© ОМОЛОЕВА Т.С., КРИВОВА В.Н. — 2010
ОПТИМИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕРВИЧНОЙ ПЕДИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Т.С. Омолоева, В.Н. Кривова (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)
Резюме. Обсуждены особенности додипломной подготовки квалифицированных кадров для оказания первичной педиатрической помощи; проведен анализ эффективности изучения дисциплины «Поликлиническая педиатрия» студентами 5-6 курсов педиатрического факультета ИГМУ с использованием модульно-компетентностного подхода; получены лучшие результаты промежуточных и итоговой аттестации обучающихся по сравнению с типовой технологией.
Ключевые слова: первичная педиатрическая помощь, до дипломное образование педиатров, модульнорейтинговая и компетентностная технология изучения дисциплины «Поликлиническая педиатрия», промежуточная и итоговая оценка достигнутого уровня знаний.
OPTIMIZATION OF THE FORMING THE COMPETENCES OF PRIMARY PEDIATRIC CARE
T.S. Omoloeva, V.N. Krivova (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)
Summary. The features of pre-diploma training qualified personnel for primary pediatric care, an analysis of the effectiveness of learning the discipline «polyclinic pediatrics» by students of 5-6 courses of pediatric faculty IGMU using module-competence approach have been studied. tte best results of the intermediate and final testing of students in comparison with the standard technology have been obtained.
Key words: primary pediatric care, pre-diploma education of pediatricians, module-rating and competence technology of learning discipline «Polyclinic pediatrics», intermediate and final evaluation of the achieved level of knowledge.
Актуальность обсуждения проблем первичной педиатрической помощи обусловлена многими факторами. Глобальные геополитические, социально-экономические и демографические процессы, происходящие в мире, обусловливают дискуссию (ЕРА/иЫЕ8РА) по вопросам организации оказания первичной медицинской помощи, особенностям образования педиатров [4,7,8,9]. Опыт России, где высшее педиатрическое образование осуществляется на додипломном уровне, большинством стран воспринимается позитивно; все чаще просматривается тенденция оказания первичной педиатрической помощи по «российской модели» [4,7,8,9]. В современных условиях перед высшей школой поставлена задача подготовки высококвалифицированных кадров для работы, в первую очередь, в детских учреждениях первичного звена здравоохранения. Это требует использования большого спектра учебно-методических пособий, инновационных технологий обучения, в том числе модульно-компетентностный подход [1, 2, 5].
Ранговый уровень проблем, с которыми сталкивается врач-педиатр первичного звена здравоохранения и который необходимо учитывать в процессе подготовки педиатров: проблемы, связанные с развитием и поведением детей; инфекционные болезни; травмы и несчастные случаи; генетические и наследственные заболевания и синдромы; медико— педагогические и родительски-социальные проблемы [4].
Особенность подготовки студентов педиатров состоит в изучении: возрастных анатомо-
физиологических особенностях детей и подростков; особенностях развития патологических процессов в растущем организме ребенка; причин и механизмов возникновения заболеваний у детей с учетом состояния материнского здоровья и особенностями внутриутробного развития; возможностей диагностики и лечения заболеваний у детей и подростков; методы профилактики и реабилитации наследственных, врожденных и приобретенных заболеваний у детей [2,3,4].
Новые условия реализации образовательных программ: современные информационные средства и цифровые технологии; тренинги, деловые игры, работа с муляжами, тренажерами; отработка приемов осмотра пациента разного возраста, техника выполнения манипуляций; условия для индивидуальной работы преподавателя со студентом; система компетенций студента в режиме самопроверки, практической подготовки [2,4,5,6].
Цель: разработать пути оптимизации изучения дисциплины «Поликлиническая педиатрия» для формирования компетенций студентов педиатрического факультета ИГМУ по первичной педиатрической помощи.
Материалы и методы
Рабочая программа дисциплины изменена и дополнена с использованием модульно-компетентностного подхода в обучении (2009—2010 гг.). Основания: включение федерального компонента образования с учетом приоритетного Национального проекта в области здравоохранения и профессиональной направленности образовательного процесса на подготовку высококвалифицированного специалиста, оказывающего первичную медико-санитарную помощь; требования к квалификации специалиста врач педиатр в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования; проблемы изучения и достигнутого уровня знаний. Выпускник по специальности «Педиатрия» с квалификацией врач-педиатр должен обладать следующими профессиональными компетенциями: деятельность профилактическая, диагностическая, лечебная, реабилитационная, психолого-педагогическая. В соответствии с алгоритмом модульно — рейтинговой системы сформирован перечень и содержание 8 модулей дисциплины: организация первичной медикосанитарной помощи детям и подростками в условиях детской поликлиники (ДП) и на дому, комплексная оценка состояния здоровья детей, Национальный проект «Здоровье»; противоэпидемическая работа врача педиатра, организация специфической иммунопрофилактики; организация неотложной медицинской помощи детям и подросткам на догоспитальном этапе; организация лечебно — профилактической помощи новорожденным в условиях ДП; организация лечебно — профилактической помощи детям грудного и раннего возраста в условиях ДП; принципы организации лечебно — профилактической помощи подросткам в условиях ДП; содержание работы врача детских образовательных учреждений, дошкольно-школьного отделения ДП; лечение, профилактика, реабилитация и диспансерное наблюдение за детьми с острыми и хроническими заболеваниями; проблема инвалидиза-ции детей и подростков, работа с детьми инвалидами
на педиатрическом участке. Разработаны материалы, устанавливающие порядок и содержание промежуточных и итоговой аттестации: стобалльная оценка этапов учебного процесса проводится в соответствии с «Алгоритмом оценки достигнутого уровня знаний по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» (тестовый контроль исходный, текущий, рубежный, итоговый) и включает оценку практических навыков, умения решать типовые задачи, знания теоретических основ по результатам зачетного тестирования с учетом итогового рейтинга. Такая форма сочетает два подхода к оценке учебных достижений студентов: нормативный (в период обучения) и критериальный (проверка образовательного минимума на тестовом зачете).
Применяется цикловая система обучения (10 семестр, 14 занятий и 11 семестр, 13 занятий, производственная практика «Помощник врача неотложной и скорой помощи», 120 часов, 10 семестр) студентов 5 и 6 курса педиатрического факультета. Лекции (14) ориентируют студентов в общих вопросах поликлинической педиатрии, определяют связь с другими темами и разделами курса, знакомят с наиболее актуальными на современном этапе частными вопросами детской патологии. Используемые методы: объяснительноиллюстративный (получение новой информации студентами от преподавателя, осмысление, обобщение и систематизация новых знаний), проблемный (создании проблемной ситуации, её анализе, осознания сущности затруднения и постановке учебной проблемы, нахождения способа решения проблемы путем выдвижения гипотезы и её обоснования). Практические занятия проходят на базе детских поликлиник, в детских образовательных учреждениях, станциях ссорой
медицинской помощи: изучаются технологии оценки здоровья детей и подростков; клинические проявления, диагностические алгоритмы, дифференциальная диагностика, вопросы лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий при различных заболеваниях, неотложных состояниях. Используются методы, направленные на совершенствование знаний и формирование умений и навыков: информационнорецептивный, репродуктивный, проблемный, контекстный. Подсчет рейтинга учебной деятельности проводится по разработанной системе баллов. Отмечены следующие преимущества поэтапной аттестации: «центр тяжести» оценки переносится с зачета в семестр, что стимулирует студентов к ритмичной работе, позволяет получить более глубокие и прочные знания; повышается надежность, предсказуемость и объективность итоговой оценки, уменьшается количество стрессовых ситуаций в период экзаменационной сессии; оцениваются практические навыки и умения, что является важной составляющей профессиональной подготовки врачей.
Результаты аттестации по дисциплине (1 год применения модульно — компетентностного подхода). Позитивные: средний балл по производственной практике 4,1 соответствует предыдущему году (4,0); отмечено уменьшение числа студентов, не имеющих промежуточного и итогового зачета своевременно (с 4-5 до 1-2); получено 95% положительные результатов итогового тестирования, их них на «хорошо» и «отлично» 70%. Негативные: сохраняются 2 проблемных модуля (амбулаторная неонатология, неотложная и скорая медицинская помощь), недостаточно сформированы реабилитационная и психолого-педагогические компетенции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. — М.: Транссервис, 1997. — С. 125-151.
2. Белогурова В.А. Научная организация учебного процесса: учеб. пособ. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — С. 283-301.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. — М.: Просвещение, 2004. — С. 131-154.
4. Володин Н.Н. Состояние и проблемы подготовки педиатров на современном этапе // Сб. материалов Конгресса «4 Ш Europediatrics 2009». — М., 2009. — CD 1.
5. Губарева И.П. Рубежный контроль в руководстве самостоятельной работой студентов// Сб. методических работ. — Хабаровск, 1995. — С.78-85.
6. Романцов М.Г., Сологуб Т.В. Педагогические технологии в медицине: учеб. пособ. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — С. 5779.
7. Gaedacke G., Sosman K. Undergraduate Medical Education in Germany: Past, Present and Future Developments.// A collection of materials «4th Europaediatrics 2009», Moscow, 3-6 July 2009. — CD2.
8. Erich J. H.H. Diversity of primary and secondary paediatric care in Europe//A collection of materials «4th Europaediatrics 2009», Moscow, 3 -6 July 2009/ — CD3
9. Katz M. Child Care at Risk. The organizational factor in Primary and secondary Pediatric Care. // A collection of materials «4th Europaediatrics 2009», Moscow, 3-6 July 2009/. — CD4.
Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1, ИГМУ, кафедра педиатрии 2,
тел. (3952) 228471, e-mail: omoleva [email protected] Омолоева Татьяна Сергеевна — доцент, к.м.н.
Кривова Валентина Николаевна — доцент, к.м.н.
© СОКОЛОВА С.В. — 2010
РОЛЬ КЛИНИЧЕСКОЙ КАФЕДРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧА
С.В. Соколова
(Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)
Резюме. В статье показана роль клинической кафедры в формировании компетенций выпускника медицинского ВУЗа. Определены функции самообразования и научно-исследовательской работы студентов, как средств формирования профессионально-личностной компетентности будущего врача.
Ключевые слова: медицинский вуз, компетенции, клиническая кафедра, выпускник, врач.
THE ROLE OF CLINICAL DEPATMENT IN THE PROCESS OF FORMATION PROFESSIONAL-PERSONAL COMPETENCE
S.V. Sokolova (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)