УДК 797.2
ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЕ ПЛАВАНИЕ В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАКУРСЕ
К. В. Тиханов
ВА ВКО «Военная академия Воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова», Тверь, Россия
Для связи с автором: E-mail: [email protected] Аннотация:
В статье приведены результаты бинарного исследования изменения содержания военно-прикладного плавания и изменения мировых рекордов в плавании в историческом ракурсе. Отражена прагматическая значимость плавания вольным стилем во временном масштабе при организации и развитии Вооруженных Сил. Указаны причинно-следственные отношения неравномерно-вариативного роста спортивных результатов военнослужащих. Результаты контент-анализа источников специальной литературы приведены в обобщенной таблице, отражающей содержание занятий по военно-прикладному плаванию. Использованы руководящие документы по физической подготовке и хронология мировых рекордов, зарегистрированных Международной федерацией плавания (ФИНА). Охвачен период с 1838 по 2017 гг.
Ключевые слова: плавание, анализ, руководящие документы, физические упражнения, рекорды мира, история.
MILITARY-APPLIED SWIMMING IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL MILITARY EDUCATION IN HISTORICAL ASPECT K.V. Tikhanov
Zhukov Air and Space Defense Academy, Tver, Russia Abstract:
In given article is conducted binary research of change of contents of military-applied swimming and changes of world records in swimming in historical aspect. Pragmatic significance of freestyle swimming in the time scale of organization and development of armed forces is reflected. Causal relationships of irregularly variant growth of athletic performance of military men are indicated. Results of content analysis of special literature are summarized in generalized table that reflects content of applied military swimming studies. Guidance documents on physical training and chronology of world records registered by International Swimming Federation (FINA) are used. Overview period: since 1838 up to 2017. Keywords: swimming, analysis, guidance documents, exercises, world records, history.
ВВЕДЕНИЕ
Организация и развитие Вооруженных Сил, создание и становление системы воспитания и обучения воинов органически связаны с историей страны. Профессиональное военное образование в России начало формироваться в конце ХУП — начале ХУШ вв. с появлением первых военно-образовательных учреждений. По инициативе Петра I в 1698 г. в Москве открылись артиллерийские и пехотные школы, в Азове — мореходная школа, в 1701 г. — школа математических и навигационных наук [1].
Трехсотлетний опыт функционирования во-
енного образования в России сформировал основные закономерности военного образования [2]:
— зависимость военного образования от национальных интересов, национальной безопасности и экономических возможностей страны, от государственной политики, от степени его интеграции с фундаментальными науками;
— зависимость качества военного образования от опережающего развития военной науки и степени ее проникновения в практику, от уровня научно-педагогического потенциала и материально-технического обеспечения вузов.
Учитывая стремительные изменения современного миропорядка, нельзя не обратить внимание на физическую подготовку военнослужащих. Физическая подготовка — важное средство повышения боеспособности воинов. Анализ многовекового опыта ведения вооружённой борьбы государств различных общественно-экономических формаций, проведённый отечественными и зарубежными учёными, убедительно свидетельствует о том, что функционирование физической подготовки является объективной необходимостью, так как она всегда была составной частью системы боевого совершенствования войск. В современных условиях, когда значительно повысились требования к качеству вооружения, боевой техники и человеческому фактору, возрастает роль физической подготовки как основного средства обеспечения физической готовности в структуре боевой готовности войск.
Так, наряду с другими разделами физической подготовки, плавание является составной частью воинского обучения и воспитания, направленной на развитие физических и военно-профессиональных навыков, решающим образом влияющих на повышение обороноспособности страны. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - провести ретроспективный анализ развития военно-прикладного плавания в России. Плавание относится к наиболее популярным и массовым видам спорта. При движении в воде работают практически все мышцы тела. Плавание способствует развитию выносливости, координации движений. Это эффективное средство укрепления сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечно-суставной систем. Очень велико прикладное значение плавания, так как оно тесно связано с учебно-боевой деятельностью военнослужащих. Умение плавать позволяет преодолевать водные преграды вплавь с подручными средствами и без них, успешно десантироваться на воду, обеспечивает выполнение различных подводных работ, предохраняет людей от гибели при несчастных случаях на воде и т. д. А. В. Суворов одним из первых полководцев обратил внимание на совместную
ценность прикладного и оздоровительно-гигиенического плавания. Например, в «Правилах медицинским чинам» он указывал, что чистота, соблюдаемая во всем, употребление свежей пищи и ежедневные купания в быстро текущей реке предупреждают заболевания [3]. Аналогичных взглядов на обучение военных моряков придерживался великий русский флотоводец Ф. Ф. Ушаков (1745-1817). Наряду со специальной подготовкой матросов к сознательным, быстрым и четким действиям на корабле, он требовал готовить их к десантным операциям, связанным с преодолением водных преград, и к действиям на суше. С течением времени начинают выходить в свет первые учебные пособия и руководства по плаванию, в которых раскрывалось военно-прикладное значение умения плавать и давались указания о технике плавания и методике обучения. В 1838 г. выходит «Руководство к плаванию с показом пользы этого искусства в войне» с ориентацией на военный контингент.
В первые годы после создания Красной Армии печатаются различные уставы, пособия и руководства. В это время (1923 г.) издается Руководство «Физическая подготовка РККА и допризывной молодежи», в которое входит Книга IV — «Плавание». Этот официальный документ для войсковых частей содержал программу, раскрывал особенности организации занятий, технику и методику обучения спортивным способам плавания, а также давал указания по плаванию в одежде, оказанию помощи утопающему, нырянию и прыжкам в воду [4].
В последующие годы издаются специальные нормативные документы, на основе которых организуются занятия по военно-прикладному плаванию:
— Руководство по физической подготовке РККА (1930);
— Наставление по физической подготовке для Сухопутных войск РККА (1938);
— Временный курс физической подготовки ВВС РККА (1938);
— Наставление для военно-морских сил (1939) и др.
Великая Отечественная война выявила но-
вые проблемы. Боевые действия на фронтах требовали в кратчайшие сроки обеспечить подготовку призывных контингентов. С этой целью разрабатываются специальные руководства, учебные и наглядные пособия. В 1942 г. выходят: 1) Руководство по обучению плаванию и переправам вплавь в Красной Армии; 2) Руководство по форсированию рек. В 1943 г. утверждается Наставление по форсированию рек.
Обучение и тренировка военнослужащих проводились, как правило, в короткие сроки в условиях интенсивной физической нагрузки и носили ярко выраженный прикладной характер. В практике подготовки войск использовалась наиболее приемлемая форма занятий — комплексные занятия, в содержание которых в основном включались способы преодоления водных преград вплавь с использованием подручных средств и без них [5].
Известные мастера плавания Е. Белковский, А. Васильев, П. Голубев, Ю. Курило П. Л., Мешков, Нейман и другие с первых же дней войны добровольно ушли на фронт. Сражаясь с фашистскими захватчиками на фронтах Великой Отечественной войны, они показали себя отважными воинами. Отличная физическая подготовленность, высокое спортивное мастерство не раз обеспечивали им успешное выполнение боевых заданий. Спортсмены-пловцы за проявленное мужество и героизм награждены правительственными наградами. В послевоенное время большое внимание уделялось изучению опыта боевых действий 1941-1945 гг. На основе полученных знаний и учета достижений военной науки и техники разрабатываются уставы и наставления. В этих документах находят отражение требования современного боя к физической подготовленности военнослужащих. Первым послевоенным Руководством по физической подготовке было Наставление по физической подготовке Вооруженных Сил Союза ССР (НФП-48).
В Наставлении 1948 г. плавание представлено самостоятельным разделом физической подготовки. В главе «Плавание» раскрывается техника, организация и методика обучения
военнослужащих спортивному и военно-прикладному плаванию [3]. Выход в 1954 году Наставления по физической подготовке Советской Армии и военно-морских сил и в 1955 году Руководства по спортивной работе в Советской Армии и Военно-морском флоте способствовали улучшению подготовки значкистов ГТО и спортсменов-разрядников, а также увеличению числа занимающихся водными видами спорта.
Появляющиеся вновь руководящие документы ставят перед специалистами по физической подготовке новые задачи, связанные с совершенствованием содержания, форм и методов обучения и тренировки личного состава. В свет выходят Наставления по физической подготовке Вооруженных Сил СССР (НФП-66 и НФП-78). В этих Наставлениях на основе большого войскового опыта и результатов научно-исследовательской работы сконцентрированы наиболее важные вопросы подготовки военнослужащих по плаванию. Основным способом плавания определен брасс на груди, имеющий наибольшее военно-прикладное значение [6]. Конкретизирована методика обучения, упрощена структура и организация учебных занятий по плаванию. Военнослужащие изучают следующие военно-прикладные упражнения: плавание на 100 м, плавание в обмундировании с макетом автомата, ныряние в длину, плавание на 100 м в обмундировании с раздеванием, прыжок в воду вниз ногами с 3-метровой вышки, прыжок в воду вниз головой с 3-метровой вышки; а также разучивают способы оказания помощи утопающему [7]. В 80-е и 90-е годы происходит дальнейшее развитие военно-прикладного плавания. Совершенствуется техника плавания, средства и методы подготовки, информационное обеспечение, инвентарь и оборудование бассейнов для спортивных и массовых занятий плаванием. Основные цели и задачи военно-прикладного плавания находят свое отражение в Наставлении по физической подготовке в Советской Армии и Военно-морском флоте (НФП-87).
Приказом Министра обороны Российской
Федерации № 631 от 31 декабря 2000 года введен в действие новый руководящий документ — Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2001).
Спустя восемь лет утверждается очередное наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009). Данное Наставление, с изменениями, внесенными приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 июля 2013 г. № 560, является главным руководящим документом, обеспечивающим успешное развитие военно-прикладного плавания в Вооруженных Силах Российской Федерации.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В целях обобщения результатов выполненного нами ретроспективного анализа в сочетании с контент-анализом источников специальной литературы и руководящих документов составлен график (рисунок 1), из которого видно, что на протяжении всего исторического периода (конец ХУ11 — начало ХХ1 вв.) обучение военнослужащих плаванию имеет прикладной характер и основывается на навыках спортивного плавания. В Вооруженных Силах большая работа по улучшению боевой и физической подготовки войск проводится постоянно. В
достижении этих целей непрерывно совершенствуются методики, внедряемые в учебно-тренировочный процесс, разрабатываются специальные приспособления, поддерживающие средства и тренажеры. Новые знания, полученные учеными в области физиологии спорта, биомеханики двигательных действий, гидродинамики, активно используются специалистами физической культуры и тренерами по плаванию, в том числе и в военной сфере. Успешность внедрения теоретических разработок в практику проверяется и проверялось в спортивных состязаниях. Так, в послевоенный период ежегодно проводились всеармейские состязания между военными округами и флотами и юношеские первенства, состязания на приз газеты «Красная Звезда» между видами Вооруженных Сил. Армейские пловцы участвовали в чемпионатах Советского Союза, в состязаниях на приз газеты «Комсомольская правда», в спартакиадах дружественных армий, чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх. В XXI веке регулярно организуются чемпионаты и первенства Вооруженных Сил, видов и родов войск, военных округов, воинских частей военно-учебных заведений, суворовских и нахимовских училищ по спортивным дисциплинам военно-прикладного и спортивного плавания, включенных в Единую Всероссийскую спортивную классификацию
ф виды военно-
прикладного плавания
№9
№8 №8
№7 №7 №7 преодоление водных преград
№6 подводное плавание
№5 п 1 павание в обмун; щрован! и
№4 прыжки в воду
№3 оказание помощи утопающему
№2 ныряние
№1 плавание различными способами 1 1 1 ! 1 1 1 1
1838 г 1923 1948 1959 1966 1978 1987 2001 2009 2009
№8 - плавание при большой волне №9 - раздевание в воде - вид отсутствует
^ Рисунок 1 - Содержание занятий по военно-прикладному плаванию
Результат (сек.)
Мировой рекорд
(ЕВСК). Проводятся смотры состояния физической подготовки и спортивно-массовой работы, спартакиады, всеармейские соревнования на кубок Министерства обороны Российской Федерации «Командирские старты». Военнослужащие Российской Федерации выступают и на гражданских соревнованиях как регионального, так и всероссийского масштаба. Отдельные военнослужащие в составе сборных команд страны выступают на мировых первенствах.
На рисунке 2 отражена динамика изменения мировых рекордов в плавании на 100 м вольным стилем (мужчины), зарегистрированных Международной федерацией плавания (ФИНА) с 1905 года по настоящее время. История доказывает, что рост спортивных результатов неравномерно вариативен и является следствием множества причин. С 1905 по 1924 гг. наблюдается бурный рост спортивных результатов, который связан со становлением спортивного плавания и выходом его на международную арену, возрождением Олимпийских игр и созданием Международной федерации плавания (ФИНА). С1924 по 1956 гг. происходит заметный спад роста спортивных достижений, что обусловлено военными действиями (Вторая мировая война). С 1956 по 1976 гг. отмечается рост мировых достижений, связанный с научно-техническим развитием в послевоенные годы. С 1976 по 2000 гг. снова наблюдается некоторый спад интенсивности роста спортивных результатов, связанный,
возможно, с физиологическим потенциалом спортсменов-пловцов. С 2000 года по настоящее время тенденция, наметившаяся на предыдущем этапе, сохраняется. Небольшие всплески роста результатов происходят за счет поиска новых методических подходов к тренировкам, индивидуализации техники спортсменов, а также за счет внедрения в соревновательный процесс технологических новшеств (изменение конструкции стартовой тумбы, создание специальных плавательных костюмов).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любому конкретному действию, в целях его успешного выполнения, должен обязательно предшествовать анализ и оценка обстановки. Обращение к выдвинутой нами проблеме совершенствования военно-прикладного плавания в системе военно-профессионального образования требует реализации двух подходов:
1) ретроспективного анализа, то есть обращения к прошлому, с целью выбора физических упражнений, отвечающих требованиям репрезентативности (валидность, надежность) (рисунок 1); 2) поиска новых методик и совершенствования материально-технического обеспечения в целях повышения спортивных результатов, которые практически стабилизировались к настоящему времени (рисунок
2). В формате реального времени полезность результатов такого бинарного исследования требует комплексного осуществления подходов, входящих в его состав.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Каменев, А. И. История подготовки офицерских кадров в России. / А. И. Каменев. - М. : ВПА имени В.И. Ленина, 1990. - С. 13-14.
2. Еремин, В. П. Методологические подходы к формированию доктрины военного образования в России / В. П. Еремин // Военная мысль. - 1997. - № 5. - С. 54-64.
3. Новосельцев, О. В. Плавание и легководолазная подготовка : Учебник / О. В. Новосельцев, А. А. Ды-хаев, В. И. Косинский.- СПб. : ВИФК, -2003. - 340 с.
4. Вайцеховский, В. Д. Физическая подготовка пловца / В. Д. Вайцеховский. - М. : Физкультура и спорт, 1976. - 142 с.
5. Артемов, О. Е. Физическая культура. Военно-прикладное плавание : Учебное пособие / О. Е. Ар-
BIBLIOGRAPHY
1. Kamenev, A. I. History of training of military officer personnel in Russia / A. I. Kamenev. - Moscow : VPA name of V. I. Lenina Publ., 1990. - P. 13-14.
2. Eremin, V. P. Methodological approaches for formation of doctrine of military education in Russia / V. P. Eremin // Military thought. - 1997, no.5. - P. 54-64.
3. Novoseltsev,. O. V. Swimming and diving training. / O. V. Novoseltsev, А. А^^г^ V. I. Kosinski. - Saint-Petersburg : MIFT. - 2003. - 340 p.
4. Vaytsekhovskiy, V. D. Physical training of swimmer / V. D. Vaytsekhovskiy. - Moscow, 1976. - 142 p.
5. Artemov, O. E. Physical culture. Military-applied swimming / O. E. Artemov, V. A. Lavrentev, K. V. Tih-
темов, В. А. Лаврентьев, К. В. Тиханов. - Тверь, 2015. - 80 с.
6. Наставление по физической подготовке Вооруженных Сил СССР (НФП-66).
7. Наставление по физической подготовке Советской Армии и Военно-Морского Флота (НФП-78).
8. Наставление по физической подготовке в Советской Армии и Военно-Морском Флоте (НФП-87).
9. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2001).
10. Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009).
11. Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009) с изменениями 2013 г.
anov. - Tver, 2015. - 80 p.
6. Field manual of physical training of Armed Forces of USSR (NFP-66).
7. Field manual of physical training of Soviet Army and Navy (NFP-78).
8. Field manual of physical training in Soviet Army and Navy (NFP-87).
9. Field manual of physical training and sports in Armed Forces of Russian Federation (NFP-2001).
10. Field manual of physical training and sports in Armed Forces of Russian Federation (NFP-2009).
11. Field manual of physical training and sports in Armed Forces of Russian Federation (NFP-2009) with amendments of the year 2013.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Тиханов Константин Викторович - соискатель ученой степени к.п.н., старший преподаватель кафедры физической подготовки Военной академии Воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, мастер спорта России, e-mail: [email protected]