gy, Moscow, pp. 15-20.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.03.2017
УДК 796.894
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ДОСТИЖЕНИЮ ВЫСОКИХ
РЕЗУЛЬТАТОВ У СПОРТСМЕНОВ В КЛАССИЧЕСКОМ СИЛОВОМ
ТРОЕБОРЬЕ
Татьяна Валентиновна Хромина, кандидат психологических наук, профессор, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),
г. Хабаровск,
Болислав Максимович Щетина, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный тренер Российской Федерации, Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС),
г. Хабаровск
Аннотация
В статье анализируются результаты исследования эффективности авторской методики формирования у спортсменов готовности к достижению высоких результатов в классическом силовом троеборье. Рассмотрено применение средств большой и субмаксимальной интенсивности для воспитания волевых качеств и формирования психологического компонента готовности путем преодоления искусственно созданных трудностей в тренировочном процессе в силовом троеборье. Выявленные показатели биоэлектропотенциометрии (БЭП), психической готовности при подъеме штанги максимального веса в условиях тренировочной деятельности и соревнованиях отражают состояние эмоциональной устойчивости и реактивности спортсменов, что свидетельствует об относительной схожести ситуационного задания на тренировках и соревнованиях. В качестве реабилитационных методов для восстановления после тренировочных нагрузок использовались занятия в бассейне с релаксационной музыкой, а также психомышечная тренировка (ПМТ), которая применялась с учетом индивидуальных особенностей спортсменов.
Ключевые слова: классическое силовое троеборье, психическая готовность, волевые качества, психомышечная тренировка.
FORMATION OF READINESS TO ACHIEVE HIGH RESULTS AMONG ATHLETES
IN CLASSICAL POWERLIFTING
Tatiana Valentinovna Khromina, the candidate of psychological sciences, professor,
Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk, Bolislav Maksimovich Shchetina, the candidate of pedagogical sciences, professor, Honored Coach of the Russian Federation, Far Eastern State Transport University, Khabarovsk
Annotation
The article analyzes the results of research regarding the effectiveness of the author's methodology for the formation of athletes' readiness to achieve high results in classical powerlifting. The authors considered the use of large and submaximal intensity tools for the training of the strong-willed qualities and formation of psychological component of the readiness by overcoming the artificially created difficulties in the training process in powerlifting. The revealed indicators of bioelectro-potentiometry (BEP), mental readiness when lifting a bar of maximum weight in conditions of training activity and competitions reflect the state of the emotional stability and reactivity of the athletes, which indicates the relative similarity of the situational task in training and competitions. As rehabilitation methods for recovery after training loads, the exercises in the swimming pool with relaxation music have been applied, as well as psychomusical training (PMT), which was applied taking into account the individual characteristics of the athletes.
Keywords: classical powerlifting, psychic readiness, volitional qualities, psycho-muscle training.
ВВЕДЕНИЕ
В Чемпионате мира 2016 года в классическом силовом троеборье приняли участие мужские и женские команды 38 и 29 стран мира соответственно. Это обуславливает высокую конкуренцию в борьбе за награды и диктует необходимость дальнейшего поиска резервов для достижения высокого спортивного результата, важными слагаемыми которого являются отличная физическая подготовленность, техника выполнения упражнений, соответствующая модельным характеристикам и, конечно же, психологическая подготовленность, обеспечивающая высокую результативность тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена.
Научных исследований, посвященных разработке актуальных проблем психологической подготовки в классическом силовом троеборье недостаточно.
Цель исследования заключалась в разработке методики формирования состояния готовности у спортсменов при подготовке их к соревнованиям в классическом силовом троеборье с использованием тренировочных средств большой и субмаксимальной интенсивности (свыше 80% весов).
С помощью искусственно создаваемых трудностей соревновательного характера у спортсменов формировалась и психическая готовность к стрессовым ситуациям соревновательной деятельности, стремление показать результат, который превосходил бы результат, показанный на тренировках, развитие волевых качеств.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в течение трех месяцев непосредственной подготовки к Чемпионату и Первенству РФ среди юниоров (10 человек) по классическому силовому троеборью.
Спортсмены контрольной группы тренировались по общепринятой методике. Спортсмены экспериментальной группы тренировались по общепринятой методике лишь на первом этапе. Первые две недели втягивающие. Динамикам объема нагрузки увеличивалась постепенно за счет увеличения количества повторений в подходе. Основные статистические показатели тренировочной нагрузки выглядят следующим образом. Количество упражнений основной нагрузки в тренировочном занятии составляло до 4. Количество подходов в упражнении 4-5раз. Количество повторений в подходе до 8. Интенсивность нагрузки 50^70% от максимального результата в упражнении. Кроме упражнений основной нагрузки спортсмены выполняли дополнительные упражнения общеразвиваю-щего характера с гантелями, штангой и на тренажерах.
Следующие две недели объем нагрузки увеличивался за счет подходов и повторений в основных упражнениях. Количество упражнений основной нагрузки в тренировочном занятии стало до 5 раз. Выросла интенсивность нагрузки в упражнениях и стала составлять 60^80%. Количество повторений в подходе снизилось до 4 раз. Количество упражнений общеразвивающего характера снизилось.
На втором этапе после выполнения тренировочного задания применяли от одного до двух раз в неделю подъемы штанги субмаксимального веса в приседании, тяге и жиме лежа. Выполнялось до 3 подходов в упражнении с 1-2 повторениями.
На третьем этапе первые две недели объем нагрузки снизили, но увеличили её интенсивность. Спортсмены стали поднимать 85^100% веса, но с одного или двух повторений. Подъем субмаксимальных весов после тренировочных заданий отменили.
Контрольные прикидки в соревновательных упражнениях выполнялись в разные дни, но с учетом последовательности упражнений в соревновательной программе. Первым упражнением выполнялось приседание, вторым упражнением выполнялся жим в положении лежа, а третьим упражнением тяга.
Методика применения средств большой и субмаксимальной интенсивности для формирования состояния психической готовности путем преодоления искусственно созданных соревновательных трудностей в тренировочном процессе в силовом троеборье диктовала необходимость использования реабилитационных методик для восстановления работоспособности спортсмена после тренировочных нагрузок. С этой целью использовались занятия в бассейне с релаксационной музыкой, а также психомышечная тренировка (ПМТ) [3].
ПМТ способствовала быстрому восстановлению работоспособности, а также овладению методами направленного самовнушения с целью повышения координационных способностей. При обучении ПМТ весьма важную роль играют представление и воображение, т.к. слова самовнушения, чтобы быть «сильнодействующими», должны всегда сопровождаться соответствующими мысленными (точными и яркими) образами. Поэтому тщательно продумывались варианты текста формулировок, последовательность и содержание упражнений в зависимости от конкретных условий деятельности и индивидуальных особенностей спортсмена.
Психомышечная тренировка применялась после тренировочных занятий с интенсивной нагрузкой, а также во время перерывов в соревновательной практике. Ее проводили со всеми спортсменами экспериментальной группы, а также с каждым спортсменом. Для достижения скорейшего эффекта упражнения в начальной фазе проводились ежедневно по одному разу, в течение двух дней в неделю по два раза.
На каждом этапе исследования для оценки осознаваемых компонентов состояния психической готовности спортсмена применялись: методика «Градусник» и анкета «Психическая надежность» для выявления субъективных показателей (самочувствие, активность, настроение, установка на готовность показать максимальный спортивный результат, адекватная уверенность в своих силах, способность управлять своими действиями, чувствами, поведением) [2]. Перед каждым подходом к штанге проводилась оценка вегетативного компонента психического состояния (эмоциональной устойчивости или лабильности) по показателям биоэлектропотенциометрии (БЭП), по цветовому тесту Лю-шера анализировался вегетативный коэффициент (ВК), характеризующий склонность к накоплению или расходованию сил в тренировочной и соревновательной деятельности спортсменом [2]. До начала и после окончания экспериментального исследования изучались показатели выраженности волевых качеств спортсмена [1].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ результатов исследования показал, что после выполнения тренировочного задания по разработанной методике спортсмен способен мобилизоваться и сделать до 3 подходов к субмаксимальному весу и поднять его на 1-2 повторения. Задания в тренировке по разработанной методике требуют мобилизации сил и психической готовности для выполнения удачного и технически правильного подъема штанги. При этом показатели уровня эмоционального возбуждения в этих подходах к штанге и подъеме веса соответствуют показателям БЭП при подъеме штанги максимального веса в условиях соревновательной деятельности. Это свидетельствует об относительной схожести ситуационного задания на тренировках и соревнованиях. Регистрируемый уровень эмоционального возбуждения соответствовал масштабу и рангу предстоящего соревнования при подготовке по данной методике в условиях тренировочной деятельности. Причем, отношение между минимальным и максимальным показателями биоэлектропотенциометрии находилось в пределах 0,88-1,0, что говорит о состоянии эмоциональной устойчивости. Показатель ВК в диапазоне 1,20^1,27у.е. характеризовал внутреннюю готовность спортсменов к реализации сил в деятельности как тренировочной, так и соревновательной.
Перед соревнованием после целенаправленных тренировочных занятий у спортсменов был выявлен высокий уровень готовности к соревнованию и в частности, психической готовности по всем её компонентам. Достоверное улучшение показателей (при Р<0,05) соревновательной эмоциональной устойчивости на 10,7%; саморегуляции на 7,5%; мотивационно-энергетического компонента на 10,7% и помехоустойчивости на 21%. Так же в исследовании выявлены достоверно значимые улучшения показателей выраженности волевых качеств, в частности, настойчивости и упорства (фон х=26±3,74 баллов; х=37±2,73; при t=27,51 Р<0,05). По мере увеличения интенсивности и объема тренировочных нагрузок спортсмены овладевали умением преодолевать тягостные состояния.
Психологическая подготовка, являясь важным современным компонентом в системной работе со спортсменами, в классическом силовом троеборье способствовала развитию не только мастерства и физических данных спортсмена, но и его личности. Результаты экспериментального исследования показали, что развитие волевых качеств возможно через реализацию в тренировочной и соревновательной деятельности психологической подготовки спортсмена.
В результате педагогического исследования установлена положительная динамика показателей в соревновательных упражнениях в экспериментальной группе. Так результаты упражнений в среднем по группе в приседании увеличились на 10%, в жиме лёжа на 7% и в тяге на 12% (при Р<0,05).
В контрольной группе достоверных изменений в данных упражнениях не выявлено.
В целом результаты педагогического исследования подтверждают эффективность использования тренировочных средств большой и субмаксимальной мощности в условиях искусственно созданных трудностей для формирования готовности спортсмена в учебно-тренировочном процессе в классическом силовом троеборье к успешному выступлению на соревнованиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2000. - 288 с.
2. Методики психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. - М. : Просвещение, 1984. - 191 с.
3. Психорегуляция в подготовке спортсменов / В.П. Некрасов, Н.А. Худадов, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер ; под ред. В.П. Некрасова. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
REFERENCES
1. Ilyin, E.P. (2000), Psychology of the will, publishing house "Piter", St. Petersburg.
2. Marishchuk, V.L., Bludov, Yu.M., Plahtienko, V.A. and Serova, L.K. (1984), Methods of psychodiagnosis in sports, Education, Moscow.
3. Nekrasov, V.P., Khudadov, N.A., Pikkenhain, L. and Frester, R. (1985), Psychoregulation in the preparation of athletes, Physical training and sports, Moscow.
Контактная информация: а[email protected]
Статья поступила в редакцию 29.03.2017