УДК 88
Д.Х. Хасанбаева СГГ А, Новосибирск
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ ПРИ КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ
Статья посвящена проблеме повышения эффективности обучения иностранному языку, базирующемся на компетентностном подходе. Рассмотрены компетенции, формируемые в процессе изучения иностранного языка и определяющие его успешность.
D.Kh. Khasanbayeva
Siberian State Academy of Geodesy (SSGA)
10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation
OPTIMIZATION OF THE FOREIGN LANGUAGE MASTERING WITH COMPETENCE-BASED EDUCATION APPROACH
The article is devoted to the effectiveness increase of foreign language teaching based on competence-based education approach. The competence, formed during language study process and defining its success are considered.
В связи с участием России в Болонском процессе должны произойти и уже начинают осуществляться значительные изменения в нашей системе высшего профессионального образования.
Вхождение в общеевропейское образовательное пространство предполагает создание единой «прозрачной» системы подготовки специалистов в вузах стран, подписавших Болонскую декларацию. В соответствии с ней модернизация высшей школы базируется на следующих приоритетных направлениях, составляющих основу учебного процесса, отвечающего требованиям современного общества:
- Введение в образовательные программы вузов модульного обучения («модуль - совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения» [1, с.
V]);
- Признание кредитных или зачетных единиц («кредит - согласованно установленная единица для измерения объема работы студента за определенный период обучения, необходимый для завершения курса и заканчивающийся оценкой результатов обучения» [2, с. 16]); полученные в одном вузе зачетные единицы могут быть признаны в другом высшем учебном заведении, т.е. благодаря системе накопления кредитов создаются благоприятные условия для академической мобильности студентов в странах, входящих в Европейскую зону высшего образования;
- Реализация компетентностного подхода, нацеленного на результат, на формирование тех компетенций, которые будут определять как успешность
работы по избранной специальности, так и продуктивность жизнедеятельности личности в целом.
Следует отметить, что все вышерассмотренные характеристики реформы высшего профессионального образования функционируют эффективно только в тесном взаимодействии. Но так как в этой системе акцент делается на результатах обучающей деятельности, представленных компетенциями, то мы рассмотрим их с позиции изучения конкретной дисциплины. В частности, речь идёт об овладении иностранным языком в техническом вузе. Этот учебный предмет занимает особое место среди других дисциплин. С одной стороны в нем заложены потенциальные возможности личностно-интеллектуального развития обучаемых, а с другой стороны, владея иностранным языком, молодые люди могут пополнять свои профессиональные знания из аутентичных литературных источников, принимать участие в международных молодежных форумах, выезжать в другие страны на практику, стажировку, обучение.
Мы считаем, что компетентностный подход к обучению иностранному языку должен способствовать оптимизации процесса овладения изучаемым языком. Данный подход, как отмечает Н.В. Ефремичева, центрирован не на преподавание, а на обучение. При этом акценты смещаются на активную образовательную деятельность студентов, на ее результаты [3]. Компетенции выступают как основной критерий уровня подготовленности выпускников вуза к предстоящей трудовой деятельности, а также безболезненной адаптации к изменяющимся условиям рынка труда и социальной жизни. Следовательно, чтобы при обучении иностранному языку внести свой достойный вклад в дело подготовки специалистов, необходимо рассмотреть, во-первых, понятийное содержание термина «компетенция», во-вторых, изучив труды ученых и педагогов по определению ключевых компетенций в сфере образования, выделить те, которые могут развиваться в ходе активной работы над языком. Затем сосредоточить свое внимание на компетенциях, обеспечивающих эффективность обучения иностранному языку.
Итак, в широком смысле под компетенциями понимают «динамичную совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент может продемонстрировать после завершения образовательной программы (или ее части)», «...компетенции имеют комплексный характер и включают, кроме знаниевой компоненты, поведенческий аспект, то есть систему социальных, нравственных и профессиональных ориентиров» [1, с. 6]. Интерес для нас представляет также в плане развивающего обучения трактовка компетенций И.А. Зимней. Она интерпретирует их как «некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания,
представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека» [4]. Из выделенных и описанных И.А. Зимней десяти ключевых компетенций мы отобрали те компетенции, отдельные компоненты которых могут развиваться и формироваться средствами иностранного языка. Они представлены следующими видами [4]:
- «компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире»: некоторые из их компонентов - ценности жизни, науки, культуры - могут формироваться на материале специально подобранных иноязычных текстов с показом документальных, учебных, фрагментов художественных фильмов;
- «компетенции гражданственности»: приобщение студентов к знаниям, связанным с правами и обязанностями гражданина, с символами государства может осуществляться с привлечением соответствующей литературы на изучаемом языке и ее трансформацией в диалог, полилог, собеседование; демонстрацию и описание на иностранном языке флага, герба России;
- «компетенции самосовершенствования, саморегулирования,
саморазвития личностной и предметной рефлексии»: кроме других
компонентов в этот блок вошли знание иностранного языка (на это направлены усилия заинтересованных в овладении иностранным языком студентов и обучающих их преподавателей-лингвистов), а также речевое и языковое развитие, владение культурой своего языка (их формирование и поддержание на должном уровне определяются активной учебно-познавательной деятельностью, самостоятельной работой над речью и языком, чтением произведений классиков и современных авторов; изучение иностранного языка оказывает благотворное влияние на родной язык: наш опыт показывает, что студенты при переводе иноязычного текста на русский язык, лучше познают последний, стремясь дать адекватный, стилистически окрашенный, литературный эквивалент первоисточника на своем языке);
- «компетенции социального взаимодействия»: важно учить молодежь эффективному сотрудничеству, толерантности, уважительному отношению к представителям других национальностей и религий, конструктивному общению в семье, в кругу друзей, с коллегами и партнерами - при обучении иностранному языку мы имеем достаточный арсенал средств для решения указанных задач: в качестве образца выступает сам преподаватель, его манера вербального и невербального общения, привлекается интересный текстовый материал, который используется для проведения дискуссий, выступлений с докладами, подготовки небольших тематических инсценировок, фрагменты документальных или художественных фильмов соответствующего содержания оказывают на обучаемых психологическое воздействие и формируют позитивный настрой;
- «компетенции в общении»: они включают общение в устной и письменной форме, диалог, монолог, деловую переписку, язык бизнеса, знание традиций, обычаев, этикета и их соблюдение, общение на иностранном языке -обучение иностранному языку включает все указанные компоненты, ведь изучение иностранного языка нацелено на свободное общение на нем;
- «компетенция познавательной деятельности»: на развитие всех ее компонентов непосредственное влияние оказывает занятие иностранным языком, особо можно выделить постановку познавательных задач, создание проблемных ситуаций и их решение, исследовательскую и интеллектуальную деятельность;
- «компетенции деятельности»: многие из них связаны с процессом изучения иностранного языка, к ним мы относим труд, учение, способы деятельности, представленные прогнозированием, планированием, исследованием, игровой формой.
Изучая развитие компетенций при овладении иностранным языком, мы выделили коммуникативную, языковую, личностную, этическую, когнитивную и профессиональную компетенции [5]. Они актуализируются в учебной деятельности студентов при изучении других дисциплин.
Реализация компетентностного подхода при обучении иностранному языку требует изменения содержания учебных программ, внесения необходимых корректив в образовательные технологии, активного участия преподавателей в модернизации учебного процесса в высшей школе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун и др. - М.: МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009.
2. Гарантия качества образования: Глоссарий. Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, перевод на русский язык, 2005. Болонский процесс. Гарантия качества образования. Документы.
3. Ефремичева, Н.В. Компетенции/компетентности в новой образовательной
парадигме [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.univ-
orel.ru/disert/0brazec_stati_2009.doc.
4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm..
5. Хасанбаева, Д.Х. Иностранный язык в контексте компетентностного подхода к образовательному процессу в вузе [Текст] / Д.Х. Хасанбаева // Сб. матер. регион. научно-метод. конф. «Актуальные вопросы модернизации высшего образования», Новосибирск. -Новосибирск: СГГА, 2010. - С. 246-249.
© Д.Х. Хасанбаева, 2010