УДК 373.24
М.Б. Солманидина
воспитатель, Детский сад № 82 «Богатырь», АНО ДО «Планета детства "Лада"»,
г. Тольятти
ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ВОСПИТАННИКОВ
Аннотация. В статье рассмотрено значение детско-родительских отношений для социально-личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста. Показана необходимость проведения работы по оптимизации нарушенных детско-родительских отношений.
Ключевые слова: семья, детско-родительские отношения, гиперпротекция, воспитательная неуверенность, оптимизация.
M.B. Solmanidina, Nursery school № 82 «Hercules», Childhood Planet «Lada», Togliatti
OPTIMIZATION OF PARENT-CHILD RELATIONSHIPS IN FOSTER CHILD FAMILIES
Abstract. The article discusses the importance of parent-child relationship for social and personal development of the child's preschool age. The necessity of carrying out work on the optimization of disrupted parent-child relationship is shown.
Keywords: family, parent-child relationship, guardianship, pedagogic uncertainty, optimization.
Семья - это социально-психологическая система отношений. Именно в семье ребенок получает первый опыт отношений с окружающим миром, приобретает навыки общения, взаимодействия с людьми, поведения и реагирования.
Проблема детско-родительских отношений находится в центре внимания зарубежных и отечественных психологов. Влияние внутрисемейных отношений ребенка на его дальнейшее психическое развитие и социальную адаптацию изучали А. Адлер, Дж. Боулби, Д.В. Винникот, Р. Дрейкурс, Р. Кэмпбелл, К. Роджерс, А. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, М. Эйнсворт и др. Родительское отношение и его влияние на различные стороны развития детей изучали А.Я. Варга, И.В. Добряков, В.И. Захаров, М.И. Лисина, Е.М. Мастюкова, В.М. Минияров, И.М. Никольская, С.Н. Сорокоумова, В.В. Столин, Э.Г. Эйдемиллер и др. [2].
Значимость исправления нарушенных детско-родительских отношений, обеспечение позитивной атмосферы и гармоничных отношений в семьях обусловлена влиянием семейных отношений на личностное и психическое развитие ребенка старшего дошкольного возраста, так как именно этот возрастной период является сензитивным для усвоения системы человеческих отношений и развития личности.
Дети активно интересуются системой семейных отношений, задают вопросы об отношениях в семье, делают выводы, пытаются воздействовать на отношения родителей, часто испытывая вину за супружеские проблемы последних. Исследователи выделяют такое личностное проявление детей старшего дошкольного возраста, как направленность на мир семьи, которое понимается как «сосредоточенность восприятия, мышления, чувств, эмоций, поведения на мире семьи с целью его восприятия, осмысления, принятия и преобразования» [3, с. 39].
Детско-родительские отношения представляют собой сложную конструкцию и многофункциональную систему, включающую в себя множество компонентов, которые, в свою очередь, состоят в тесной взаимосвязи и влияют как на воспитание и поведение родителей и детей в семье, так и на общую атмосферу в семье.
В качестве показателей детско-родительских отношений, позволяющих сделать вывод об их уровне и содержательных характеристиках, выступают: характер нарушений взаимоотношений в семье, тип родительского отношения, характер коммуникаций членов семьи, особенности эмоционального состояния ребенка в семье. Для изучения данных параметров можно ис-
пользовать следующий комплекс диагностических методик: тест «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин), методика «Восприятие ребенком ситуаций взаимодействия с родителем» (О.В. Максименко), методика «Рисунок семьи» (В.К. Лосева) [1].
В исследовании приняли участие 20 семей, воспитывающих детей 5-6 лет. 60% исследуемых семей составили неполные семьи, 40% - полные. В исследование были включены только матери как наиболее значимые в дошкольном возрасте родительские фигуры.
Анализ и обобщение результатов изучения особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста, показал, что только 10% семей характеризуются достаточно гармоничными отношениями (результаты опросников АСВ, ОРО). Дошкольник ощущает спокойствие и защиту со стороны родных и близких ему людей, отношения в семье воспринимаются им как позитивные, близкие (по результатам методик «Восприятие ребенком ситуаций взаимодействия с родителем», «Рисунок семьи»).
Практически в половине семей отношения складываются на основе требований, авторитарности и принятия (АСВ). Для них характерно активное взаимодействие между ее членами, но с нестабильностью в отношениях с ребенком, в оценке его деятельности и конфликтности. Требования к ребенку часто неадекватны возрасту и индивидуальным особенностям (ОРО), в ответ на это ребенок демонстрирует агрессию на членов семьи («Рисунок семьи»).
В части семей (20%) родители не стремятся к удовлетворению потребностей ребенка, не требовательны к нему и обходятся в воспитании без санкций. Родители испытывают воспитательную неуверенность и дистанцированность (АСВ). Родители эмоционально мало включены в воспитание ребенка и стиль их воспитания ситуативно изменяется (ОРО, «Восприятие ребенком ситуаций взаимодействия с родителем»).
В оставшихся семьях в родительском отношении преобладает гиперпротекция (АСВ). В половине из них преобладает авторитарный стиль и гиперконтроль, родители не учитывают интересы ребенка (ОРО). На это дошкольники реагируют тревожностью и агрессивностью, проявляющихся в детских рисунках. Оставшиеся семьи характеризуются потворствующей протекцией, где ребенок занимает положение «кумира семьи» (АСВ). Но высокий уровень симбиоти-ческих отношений приводит к тому, что в воспитании родители нестабильны в отношениях с ребенком, оценке его деятельности и не всегда адекватно воспринимают способности и возможности дошкольника (ОРО). При таком положении дел ребенок демонстрирует позитивное отношение к членам семьи, но склонен испытывать чувство неполноценности (по результатам методик «Восприятие ребенком ситуаций взаимодействия с родителем», «Рисунок семьи»).
Психолого-педагогическими условиями оптимизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста, являются учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей и их родителей, истории жизни семьи в процессе осуществления психолого-педагогической помощи семье; организация работы с родителями по обогащению их знаний об особенностях взаимоотношений с детьми старшего дошкольного возраста; осуществление с родителями индивидуальной консультационной работы и групповых занятий, направленных на устранение семейного неблагополучия (осуществляется психологом); проведение с детьми коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на формирование у детей понятия «семья» и оптимизацию отношения к родителям; включение детей и родителей в совместную деятельность.
Далее мы предлагаем описание этапов работы с родителями, детьми и совместно с семьями по оптимизации детско-родительских отношений в семьях воспитанников.
Работа с родителями включает информационно-мотивационный, эмоциональный, содержательный, деятельностный, оценочный этапы. Она предполагает проведение индивидуальных консультаций по результатам диагностики и проведение групповых встреч с родителя-
ми, в процессе которых будут проработаны родительские позиции и стили взаимодействия с детьми, базовые психологические цели детского поведения, актуальные для родителей способы воспитания дошкольников и проблемы дисциплины.
Работа с детьми содержит эмоционально-мотивационный, основной и завершающий этапы и включает формирование у детей понятий семья, семейная традиция, понимание детьми их значимости и ценности.
Совместная работа с семьями предполагает индивидуализированный и совместный этапы, она включает работу с каждой семьей (осуществляется психологом) и проведение совместного праздника с семьями воспитанников.
Таким образом, знание психолого-педагогических основ проблемы семейного воспитания, владение приемами работы с родителями, семьями при слаженном взаимодействии специалистов дошкольной образовательной организации способствуют оптимизации системы дет-ско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста, и позволяют гармонизировать социально-личностное развитие детей.
Список литературы:
1. Болотникова, О.П. Психологическая диагностика в работе с молодой семьей: материалы психодиагностических методик: учебно-практическое пособие / О.П. Болотникова, И.А. Полунина, Э.Ю, Чикирева. - Балашов, 2006. - 216 с.
2. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.
3. Формирование направленности детей старшего дошкольного возраста на мир семьи: практико-ориентированная монография / О.В. Дыбина [и др.]; под ред. О.В. Дыбиной. - Тольятти: ТГУ, 2009. - 124 с.