Научная статья на тему 'Оптимизация правовоспитательных технологий в современных условиях'

Оптимизация правовоспитательных технологий в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLICY / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / LEGAL EDUCATION / ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / PROPOSITIONALLY PROCESS / ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PREVIOUSPICTURE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крыгина Ирина Александровна

В статье анализируются основные направления правовоспитательной политики государства в современных условиях; рассматриваются проблемы воспитательного воздействия в процессе происходящих модернизационных изменений российского общества и специфика реализации правовоспитательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Крыгина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF LAW-MAKING TECHNOLOGIES IN MODERN CONDITIONS

The article analyzes the basis of the direction previouspicture policy in modern conditions; discusses the problems of educational infuence in the process of modernization changes in Russian society and focuses on the specifcs of the implementation previouspagelink technologies.

Текст научной работы на тему «Оптимизация правовоспитательных технологий в современных условиях»

9. Federal'nyj zakon RF ot 30.04.1999 g. №81, 1999 g. « Kodeks torgo-vogo moreplavaniya Rossijskoj Federacii» // Konsul'tantPlyus.

10. Federal'nyj zakon RF ot 08.11.2007 g. №261 «O morskih portah v Rossijskoj Federacii...» // Konsul'tantPlyus.

11. Federal'nyj zakon RF ot 30.12.2012 g. №287 «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O kontinental'nom shel'fe Rossijskoj Federacii i FZ «O vnutrennih morskih vodah, territorial'nom more i prilezhashchej zone Rossijskoj Federacii» // Konsul'tantPlyus.

12. Federal'nyj zakon RF ot 23.11.1995 g. №174 «Ob ehkologicheskoj ehkspertize» // Konsul'tantPlyus.

13. Prikaz mintransa Rossii ot 04.03. 2013 g. №62 «Ob utverzhdenii Obyazatel'nyh postanovlenij v morskom portu Rostov-na-Donu» // Konsul'tantPlyus.

14. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 14.07. 2010 g. № 1160-r (s izm., vnesennymi rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 23.04.2013 №667-r) «Ob ustanovlenii granic morskogo porta Rostov-na-Donu» // Konsul'tantPlyus.

15. Rasporyazhenie Rosmorrechflota ot 15.11.2010 g. №AD-323-r «O vnesenii svedenij o morskom porte Rostov-na-Donu v Reestr morskih portov Rossijskoj Federacii»//Konsul'tantPlyus.

16. Prikaz mintransa Rossii ot 13.12. 2012 g. №430 «Ob utverzhdenii Obyazatel'nyh postanovlenij v morskom portu Azov» // Konsul'tantPlyus.

17. Prikaz Mintransa Rossii ot 15.03.2012 goda №62 «Ob utverzhdenii Polozheniya o diplomirovanii chlenov ehkipazhej morskih sudov» // Konsul'tantPlyus.

18. Konvenciya o Mezhdunarodnyh pravilah preduprezhdeniya stolknovenij sudov v more, 1972 . Izdanie Glavnogo upravleniya navigacii i okeanografii MO RF, 1973.

19. Prikaz Mintransa Rossii ot 14.10.2002 goda №129 «Ob utverzhdenii Pravil plavaniya po vnutrennim vodnym putyam RF» // Konsul'tantPlyus.

20. Reshenie Arbitrazhnogo suda Rostovskoj oblasti po zayavleniyu ZAO «RIF» k Departamentu Rosprirodnadzora po YUFO ot 09.04.2013 g., delo №A53-1598/13// rostov. arbitr.ru

21. Postanovlenie 15 arbitrazhnogo apellyacionnogo suda po proverke zakonnosti i obosnovannosti reshenij (opredelenij) arbitrazhnyh sudov, ne vstupivshih v zakonnuyu silu po apellyacii Departamento Rosprirodnadzora po YUFO ot 26.06.2013 g., delo №A53-1598/13, 15 AP-6909/2013//rostov.arbitr.ru

22. Postanovlenie federal'nogo arbitrazhnogo suda Severo-Kavkazskogo okruga (kassacionnaya instanciya) o rassmotrenii kas-sacionnoj zhaloby Departamenta Rosprirodnadzora po YUFO ot 06.09.2013 g., delo №A53-1598/13, 15 AP-6909/2013//rostov.arbitr.ru

23. Reshenie Arbitrazhnogo suda Rostovskoj oblasti po zayavleniyu OAO «Azovskij zavod strojmaterialov» k Departamentu Rosprirodnadzora po YUFO ot 03.07.2013 g., delo №A53-5265/13// rostov. arbitr.ru

24. Skrynnik A.M. Problemy pravovogo statusa morskih portov, raspolozhennyh na akvatoriyah rek//Rossijskaya yusticiya, 2014, № 2.

УДК 340

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Крыгина кандидат юридических наук, доцент кафедры

Ирина Александровна теории и истории права и государства,

Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70) E-mail: [email protected] Аннотация

В статье анализируются основные направления правовоспитатель-ной политики государства в современных условиях; рассматриваются проблемы воспитательного воздействия в процессе происходящих модернизационных изменений российского общества и специфика реализации правовоспитательных технологий.

Ключевые слова: правовая политика, правовое воспитание, правовоспитательный процесс, правовоспитательные технологии.

Правовое воспитание было и остается одной из важнейших сфер юридической деятельности, а следовательно, может быть отнесено к одному из приоритетных направлений функциональной деятельности российского государства. Безусловно, что в современных условиях изменяющихся социально-правовых реалий правовоспитательный процесс фактически выступает одним из решающих факторов, способных обеспечить успех и эффективность преобразований в государственно-правовой сфере, особенно в процессе всестороннего противодействия коррупции и криминализации российского общества.

Особую актуальность, таким образом, в процессе осуществления российским государством своих функций приобретает деятельность, направленная на формирование новых ценностно-правовых ори-ентаций россиян и одновременно с этим создание возможности для осознанного, т.е. свободного их включения в социальную и политико-правовую жизнь российского общества. В этом смысле вследствие объективно складывающихся реалий актуализируется проблема правовоспитательного воздействия как одного из важнейших способов формирования правосознания и правовой культуры нового типа - приоритетного направления правовой политики российского государства.

Одновременно с этим изменение направленности функциональной роли государства в соответствии с общепринятыми в настоящее время ценностями и нормами позволяет по-новому оценить роль государственно-правового воздействия на политико-правовые и социальные процессы. При этом тенденция правовой либерализации современного государства и общества требует от россиян соответствующего юридически грамотного поведения. Решение же многообразных задач в этой сфере ставит перед государством задачу создания особого юридического механизма, который бы реально гарантировал россиянам свободу выбора и беспрепятственную реализацию их прав и законных интересов в единстве с ответственностью перед государством и обществом, а также обеспечил высокую степень их организованности при осуществлении юридически значимого поведения.

В этих условиях оптимизация правовоспитательного воздействия обеспечит достижение более ощутимых результатов в процессе внедрения новых методик для модификации традиционных подходов

к правовому воспитанию и юридическому образованию, которые сложились ранее и, безусловно, сыграли свою позитивную роль в правовой практике российского государства.

Таким образом, возрастание значения задач правовой политики, связанных с разработкой общегосударственной концепции правового воспитания и юридического образования и осуществление программ их практической реализации будет во многом способствовать преодолению деструктивного воздействии на правосознание россиян трансформационных и кризисных процессов последнего десятилетия.

В силу этого осуществление российским государством эффективной правовоспитательной политики будет способствовать поднятию престижа права на качественно новый уровень, воспитывать к нему уважительное отношение, создавать условия для формирования активной правовой позиции россиян, стимулировать их социально-правовую и гражданскую активность, осуществлять правовую информированность и правообразовательную деятельность, эффективно привлекать как государственные, так и внегосударственные институты к осуществлению правовоспитательной деятельности в целях формирования у россиян нового типа правосознания и правовой культуры как априорных факторов государственно-правового развития современной России.

Вместе с тем нельзя не учитывать, что в настоящее время большинство традиционно сложившихся и унаследованных от советского прошлого форм и методов правовоспитательного воздействия конкретно изменили свое содержание, некоторые из них не применяются ввиду происходящих трансформационных изменений российского общества и смены политико-правовых ориентиров государственно-правового развития.

Тем не менее, являясь по своей сути классическими, многие формы правовоспитательного воздействия хотя и претерпели изменения в своем формальном выражении, но сохранили свою сущность и в настоящее время. Это такие, как правовое обучение, индивидуальная правовоспитательная работа, юридическая клиника для населения и т.п.

Анализируя современное состояние форм правовоспитательного воздействия, представляется необходимым отметить, что сложившаяся современная правовоспитательная практика позволяет

определять в качестве формы осуществления правовоспитательного процесса внешнее организационное осуществление правовоспитательных действий и правовоспитательной работы.

При этом критерии эффективности правовоспитательного процесса напрямую зависят от его формы. Применительно же к современным реалиям следует говорить о трех основных формах правовоспитательного процесса: массовой (потенциально охватывающей все российское население и реализующейся на уровне правовой идеологии), коллективной или групповой (осуществляемой в отношении определенной социальной группы или отдельно взятого коллектива), индивидуальной (применяемой в отношении конкретной личности).

С точки зрения современных реалий формы правовоспитательного воздействия приобретают несколько иной смысл, чем ранее, скажем, в советский период. В настоящее время уже не принято говорить о таких формах осуществления правовоспитательной деятельности, как правовой всеобуч, правовая агитация, правовая пропаганда и т.п.

В современной правовоспитательной практике постоянно приходится сталкиваться с понятием формы правового воспитания, под которым подразумевается внешнее проявление правовоспитательного процесса [1, с. 265]. Безусловно, ни у кого не вызывает сомнений, что эффективность правовоспитательного процесса во многом зависит от формы его организации.

В настоящее время в условиях формирования рыночных механизмов и переориентации российского общества на ценности и реалии правового государства и гражданского общества приходится констатировать, что у государства фактически нет возможностей для оптимизации правовоспитательной деятельности, а те формы правовоспитательного воздействия, которые были выработаны и активно внедрялись в практику в советское время, уже не могут применяться по причинам вполне объективного характера.

В этих условиях у права усиливается правовоспитательная функция, которая позволяет формировать высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе. Право не только играет главенствующую роль в установлении стабильности государства и общества, но и ориентирует правосознание на такие важнейшие идеи и принципы, как взаимное уважение прав и свобод, поддержание и совершенствование правопорядка. В этом контексте право представляет собой своео-

бразный критерий социальной жизни, которая отражает уровень цивилизованности общественных отношений, а правовоспитательная функция права тем самым позволяет не только влиять на развитие общественных отношений, но и формировать нравственно-духовную основу жизнедеятельности российского общества.

Таким образом, применяемые в настоящее время формы правового воспитания должны способствовать интеллектуальному и духовному развитию современной личности, ориентировать ее на высокий уровень социальной активности, на положительное поведение, соответствующее ценностям и нормам формирующегося в России гражданского общества [2, с. 21]. Все это требует наивысшего духовно-нравственного самовыражения, которое обеспечивается, в том числе, и под воздействием нормативно-правовой регуляции.

В этой связи нельзя не согласиться с мнением В.В. Сорокина о том, что «подлинное право укореняется в душе человека, делая его нравственным и ответственным». А следование нравственному чувству делает человека правопослушным и позволяет бесконфликтно разрешать правовые споры. По его мнению, право есть прежде всего победа совести, а правосознание - форма ее проявления [3, с. 26].

Такой подход представляется нам вполне оправданным, так как отражает обусловленность правосознания не только правовой активностью и правовой позицией человека, а его духовно-нравственным потенциалом, что отражает особенности современной практики.

Рассматривая формы современного правовоспитательного процесса, нельзя не упомянуть о правовом воспитании в системе общего и высшего образования. Здесь присутствует своя определенная специфика [1, с. 260]. В зависимости от нее и от решаемой воспитательной задачи формы правовоспитательной работы можно в современных условиях разделить на три вида: организационные формы (например, разъяснительная работа среди населения по поводу издания какого-либо нормативно-правового акта, скажем, об эффективности размещения пенсионных средств в негосударственных пенсионных фондах; заседания органов местного самоуправления по вопросам проведения правовой работы и т.п.); познавательные формы (правовое обучение, правовое информирование населения, юридические клиники и т.п.); иные формы (СМИ, периодическая печать и т.д.).

Рассматривая с позиций современных реалий специфику форм осуществления правовоспитательного процесса, следует иметь в виду, что каждая отдельно взятая форма правовоспитательного воздействия решает не одну воспитательную задачу - формирование высокого уровня правосознания и правовой культуры, а направлена на развитие представлений о правовых основах современного государства и общества, усвоение необходимого объема правовых знаний, формирование ответственного отношения к своим обязанностям, развитие навыков уважения прав и свобод других людей и т.д.

Достижение целей правового воспитания также осуществляется в процессе реализации правовоспитательных методов. Рассматривая их особенности, мы полагаем, что методы современного правовоспитательного процесса составляют совокупность способов воспитательного воздействия, в процессе которых формируется правосознание, ценностно-правовые ориентиры, правовая культура, наконец, привычка к правомерному законопослушному поведению. При этом сочетание методов в каждом случае должно быть адекватно поставленной цели и уровню правосознания и правовой культуры воспитуемых.

Каждый метод правовоспитательного воздействия применяется различно в зависимости от специфики правовоспитательной работы, характера воспитуемых, поставленных целей и задач правовоспитательной деятельности. Различия в применении правовоспитательных методов проявляются в приемах правового воспитания, которые являются частью общего метода и представляют собой конкретные воспитательные мероприятия субъекта правового воспитания. При этом следует отметить, что задача совершенствования правовоспитательных методов является постоянной и важной, а каждый субъект воспитания должен применять правовоспитательные методики сообразно конкретным условиям правовоспитательного процесса.

Теоретические основы методики правового воспитания так же, как и самой проблемы правового воспитания, были заложены в советский период, однако с тех пор методика правовоспитательного воздействия практически не изменилась. До сих пор субъекты, осуществляющие правовоспитательное воздействие, успешно используют накопленный ранее опыт.

Методы современного правовоспитательного процесса составляют совокупность способов воспитательного воздействия, в процессе которых

формируется правосознание, ценностно-правовые ориентиры, правовая культура, наконец, привычка к правомерному законопослушному поведению.

В основу современного правовоспитательного процесса положены две группы методов воспитательного воздействия: метод прямого воздействия, результатом которого является формирование правовой психологии, правовых установок, активной гражданской позиции личности, групп, коллективов и метод опосредованного воздействия, осуществляемый посредством СМИ через механизмы общественного мнения и т.п. В своей совокупности формы и методы правовоспитательного воздействия образуют правовоспитательные технологии, обеспечивающие реализацию приемов, способов и средств достижения необходимых результатов правовоспитательного воздействия и соответствующих им моделей правового воспитания.

Особую роль в оптимизации правовоспитательного процесса в настоящее время играют юридические технологии, охватывающие в своей совокупности определенные операциональные процедуры и, соответственно, конкретную систему юридической деятельности. Эти процедуры, как и сама деятельность, детерминированы инструментальной системой, которая в конечном итоге влияет на социально-правовое пространство, определяет структуру управления социальными и правовыми процессами, конкретизирует предмет и объект управленческого воздействия и формирует социально-правовые и экономические последствия, а также информационную среду и то предметное поле, в котором применяемая данная технология и реализуется управленческая регуляция.

Безусловно, важнейшим компонентом социальных и юридических технологий является правовой менталитет, социально-экономические и информационные ресурсы, рациональный характер юридической деятельности, ее целенаправленность, включенность в культурно-правовое пространство российского общества и соответствие его ценностным ориентирам и реалиям.

И если основная задача правового воспитания состоит в формировании истинного правосознания и правовой культуры, то главная задача государства проецируется в сфере правовой политики, которая, таким образом, должна быть направлена на поиск путей повышения эффективности качества и результативности деятельности государственных органов и учреждений, общественных организаций и объединений, способных осуществлять правовос-

питательную деятельность, эффективность которой складывается из многих факторов. Первоочередным из них, на наш взгляд, является управленческая регуляция в сфере правовоспитательного воздействия.

Литература

1. Левитан К.М. Юридическая педагогика. М., 2007.

2. Яковлев Е.В. Гражданская культура как условие социально-правовой активности и правовой социализации личности в процессе формирования в России гражданского общества: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009.

3. Сорокин В.В. Совесть как элемент русского православного правосознания // Государство и право. 2011. № 3.

Krygina Irina Alexandrovna, Candidate of law, Associate professor of the department of theory and history of law and state, South-Russian Institute of Management - branch of the Presidential Academy of the National Economy and Public Administration (70, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]

OPTIMIZATION OF LAW-MAKING TECHNOLOGIES IN MODERN CONDITIONS

Abstract

The article analyzes the basis of the direction previouspicture policy in modern conditions; discusses the problems of educational influence in the process of modernization changes in Russian society and focuses on the specifics of the implementation previouspagelink technologies.

Keywords: legal policy, legal education, propositionally process, previouspicture technology.

References

1. Levitan K.M. Yuridicheskaya pedagogika. M., 2007.

2. YakovlevE.V. Grazhdanskaya kul'tura kak uslovie social'no-pravovoy aktivnosti I pravovoy socializacii lichnosti v processe formirovaniya v Rossii grazhdanskogo obschestva: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Krasnodar, 2009.

3. Sorokin V.V. Sovest' kak element russkogo pravoslavnogo pravosoznaniya // Gosudarstvo i pravo. 2011. № 3.

УДК 340.11

К ВОПРОСУ ОБ АКСИОМАХ ПРАВОСОЗНАНИЯ

Гаппоев аспирант кафедры теории и истории

Ахмат Асламбекович государства и права,

Южный федеральный университет (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 88) E-mail: [email protected]

Аннотация

В настоящей статье рассмотрено соотношение права, правосознания, правопонимания и их взаимосвязь с аксиомами правосознания. Дана оценка роли и места аксиом в праве. Проанализированы существующие определения аксиом правосознания. Предложено авторское определение понятия аксиом правосознания.

Ключевые слова: правосознание, аксиомы правосознания, право, правовые аксиомы, права человека.

Российское общество традиционно характеризуется противоречивостью интересов различных социальных групп и слоев, его составляющих. Противоречия эти являются следствием естественного

развития общества как совокупности индивидов. Человек - социальное существо, бытность индивида определяется его существованием в обществе, а стало быть, существование человека нуждает-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.