УДК 341.225
ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИИ И РОССИЙСКИХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В ОБЛАСТИ ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОРСКИХ ПОРТОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА АКВАТОРИЯХ РЕК (НА ПРИМЕРЕ МОРСКИХ ПОРТОВ РОСТОВ-НА-ДОНУ И АЗОВ)
Скрынник кандидат экономических наук, доцент
Анатолий Михайлович кафедры теории и истории права
и государства,
Южно-Российский институт управления -
филиал Российской академии народного
хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ
(344002, Россия, г. Ростов-на-Дону,
ул. Пушкинская, 70)
E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы правоприменительной практики при регулировании деятельности морских портов, расположенных на акваториях рек, субъектов морской транспортной инфраструктуры.
Ключевые слова: морской порт, внутренние морские воды, акватория рек, государственная экологическая экспертиза, морское право, правоприменительная практика..
Существует множество важных вещей, без которых нашу жизнь нельзя представить и которые кажутся настолько обыденными, что мы не обращаем на них особого внимания. Вот так и с морскими портами. В лучшем случае мы знаем, где они расположены, да и то нередко лишь приблизительно [1].
По о собенностям транспортно-географиче ского положения, морфологии берегов, связям с внутренними водными путями морские порты подразделяют на четыре группы:
- расположенные в глубоких природных бухтах, защищенных от открытого моря мысами, выполняющими роль естественных волноломов;
- расположенные в неглубоких заливах или на береговых равнинах, когда защита от открытого моря обеспечивается с помощью искусственных волноломов;
- расположенные в эстуариях судоходных рек вдали от устья;
- расположенные в устьях рек.
Общее число морских портов, обеспечивающих международные перевозки, превышает в настоящее время 2,2 тыс. Из них около 900 находится в Европе, более 500 - в Америке, около 400 - в Азии, остальные - в других регионах мира [2].
На сентябрь 2014 года общее количество морских портов, расположенных в России - 69, из них: 22 в Тихоокеанском бассейне, 20 в Арктическом ба-сейне, 7 в Балтийском бассейне, 17 в Черноморско-Азовском бассейне и 3 - в Каспийском [3]. В настоящее время в мировой практике сложилось так, что многие морские порты располагаются в устьях рек и Россия движется в фарватере мировой тенденции в этом вопросе.
Однако в процессе перевода портов из разряда устьевых в морские и их дальнейшей эксплуатации в новом статусе возникают проблемы правоприменительной практики: торговое мореплавание регулируется нормами международного права (за исключением каботажных перевозок, доля которых в экономике России незначительна, в основном это т.н. «северный завоз»). Акватория Нижнего Дона (устья), порты Азов и Ростов-на-Дону, расположенные на этой акватории, входят в Единую глубоководную систему Европейской части России и порты международного значения. Они включены в Европейское соглашение о важнейших внутренних водных путях международного значения, заключенное в Женеве 19.01.1996 г. [4] государствами, являющимися членами Европейской экономической
комиссии Организации Объединенных Наций. Россия подписала указанное Соглашение 26.09.1997 г. и утвердила постановлением Правительства РФ от 21.07.2000 г. N° 547 [5]. Соглашение вступило в силу для России 29.08.2002 г. Таким образом, правовой статус Азово-Донского бассейна как внутренних водных путей был закреплен на международном уровне.
С 2008 г. в соответствии с распоряжениями Правительства РФ [6] внутренние водные пути, проходящие по устьевым участкам акватории реки Дон, исключены из состава внутренних водных путей. Однако нормативно-правовая база такого «оморячивания» в настоящее время не в полной мере соответствует требованиям международных договоров Российской Федерации, в частности, Конвенции ООН по морскому праву 1982 года [7] и основных российских «морских» федеральных законов: ФЗ-155, 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» (далее, ФЗ-155, 1998 г.) [8], ФЗ-81, 1999 г. «Кодекс торгового мореплавания РФ» (Далее, КТМ РФ) [9] и ФЗ-261, 2007 г. «О морских портах РФ...» [10] (далее, ФЗ-271, 2007 г.).
Статьей 2 ФЗ-287, 2012 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации и ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» [11] (далее, ФЗ-287, 2012 г.) были внесены изменения в ФЗ-155, 1998 года «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», путем дополнения его статьей 16.1. «Особенности эксплуатации, использования искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведения буровых работ при региональном геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море».
В связи с выходом в свет ФЗ-287, 2012 г. административные органы (администрации морских портов, контрольно-надзорные органы Росприрод-надзора (федеральные и субъектов РФ), МЧС РФ) стали требовать от субъектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, осуществляющих операции по перевозке нефтепродуктов на внутренних водных путях, но заходящих на акватории морских портов, расположенных на акваториях рек, проведения государственной экологической экс-
пертизы при утверждении Планов по ликвидации разливов нефти, предусмотренные пунктом 7 ст. 11 ФЗ-174, 1995 г. «Об экологической экспертизе» (далее, ФЗ-187, 1995 г.) [12]. В связи с этим возникает вопрос, а есть ли правовые основания для отнесения акватории морского порта, расположенного на акватории реки к внутренним морским водам и какова правомочность требований уполномоченных административных органов по применению норм международного и российского морского права к сложившимся условиям хозяйствования?
Рассмотрим затронутую проблему на примере морских портов Ростов-на-Дону и Азов. Пунктом 5. Приказа Минтранса России от 4.03.2013 № 62 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Ростов-на-Дону» [13] морской порт расположен на реке Дон от 3121 км (устье реки Аксай) по течению реки Дон до 3151 км реки Дон (устье реки Койсуг). Границы морского порта Ростов-на-Дону установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2010 г. №1160-р [14]. Сведения о морском порте Ростов-на-Дону внесены в Реестр морских портов Российской Фе-дерации[15]. Пунктом 3 приказа Минтранса Росси от 13.12.2012 г. № 430 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Азов[16] морской порт расположен в устье реки Дон от 3151 км реки Дон до приемного светящегося буя №1 Азово-Донского морского канала, включая внешний рейд № 6 и рукав Каланча, до остановочного пункта Ду-гино.
В то же время хотелось бы отметить, что на акватории морских портов Ростов-на-Дону и Азов заходят в основном суда внутреннего водного плавания и суда типа «река-море», с учетом незначительных гарантированных (до 4-х метров) глубин на судовом ходу.
В соответствии со статьей 14 ФЗ-261, 2007 года «О морских портах в Российской Федерации...» капитан морского порта издает обязательные для исполнения постановления. Администрации морских портов Ростов-на-Дону и Азов стали требовать от судовладельцев, осуществляющих деятельность на внутренних водных путях, выполнение п. 89 приказа Минтранса России от 2013 г. №62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов» [17] наличие у лиц несущих ходовую вахту документа, подтверждающего знание Конвенции и Международных правил предупреждения столкновения судов в море 1972 года (далее, МППСС-72) [18] и требований
Международной гидрографической организации по навигационно-гидрографическому обеспечению морского судоходства для лиц, несущих ходовую вахту на судах внутреннего водного плавания при их плавании с внутренних водных путей в акватории морских портов и на подходах к ним. Подтверждение должно выдаваться капитаном морского порта после сдачи квалификационного испытания по программе, согласованной с Росморречфлотом.
Заметим, что действие Конвенции и одноименных с ними Правил - МППСС-72 направлены на предотвращение навигационных происшествий с морскими судами в морях, а не на акваториях рек. Правила плавания на акваториях рек в настоящее время предусмотрены национальным нормативным правовым актом - приказом Минтранса России №129, 2002 г. «Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации» [19]. Статьей 1 Правил установлено, что они действуют на внутренних водных путях, открытых в установленном порядке для судоходства, за исключением устьевых участков рек с морским режимом. В то же время нормативный правовой акт, определяющий и закрепляющий за определенными акваториями рек такой режим (статус) - отсутствует.
Статьей 2 ФЗ-155, 1998 г. определено, что к внутренним морским водам относятся воды: портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов.
Согласно ст. 9 КТМ РФ под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктур морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта. С учетом расположения морских портов Ростов-на-Дону и Азов на реке Дон трудно определить удаление в сторону моря гидротехнических и других постоянных сооружений порта, ввиду отсутствия такового, ну если только по географическим координатам ориентироваться на Азовское море. Как видно из толкования ст. 9 КТМ РФ, о судах внутреннего водного плавания в ней ни сказано - ни слова.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что на устьевые акватории реки Дон, на которых расположены морские порты Ростов-на-Дону и Азов - статус внутренних морских вод не распространяется (ввиду отсутствия действующей регламентирующей нормативной правовой базы).
Более того, к выводу о нераспространении на акваторию реки Дон, на которой расположены морские порты Ростов-на-Дону и Азов, статуса внутренних морских вод (ввиду отсутствия действующей регламентирующей нормативной правовой базы) пришли в принятых решениях по конкретным административным спорам арбитражные суды (по подсудности):
Арбитражный суд Ростовской области по иску ЗАО «РИФ» к Департаменту Росприроднадзора по ЮФО (далее, Департамент) об отмене предписания, выданного Департаментом, в связи с не проведением ЗАО «РИФ» государственной экологической экспертизы. Решением суда от 09.04.2013 г. по делу № А53-1598/2013 иск ЗАО «РИФ» судом удовлетворен. Проанализировав действующую нормативную правовую базу, судебный акт мотивирован тем, что статус внутренних морских вод не относится к водам морского порта Ростов-на-Дону
[20]. Постановлением 15 арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 г. решение Арбитражного суда Ростовской области оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения
[21]. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.09.2013 г. решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.04.2013 г. и Постановление 15 арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 г. оставлено без изменений, а кассационная жалоба Департамента -без удовлетворения [22].
Арбитражный суд Ростовской области по иску ОАО «Азовский завод стройматериалов» к Департаменту Росприроднадзора по ЮФО (далее, Департамент) об отмене предписания, выданного Департаментом, в связи с не проведением ОАО «Азовский завод стройматериалов» государственной экологической экспертизы. Решением суда от 03.07.2013 г. по делу № А53-5265/2013 иск ОАО «Азовский завод стройматериалов» судом удовлетворен. Проанализировав действующую нормативную правовую базу, судебный акт мотивирован тем, что статус внутренних морских вод не относится к водам морского порта Азов [23].
Вывод: проведенный нами краткий анализ основной действующей нормативной правовой
базы, регулирующей правовой статус внутренних морских вод, в частности морских портов, не затрагивает складывающегося специфического правового статуса акваторий рек с действующим морским режимом судоходства. А это в свою очередь продуцирует неправильное толкование, понимание и применение основных правовых определений и правовых норм в сфере торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, и в первую очередь - административными органами.
С учетом вышеизложенного считаем, что необходимо внести изменения:
в пункт 2 статьи 1 основополагающего «морского» нормативного правового акта, регулирующего деятельность в морских портах РФ - ФЗ-155, 1998 года «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», дополнив и изложив ее со следующим содержанием:
2. К внутренним морским водам относятся воды: портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; акватории рек (устьевые участки), для которых установлен правовой режим внутренних морских вод;
В статью 9 ФЗ-81, 1999 года «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» дополнив и изложив ее со следующим содержанием:
Статья 9. Под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта;
В пункт 5 приказа Минтранса РФ от 04.03.2013 г. № 62 «Об утверждении обязательных постановлений в морском порту Ростов-на-Дону», изложив его в следующей редакции:
Морской порт Ростов-на-Дону расположен на устьевом участке реки Дон, от 3121 км (устье реки Аксай) по течению реки Дон до 3151 км реки Дон (устье реки Койсуг), для которого установлен правовой режим внутренних морских вод:
В пункт 5 приказа Минтранса РФ от 13.12.2012 г. № 430 «Об утверждении обязательных постановлений в морском порту Азов», изложив его в следующей редакции:
Морской порт Азов расположен на устьевом участке реки Дон, от 3151 км реки Дон до приемного светящегося буя № 1 Азово-Донского морского канала, включая внешний рейд № 6 и рукав Каланча до остановочного пункта Дугино, для которого установлен правовой режим внутренних морских вод.
Существующая правовая проблема была частично поднята нами и освещена в средствах массовой информации [24, с. 83 - 84]. В то же время, ее разрешение требует принятия оперативных мер органами, уполномоченными на осуществление нормотворчества, для дальнейшей правильной правоприменительной практики.
Литература
1. Карл Лебе. Метрополии морей. М. Прогресс. 1982.
2. dic.academic.ru
3. Приказ минтранса России от 04.12. 2013 г. №373 «Об утверждении Перечней морских портов, входящих в соответствующие администрации морских портов» // КонсультантПлюс.
4. Европейское Соглашение от 19.01.1996 г. «О важнейших внутренних водных путях международного значения» // КонсультантПлюс.
5. Постановление Правительства РФ от 21.07.2000 г. №547 «Об утверждении Европейского Соглашения от 19.01.1996 г. «О важнейших внутренних водных путях международного значения» // КонсультантПлюс.
6. Распоряжение Правительства РФ от 5 мая 2008 г. № 623-р «Об утверждении изменений, которые вносятся в перечень внутренних водных путей Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
7. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Воениздат, 1985.
8. Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. № 155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // Консуль-тантПлюс.
9. Федеральный закон РФ от 30.04.1999 г. № 81, 1999 г. « Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
10. Федеральный закон РФ от 08.11.2007 г. № 261 «О морских портах в Российской Федерации.» // КонсультантПлюс.
11. Федеральный закон РФ от 30.12.2012 г. №287 «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации и ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море
и прилежащей зоне Российской Федерации» // Консуль-тантПлюс.
12. Федеральный закон РФ от 23.11.1995 г. № 174 «Об экологической экспертизе» // КонсультантПлюс.
13. Приказ минтранса России от 04.03. 2013 г. № 62 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Ростов-на-Дону» // КонсультантПлюс.
14. Распоряжение Правительства РФ от 14.07. 2010 г. № 1160-р (с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ от 23.04.2013 № 667-р) «Об установлении границ морского порта Ростов-на-Дону» // Консультант-Плюс.
15. Распоряжение Росморречфлота от 15.11.2010 г. № АД-323-р «О внесении сведений о морском порте Ростов-на-Дону в Реестр морских портов Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
16. Приказ минтранса России от 13.12. 2012 г. № 430 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Азов» // КонсультантПлюс.
17. Приказ Минтранса России от 15.03.2012 г. № 62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов» // КонсультантПлюс.
18. Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море, 1972 . Издание Главного управления навигации и океанографии МО РФ, 1973.
19. Приказ Минтранса России от 14.10.2002 г. № 129 «Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям РФ» // КонсультантПлюс.
20. Решение Арбитражного суда Ростовской области по заявлению ЗАО «РИФ» к Департаменту Росприроднадзора по ЮФО от 09.04.2013 г., дело № А53-1598/13// rostov. arbitr.ru
21. Постановление 15 арбитражного апелляционного суда по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу по апелляции Департамента Росприрод-надзора по ЮФО от 26.06.2013 г., дело № А53-1598/13, 15 АП-6909/2013/^о^а1Ый-.т
22. Постановление федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа (кассационная инстанция) о рассмотрении кассационной жалобы Департамента Росприроднадзора по ЮФО от 06.09.2013 г., дело № А53-1598/13, 15 АП-6909/2013/^о^агЬйг.т
23. Решение Арбитражного суда Ростовской области по заявлению ОАО «Азовский завод стройматериалов» к Департаменту Росприроднадзора по ЮФО от 03.07.2013 г., дело № А53-5265/13// rostov. arbitr.ru
24. Скрынник А.М. Проблемы правового статуса морских портов, расположенных на акваториях рек // Российская юстиция, 2014, № 2.
Skrynnik Anatoliy Michailovich, candidate of economics, associate professor of the department of theory and history of law and state, South-Russian Institute of Management - branch of the Presidential Academy of the National Economy and Public Administration (70, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF APPLICATION OF INTERNATIONAL TREATIES RUSSIA AND RUSSIAN REGULATIONS IN THE FIELD OF TRADE NAVIGATION TO ACTIVITY OF THE SEAPORTS LOCATED ON WATER AREAS OF THE RIVERS (ON THE EXAMPLE OF SEAPORTS ROSTOV-ON-DON AND AZOV)
Abstract
The article considers the problems of law enforcement in the regulation of Maritime ports located on the waters of the rivers, the subjects of marine transport infrastructure.
Keywords: sea port, inland sea waters, the waters of the rivers state ecological expertise, Maritime law, law enforcement practice.
References
1. KarlLebe. Metropolii morej. M. Progress.1982.
2. dic.academic.ru
3. Prikaz mintransa Rossii ot 04.12. 2013 g. №373 «Ob utverzhdenii Perechnej morskih portov, vhodyashchih v sootvetstvuyushchie admini-stracii morskih portov» // Konsul'tantPlyus.
4. Evropejskoe Soglashenie ot 19.01.1996 g. «O vazhnejshih vnutrennih vodnyh putyah mezhdunarodnogo znacheniya» // Konsul'tantPlyus.
5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21.07.2000 g. №547 «Ob utver-zhdenii Evropejskogo Soglasheniya ot 19.01.1996 g. «O vazhnejshih vnutrennih vodnyh putyah mezhdunarodnogo znacheniya» // Konsul'-tantPlyus.
6. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 5 maya 2008 g. № 623-r «Ob utverzhdenii izmenenij, kotorye vnosyatsya v perechen' vnutrennih vodnyh putej Rossijskoj Federacii» // Konsul'tantPlyus.
7. Konvenciya OON po morskomu pravu 1982 goda. Voenizdat, 1985.
8. Federal'nyj zakon RF ot 31.07.1998 g. №155 «O vnutrennih mor-skih vodah, territorial'nom more i prilezhashchej zone Rossijskoj Federacii» // Konsul'tantPlyus.
9. Federal'nyj zakon RF ot 30.04.1999 g. №81, 1999 g. « Kodeks torgo-vogo moreplavaniya Rossijskoj Federacii» // Konsul'tantPlyus.
10. Federal'nyj zakon RF ot 08.11.2007 g. №261 «O morskih portah v Rossijskoj Federacii.» // Konsul'tantPlyus.
11. Federal'nyj zakon RF ot 30.12.2012 g. №287 «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O kontinental'nom shel'fe Rossijskoj Federacii i FZ «O vnutrennih morskih vodah, territorial'nom more i prilezhashchej zone Rossijskoj Federacii» // Konsul'tantPlyus.
12. Federal'nyj zakon RF ot 23.11.1995 g. №174 «Ob ehkologicheskoj ehkspertize» // Konsul'tantPlyus.
13. Prikaz mintransa Rossii ot 04.03. 2013 g. №62 «Ob utverzhdenii Obyazatel'nyh postanovlenij v morskom portu Rostov-na-Donu» // Konsul'tantPlyus.
14. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 14.07. 2010 g. № 1160-r (s izm., vnesennymi rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 23.04.2013 №667-r) «Ob ustanovlenii granic morskogo porta Rostov-na-Donu» // Konsul'tantPlyus.
15. Rasporyazhenie Rosmorrechflota ot 15.11.2010 g. №AD-323-r «O vnesenii svedenij o morskom porte Rostov-na-Donu v Reestr morskih portov Rossijskoj Federacii»//Konsul'tantPlyus.
16. Prikaz mintransa Rossii ot 13.12. 2012 g. №430 «Ob utverzhdenii Obyazatel'nyh postanovlenij v morskom portu Azov» // Konsul'tantPlyus.
17. Prikaz Mintransa Rossii ot 15.03.2012 goda №62 «Ob utverzhdenii Polozheniya o diplomirovanii chlenov ehkipazhej morskih sudov» // Konsul'tantPlyus.
18. Konvenciya o Mezhdunarodnyh pravilah preduprezhdeniya stolknovenij sudov v more, 1972 . Izdanie Glavnogo upravleniya navigacii i okeanografii MO RF, 1973.
19. Prikaz Mintransa Rossii ot 14.10.2002 goda №129 «Ob utverzhdenii Pravil plavaniya po vnutrennim vodnym putyam RF» // Konsul'tantPlyus.
20. Reshenie Arbitrazhnogo suda Rostovskoj oblasti po zayavleniyu ZAO «RIF» k Departamentu Rosprirodnadzora po YUFO ot 09.04.2013 g., delo №A53-1598/13// rostov. arbitr.ru
21. Postanovlenie 15 arbitrazhnogo apellyacionnogo suda po proverke zakonnosti i obosnovannosti reshenij (opredelenij) arbitrazhnyh sudov, ne vstupivshih v zakonnuyu silu po apellyacii Departamenta Rosprirodnadzora po YUFO ot 26.06.2013 g., delo №A53-1598/13, 15 AP-6909/2013//rostov.arbitr.ru
22. Postanovlenie federal'nogo arbitrazhnogo suda Severo-Kavkazskogo okruga (kassacionnaya instanciya) o rassmotrenii kas-sacionnoj zhaloby Departamenta Rosprirodnadzora po YUFO ot 06.09.2013 g., delo №A53-1598/13, 15 AP-6909/2013//rostov.arbitr.ru
23. Reshenie Arbitrazhnogo suda Rostovskoj oblasti po zayavleniyu OAO «Azovskij zavod strojmaterialov» k Departamentu Rosprirodnadzora po YUFO ot 03.07.2013 g., delo №A53-5265/13// rostov. arbitr.ru
24. Skrynnik A.M. Problemy pravovogo statusa morskih portov, raspolozhennyh na akvatoriyah rek//Rossijskaya yusticiya, 2014, № 2.
УДК 340
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Крыгина кандидат юридических наук, доцент кафедры
Ирина Александровна теории и истории права и государства,
Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70) E-mail: [email protected] Аннотация
В статье анализируются основные направления правовоспитатель-ной политики государства в современных условиях; рассматриваются проблемы воспитательного воздействия в процессе происходящих модернизационных изменений российского общества и специфика реализации правовоспитательных технологий.
Ключевые слова: правовая политика, правовое воспитание, правовоспитательный процесс, правовоспитательные технологии.