9. Federal'nyj zakon RF ot 30.04.1999 g. №81, 1999 g. « Kodeks torgo-vogo moreplavaniya Rossijskoj Federacii» // Konsul'tantPlyus.
10. Federal'nyj zakon RF ot 08.11.2007 g. №261 «O morskih portah v Rossijskoj Federacii...» // Konsul'tantPlyus.
11. Federal'nyj zakon RF ot 30.12.2012 g. №287 «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O kontinental'nom shel'fe Rossijskoj Federacii i FZ «O vnutrennih morskih vodah, territorial'nom more i prilezhashchej zone Rossijskoj Federacii» // Konsul'tantPlyus.
12. Federal'nyj zakon RF ot 23.11.1995 g. №174 «Ob ehkologicheskoj ehkspertize» // Konsul'tantPlyus.
13. Prikaz mintransa Rossii ot 04.03. 2013 g. №62 «Ob utverzhdenii Obyazatel'nyh postanovlenij v morskom portu Rostov-na-Donu» // Konsul'tantPlyus.
14. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 14.07. 2010 g. № 1160-r (s izm., vnesennymi rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 23.04.2013 №667-r) «Ob ustanovlenii granic morskogo porta Rostov-na-Donu» // Konsul'tantPlyus.
15. Rasporyazhenie Rosmorrechflota ot 15.11.2010 g. №AD-323-r «O vnesenii svedenij o morskom porte Rostov-na-Donu v Reestr morskih portov Rossijskoj Federacii»//Konsul'tantPlyus.
16. Prikaz mintransa Rossii ot 13.12. 2012 g. №430 «Ob utverzhdenii Obyazatel'nyh postanovlenij v morskom portu Azov» // Konsul'tantPlyus.
17. Prikaz Mintransa Rossii ot 15.03.2012 goda №62 «Ob utverzhdenii Polozheniya o diplomirovanii chlenov ehkipazhej morskih sudov» // Konsul'tantPlyus.
18. Konvenciya o Mezhdunarodnyh pravilah preduprezhdeniya stolknovenij sudov v more, 1972 . Izdanie Glavnogo upravleniya navigacii i okeanografii MO RF, 1973.
19. Prikaz Mintransa Rossii ot 14.10.2002 goda №129 «Ob utverzhdenii Pravil plavaniya po vnutrennim vodnym putyam RF» // Konsul'tantPlyus.
20. Reshenie Arbitrazhnogo suda Rostovskoj oblasti po zayavleniyu ZAO «RIF» k Departamentu Rosprirodnadzora po YUFO ot 09.04.2013 g., delo №A53-1598/13// rostov. arbitr.ru
21. Postanovlenie 15 arbitrazhnogo apellyacionnogo suda po proverke zakonnosti i obosnovannosti reshenij (opredelenij) arbitrazhnyh sudov, ne vstupivshih v zakonnuyu silu po apellyacii Departamento Rosprirodnadzora po YUFO ot 26.06.2013 g., delo №A53-1598/13, 15 AP-6909/2013//rostov.arbitr.ru
22. Postanovlenie federal'nogo arbitrazhnogo suda Severo-Kavkazskogo okruga (kassacionnaya instanciya) o rassmotrenii kas-sacionnoj zhaloby Departamenta Rosprirodnadzora po YUFO ot 06.09.2013 g., delo №A53-1598/13, 15 AP-6909/2013//rostov.arbitr.ru
23. Reshenie Arbitrazhnogo suda Rostovskoj oblasti po zayavleniyu OAO «Azovskij zavod strojmaterialov» k Departamentu Rosprirodnadzora po YUFO ot 03.07.2013 g., delo №A53-5265/13// rostov. arbitr.ru
24. Skrynnik A.M. Problemy pravovogo statusa morskih portov, raspolozhennyh na akvatoriyah rek//Rossijskaya yusticiya, 2014, № 2.
УДК 340
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Крыгина кандидат юридических наук, доцент кафедры
Ирина Александровна теории и истории права и государства,
Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70) E-mail: [email protected] Аннотация
В статье анализируются основные направления правовоспитатель-ной политики государства в современных условиях; рассматриваются проблемы воспитательного воздействия в процессе происходящих модернизационных изменений российского общества и специфика реализации правовоспитательных технологий.
Ключевые слова: правовая политика, правовое воспитание, правовоспитательный процесс, правовоспитательные технологии.
Правовое воспитание было и остается одной из важнейших сфер юридической деятельности, а следовательно, может быть отнесено к одному из приоритетных направлений функциональной деятельности российского государства. Безусловно, что в современных условиях изменяющихся социально-правовых реалий правовоспитательный процесс фактически выступает одним из решающих факторов, способных обеспечить успех и эффективность преобразований в государственно-правовой сфере, особенно в процессе всестороннего противодействия коррупции и криминализации российского общества.
Особую актуальность, таким образом, в процессе осуществления российским государством своих функций приобретает деятельность, направленная на формирование новых ценностно-правовых ори-ентаций россиян и одновременно с этим создание возможности для осознанного, т.е. свободного их включения в социальную и политико-правовую жизнь российского общества. В этом смысле вследствие объективно складывающихся реалий актуализируется проблема правовоспитательного воздействия как одного из важнейших способов формирования правосознания и правовой культуры нового типа - приоритетного направления правовой политики российского государства.
Одновременно с этим изменение направленности функциональной роли государства в соответствии с общепринятыми в настоящее время ценностями и нормами позволяет по-новому оценить роль государственно-правового воздействия на политико-правовые и социальные процессы. При этом тенденция правовой либерализации современного государства и общества требует от россиян соответствующего юридически грамотного поведения. Решение же многообразных задач в этой сфере ставит перед государством задачу создания особого юридического механизма, который бы реально гарантировал россиянам свободу выбора и беспрепятственную реализацию их прав и законных интересов в единстве с ответственностью перед государством и обществом, а также обеспечил высокую степень их организованности при осуществлении юридически значимого поведения.
В этих условиях оптимизация правовоспитательного воздействия обеспечит достижение более ощутимых результатов в процессе внедрения новых методик для модификации традиционных подходов
к правовому воспитанию и юридическому образованию, которые сложились ранее и, безусловно, сыграли свою позитивную роль в правовой практике российского государства.
Таким образом, возрастание значения задач правовой политики, связанных с разработкой общегосударственной концепции правового воспитания и юридического образования и осуществление программ их практической реализации будет во многом способствовать преодолению деструктивного воздействии на правосознание россиян трансформационных и кризисных процессов последнего десятилетия.
В силу этого осуществление российским государством эффективной правовоспитательной политики будет способствовать поднятию престижа права на качественно новый уровень, воспитывать к нему уважительное отношение, создавать условия для формирования активной правовой позиции россиян, стимулировать их социально-правовую и гражданскую активность, осуществлять правовую информированность и правообразовательную деятельность, эффективно привлекать как государственные, так и внегосударственные институты к осуществлению правовоспитательной деятельности в целях формирования у россиян нового типа правосознания и правовой культуры как априорных факторов государственно-правового развития современной России.
Вместе с тем нельзя не учитывать, что в настоящее время большинство традиционно сложившихся и унаследованных от советского прошлого форм и методов правовоспитательного воздействия конкретно изменили свое содержание, некоторые из них не применяются ввиду происходящих трансформационных изменений российского общества и смены политико-правовых ориентиров государственно-правового развития.
Тем не менее, являясь по своей сути классическими, многие формы правовоспитательного воздействия хотя и претерпели изменения в своем формальном выражении, но сохранили свою сущность и в настоящее время. Это такие, как правовое обучение, индивидуальная правовоспитательная работа, юридическая клиника для населения и т.п.
Анализируя современное состояние форм правовоспитательного воздействия, представляется необходимым отметить, что сложившаяся современная правовоспитательная практика позволяет
определять в качестве формы осуществления правовоспитательного процесса внешнее организационное осуществление правовоспитательных действий и правовоспитательной работы.
При этом критерии эффективности правовоспитательного процесса напрямую зависят от его формы. Применительно же к современным реалиям следует говорить о трех основных формах правовоспитательного процесса: массовой (потенциально охватывающей все российское население и реализующейся на уровне правовой идеологии), коллективной или групповой (осуществляемой в отношении определенной социальной группы или отдельно взятого коллектива), индивидуальной (применяемой в отношении конкретной личности).
С точки зрения современных реалий формы правовоспитательного воздействия приобретают несколько иной смысл, чем ранее, скажем, в советский период. В настоящее время уже не принято говорить о таких формах осуществления правовоспитательной деятельности, как правовой всеобуч, правовая агитация, правовая пропаганда и т.п.
В современной правовоспитательной практике постоянно приходится сталкиваться с понятием формы правового воспитания, под которым подразумевается внешнее проявление правовоспитательного процесса [1, с. 265]. Безусловно, ни у кого не вызывает сомнений, что эффективность правовоспитательного процесса во многом зависит от формы его организации.
В настоящее время в условиях формирования рыночных механизмов и переориентации российского общества на ценности и реалии правового государства и гражданского общества приходится констатировать, что у государства фактически нет возможностей для оптимизации правовоспитательной деятельности, а те формы правовоспитательного воздействия, которые были выработаны и активно внедрялись в практику в советское время, уже не могут применяться по причинам вполне объективного характера.
В этих условиях у права усиливается правовоспитательная функция, которая позволяет формировать высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе. Право не только играет главенствующую роль в установлении стабильности государства и общества, но и ориентирует правосознание на такие важнейшие идеи и принципы, как взаимное уважение прав и свобод, поддержание и совершенствование правопорядка. В этом контексте право представляет собой своео-
бразный критерий социальной жизни, которая отражает уровень цивилизованности общественных отношений, а правовоспитательная функция права тем самым позволяет не только влиять на развитие общественных отношений, но и формировать нравственно-духовную основу жизнедеятельности российского общества.
Таким образом, применяемые в настоящее время формы правового воспитания должны способствовать интеллектуальному и духовному развитию современной личности, ориентировать ее на высокий уровень социальной активности, на положительное поведение, соответствующее ценностям и нормам формирующегося в России гражданского общества [2, с. 21]. Все это требует наивысшего духовно-нравственного самовыражения, которое обеспечивается, в том числе, и под воздействием нормативно-правовой регуляции.
В этой связи нельзя не согласиться с мнением В.В. Сорокина о том, что «подлинное право укореняется в душе человека, делая его нравственным и ответственным». А следование нравственному чувству делает человека правопослушным и позволяет бесконфликтно разрешать правовые споры. По его мнению, право есть прежде всего победа совести, а правосознание - форма ее проявления [3, с. 26].
Такой подход представляется нам вполне оправданным, так как отражает обусловленность правосознания не только правовой активностью и правовой позицией человека, а его духовно-нравственным потенциалом, что отражает особенности современной практики.
Рассматривая формы современного правовоспитательного процесса, нельзя не упомянуть о правовом воспитании в системе общего и высшего образования. Здесь присутствует своя определенная специфика [1, с. 260]. В зависимости от нее и от решаемой воспитательной задачи формы правовоспитательной работы можно в современных условиях разделить на три вида: организационные формы (например, разъяснительная работа среди населения по поводу издания какого-либо нормативно-правового акта, скажем, об эффективности размещения пенсионных средств в негосударственных пенсионных фондах; заседания органов местного самоуправления по вопросам проведения правовой работы и т.п.); познавательные формы (правовое обучение, правовое информирование населения, юридические клиники и т.п.); иные формы (СМИ, периодическая печать и т.д.).
Рассматривая с позиций современных реалий специфику форм осуществления правовоспитательного процесса, следует иметь в виду, что каждая отдельно взятая форма правовоспитательного воздействия решает не одну воспитательную задачу - формирование высокого уровня правосознания и правовой культуры, а направлена на развитие представлений о правовых основах современного государства и общества, усвоение необходимого объема правовых знаний, формирование ответственного отношения к своим обязанностям, развитие навыков уважения прав и свобод других людей и т.д.
Достижение целей правового воспитания также осуществляется в процессе реализации правовоспитательных методов. Рассматривая их особенности, мы полагаем, что методы современного правовоспитательного процесса составляют совокупность способов воспитательного воздействия, в процессе которых формируется правосознание, ценностно-правовые ориентиры, правовая культура, наконец, привычка к правомерному законопослушному поведению. При этом сочетание методов в каждом случае должно быть адекватно поставленной цели и уровню правосознания и правовой культуры воспитуемых.
Каждый метод правовоспитательного воздействия применяется различно в зависимости от специфики правовоспитательной работы, характера воспитуемых, поставленных целей и задач правовоспитательной деятельности. Различия в применении правовоспитательных методов проявляются в приемах правового воспитания, которые являются частью общего метода и представляют собой конкретные воспитательные мероприятия субъекта правового воспитания. При этом следует отметить, что задача совершенствования правовоспитательных методов является постоянной и важной, а каждый субъект воспитания должен применять правовоспитательные методики сообразно конкретным условиям правовоспитательного процесса.
Теоретические основы методики правового воспитания так же, как и самой проблемы правового воспитания, были заложены в советский период, однако с тех пор методика правовоспитательного воздействия практически не изменилась. До сих пор субъекты, осуществляющие правовоспитательное воздействие, успешно используют накопленный ранее опыт.
Методы современного правовоспитательного процесса составляют совокупность способов воспитательного воздействия, в процессе которых
формируется правосознание, ценностно-правовые ориентиры, правовая культура, наконец, привычка к правомерному законопослушному поведению.
В основу современного правовоспитательного процесса положены две группы методов воспитательного воздействия: метод прямого воздействия, результатом которого является формирование правовой психологии, правовых установок, активной гражданской позиции личности, групп, коллективов и метод опосредованного воздействия, осуществляемый посредством СМИ через механизмы общественного мнения и т.п. В своей совокупности формы и методы правовоспитательного воздействия образуют правовоспитательные технологии, обеспечивающие реализацию приемов, способов и средств достижения необходимых результатов правовоспитательного воздействия и соответствующих им моделей правового воспитания.
Особую роль в оптимизации правовоспитательного процесса в настоящее время играют юридические технологии, охватывающие в своей совокупности определенные операциональные процедуры и, соответственно, конкретную систему юридической деятельности. Эти процедуры, как и сама деятельность, детерминированы инструментальной системой, которая в конечном итоге влияет на социально-правовое пространство, определяет структуру управления социальными и правовыми процессами, конкретизирует предмет и объект управленческого воздействия и формирует социально-правовые и экономические последствия, а также информационную среду и то предметное поле, в котором применяемая данная технология и реализуется управленческая регуляция.
Безусловно, важнейшим компонентом социальных и юридических технологий является правовой менталитет, социально-экономические и информационные ресурсы, рациональный характер юридической деятельности, ее целенаправленность, включенность в культурно-правовое пространство российского общества и соответствие его ценностным ориентирам и реалиям.
И если основная задача правового воспитания состоит в формировании истинного правосознания и правовой культуры, то главная задача государства проецируется в сфере правовой политики, которая, таким образом, должна быть направлена на поиск путей повышения эффективности качества и результативности деятельности государственных органов и учреждений, общественных организаций и объединений, способных осуществлять правовос-
питательную деятельность, эффективность которой складывается из многих факторов. Первоочередным из них, на наш взгляд, является управленческая регуляция в сфере правовоспитательного воздействия.
Литература
1. Левитан К.М. Юридическая педагогика. М., 2007.
2. Яковлев Е.В. Гражданская культура как условие социально-правовой активности и правовой социализации личности в процессе формирования в России гражданского общества: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009.
3. Сорокин В.В. Совесть как элемент русского православного правосознания // Государство и право. 2011. № 3.
Krygina Irina Alexandrovna, Candidate of law, Associate professor of the department of theory and history of law and state, South-Russian Institute of Management - branch of the Presidential Academy of the National Economy and Public Administration (70, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
OPTIMIZATION OF LAW-MAKING TECHNOLOGIES IN MODERN CONDITIONS
Abstract
The article analyzes the basis of the direction previouspicture policy in modern conditions; discusses the problems of educational influence in the process of modernization changes in Russian society and focuses on the specifics of the implementation previouspagelink technologies.
Keywords: legal policy, legal education, propositionally process, previouspicture technology.
References
1. Levitan K.M. Yuridicheskaya pedagogika. M., 2007.
2. YakovlevE.V. Grazhdanskaya kul'tura kak uslovie social'no-pravovoy aktivnosti I pravovoy socializacii lichnosti v processe formirovaniya v Rossii grazhdanskogo obschestva: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Krasnodar, 2009.
3. Sorokin V.V. Sovest' kak element russkogo pravoslavnogo pravosoznaniya // Gosudarstvo i pravo. 2011. № 3.
УДК 340.11
К ВОПРОСУ ОБ АКСИОМАХ ПРАВОСОЗНАНИЯ
Гаппоев аспирант кафедры теории и истории
Ахмат Асламбекович государства и права,
Южный федеральный университет (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 88) E-mail: [email protected]
Аннотация
В настоящей статье рассмотрено соотношение права, правосознания, правопонимания и их взаимосвязь с аксиомами правосознания. Дана оценка роли и места аксиом в праве. Проанализированы существующие определения аксиом правосознания. Предложено авторское определение понятия аксиом правосознания.
Ключевые слова: правосознание, аксиомы правосознания, право, правовые аксиомы, права человека.
Российское общество традиционно характеризуется противоречивостью интересов различных социальных групп и слоев, его составляющих. Противоречия эти являются следствием естественного
развития общества как совокупности индивидов. Человек - социальное существо, бытность индивида определяется его существованием в обществе, а стало быть, существование человека нуждает-