УДК 159.9
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО
ЮРИСТА В ВУЗЕ
В.В. Красовский
На основе проведенного теоретического анализа актуальной научной литературы, обобщенного опыта практической работы представлена структурно-динамическая модель развития психологической культуры студентов-юристов; обоснованы и раскрыты теоретический, практический и блок детерминантов; показана их взаимосвязь в модели
Ключевые слова: моделирование, психологическая культура, структурно-динамическая модель развития психологической культуры
Оптимизацию процесс развития
психологической культуры студентов-юристов мы рассматриваем как прогрессивный способ организации, управления, поддержки и содействия совершенствованию выявленных в исследовании показателей психологической культуры с целью достижения ее самого высокого, максимального уровня наиболее конструктивным путем.
Это потребовало обоснования и реализации структурно-динамическоймодели - системы «объектов и знаков, производящая существенные свойства объекта-оригинала - идеального образа профессионала или эталона личностнопрофессионального развития» (А. А. Деркач).
Моделирование выступает важной чертой современных психологических и акмеологических исследований, где под моделью подразумевается материальная или мыслительная (знаковая, концептуальная) система, которая опосредованно отражает совокупность факторов,
воспроизводящих, имитирующих объект на разных уровнях его организации, самоорганизации и саморазвития. Соответственно моделирование - это процесс представления, имитирования
существующих систем на основе построения, изучения и преобразования их моделей, в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этих систем (А. А. Деркач).
Из всего многообразия определений моделирования наиболее приемлемой, с нашей точки зрения, является формулировка, данная И. Б. Новиком и А.И. Уемовым: моделирование - это «опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором
непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система (модель): а) находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом; б) способная замещать его на определенных этапах познания и в) дающая при исследовании в конечном счете информацию о самом моделируемом объекте» [цит. по 3, с. 9].
Крассовский Владислав Витальевич - РГСУ (ВФ), аспирант, e-mail: [email protected]
В частности, модель в акмеологии
проектирует соотношение настоящего и будущего, которого еще нет в реальной действительности, и, по М. Вартофскому, способ движения к этому будущему, который определяется внешней (акмеологическая поддержка) и внутренней
(самосовершенствование субъекта) детерминацией [2]. То есть модель развития психологической культуры будущего юриста, как идеальный объект, должна включать интеграл наличного состояния личности студента, его учебно-профессиональной деятельности, способа ее изменения (развития) и ее финишное состояние.
В психологии, акмеологии в настоящее время в силу популярности метода моделирования создаются многообразные виды моделей, усложняется их содержание; достигается обоснованность и соответствие объективной логике; отражается динамика, интегративность процесса; демонстрируется целостный характер изучаемого процесса. Это несомненно будет способствовать более объективному, комплексному и глубокому изучению исследуемых объектов и их отдельных сторон [1].
В акмеологических исследованиях
разработаны закономерности и факторы развития психологической культуры руководителя (Е.В. Селезнева). Ученым показано, что становление психологической культуры не есть только больший или меньший континуальный прирост ее психологических компонентов: «... это, прежде всего, развитие целостности системы
психологической культуры, ее сущностных характеристик ...» [цит по 2, с. 578].
Нами учитывалось важное методологическое замечание автора о том, что развитие психологической культуры следует рассматривать как целостный процесс, который охватывает прогрессивные, регрессивные, количественные и качественные изменения внутри системы. А.А. Деркач, анализируя работу автора, отмечает важное положение: «Процесс становления
психологической культуры как процесс интеграции базируется на психофизиологическом,
психологическом, на личностном и субъектнодеятельностном уровнях развития профессионала, но не сводится ни к одному из них, а раскрывается
в качестве их закономерного синтеза как новая качественная характеристика, которая
совершенствует личность как субъекта деятельности» [там же, с. 579].
При разработке структурно-содержательных блоков модели развития психологической культуры будущих специалистов юридического профиля мы исходили из понимания Н.Т. Селезневой процесса развития психологической культуры руководителя как процесса целостного, целенаправленного, многоуровневого, долгосрочного, проектно-регулирующего личностно-профессионального саморазвития, который детерминирует присвоение профессионально-позиционной, ценностной
сущности субъекту-партнеру управленческой деятельности [4].
Научная обоснованность настоящей модели представляется нам в наличие четкой цели ее создания и функционирования - развитие у студентов профессиональных и смысложизненных ценностей; формирование технологической готовности (перцептивных, проективных, ориентационных, конструктивных знаний, способов и приемов); формирование умений межличностного общения; поведенческих,
рефлексивных личностно значимых и профессионально важных качеств и саморегуляции, необходимых для выполнения конкретного аспекта будущей профессиональной деятельности, для творческой самореализации в ней.
Для достижения поставленной цели необходимо определить конкретные задачи, поставленные перед данной моделью: организация процесса изучения и анализа, формирования и совершенствования, и, при необходимости, коррекции компонентов психологической культуры студентов, а также использование современных психологических и акмеологических технологий развития и саморазвития, обеспечивающих оптимальные условия профессионального и личностного роста будущего юриста.
Теоретический анализ актуальной научной литературы и эмпирические исследования позволили разработать структурно-динамическую модель развития психологической культуры будущего юриста в вузе и интегративно представить в ней три основных блока: теоретический, практический и блок
детерминантов.
Теоретический блок органично включает методологические подходы, структуру
психологической культуры. Действенность
практического блока обеспечивалась
взаимодействием и взаимовлиянием
познавательного (информирование) и
технологического (практика) элементов. Блок
детерминантов интегрирует совокупность
психолого-акмеологических факторов успешности формирования выявленных в исследовании показателей психологической культуры будущего юриста, достижения ее высшего творческого уровня.
В исследовании было установлено, что психологическая культура личности будущего юриста не полностью и не прямо зависит от существующих социальных, психологических, педагогических условий профессионально-
образовательного процесса и жизнедеятельности. Возникла необходимость поиска скрытых
психологических факторов, способных оказать воздействие на интенсивность, направленность и содержание процесса развития психологической культуры.
Основными личностными детерминантами данного процесса являются особенности их самосознания, готовности к саморазвитию,
творческой активности, конгруэнтности и ответственности.
С учетом поставленной цели и выделенных нами задач представлена структура и взаимосвязь элементов структурно-динамической модели развития психологической культуры будущего юриста в вузе.
Каждый конструкт модели играет определенную роль в реализации общих функций и замысла по обеспечению их продуктивного
взаимодействия, овладению каждым студентом ее высшим - творческим уровнем.
В исследовании мы руководствовались общей гипотезой, согласно которой эффективность развития психологической культуры будущего юриста в процессе обучения в вузе можно повысить, если:
- раскрыть психологическую культуру
будущего юриста как уровень владения способами и приемамисубъект-субъектного взаимодействия с окружающими, отражающий его общечеловеческие и профессиональные ценности, проявляющийся в личностной, социальной, профессиональной
компетентности, способствующий созидательности и самореализации в профессии и жизнедеятельности;
- в образовательный процесс внедрить
структурно-динамическую модель развития
психологической культуры будущего юриста, представленную следующими блоками
теоретическим, практическим и блоком психолого-акмеологических детерминантов;
- принимать во внимание влияние таких психолого-акмеологических факторов, как самосознание, готовность к саморазвитию, творческая активность, конгруэнтность и ответственность.
Эффективность реализации модели
достигалась учетом факторов, влияющих на формирование показателей психологической культуры студентов; созданием условий
эффективного обучения. Так в ходе тренинга целенаправленно совершенствовались
самосознание, готовность студентов к саморазвитию, творческая активность,
конгруэнтность и ответственность.
Технологическое обеспечение процесса
развития психологической культуры студентов
составил психологический тренинг, включающий познавательный (информирование) и
технологический (практика) элементы и призванный обеспечить комплексность и оптимальность этого процесса, в том числе за счет реализации полиподходности, а именно: компетентностного, контекстного подходов в обучении, технологий субъект-субъектного взаимодействия его участников, а также адекватных цели и задачам средств обучения -психологических, акмеологических,
педагогических, психотерапевтических
упражнений и процедур.
Практика подтверждает, что именно акмеологические технологии позволяют наиболее эффективно воплотить и реализовать выдвинутую Л. С. Выготским идею «небольшой помощи взрослому», характер которой - универсальность для всех или индивидуальность для каждого -составляет сложный и интересный научный вопрос, «решение этого вопроса является перспективной акмеологической задачей. Однако в
предварительном порядке можно предположить, что чем в большей степени личность выступает как субъект самодвижения и саморазвития, тем меньшая поддержка извне ей необходима, и наоборот» (К.А. Абульханова).
Именно психолого-акмеологическое
сопровождение в виде технологий субъект-субъектного взаимодействия диалектично сочетает и интегрирует деятельностную и личностную составляющие психологическую культуру будущего юриста, продуцирует их последующий прогрессивный рост и развитие. Кроме того,
данные технологии эффективно способствуют
разрешению важнейшего методологического положения философского закона развития систем: «Источник преобразования системы или ее функций лежит обычно в самой системе;
... существеннейшая черта целого ряда системных объектов состоит в том, что они являются не просто системами, а самоорганизующимися системами. в этих системах так или иначе приходится решать проблему индивидуализации системного объекта, . и приходится допускать наличие у системы некоторого множества индивидуальных характеристик и степеней свободы» [5, с. 63].
Результаты опытно-экспериментальной
работы подтвердили, что разработанная
структурно-процессуальная модель представляет альтернативу стихийному, нецеленаправленному способу личностно-профессионального
становления студентов в вузе и обеспечивает желательное, вершинное состояние, уровень развития их психологической культуры наиболее эффективным способом.
Литература
1.Абдалина, Л.В. Модель развития
профессионализма педагога в условиях повышения квалификации / Л.В. Абдалина // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. - Вып. 2. - С. 316321.
2.Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А. Деркач. - М. : Изд-во Моск. психолого-социального ин-та ; Воронеж : НПО МОДЕК, 2004. - 752 с.
3.Никандров В.В. Метод моделирования в психологии: Учеб.пособие. - СПб.: Речь, 2003. - 55 с.
4.Селезнева Н.Т. Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей системы образования: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1997.
5.Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки / Э.Г. Юдин. - М.: Наука, 1978. - 391 с.
Российский государственный социальный университет (филиал в г.Воронеж)
OPTIMIZATION OF THE PROCESS OF PSYCHOLOGICAL CULTURE DEVELOPMENT OF A
FUTURE LAWYER IN HIGH SCHOOL
V.V. Krasovsky
The paper discourses optimization of the process of psychological culture development of a future lawyer in high school
Key words: modeling, psychological culture, structural dynamic model of psychological culture