_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2017 ISSN 2410-6070_
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК159.98
Н.И. Родомакина
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева,
психологический факультет, магистратура 3 курс.
ОПТИМИЗАЦИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ ЛЕГКОАТЛЕТОВ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Аннотация
В статье рассматривается проблема готовности спортсменов к соревнованиям. По результатам анализа литературы были выделены основные факторы, оказывающие влияние на оптимизацию психологического состояния спортсменов перед соревнованиями: оптимальное эмоциональное возбуждение, психоэмоциональная гибкость (быстрый переход от пассивных состояний к мобилизации функциональных ресурсов и наоборот), высокая концентрированность на задаче (помехоустойчивость, способность быстро оценивать ситуацию и выбирать оптимальный ответ). В соответствии с выделенными факторамиготовности к соревнованиям была разработана программа, направленная на оптимизацию психоэмоционального состояния. Программа позволила повысить нервно-психическую устойчивость, волевой потенциал, улучшить эмоциональное и функциональное состояние спортсменов. Обучение легкоатлетов приёмам управления внимания, концентрации, волевой регуляции, саморегуляции тревоги и других эмоциональных состояний обеспечивает положительную динамику готовности к соревнованиям.
Ключевые слова
Готовность к соревнованиям, психоэмоциональное состояние, эмоциональная саморегуляция.
OPTIMIZATION OF THE PSYCHOEMOTIONAL STATE OF ATHLETES ATHLETES IN THE PRE-SEASON
The article considers the problem of athletes' readiness for competitions. Based on the results of the analysis of the literature, the main factors influencing the optimization of the psychological state of athletes before the competition were identified: optimum emotional stimulation, psycho-emotional flexibility (rapid transition from passive states to mobilization of functional resources and vice versa), high concentration on the task (noise immunity, ability to quickly assess the situation And choose the optimal answer). In accordance with the selected factors of the preparedness for the competition, a program was developed aimed at optimizing the psychoemotional state. The program allowed to increase neuropsychic stability, strong-willed potential, improve the emotional and functional state of athletes. Training athletes in managing attention, concentration, volitional regulation, self-regulation of anxiety and other emotional states provides a positive dynamics of readiness for competitions.
Keywords
Readiness for competitions, psychoemotional state, emotional self-regulation/
Проблема изучения психики спортсменов, управления ею, организации психологической подготовки очень сложны и затрагивают все стороны тренировочного процесса - тактическую, техническую, физическую и теоретическую подготовку. И если совсем недавно содержание психологической подготовки ограничивалось настройкой перед выступлением, регуляцией предстартовых состояний спортсмена, созданием психической готовности, то сейчас задачи психологической подготовки неизмеримо расширились и связаны с развитием и формированием личности спортсмена, воспитанием специфических качеств, развитием способности к саморегуляции и самоконтролю, созданием благоприятного психологического климата в команде, благоприятных взаимоотношений между тренером и спортсменами.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2017 ISSN 2410-6070_
Подготовка спортсменов осуществляется по различным направлениям, но порой недостаток воли или неумение управлять своими эмоциями может свести к нулю результаты многолетних тренировок. При регулярной психодиагностике и активном участии психолога в подготовке спортсменов в предсоревновательный период, становится возможным учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психических качеств и умений.
Под психологической готовностью спортсмена понимается возможность успешно выступать на соревнованиях. Готовность спортсменов к соревнованию состоит из стремления добиться победы, проявить себя, уверенности в своих силах, способности произвольно управлять своим поведением, оптимального эмоционального возбуждения, высокой помехоустойчивости.Г.М. Гагаева полагает, что состояние готовности спортсмена является только эмоционально-волевым и характеризуется оптимальным уровнем эфферентных и афферентных систем организма.
Ю.Я. Киселёва считает, что «психическая готовность спортсмена к соревнованиям-это его психическое состояние, которое характеризуется оптимальным уровнем эмоционального напряжения и установкой, адекватной его соревновательной цели».По его мнению, психологическая готовность спортсмена состоит из следующих компонентов: уверенность в своих силах, устойчивость, стремление к успеху, склонность к риску, самозащиты.
Результат выступления спортсменов на соревнованиях обусловлен многими факторами: уровнем технической подготовленности, развитием физических качеств, функциональных и психических возможностей, тактической подготовкой спортсменов.
По мнению А.И. Исмаилова, И.Н. Солопова, А.И Шамардина, на этапе непосредственной предсоревновательной подготовки (чем ближе к соревнованиям, тем в большей мере) особое значение приобретают психическая готовность спортсмена к старту и его эмоциональное состояние [1, с.65].
Так, по мнению В.В. Дубенюк с соавторами, этап непосредственной предсоревновательной подготовки очень кратковременен -тридцать или менее дней до старта. И в течение этого времени невозможно существенно улучшить подготовленность спортсмена (например, развить физические качества или сделать более совершенной технику). В этих условиях именно психологическая подготовленность спортсмена к выступлению в соревнованиях может играть решающую роль [2, с.39].
По данным Е.М. Хекалова, успешное выступление в соревнованиях во многом зависит от учета психических и эмоциональных состояний спортсмена и их регуляции [3, с.25]. При этом существенное значение приобретает умение спортсмена использовать определенные психологические приемы, которые помогают ему управлять собственным состоянием.
При подготовке спортсмена к соревнованиям особое внимание обращается на комплекс психических качеств данного спортсмена, который в совокупности обеспечивает способность к регулированию психической напряженности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. С этими качествами связана способность спортсмена к быстрому переходу от относительно пассивных состояний к периодам предельной мобилизации функциональных ресурсов и наоборот.
Участие спортсмена в соревнованиях, особенно отборочных или высокого ранга, является для него определенного рода стрессом. Известно, что умеренный стресс положительно влияет на эффективность тренировочной и соревновательной деятельности, а чрезмерный -приводит к отрицательным последствиям [4, с.355].
Д.Р. Закиров отмечает, что эмоциональные переживания во время соревнований, невероятное нервное напряжение накануне отличаются значительной насыщенностью, быстрой сменой состояний, интенсивностью протекающих процессов. Успехи или неудачи в ходе соревнований, ошибки или предвзятость в судействе вызывают у спортсменов бурные эмоции, приводящие иногда к агрессии, обостренной враждебности, к действиям, выходящим за рамки дозволенного правилами и этикой спорта. Кроме того, в ходе соревнований нередко возникают весьма ответственные, порой опасные для жизни и здоровья экстремальные ситуации, заставляющие спортсмена действовать на пределе собственных возможностей, требующие умения быстро оценивать складывающуюся ситуацию и реагировать на нее точными своевременными действиями.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2017 ISSN 2410-6070_
Все это позволяет сделать вывод о том, что успешное выступление спортсменов в ответственных соревнованиях зависит не только от их физической и тактико-технической подготовки, но и от готовности спортсмена в трудных ситуациях проявить морально-волевые и психологические качества, а также способности быстро мобилизовать свои резервы и полностью настроиться на полную реализацию их в соревнованиях [5,с.37].
Спорт диктует отрицательные предстартовые состояния - это предстартовая апатия и лихорадка - они обычно характеризуются тем, что спортсмены, которые находятся в этом состоянии не уверенны в своих силах и возможностях, их преследуют нехорошие мысли о ходе предстоящих соревнований, терзают сомнения по поводу успеха в выступлениях и своей готовности.
К «психологическим барьерам» в спорте относят:
- страх перед противником, который вызван или неправильной информацией об его успехах, или знанием его сильных сторон, или недооценкой собственных возможностей, или суевериями;
- страх перед проигрышем (он вызван обостренным тщеславием и самолюбием, опасением подвести коллектив либо команду, мыслью об отрицательной оценки плохого выступления тренером либо близкими людьми);
- боязнь получить повторную травму, либо новую;
- боязнь не выдержать высокого темпа;
- боязнь неадекватного судейства, их субъективного отношения к противникам;
- всевозможные глупые суеверия, которые до сих пор распространены среди спортсменов.
Под влиянием этих и других подобных им мыслей и эмоций спортсмен становится чрезмерно возбужденным, вспыльчивым или вялым, апатичным. Сочетание различных уровней тревожности, силы и подвижности нервных процессов обусловливает индивидуальные особенности психики спортсмена.
Таким образом, анализ литературы позволяет заключить, что готовность спортсменов к соревнованию зависит от психоэмоционального состояния, которое может как способствовать достижению высоких результатов, так и препятствовать этому. Значение эмоциональной составляющей подготовленности повышается по мере приближению к важным стартам. Компонентами психологической подготовки спортсмена являются: психические качества и процессы, которые способствуют овладению тактикой и техникой; свойства личности, которые обеспечивают стабильные выступления на соревнованиях; высокий уровень работоспособности и психической деятельности в трудных условиях тренировки и соревнований; стабильные психические состояния, проявляемые в этих условиях.
Исходя из теоретического анализа литературы по психологической готовности спортсменов к соревнованиям, были выделены психологические качества, которые помогут добиться успехов на соревнованиях - оптимальное эмоциональное возбуждение, высокая помехоустойчивость, которые дадут возможность проявить себя, произвольно управлять своим поведением. В соответствии с выделенными параметрами была разработана программа психологической подготовки спортсменов в предсоревновательный период. Программа «Психической саморегуляции» нацелена на обучение: управлением внимания (сосредоточение, концентрация и переключение); свободному оперированию чувственными образами (тяжесть, тепло и др.);произвольной регуляции мышечного тонуса и дыхания; быстрому приведению себя в аутогенное состояние и выходу из него.Программа состояла из 9 занятий, каждое из которых длилось 60 минут и включало в себя четыре части: разминку, основную часть, рефлексию, релаксацию.
Программа была реализована со спортсменами-легкоатлетами (40 человек) Для оценки эффективности программы использовались следующие методики: анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз», позволяющая выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека [Егоров, 1996]; методика «Диагностика волевого потенциала личности» (Н.П. Фетискин). [Фетискин, Козлов, Мануйлов, 2012]; методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН) [Практическая психодиагностика, 2001]; методика «Градусник» (Ю.Я. Киселев) для экспресс-оценки эмоциональных состояний [Марищук, Сысоев, 2009].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2017 ISSN 2410-6070_
Оценить результаты использования программы можно при помощи данных, представленных в таблице 1
Таблица 1
Влияние программы на нервно-психическую устойчивость спортсменов (методика «Прогноз»)
п/п Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа
Кол-во в % Кол-во в %
До проведения Высокий 3 15 3 15
программы Средний 10 50 9 45
Низкий 7 35 8 40
После Высокий 3 15 11 55
проведения Средний 10 50 8 40
программы Низкий 7 35 1 5
Из таблице следует, что после проведения программы в экспериментальной группе увеличилось количество участников с высоким уровнем психической устойчивости и сократилось с низким уровнем НПУ. Сравнение данных контрольной и экспериментальной группы при помощи критерия Манна-Уитни позволяют установить достоверные различия между группами по уровню нервно-психической устойчивости (и= 65, р<0.05).
Данные, позволяющие заметить изменение волевого потенциала у спортсменов в зависимости от реализации программы по эмоциональной саморегуляции представлены в таблице 2.
Таблица 2
Влияние программы на волевой потенциал спортсменов
п/п Уровни Контрольная Экспериментальная
группа группа
Кол-во В % Кол-во В %
До проведения Высокий 3 15 4 20
программы Средний 10 50 8 40
Низкий 7 35 8 40
После Высокий 3 15 12 60
проведения Средний 10 50 7 35
программы Низкий 7 35 1 5
Участие в программе оказало влияние на увеличение количества спортсменов с высоким волевого потенциала и сокращения числа легкоатлетов с низким уровнем волевого потенциал. отмеченное изменение состояния волевого ресурса статистически достоверно (и= 75, р<0.05).
Результаты изменения психоэмоционального состояния участников исследования отражены в таблице
3.
Таблица 3
Изменение самочувствия спортсменов в результате участия в программе (методика «САН»)
п/п Показатели Контрольная Экспериментальная
группа группа
Ср. зн. Ст. отк Ср. зн. Ст. отк
До проведения Самочувствие 4 1.8 3.9 1.8
программы Активность 3.8 1.7 3.7 1.6
Настроение 3.9 1.7 3.7 1.5
После проведения Самочувствие 4 1.8 6 1.2
программы Активность 3.8 1.7 5.8 1.6
Настроение 3.9 1.7 6 1.3
Программа саморегуляции оказала влияние на изменение настроения, психического состояния участников. Повышение активности (и= 85, р<0.05), самочувствия (и= 72.5, р<0.05) и настроения (и= 70.5,
уровнем Причем,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2017 ISSN 2410-6070_
p<0.05) достигли уровня статистической значимости.
Выявить влияние программы по эмоциональное состояние испытуемых позволяет методика «Градусник» (табл. 4).
Таблица 4
Изменение эмоционального состояния спортсменов в зависимости от участия в программе
(методика «Градусник»)
п/п Уровни Контрольная Экспериментальная
группа группа
Кол-во В % Кол-во В %
До проведения Высокий 3 15 4 20
программы Средний 10 50 8 40
Низкий 7 35 8 40
После проведения Высокий 3 15 12 60
программы Средний 10 50 7 35
Низкий 7 35 1 5
Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о положительной динамике эмоционального состояния участников программы: в экспериментальной группе произошло увеличение числа спортсменовс положительными эмоциональными состояниями с 20% до 60%. Статистический анализ показывает достоверность изменения состояния (и= 61.5, р<0.05).
Психологическая подготовка спортсмена - это многолетний, дифференцированный процесс воспитания и развития психологических качеств и возможностей спортсмена на уровне рефлексов, эмоций, чувств, движений, поступков, и т.д., которые генерируют возникновение и протекание абсолютно всех показателей деятельности спортсмена. Применение программы психологической подготовки в предсоревновательный период у спортсменов-легкоатлетовпозволяет повысить нервно-психическую устойчивость, волевой потенциал, самочувствие, активность, настроение легкоатлетов. Такая работа обеспечивает готовность спортсменов к соревнованию, в том числеразвивает способность произвольно управлять своим поведением, повышает уверенность в своих силах, стремление проявить себя и добиться победы, оптимизирует эмоциональное возбуждение, развивает помехоустойчивость. Список использованной литературы:
1. Исмаилов А.И., Солопов И.Н., Шамардин А.И. Психофункциональная подготовка спортсменов.-Волгоград.: ВГАФК, 2011. -65с.
2.Дубенюк В.В., Киселев Ю.Я., Христич М.К. Взаимосвязь некоторых показателей психического и функционального состояния квалифицированных гребцов на байдарках и каноэ с результативностью их двигательной деятельности // Управление процессом подготовки гребцов.- СПб.: Питер, 2009. -С. 39-42.
3.Хекалов Е.М. Некоторые проблемы обеспечения психологической подготовки спортсменов. Развитие физической культуры и спорта на Дальнем Востоке //Материалы научно-практической конференции. Хабаровск.: ДВГАФК, 2009.- С. 25-27.
4. Меньщикова А.Л. Публичность соревнований как фактор психологического воздействия на личность // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: хрестоматия. -СПб.: Питер, 2012. С. 355361.
5.Закиров Д Р., Кузнецов А.С. Сравнительный анализ психологической готовности борцов греко-римского стиля в период соревнований.//Физическая культура, спорт-наука и практика.-2013.-№1.-С.37-42.
© Родомакина Н. И., 2017
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2017 ISSN 2410-6070_
НАУКИ О ЗЕМЛЕ
УДК 528.48
А.О. Кузнецов,
магистрант
Воронежский государственный технический университет г. Воронеж, Российская Федерация [email protected]
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СПУТНИКОВОЙ ГЕОДЕЗИЧЕСКОЙ АППАРАТУРЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЙ НА УЧАСТКЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ
Аннотация
В статье описывается методика и особенности проведения инженерно-геодезических изысканий с применением спутниковой геодезической аппаратуры на участке федеральной автомобильной дороги Р-119 в Орловской области. Приведены результаты создания геодезической съемочной сети и выполнения топографической съемки.
Ключевые слова
Инженерно-геодезические изыскания, спутниковая геодезическая аппаратура, кинематика реального
времени, цифровая модель местности.
С целью получения достоверных и достаточных материалов и данных, в объеме необходимом для разработки функционально-технологических решений проектной документации ремонта, капитального ремонта или реконструкции автомобильных дорог как федерального, так и муниципального значения выполняется комплекс инженерных изысканий. Как правило, первыми проводят инженерно-геодезические изыскания, от качества проведения которых будут зависеть не только принимаемые в последующем проектные решения, но результаты проведения инженерно-геологических, инженерно-экологических и инженерно-гидрометеорологических изысканий. Поэтому важно максимально качественно и быстро провести полевой этап инженерно-геодезических изысканий.
В последнее время широкое применение при проведении инженерно-геодезических изысканий на автомобильных и железных дорогах получило оборудование с использованием глобальных навигационных спутниковых систем (ГННС) [2, 3]. Принцип действия оборудования основан на измерении времени прохождения сигнала от спутника до приемной антенны прибора и последующем вычислении расстояния от антенны до спутника в данный момент времени.
EFT N11
V
Рисунок 1 - Аппаратура геодезическая спутниковая EFT M1 GNSS