Научная статья на тему 'Оптимизация и пути совершенствования физической подготовки военнослужащих контрактной службы'

Оптимизация и пути совершенствования физической подготовки военнослужащих контрактной службы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1447
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КОНТРАКТНАЯ СЛУЖБА / ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / PHYSICAL TRAINING / CONTRACT SERVICE / OPTIMIZATION OF LEARNING / PHYSICAL PERFECTION / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обвинцев Алексей Анатольевич

В статье рассматриваются проблемы совершенствования физической подготовки военнослужащих контрактной службы на этапе реформирования Вооруженных сил Российской Федерации. Особое внимание обращается на анализ узловых моментов теории и методики оптимизации обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Обвинцев Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimisation and ways of perfection of physical preparation of contract service military men

The article goes into the problems of perfection of physical training of contract service military men at the stage of reforming the Armed Forces of the Russian Federation. Special attention is given to the analysis of vital moments of the theory and methodology of training process optimization.

Текст научной работы на тему «Оптимизация и пути совершенствования физической подготовки военнослужащих контрактной службы»

дис. ... д-ра пед. наук / Никитин С.Н. ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф.

Лесгафта. - СПб., 2006. - 52 с.

5. Носов, Н.Ф. «Удержание-потеря» вертикальной стойки в чрезвычайных ситуациях, связанных с толчками и рывками при взаимных захватах // Межвузовская научно-практическая конференция, посвященная 170-летию со дня рождения П.Ф. Лесгафта, 20 сентября 2007 г. : тезисы докладов / С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф.Лесгафта. - СПб., 2007. - С. 43-44.

6. Правдов, М. А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей как основа здоровьесберегающей среды в ДОУ : монография / М. А. Правдов ; Шуйский гос. пед. ун-т. - Шуя : Изд-во «Весть» ШГПУ, 2002. - 144 с.

7. Стрелец, В.Г. Исследование и тренировка вестибулярного анализатора у человека : дис. ... д-ра биол. наук / Стрелец В.Г. - Л., 1969. - 807 с.

Контактная информация: [email protected]

ОПТИМИЗАЦИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ

Алексей Анатольевич Обвинцев, кандидат педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры,

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы совершенствования физической подготовки военнослужащих контрактной службы на этапе реформирования Вооруженных сил Российской Федерации. Особое внимание обращается на анализ узловых моментов теории и методики оптимизации обучения.

Ключевые слова: физическая подготовка, контрактная служба, оптимизация обучения, физическое совершенствование, модернизация.

OPTIMISATION AND WAYS OF PERFECTION OF PHYSICAL PREPARATION OF CONTRACT SERVICE MILITARY MEN

Alexey Anatolevich Obvintsev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Military Institute of Physical Training,

St.-Petersburg

Annotation

The article goes into the problems of perfection of physical training of contract service military men at the stage of reforming the Armed Forces of the Russian Federation. Special attention is given to the analysis of vital moments of the theory and methodology of training process optimization.

Keywords: physical training, contract service, optimization of learning, physical perfection, modernization.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из направлений совершенствования системы физической подготовки военнослужащих контрактной службы является оптимизация процесса их физического совершенствования. При этом к военнослужащим контрактной службы мы относим личный состав частей и подразделений постоянной готовности, курсантов 2-го и старших курсов вузов, военнослужащих-женщин, офицерский состав частей и вузов. Повышение эффективности не требует максимально возможного качества, для оптимизации достижение наиболее высоких результатов является обязательным условием. Таким образом, в образовательном процессе оптимизация - это достижение максимально возможного качества обучения и воспитания в конкретных условиях.

Поэтому оптимизация обучения студентов (военнослужащих) связана с сознательным выбором средств, приемов и методов, способных при наименьшей затрате сил и энергии, здоровья, времени и материальных ресурсов, обеспечить наибольший

эффект, отвечающий поставленной цели. Не случайно, опираясь на исследование М.М. Поташника (1984), Н.В. Басова (1999) выделяет три критерия, позволяющие существенно отличать оптимизацию от близких ей явлений:

1. Достижение максимально возможных для конкретных условий результатов.

2. Выполнение временных нормативов, отведенных на обучение и воспитание, в условиях отсутствия перегрузок.

3. Максимальное соответствие результатов поставленным целям.

Оптимальный вариант обучения можно избрать лишь в том случае, когда при

принятии решения учитываются все закономерные связи между компонентами системы. Оптимизация опирается на методологическое положение о необходимости выделять главное звено в деятельности. Поэтому в учебном процессе без опоры на главное невозможно найти оптимальный вариант. На наш взгляд, к ним следует отнести следующие направления деятельности командования и специалистов в области физической подготовки (рис. 1).

Рис. 1. Основные пути оптимизации физической подготовки военнослужащих контрактной службы

Изменение нормативно-правовых и организационно-методических основ

физической подготовки

В настоящее время завершается работа по упорядочению основ законодательст-

ва в сфере военного строительства и физической культуры. Внесение поправок в законы «Об обороне», «О военной службе и воинской обязанности», «О статусе военнослужащих», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в частности, связанных со смешанным способом комплектования армии и флота, привело к повышению требований к военнослужащим контрактной службы.

Современный общевойсковой бой предъявляет высокие требования к уровню профессиональной обученности военнослужащих. Они могут быть реализованы только при условии эффективного овладения оружием и боевой техникой, что под силу только профессиональным воинам, составляющим основу Вооруженных сил РФ.

Введение НФП и руководств по ФП, отвечающих новым требованиям боевой подготовки

Эти высокие требования современного боя распространяются в полной мере и на уровень физической подготовленности. Повышение статуса физической подготовки до уровня базового предмета боевой подготовки требует неукоснительного выполнения правовых норм и реализации всех форм административно-командного и психоло-го-педагогического воздействия в пределах, отведенных командирам и начальникам, прав и ответственности, зафиксированных в уставах и других руководящих документах. Объем этих требований применительно к процессу физического совершенствования военнослужащих сформулирован в НФП-2009 и в Руководствах по физической подготовке для видов Вооруженных сил и родов войск.

Обобщение опыта боевых действий в Афганистане, Приднестровье, в ходе двух чеченских кампаний свидетельствует о том, что высокий уровень физической подготовленности военнослужащих обеспечивает эффективное решение боевых задач. Результаты проверок войск и вузов, проведенных в 2005-2008 г.г., свидетельствуют о том, что около 75% воинских частей и 60% военно-учебных заведений оцениваются «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» (А.А. Обвинцев, А.А. Щепелев, С.В. Удовик, 2009).

Совершенствование средств, методов, организационных форм ФП в аспектах повышения их прикладных средств физической подготовки

Для кардинального изменения ситуации в сфере физической подготовки военнослужащих введены в действие НФП - 2009 и Руководства по физической подготовке для видов и родов войск, содержание и методика проведения занятий в которых претерпела значительные изменения.

Оптимизация физической подготовки во многом характеризуется направленностью содержания и методики ее проведения. Результаты научных исследований, в том числе и проведенных нами, свидетельствуют о том, что анализ военнопрофессиональной деятельности предъявляет повышенные требования к развитию выносливости, навыков в ускоренном передвижении по пересеченной местности с попутным преодолением естественных препятствий и искусственных сооружений в полном снаряжении, в том числе, водных преград.

Упражнения, включенные в содержание наставлений последних лет, моделируют, как правило, облегченные варианты прикладных упражнений. На полосе препятствий стационарно установлены одни и те же препятствия, которые неоднократно преодолеваются и не несут в себе элемента новизны решения двигательной задачи для военнослужащих.

Приемы рукопашного боя разучиваются по разделениям, повторяются несколько раз, но не доводятся до автоматизма и не применяются в усложненных условиях.

Преодоление водных преград - это прерогатива тактической подготовки, а на занятиях по плаванию, на которые по Программе отводится не более 6 часов, в лучшем случае выявляются не умеющие плавать, а с умеющими проводится отработка норматива по плаванию, да и то в спортивной форме одежды.

И только марш-броски на 5 и 10 км и марш на лыжах на 5 и 10 км в составе подразделения с облегченным снаряжением в какой-то мере моделируют условия современных боевых действий. Разработанные в процессе проведения педагогических экспериментов разнообразные комплексные упражнения, выполняемые на фоне решения тактических задач, как правило, очень эффективны, но не могут быть включены в НФП, т.к. к ним трудно разработать нормативные требования из-за невозможности создать адекватные и равные условия для всех проверяемых в различных климатогеографических условиях и на различной местности.

Введение новой прогрессивной системы проверки и оценки

Введение нового НФП и Руководств по физической подготовке потребовало поиска новой прогрессивной системы оценки и проверки. Анализ аналогичных систем, принятых в зарубежных армиях, в том числе и в нашем армейском спорте, привел разработчиков нового поколения руководящих документов к обоснованию 100-балльной шкалы. В соответствии с ней все, нормативы по физической подготовке, имеющие численное выражение в секундах, метрах, количестве повторений, оцениваются по таблицам, согласно этой шкале. При этом положительную оценку можно получить при достижении минимального порога баллов в выполнении каждого оцениваемого упражнения. По предварительным отзывам, на основании апробации НФП-2009 в войсках и вузах данная система оценки и проверки имеет плюсы и минусы. Положительным моментом является возможность получения максимального количества очков за счет результатов, полученных при выполнении «любимого» упражнения. Недостатком является необходимость обязательного прохождения минимального порога в трудных или «не любимых» приемах и действиях.

Формирование чувства ответственности за личный уровень физической подготовленности на основе стимулирования

В НФП - 2009 включен пункт о личной ответственности каждого военнослужащего за поддержание уровня своей физической подготовленности к выполнению обязанностей военной службы.

В условиях контрактной службы административно-командные методы воздействия на сознание, чувства и волю военнослужащих менее эффективны по сравнению с аналогичным воздействием на военнослужащих, проходящих службу по призыву. Поэтому формирование у них интереса к занятиям физическими упражнениями, чувства ответственности за высокий уровень личной физической подготовленности связано с поиском мер морального и материального стимулирования.

Так, НФП-2009 предусмотрено, что к военнослужащим, достигшим высокого уровня физической подготовленности, применяются меры морального и материального стимулирования:

- поощрение в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных сил Российской Федерации;

- награждение спортивными кубками, грамотами, дипломами, ценными подарками;

- награждение знаком отличия «Воин-спортсмен» 1 и 2 степени и «Отличник физической подготовки» в соответствии с положением, «Отличник физической подготовки в Вооруженных силах Российской Федерации»;

- награждение денежными средствами, выплата ежегодной денежной премии за высокие показатели в физической подготовке по итогам учебного года в размере и порядке, установленном нормативно-правовыми актами Министерства обороны.

Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни

Введение в соответствие с требованиями НФП-2009 ежедневных занятий по физической подготовке с военнослужащими контрактной службы, меры дисциплинарно-

административного характера, подчеркивающие необходимость поддержании высокого уровня тренированности, способы стимулирования к формированию потребности в поддержанию двигательной активности становятся важным фактором приобщения к здоровому образу жизни.

Совершенствования материально-технической базы ФП

Качество проведения учебно-тренировочных занятий, утренней физической зарядки и других форм физической подготовки во многом зависит от состояния учебноматериальной базы. В “Концепции совершенствования физической подготовки в Вооруженных силах РФ до 2016 года” отмечается несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры задачам развития физической подготовки в армии и на флоте.

С целью устранения этих недостатков Концепцией предусмотрено:

- строительство модульных многофункциональных спортивных сооружений из расчета (пропускной способности):

- до 100 человек на батальон,

- до 300 человек на полк,

- до 500 человек на бригаду.

В первую очередь, учебно-материальной базой будут обеспеченны высшие военно-учебные заведения, суворовские училища и им равные, части постоянной готовности, переведенные на контрактный способ комплектования.

Во вторую очередь - учебные воинские части, органы военного управления и остальные воинские части, организации и учреждения Министерства обороны.

Плановое обеспечение занятий специальным инвентарем, тренажерами и оборудованием.

Эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся можно значительно усилить при наличии в местах проведения занятий спортивного инвентаря, оборудования, тренажеров, специальных приспособлений, установленных в залах, бассейнах, типовых плоскостных, открытых и крытых сооружениях.

В связи с этим предусмотрено:

• обеспечение воинских частей и военно-учебных заведений спортивным инвентарем и имуществом для занятий физическими упражнениями (Приказ МО РФ №22, 2008 г.);

• обеспечение военнослужащих всех категорий спортивной формой одежды для занятий физическими упражнениями;

• ремонт имеющихся объектов учебно-материальной базы.

Популяризация занятий физическими упражнениями среди допризывной

молодежи

Одним из важнейших путей повышения уровня физической подготовленности как военнослужащих по призыву, так и будущих воинов контрактной службы является планомерная работа с допризывной молодежью по формированию у девушек и юношей патриотизма и приобщению их к военной службе. С этой целью необходимо: возрождение в полном объеме военной подготовки в школах, организация работы спортивно-технических кружков и секций по линии воссозданного в конце 2009 г. ДОСААФ и всемерная популяризация среди допризывной молодежи службы в Вооруженных силах посредствам привлечения их к спортивно-массовым мероприятиям гарнизонов.

Таким образом, все перечисленные выше пути оптимизации процесса физического совершенствования военнослужащих с учетом мер, предпринятых командованием Вооруженных сил, и комплекса психолого-педагогических воздействий со стороны специалистов в области физической подготовки и командиров всех степеней должны обеспечить физическую готовность военнослужащих контрактной службы к выполне-

нию боевых и других задач в соответствии с их предназначением.

При этом под физической готовностью понимается конкретное физическое состояние военнослужащих, обеспечивающее успешное выполнение боевых задач и характеризующееся соответствующей телесной развитостью, оптимальным функциональным состоянием и уровнем двигательной готовности (Учебник ТОФП, 2006). Отсутствие у личного состава физической готовности к боевым действиям не может быть в современных условиях компенсировано высоким уровнем развития других показателей их общей готовности к боевой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция совершенствования физической подготовки в Вооруженных силах Российской Федерации до 2016 года (утверждена Министром обороны Российской Федерации 6 мая 2008 года)

2. Теория и организация физической подготовки : учебник / под ред. проф. В.В. Миронова ; М-во обороны Рос. Федерации, Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2006. - 594 с.

3. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология : учебное пособие / Н.В. Басова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 199. - 416 с.

4. Поташник, М.М. Как оптимизировать процесс воспитания / М.М. Поташник. - М. : Знание, 1984. - 80 с. - (Сер. “Педагогика и психология”).

5. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических институтов / под ред. Ю.К. Бабанского. - М. : Просвещение, 1983. - 608 с.

6. Обвинцев, А.А. Анализ физической подготовки в вузах МО РФ / А.А. Об-винцев, А.А. Щепелев, С.В. Удовик // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2009. - № 2. - С. 3-10.

Контактная информация: [email protected]

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СПЕЦИАЛИСТА ГОРНОГО ПРОФИЛЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ

КАЧЕСТВ

Илья Александрович Панченко, преподаватель,

Геннадий Викторович Руденко, кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой,

Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (Технический университет) (СПГГИ)

Аннотация

В статье рассмотрен путь создания модели специалиста горного профиля, учитывающей специфику его трудовой деятельности, необходимых физических и психологических качеств.

Ключевые слова: модель специалиста, горный инженер, профессиональная физическая подготовка, профессиограмма.

DEVELOPMENT OF THE EXPERT MODEL WITH MINE PROFILE FOR DEFINITION OF HIS PROFESSIONALLY IMPORTANT PHYSICAL QUALITIES Ilia Aleksandrovich Panchenko, the teacher,

Gennady Viktorovich Rudenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Department chairman,

The St-Petersburg State Mining Institute (Technical University)

Annotation

The article analyzes the way of creation of expert model with mine profile taking into account his labor activity, necessary physical and psychological qualities.

Key words: model of the expert, mine engineer, professional physical preparation, professi-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ogram.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.