Научная статья на тему 'Инновации в преподавании иностранных языков'

Инновации в преподавании иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасанбаева Д. Х.

Статья посвящена проблеме внедрения инновационного подхода в преподавание иностранных языков. Автором рассмотрены эффективные методы и технологии языковой подготовки в техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations in foreign languages teaching

The article is devoted to the problem of innovation strategy adoption in foreign languages teaching. The author presents effective methods and language training technologies.

Текст научной работы на тему «Инновации в преподавании иностранных языков»

УДК 88

Д.Х. Хасанбаева СГГА, Новосибирск

ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Статья посвящена проблеме внедрения инновационного подхода в преподавание иностранных языков. Автором рассмотрены эффективные методы и технологии языковой подготовки в техническом вузе.

D.Kh. Khasanbayeva

Siberian State Academy of Geodesy (SSGA)

10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation

INNOVATIONS IN FOREIGN LANGUAGES TEACHING

The article is devoted to the problem of innovation strategy adoption in foreign languages teaching. The author presents effective methods and language training technologies.

Создание общеевропейского пространства высшего образования и интеграция в него нашей страны ведут к значительным изменениям в структуре, содержании и технологиях обучающей деятельности в высшей школе.

Подготовка будущих выпускников вуза в современных условиях интернационализации и модернизации образования требует инновационного подхода.

Понятие “инновация” интерпретируется как нововведение. Слово “innovatio” с латинского языка переводится: “in - внутри”, “novatio -обновление, изменение” ’ [1]. В английском языке глагол “innovate” означает “вводить новшество”, “обновлять” [2].

Исходя из вышеизложенного, мы можем констатировать, что инновационный подход к организации учебно-познавательной деятельности студентов в период смены образовательной парадигмы связан с преобразованиями в психолого-педагогическом процессе, введением в него активных методов обучения, мультимедийных технологий.

В нашей работе, направленной на повышение эффективности овладения иностранным языком студентами технического вуза, мы ориентируемся на компетентностную модель специалиста, главные компоненты которой представлены профессиональной и языковой составляющими [3].

Иностранный язык в контексте компетентностного подхода становится той дисциплиной, в процессе изучения которой одновременно формируются базовые компетенции и способность общаться в разных сферах

жизнедеятельности, расширять профессиональные знания из аутентичной литературы.

Как мы ранее установили, из десяти ключевых компетенций, выделенных И.А. Зимней [4], отдельные компоненты семи из них можно развивать средствами иностранного языка [5]. Причем базовые компетенции с включенными в них компонентами сгруппированы по схеме: человек -общество - деятельность:

а) Человек как личность, субъект общения и труда:

- Жизненные ценности, культура, наука, религия, производство;

- Знание символов своего государства, прав и обязанностей его гражданина;

- Владение культурой своего родного языка;

б) Социальное взаимодействие: человек и социальная сфера:

- Конструктивное общение в разных жизненных ситуациях, сотрудничество, толерантность, уважительное отношение к представителям других религий и наций;

- Общение в режиме диалога, монолога, в письменной и устной форме; деловой этикет; приобщение к традициям и обычаям своего народа и той страны, язык которой изучается;

в) Человек и деятельность:

- Познавательная деятельность, связанная с решением проблемных ситуаций, задач интеллектуально-исследовательской направленности;

- Деятельность, способы выполнения которой представлены моделированием, планированием, прогнозированием, в игровой форме.

Компетентностный подход к обучающей деятельности представляет собой инновацию, поэтому его реализация требует внедрения в учебный процесс потенциально новых, т.е. инновационных методов. При этом не следует игнорировать доказавшие на практике свою эффективность методы.

К инновационным методам, рекомендуемым в учебно-познавательной деятельности студентов, относятся [6]:

- Кейс-метод: подача учебного материала осуществляется в виде проблемы или проблем (кейсов), студенты самостоятельно занимаются сбором необходимого материала, анализируют полученную информацию, выдвигают гипотезы, формулируют выводы и представляют творческое решение проблемы;

- Портфолио: «комплексы индивидуальных учебных достижений»

обучаемых, в которые входят написанные сочинения, эссе, рефераты и другие учебные работы; содержание портфолио отражает не только объем полученных знаний, а также способы их достижения;

- Метод развивающейся кооперации: его особенность состоит в том, что поставленные познавательные задачи могут быть решены только коллективно -группами студентов, каждая из которых состоит из лидера, генератора идей, функционера, оппонента, исследователя; участники группы планируют

предстоящую деятельность, занимаются поиском актуальной информации, подбирают необходимый учебный материал, продумывают игровую форму подачи решения задачи; завершается работа демонстрацией полученных результатов; данный метод пока не был использован в практике преподавания иностранных языков, однако, считаем его внедрение в учебный процесс интересным и перспективным;

- Метод проектов: он уже получил признание и успешно реализуется при изучении иностранных языков, в частности, эффективно его применение при работе над материалом тем по страноведению;

- Деловая игра: этот метод широко используется в образовательном процессе, так как обучение приближается к реальной действительности и деятельности, студенты учатся работать в команде, они активны, инициативны; постепенно деловые игры органично входят в учебную деятельность по овладению иностранным языком - особый интерес вызывают у студентов деловые игры, связанные с их будущей профессией.

Конечно, потенциальные возможности инновационных методов в полной мере раскрываются при целенаправленном и адекватном поставленным задачам использовании современных мультимедийных средств. При этом, как отмечает С.Е. Мельчагова, «процесс обучения социологизируется», так как выходит за рамки работы в аудитории [7].

Инновационные преобразования, характерные для высшей школы, вносят существенные изменения в языковую подготовку студентов. Усилия преподавателей-лингвистов направлены на достижение обучаемыми такого уровня владения иностранным языком, который соответствует требованиям, заложенным в компетентностной модели специалиста.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Новейший психологический словарь [Текст] / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - С.166.

2. Англо-русский / Русско-английский словарь [Текст] - Кишинев : “Гана”, 1993. - С. 189.

3. Поленова А.Ю. Компетентностное образование как залог высокой профпригодности будущего специалиста [Электронный ресурс] / Режим доступа:

www.rspu.edu.ru/rspu/science/conferences/conference_ped/section_1/polenova.doc.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата

образования [Электронный ресурс] / Режим доступа^Ар: //

www.eidos.ru7j ournal/2006/0505. Ыт.

5. Хасанбаева Д.Х. Оптимизация процесса овладения иностранным языком при компетентностном подходе [Текст] / Д.Х. Хасанбаева // ГЕО-Сибирь-2010. Т.6. Сибирское геопространство в условиях модернизации общества: история и современность: сб. матер. VI Междунар. научн. конгресса «ГЕО-Сибирь-2010», 19-29 апреля 2010 г., Новосибирск: СГГА, 2010. - С. 293296.

6. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун и др. - М.: МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009.

7. Мельчагова С.Е. Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам [Текст] / Инновации и традиции преподавания иностранных языков в высшей школе : Материалы научно-практической конференции // Под. ред. Н.В. Калининой. - Хабаровск : Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2003. - 16-20 с.

© Д.Х. Хасанбаева, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.