ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО АССОРТИМЕНТА ПЛАВЛЕНЫХ СЫРОВ НА ОСНОВЕ ТОВАРНОГО КОНСАЛТИНГА
Н.В. ДАНИЛОВА
Сыр, благодаря его высокой калорийности, биологической ценности и разнообразию вкусовых свойств, является одним из ценных пищевых продуктов. В настоящее время выпуск плавленых сыров составляет третью часть общего объема производства сыров в стране. Расширился ассортимент плавленых сыров, усовершенствована технология их производства, увеличен диапазон используемого сырья. Появились новые виды сыров с различными наполнителями растительного и животного происхождения, позволяющие повысить пищевую ценность продукта и рационально использовать высококачественный молочный белок и жир.
Использование новых добавок (злаки, отруби, пищевые волокна) в производстве плавленых сыров переводит его в ранг функциональных продуктов, в соответствии с концепцией Здорового питания.
В течение последних нескольких лет в России разместили свои производства две мультинациональные компании - НосМапЬ и Ьа^аПэ. Отечественные производители начали активно работать над расширением ассортимента, его сегментации, дизайном упаковки и, что не менее важно, внедрением мировых стандартов качества. В ближайшие 2-3 года на рынке плавленых сыров по аналогии с рынком молочной продукции прогнозируется конкуренция на уровне брендов.
На омском рынке производством плавленых сыров занимается ООО «Омский завод плавленых сыров». ОЗПС производит плавленые сыры и плавленые сырные продукты с использованием немолочного жира и белка. Используя различные добавки, производитель добивается формирования новых потребительских свойств плавленых сыров, а значит новых наименований. Особенные добавки (творог, наполнители: курага, изюм, орехи, грибы, морепродукты и пищевые добавки, ароматизатор копчения, соль-плавитель) формируют специфические свойства отдельных групп плавленых сыров.
ООО «Омский завод плавленых сыров» производит традиционные для России виды плавленых сыров: колбасные, пастообразные и ломтевые в рядовой упаковке (фольга, парафин, стаканчик). Применение разных видов упаковки для расфасовки одной и той же сырной массы, позволяет получить продукцию с разными потребительскими свойствами и с разным сроком хранения.
По специальному заказу предприятия ООО «Омский завод плавленых сыров» проведено исследование ассортимента плавленых сыров и анализ степени соответствия ассортимента в магазинах потребительским предпочтениям.
В ходе исследования ассортимента плавленых сыров в торговых предприятиях были получены данные о количестве разновидностей плавленых сыров ООО «Омский завод плавленых сыров», находящихся в продаже. Лидером в общей структуре ассортимента плавленых сыров является группа ломтевых сыров (51%), представленная 88 наименованиями. Второе место занимают пастообразные сыры - 57 наименований (34% от исследованных).
Плавленые сыры без наполнителей занимают доминирующую долю от общей структуры ассортимента - 69 наименований (53%); с мясным и овощным наполнителем -по 10% и 8% соответственно.
На омском потребительском рынке наиболее широко представлены плавленые сыры жирностью 45% и 55% (44 и 38 наименований, что составляет 25% и 21% соответственно).
В исследованных торговых точках обнаружено, что наибольшее количество плавленых сыров упаковано в ванночки - 58 наименований, что составляет 34% от всего ассортимента, в фольге - 22% (38 наименований), по 12% - сегмент и ломтики.
Плавленые сыры реализуется различной расфасовкой, среди которой большую долю занимает продукция массой по 100 г и 200 г - 15%, 22 наименования (13%) плавленых
сыров расфасованы по 90 г.
В ассортименте исследованных торговых предприятий в среднем по 13 наименований плавленых сыров, выпускаемых предприятием ООО «ОЗПС», что составляет только 38% от всего промышленного ассортимента.
ООО «Омский завод плавленых сыров» производит плавленые сыры в 5 видах упаковки. Более широкий ассортимент плавленых сыров выпускается в фольге, однако, на момент исследования он был представлен на 83%. Второе место в производственном ассортименте по значимости вида упаковки занимают плавленые сыры в стаканчике. ООО «Омский завод плавленых сыров» выпускает их в количестве 9 наименований, но омский покупатель видит только 67% из всей выпускаемой продукции. Остальные виды упаковки (чаб, парафин, вакуум) — используются реже остальных.
Изучение потребительских предпочтений позволяет выявить симпатии потребителей к разным видам плавленых сыров, тем самым расширить ассортимент. Вкусы потребителей стимулируют производителей к формированию современного ассортимента. С целью выявления потребительских предпочтений провели маркетинговое исследование рынка плавленых сыров путем опроса респондентов на основании разработанной анкеты.
Объем выборки респондентов составлял 100 человек. Опрос потребителей проводился в магазинах, мини-рынках, супермаркетах, где в достаточном ассортименте представлены плавленые сыры различных торговых марок.
Респонденты моложе 18 лет не были включены в маркетинговое исследование, так как в этом возрасте, как правило, продукты питания им приобретают родители. Среди опрошенных 45% - мужчины, 55% - женщины.
По данным опроса, только 82% респондентов покупают плавленые сыры, среди которых 45% приобретают их 1 раз в месяц; 22% - 2 раза в месяц; 20% - 2 раза в неделю; и лишь 4% опрошенных приобретают плавленые сыры каждый день (рисунок 1).
_| 2% рл 4%
7%
20%
22%
45%
0% 10% 20% 30% 40% 50%
Рисунок 1 - Распределение долей опрошенных лиц по частоте потребления плавленых сыров
В ходе исследования выяснялось отношение потребителей к плавленым сырным продуктам - относительно новым на потребительском рынке. Большинство потребителей (83%) знают плавленый сырный продукт и относятся к нему положительно. Остальные 17% респондентов затруднились ответить, т.к. не знают отличий между плавленым сыром и плавленым сырным продуктом. Отрицательного отношения не отмечено.
В результате спонтанного ответа на вопрос анкеты об известности торговых марок, самой известной маркой оказались ТМ «Хохланд» - 59%, «Президент» (13%) и «Омичка» (11%); а все остальные назывались редко, так, «Янтарь» и «Дружба» вспомнили только 1% респондентов (рисунок 2).
□ Свой вариант
□ Каждый день
п 1 раз в неделю
□ 2 раза в неделю
□ 2 раза в месяц
□ 1 раз в месяц
□ "Дружба"
□ "Янтарь"
□ "Виола"
□ "Колбасный"
□ Затрудняюсь ответить
□ "Омичка"
□ "Президент"
□ "Хохланд"
1% 1%
Рисунок 2 - Рейтинг спонтанной известности торговых марок плавленых сыров Торговая марка, несомненно, играет роль в выборе покупки (рисунок 3).
50%
40%
30%
20%
10%
0%
□ "Хохланд"
□ "ОЗПС"
□ "Президент"
□ "Валио"
□ "Веселый молочник"
□ "Свой вариант"
□ "Сыродел"
□ "Карат"
Рисунок 3 - Покупательские симпатии относительно производителя плавленых сыров
Большинство респондентов предпочитают плавленые сыры производства ТМ «Хохланд» (41%), но есть и любители продукции ООО «Омского завода плавленых сыров» (23%), хотя их почти в два раза меньше. Третье место по популярности занимает «Президент», чьи плавленые сыры покупают 11% потребителей. Плавленые сыры других производителей пользуются еще меньшим спросом у покупателей (менее 8%).
В ходе опроса был выявлен рейтинг известности наименований плавленых сыров ООО «Омский завод плавленых сыров» (рисунок 4).
□ "Омичка"
□"Особый"
□"Дружба"
□ "Омичка" с наполнителями □"Голландский" □"Охотничий"
□ "Кодар янтарный"
□ "Советский"
□ Все известны
□ Не известны
Рисунок 4 - Рейтинг известности наименований плавленых сыров ООО ОЗПС
По результатам анкетирования выяснилось количество покупателей продукции ООО «Омский завод плавленых сыров» - 60 респондентов (73%), среди которых 67% приобретали «Омичку», 15% - «Колбасный особый». Плавленый сыр «С белыми грибами» пользуется наименьшим спросом (3%) (рисунок 5).
67%
□ "Омичка"
□ "Колбасный"
□ "Дружба"
□ "Омичка" с наполнителями
□ "С белыми грибами"
□ Все
60%
40%
20%
по/
15%
6%
4% 3%
І І I----------------1 I
Рисунок 5 - Рейтинг приобретаемых плавленых сыров ООО ОЗПС
Определенные предпочтения покупателей связаны с видами упаковки. Наиболее предпочтительным является плавленый сыр в ванночке - 25%, а также в виде ломтиков -19%, весовой (в парафине) - 16% и в фольге (блочки) - 15%. Менее популярными являются плавленые сыры в упаковке стаканчик (13%) и сегмент (12%) (рисунок 6).
Следует отметить, что при опросе потребителей допускалось несколько вариантов ответов.
□ Ванночки
□ Ломтики
□ В парафине
□ Фольга-блочки
□ Стаканчик
□ Сегмент
□ Свой вариант
Рисунок 6 - Потребительские предпочтения в отношении упаковки плавленых сыров
Опрос показал, что большинство респондентов предпочитают покупать плавленые сыры с грибным наполнителем (28%), с мясным наполнителем (24%) и плавленые сыры без наполнителя (23%). Наполнитель из морепродуктов оказался наименее предпочитаемым -1% (рисунок 7).
□ Без наполнителя
□ Сладкий
□ Мясной
□ Рыбный и морепродукты
□ Грибной
□ Овощной
1% пСвой вариант
Рисунок 7 - Потребительские предпочтения в отношении наполнителя плавленых сыров
В процессе исследования респондентов просили ответить на вопрос относительно удовлетворенности ассортиментом плавленых сыров, представленным в магазинах г.Омска. Основная масса респондентов (85%) дала положительный ответ; 6% - не удовлетворены; 9% - затруднились ответить.
При ответе на вопрос о влиянии рекламы на выбор плавленого сыра можно сделать заключение, что чуть больше половины респондентов (52%) подвержены влиянию рекламы; на выбор плавленых сыров 41% опрошенных реклама не влияет.
На основании результатов исследования были выделены три группы показателей с точки зрения их значимости и выявлено распределение показателей по группам (рисунок 8).
40%
30%
20%
10%
0%
31%
X
си
ей
О
ГО
Д
4%
14%
12%
□ Наиболее значимые показатели
□ Показатели средней значимости
-7%
7%
6%
_о
с;
о
о
со
со
2
о
П
со
о
со
с
В
I
со
со
0
1
а)
со
Н
о
С!
с
со
о
о
со
ей
со
ъ
о
С
со
0
со
с
1
со
со
□ Наименее значимые
со
3= показатели
си
Рисунок 8 - Показатели, влияющие на выбор плавленых сыров
Высоко значимым показателем оказалась дата изготовления, а значит - свежесть продукта (31%). Среди показателей средней значимости выделяются три - производитель (14%), вид упаковки (14%), наименование (12%). В группу менее значимых показателей вошли: масса продукта, состав, дизайн упаковки и цена.
Потребители предпочитают покупать плавленые сыры в супермаркете (46%) и в магазине (38%), реже всего - на рынке (7%) (рисунок 9).
Рисунок 9 - Предпочитаемые места покупки плавленых сыров
Таким образом, проведенные маркетинговые исследования показали, что плавленые сыры пользуются спросом у населения: более 80% опрошенных употребляют плавленые сыры.
Анализ степени соответствия структуры ассортимента плавленых сыров потребительским предпочтениям при их выборе омским потребителем представлен в таблицах 1-3.
Данные таблицы 1 показывают, что по количеству наименований, представленных на потребительском рынке лидируют плавленые сыры производства ООО «Омский завод плавленых сыров», но в рейтинге потребительского спроса они находятся на втором месте, уступая только одному производителю - торговой марке «Хохланд».
Таблица 1 - Анализ степени соответствия производителей плавленых сыров потребительским предпочтениям при их выборе омским потребителем
Производитель Предложения торговли Предпочтения потребителей
% рейтинг % рейтинг
«Хохланд» 15,3 2 41 1
«Карат» 12,1 3 2 7
«ОЗПС» 17,7 1 23 2
«Переяславль» 12,1 3 - -
«Президент» 8,9 5 6 5
«Веселый молочник» 2,4 8 11 3
«Валио» 4,8 6 7 4
«Плавыч» 3,2 7 - -
«Гурман» 1,6 8 - -
«Молочные технологии» 3,2 7 - -
«Алдес» 4,8 6 - -
«Снеговичок» 4,8 6 - -
«Сыродел» 1,0 9 4 6
Другие 8,0 4 6 5
Таким образом, исследование показало, что у «ОЗПС» есть сильный конкурент с устойчивым брендом.
Таблица 2 - Анализ степени соответствия предложенной упаковки плавленых сыров потребительским предпочтениям
Вид упаковки Предложения торговли Предпочтения потребителей Показатели «ОЗПС»
% рейтинг % рейтинг % рейтинг
Ломтики 12 3 19 2 - -
Фольга-блочки 22 2 15 4 35 1
Ванночка 34 1 25 1 - -
Весовой (парафин) 8 4 16 3 6 4
Сегмент 12 3 12 6 - -
Ванночка с ломтиками 1 6 - - - -
Стаканчик 5 5 13 5 26 3
Вакуум 1 6 - - 3 5
Чаб 5 5 - - 30 2
Анализ таблицы 2 позволяет сделать вывод, что потребители ожидают видеть плавленые сыры, упакованные в ванночки и расфасованные ломтиками, и их ожидания оправданы торговым предложением, однако этот спрос удовлетворяется не за счет деятельности предприятия ООО «Омский завод плавленых сыров».
ООО «Омский завод плавленых сыров» в большей степени выпускает продукцию расфасованную в фольгу, что в настоящее время меньше устраивает потребителя.
Предприятие ООО «Омский завод плавленых сыров» использует для производства своей продукции упаковку чаб и стаканчики, однако она не завоевала высоких потребительских предпочтений.
Таблица 3 - Анализ степени соответствия предложенных наполнителей плавленых сыров потребительским предпочтениям
Наполнитель Предложения торговли Предпочтения потребителей Показатели «ОЗПС»
% рейтинг % рейтинг % рейтинг
Без наполнителя 53 1 23 3 81 1
Грибной 6 4 28 1 3 3
Овощной 8 3 9 5 - -
Шоколадный 3 6 - - 3 3
Сладкий 3 6 14 4 3 3
Сливочный 5 5 - - - -
Мясной 10 2 24 2 - -
Морепродукты 3 6 1 6 - -
Ассорти 5 5 - - - -
Плодовый 3 6 - - 10 2
Таким образом, ООО «Омский завод плавленых сыров» и потребительский рынок предлагают покупателю в большей степени плавленые сыры без наполнителя (81% и 53% соответственно), однако в рейтинге потребительских предпочтений лидируют грибной и мясной наполнители. Удельный вес плавленых сыров с грибным наполнителем в производственном ассортименте предприятия незначительный (3%), а мясные наполнители - не используются, что не отвечает ожиданиям потребителя.
Предприятию ООО «Омский завод плавленых сыров» выдан сертификат соответствия с указанием перечня конкретной продукции, на которую он распространяется. В перечне указаны: продукты сырные плавленые с копчеными мясопродуктами, а также с различными вкусами: ветчины, креветок, грибов, лосося, чеснока, перца, аджики, специй, хмели-сунели, горчицы, зеленого лука, укропа, томата, красной икры, черной икры, тмина, бекона, петрушки, лука, паприки. Прайс-лист ООО «Омский завод плавленых сыров» не содержит данных ассортиментных позиций.
Следовательно, предприятие ООО «Омский завод плавленых сыров» имеет возможность производить продукцию, предпочитаемую потребителем, но не использует ее в своих интересах.
В целом, ООО «Омский завод плавленых сыров» предлагает потребителям продукцию широкого ассортимента, в небольшой удобной фасовке, с длительным сроком хранения, что обеспечивает возможность неограниченного распространения плавленых сыров на территории страны, повышая уровень продаж.
Литература:
1. Жданов Е.Г. Перспективы расширения сырьевой базы для плавленых сыров // Сыроделие и
маслоделие. - 2006. - №5. - с.23-24.
2. Захарова Н.П. Влияние солей-плавителей на качество и безопасность плавленых сыров // Сыроделие и маслоделие. - 2006. - №1. - с.41-43.
3. Захарова Н.П. Использование жиров немолочного происхождения в производстве плавленых сыров // Сыроделие и маслоделие. - 2004. - №1. - с.19-20.
4. Захарова Н.П. Инновационные технологии плавленых сыров // Сыроделие и маслоделие. -2004. - №5. - с.35.
5. Инновационные решения улучшения текстуры и вкуса плавленых сыров. // Молочная промышленность. - 2008. - №9. - с.79-80.
6. Ледин Е.В. Плавленый сыр с морепродуктами // Сыроделие и маслоделие. - 2006. - №3. -с.17.
7. Лобова Т.В. Повышение биологической ценности плавленых сыров // Сыроделие и маслоделие. - 2003. - №2. - с.30.
8. Могильный В.А. Плавленые колбасные сыры - новые решения и технологии. // Сыроделие и маслоделие. - 2007. - №2. - с.21
9. Цветков И.Л. Расширение ассортимента плавленых сыров с применением солей-плавителей «Сольва» и «Йоха» // Сыроделие и маслоделие - 2004. - №6. - с.31-32.