середні показники здатності диференціювати зусилля в контрольній і експериментальній групах мають тенденцію до поліпшення Ключові слова: психофункціональнаготовність технічний вуз, студент баскетбол
Annotation. Tserkovnaya E.V. Optimization of psychologic functional readiness of students of higher educational establishments technical the structure means of basketball. The thesis researches the problem of perfection of the professionally applied physical training of students of higher technical educational establishments, which use computer technologies in the process of teaching. After application of a system of exercises of professional - applied character there were positive changes in development of time sense at students of experimental bunch on 486,0 ms (р <0,05). In control bunch of girls this parameter tends to deterioration. Average indices of ability to differentiate gains in control and experimental bunches tend to enriching.
Keywords: psychophysiological properties, technical higher educational establishments, student, basketball.
Введение.
Главной целью и результатом обучения студентов в высших учебных заведениях является формирование их готовности к будущейпрофессиональной деятельности Научно-технический прогресс и всемирная компьютеризация приводят к дальнейшей интенсификации и усложнению процесса обучения в вузе. Объем получаемой студентами информации стремительно растет, и это требует большого психического напряжения.
Трансформация характера процесса обучения не может не отразиться на особенностях адаптационных процессов, и, соответственно, состоянии здоровья людей, которые занимаются преимущественно умственным трудом и проводят много времени за компьютером. Многими учеными и специалистами [1,2,4,5,6] поднимается вопрос о необходимости принятия мер для роста не только профессиональных знаний, но и комплексной готовности к будущейтрудовой деятельности.
Поэтому изучение проблемы организации физического воспитания в техническом вузе, которое обеспечивает необходимый уровень адаптации, укрепления здоровья и развития профессиональных физических и психофизиологических способностей, является своевременным и актуальным.
Поиск адекватных средств и методов физического воспитания для повышения эффективности профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студентов активно использующих в процессе обучения и в дальнейшей профессиональной деятельности компьютерные технологии, обусловлен малым количеством работ по данной проблематике
При разработке содержания ППФП студентоктехнических вузов:
- изучались особенности влияния факторов среды обучения в современном техническом вузе на различные функциональные системы студентов[3];
- исследовалась специфика и динамика заболеваемости студентов вуза технического профиля в процессе обучения [8];
- определялись важные физические и психо-функциональные качества студентовтехнических вузов, от уровня которых зависит успешность
обучения и готовность к профессиональной будущейдеятельности [9].
С учетом этого подбирались средства и методы физической культуры эффективность которых проверялась в процессе педагогическогоэксперимента.
Исследование выполнено согласно плану научной работы ХНУРЭ.
Формулирование целей исследования.
Цель работы - разработать и экспериментально обосновать методику оптимизации психофункциональнойготовности студентоквысших учебных заведений технического профиля средствами баскетбола.
Методы исследования: анализ литературных источников, анкетирование, педагогическое
тестирование, функциональные пробы, психофизиологическиетесты, методы математической статистики.
Результаты исследо вания.
Для выявления наиболее значимых качеств, характеризующих психофункциональную готовності, нами было проведено комплексное тестирование студенток 1-2 курсов Харьковского национального университета радиоэлектроники, и получены 82 показателя на каждого респондента. В результате собственного факторного анализа полученных данных [8], анализа данных литературных источников [6], нами была выявлена факторная структура комплексной подготовленности студенток технических вузов, которая, включает широкий диапазон педагогических, физиологических, психофизиологических показателей. Определены наиболее значимые психофизиологические показатели, это, прежде всего, способность проявлять заданные силовые напряжения, статическая выносливость; объем, распределение и переключение внимания; устойчивость концентрированного внимания; оперативное мышление, скорость реакции, чувство времени.
Нами была разработана методика направленная на развитие данных психофункциональных способностей у девушек технического вуза, основанная на применении средств баскетбола.
Баскетбол является одной из самых популярных игр, в том числе, и среди студентов Большое количество разнообразных средств: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски, ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперником позволяет развивать различные двигательные качества и умения Так как игра в баскетбол дает разностороннюю нагрузку на организм, способствует развитию различных видов реакции, концентрации, координации, в том числе тонких дифференцировочных движений кистью, что оказывает положительное влияние на развитие центральной нервной системы в целом. Баскетбол способствует развитию проприоцептивной чувствительности, что отмечается в работах современных специалистов [5].
Для развития различных видов реакций на учебных занятиях по баскетболу нами применялись следующие упражнения: старты и эстафеты на расстоянии 20 м из различных исходных положений (лежа на спине, на животе, сидя, сидя спиной к направлению движения, с ведением мяча и без); изменение вида ведения, передач, бросков, перемещений по различным сигналам. Включались упражнения для развития внимания, концентрации, координации: эстафеты с ведением баскетбольного мяча, одновременно складывая или вычитая двухзначные числа; ведение мяча и одновременный счет вслух каждого четного или нечетного удара мяча от 1 до 30; ведение баскетбольного мяча с закрытыми глазами; сжимание и разжимание кистевого экспандера с одновременным ведением баскетбольного мяча и др. Применялись упражнения на развитие чувства времени: совершить заданное количество бросков за определенное время; игра в баскетбол (на атаку дается 10с., 15с, 20с); преодоление отрезков заданной длинны за определенное время (лицом вперед с ведением мяча; спиной вперед; в защитной стойке) время выполнения задания варьировалось от 10 до 30 секунд Для развития способности дифференцировать усилия мы использовали: броски в кольцо с ближних точек мячей различной величины; штрафные броски; доставание баскетбольного щита (сетки) в прыжке после разбега под различными углами к щиту и с различных расстояний (3-10м); передачи баскетбольного мяча на заданное расстояние; передачи баскетбольного мяча в стену, имеющую неровную поверхность.
Для проверки данной методики был проведен трехгодичный педагогический эксперимент, в котором приняли участие студентки 1-2 курсов, две учебные группы девушек экспериментальная (28) и контрольная (32).
В начале эксперимента все показатели контрольной и экспериментальной групп были оценены по достоверности различий между средними величинами при помощи 1 - критерия Стьюдента
В результате применения разработанной методики в экспериментальной группе девушек достоверно (р<0,05) улучшились показатели устойчивости внимания на 1,5 услед. (тест Бурдона) , эффективности работы на 4,05 услед. и показателя врабатываемости на 0,9 услед. (тест Шульте).
Аналогичные показатели в контрольной группе девушек практически не изменились.
Время сложной реакции и в контрольной и в экспериментальной группах девушек имеет тенденцию к улучшении, но эти изменения в обеих группах статистически не достоверны (р>0,05).
Выявлено, что после применения в процессе педагогического эксперимента системы упражнений профессионально-прикладного характера произошли положительные изменения в развитии чувства времени у студентокэкспериментальной группы на 486,0 мс (р<0,05), в то время как в контрольной группе девушек этот показалель имеет тенденцию к ухудшению
Выявлено, что средние показатели способности дифференцировать усилия в контрольной и экспериментальной группах девушек имеют тенденцию к улучшению но достоверно не изменились.
Выводы.
Проведенные исследования показали, что применение средств баскетбола на занятиях со студентками технических вузов способствовало развитию психофункциональных способностей необходимых специалистам, использующих в своей профессиональной деятельности компьютерные технологии.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем оптимизации психофункциональной готовности студенток высших учебных заведений технического профиля средствами баскетбола
Литература
1. Бабешко О., Нішта А.О. Концептуальніпідходи до корекції здоров'я студентів // Менеджмент охорони здоров'я в Україні: Тези наук-практ. конф. НаУКМА, К., 2004, С. 10 - 12.
2. Базильчук В., Жданова О. Проблема здоров'я і формування Мотивації студентів до навчальних занять з фізичного виховання // Вісник Технологічногоуніверситету Поділля. - Хмельницький. - 2002. - № 5, ч.3
3. БороховскийЕ.М., Танянский С.Ф., Церковная Е.В. Естественно-научные основы теории и методики физического воспитания. ЧастьУ. Конспект лекций - Харьков: ХНУРЭ, 2007.- Изд.2. - 330с.
4. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культураработников умственного труда - М.: Знание, 1987.
- 96 с.
5. ГорбуляВ.А., ГорбуляВ.Б. Влияние техники выполнения штрафного броска в баскетболе на его результативность // «Физическое воспитание студентов творческих специальностей».- Харьков: ХГ АДИ -2007.-№1.- С. 21-29.
6. Козина Ж.Л., Ашанин В.С. Гармоничное сочетание интеллектуального и физического развития как необходимое условие укрепления здоровья студентови подготовки квалифицированных специалистов // «Физическое воспитание студентовтворческих специальностей».- Харьков: ХГ АДИ, -2007.-№1- С. 152-157.
7. Коломийцева О. Оптимизация процесса ППФП работников умственного труда // Олимпийский спорт и спорт для всех: V Международный научный конгресс. - Минск. 2001. С. 349.
8. Церковна О.В. Дослідження динаміки зміни стану здоров'я студентів вищих технічних закладів освіти за період навчання // Молода спортивна наука України: Зб. наук, праць з галузі фіз. культ: і спорту Вип. 4: в 4-х т. - Львів: ЛДІФК, 2000. - Т.3. - С. 172-173.
9. Церковна О. Структура комплексної підготовки студентів технічного вузу // Молода спортивна наука України: Зб. наук праць з галузі фіз. культ. і спорту. Вип. 9: в 4-х т. - Львів: НФВ «Українські технології»), 2005. - Т. 3. - С. 89-94.
Поступила в редакцию 23.01.2008^