Научная статья на тему 'Оптимизация методик оценки ответственности у подростков с девиантным поведением в Удмуртской Республике'

Оптимизация методик оценки ответственности у подростков с девиантным поведением в Удмуртской Республике Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
79
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация методик оценки ответственности у подростков с девиантным поведением в Удмуртской Республике»

© Т.И. Радикова, 2006 УДК 376.5(045)

Т.И. Радикова

ОПТИМИЗАЦИЯ МЕТОДИК ОЦЕНКИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Кафедра № 6 факультета профессионального иностранного языка (зав. — доц. Э.А. Иванова) Удмуртского государственного университета

При проведении психолого-психиатрических экспертиз у подростков нередко возникает потребность в оценке ответственности, особенно у лиц с девиантным поведением. Имеющийся арсенал методов не позволяет четко выбирать показания в случаях отклоняющегося поведения у подростков Удмуртской Республики.

В эксперименте приняли участие 35 подростков с девиантным поведением в возрасте 13-15 лет. Контролем (35 человек) служили дети общеобразовательных школ г. Ижевска. Методическим обеспечением исследования явились: модифицированная методика В.Л. Марищука, диагностирующая проявление 11 социально-полезных и нравственных качеств подростков, методика А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи», методика определения направленности личности, самооценка личности по Будасси. Все полученные результаты были подвергнуты статистической обработке в программе SPSS-10.

Результаты исследований показали, что модифицированная методика В.Л. Марищука, методика Будасси позволяют достоверно оценивать самооценку личности. Для лиц с девиантным поведением характерна заниженная самооценка (р<0,05), что объясняется неверием подростков в свои силы, боязнью неудач, закомплексованностью или неадекватным поведением. Проводившийся тренинг (эксперимент) сопровождающийся воспитанием ответственности у подростков с нарушением поведения позволил получить различия проявления социально-полезных и нравственных качеств — 0,054 (р<0,05), определения направленности личности — 0,024 (р<0,05).

Полученные данные свидетельствуют о высоком уровне проявления подростками социально-полезных и нравственных качеств. С помощью методики 3 после проведения эксперимента у испытуемых выявилась направленность на дело — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Также был проведен сравнительный анализ показателей у испытуемых в экспериментальной группе до и после проведения эксперимента. Были получены значимые сдвиги по показателям 1 — (0,007), 3 — (0,010), 4 — (0,000).

Сравнение показателей данного анализа выявило следующее: после проведения эксперимента у подростков в экспериментальной группе повысилась самооценка. Также в связи с повышением уровня социально-полезных и нравственных качеств у подростков появилась направленность на дело.

Исходя из чего, можем сделать вывод о том, что, приведенные данные свидетельствуют о необходимости воспитания ответственности подростков с девиантным и делинквентным поведением путем повышения у них уровня самооценки, мотивирования на удачу и стимулирования проявления нравственных качеств.

Таким образом, модифицированный метод В.Л. Мари-щука, методика Будасси позволяют объективно оценивать самооценку личности подростка с девиантным поведением, что может использоваться при проведении социально-психологических и клинико-психопатологических экспертиз.

Литература

1. Басс Б. Ориентационная анкета «Определение направленности личности», 1967.

2. Будасси С.А. Защитные механизмы личности. Программа спецкурса. — М., 1998. — 178 с.

3. Обухова Л.В. Возрастная психология. М.: Высшее образование, 2006. — 460 с.

4. Реан А.А. Психология изучения личности. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 288 с.

5. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. — М., 1984. — 214 с.

© М.С. Ковалева, 2006 УДК 340.624.1 : 616 - 003.214

М.С. Ковалева

МЕТОД И АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАНИЯ КРОВОПОДТЕКА

Бюро судебно-медицинской экспертизы (нач. — В.И. Жихорев) МЗ Удмуртской Республики

Анализируя результаты наших исследований кровоподтеков кожи с помощью биофизического метода — импедансометрии мы установили, что использование такового показателя как динамика дифференциального сопротивления кожи, т.е. разница между показателями неповрежденной и поврежденной областей дает возможность объективного и доказательного утверждения о давности происхождения кровоподтека.

При этом исключена необходимость оценки а значит и влияния на посмертную динамику кровоподтека ряда экзо и эндогенных факторов таких как (пол, возраст, давность наступления смерти, наличие алкоголя и т.д.), поскольку анализируется лишь тренд дифференциального сопротив-

ления включающий в себя совокупность этих влияний и зависимостей. в связи с тем, что отпадает необходимость в оценке комплексов, факторов появляется целесообразность и полезность рекомендации для практического использования предлагаемого нами оригинального алгоритма диагностики, как дополнительного метода в комплексе доказательств.

Имея в наличии описанный нами ранее не сложный в конструкции и применении прибор для измерения электрического сопротивления кожи в области кровоподтека, прилагается следующий порядок дополнительного исследования.

После подробного, классического исследования трупа, используется прибор по следующей схеме:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.