116 ^tL ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
'7 (99) ноябрь 2016 г.
УДК 616-006.6:159.9.07
м.В. федоренко1, л.г. Горохова2
1Казанский (Приволжский) федеральный университет, 420008, Казань, ул. Кремлевская, д. 18 2Детская республиканская клиническая больница МЗ РТ, г. Казань, 420138, Оренбургский тракт, д. 140
Особенности детско-родительских отношений в семьях с ребенком, больным острым лимфобластным лейкозом
Федоренко марина Владимировна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, тел. +7-903-341-46-30, e-mail: fedorenko60@mail.ru
Горохова лилия Гигелевна — заведующая психологическим отделением, тел. +7-903-062-21-88, e-mail: gigelevna@mail.ru
В статье представлены результаты экспериментального психодиагностического исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях с ребенком, больным острым лимфобластным лейкозом. В исследовании использовались методики: опросник «Анализ семейных взаимоотношений»; методика изучения родительских установок (PARI — parent attitude research instrument); проективные методики для изучения конкретно-личностных, эмоциональных отношений ребенка с другими людьми и «Кинетический рисунок семьи». Анализ взаимосвязей между исследуемыми показателями показал, что чем больше матери проявляют заботу о своем тяжелобольном ребенке, тем меньше у него потребности в общении и тем негативнее он относится к сиблингам. Родительские конфликты приводят к тому, что у ребенка растет показатель доминирования в семейных отношениях. Материалы статьи имеют практическую ценность для врачей, психологов, волонтеров и других людей, которые работают в отделениях паллиативной помощи, в отделениях детской гематологии и онкологии.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, установки родительские, стили семейного воспитания, проективные методики, острый лимфобластный лейкоз.
m.v. fedorenko1, l.g. gorokhova2
1Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, Russian Federation, 420008 2Children's Republican Clinical Hospital of the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan, 140 Orenburgskiy Trakt, Kazan, Russian Federation, 420138
Features of parent-child relationships in families with a child with acute lymphoblastic leukemia
Fedorenko M.V. — Cand. Med. Sc., Associate Professor of the Department of Psychology, tel. +7-903-341-46-30, e-mail: fedorenko60@mail.ru Gorokhova L.G. — Head of Psychology Department, tel. +7-903-062-21-88, e-mail: gigelevna@mail.ru
The article presents the results of experimental psychodiagnostic study of parent-child relationship in families with a child with acute lymphoblastic leukemia. The techniques used included:"Analysis of family relationships" questionnaire, PARI — parent attitude research instrument, projective research techniques of specific-personal, emotional relationship of the child with other people and "Family kinetic drawing" technique. Analysis of the connection between the studied parameters revealed the correspondence between the level of mother's input and care and communication motivation decrease and negative attitude to the siblings of the child. Parental conflicts lead to the child's growing dominance indicator within the family. The article has practical value to doctors, psychologists, volunteers, and other people involved in the palliative care in the children's hematol-ogy and oncology departments.
Key words: parent-child relationship, parent attitude, styles of family relations, projective techniques, lymphoblastic acute leukemia.
Ч (99) ноябрь 2016 г.
ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА ^ 117
Актуальность исследования детско-родительских отношений в семьях с ребенком, больным острым лимфобластным лейкозом, не вызывает сомнений, так как семья — это важнейшая подсистема общества, которая либо помогает ребенку справиться с болезнью или другими проблемами, либо делает заложником семейных проблем и конфликтов.
Перспективно исследование для выявления группы риска родителей, которые могут потерять детей, больных раком, потому что эти родители склонны выбирать копинг — поведение по типу изоляции и социального отчуждения, избегания проблемы и подавления эмоций, легко впадают в состояние безнадежности и покорности, склонны к самообвинению [1]. Исследователи отмечают, что, с одной стороны, психологические реакции на заболевание раком зависят от индивидуальных особенностей личности. С другой стороны, психологическое своеобразие личности обусловливает неоднозначную реакцию на лечение, семейные отношения [2]. Родительские подсистемы оказывают влияние на процесс излечения и социализацию личности больного ребенка. Ребенок с особыми потребностями нуждается в особом отношении к нему со стороны взрослых и ровесников для преодоления страхов и снижения тревожности [3].
Онкологическое заболевание поражает не только пациентов, но и их близких. Потеря ребенка — это часто интенсивное и длительное негативное воздействие на родителей. Кроме того, родители, особенно матери, оказываются в опасности из-за возможности психических расстройств. (О взаимосвязи психологического, социального и физического уровней здоровья женщин говорится в статье Р.М. Хусаиновой [4]).
Цель работы — изучить особенности стиля семейного воспитания, родительских установок, взаимоотношений больного ребенка с окружающими людьми.
Объектом исследования стали дети дошкольного возраста (5-6 лет) с диагнозом острый лимфобласт-ный лейкоз и их матери — всего 25 семей. Изучены психологические особенности детско-родительских отношений в этих семьях и взаимосвязи исследуемых показателей.
Для достижения цели было использовано несколько методик. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (аСв) Э.Г. Эйдемиллера предназначен для диагностики типов негармоничного воспитания, способствующего возникновению и развитию патологических изменений личности ребенка. В методику заложено 20 шкал, которые отражают основные стили семейного воспитания, позволяют получить представление о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, демонстрируют особенности функционирования системы взаимных влияний, показывают работу механизмов семейной интеграции. Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип негармоничного воспитания; методика изучения родительских установок (PARI — parent attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни. В методике выделено 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье, оцениваются межличностные отношения в системе «родитель — ребенок» глазами родителя. Проективная методика Р. Жиля (TF) (LeTest-Film, Rene' Gille) позволяет изучать личностные, эмоциональные отношения ре-
бенка с другими людьми, в том числе и с членами своей семьи. Методика дает возможность описать систему личностных отношений ребенка, складывающуюся из двух групп переменных: 1. Показатели, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми: 1) матерью; 2) отцом; 3) обоими родителями; 4) братьями и сестрами; 5) бабушкой и дедушкой; 6) другом (подругой); 7) учителем (воспитателем или другим авторитетным для ребенка взрослым). 2. Показатели, характеризующие особенности самого ребенка: 1) любознательность; 2) стремление к доминированию в группе; 3) стремление к общению с другими детьми в больших группах; 4) отгороженность от других, стремление к уединению; 5) социальная адекватность поведения. Методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка, помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.
Помимо качественной оценки результатов все показатели получили свое количественное выражение при помощи прикладного пакета Microsoft Excel и программы STATISTICA 7.0 (расчет средних данных, корреляционный анализ, критерии достоверности отличий).
Все диагностические процедуры проводились под руководством психолога. Родители дали письменное согласие на участие в эксперименте и на участие своих больных лейкозом детей.
Корреляционный анализ выявил взаимосвязи между исследуемыми показателями родительских и детских методик. Оценка качественных показателей проведена с помощью коэффициента ранговой корреляции (r) Спирмена. Самое большое количество значимых взаимосвязей родительской методики PARI с детской проективной методикой Рене Жиля (TF).
Показатель методики PARI «Чрезмерная забота» имеет обратные связи с показателями TF «Отношение к братьям и сестрам», «Общительность» (r=-0,40, при p< 0,05) и прямую связь с показателем «Доминантность» (r=0,44, при p<0,05). Данные взаимосвязи показывают, что чем больше мать проявляет заботы о своем ребенке, тем он становится менее общительным, хуже относится к своим братьям и сестрам и растет его доминирование в семье.
Показатель методики PARI «Зависимость от семьи» имеет обратную связь с показателем TF «Закрытость, отгороженность» (r=-0,44 при p<0,05) и прямо связан с показателем «Конфликтность в семье» (r=0,43 при p<0,05). Если мать зависит от семьи, то у ребенка уменьшается отгороженность от семейных проблем, но при этом он становится более конфликтным.
Показатель методики АСВ «Гиперпротекция» прямо связан с показателем TF «Отношение к матери и отцу как родительской чете» (r=0,42 при p<0,05). Таким образом, чрезмерная материнская опека проводит к тому, что в сознании ребенка родители не представлены как пара. «Отношение к отцу» TF (r=0,40 при p<0,05) прямо связано с АСВ «Чрезмерность требований-запретов».
«Безучастность мужа» и «Подавление сексуальности» методики PARI имеют сильные прямые связи с показателями TF «Доминантность» и «Общительность» (r=0,73 и r=0,65 при p<0,05, r=0,61 и r=0,57 при p<0,05). Если в семье родители кон-
КнЫЕ^Ды'пЕДИАТРИик
118^ ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
'7 (99) ноябрь 2016 г.
фликтуют между собой, решают проблемы за счет детей, то ребенок на такую ситуацию будет реагировать доминированием и общительностью.
Показатель «Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка» (PARI) прямо связан с показателями методики КРС «Конфликтность в семье» и «Враждебность в семейной ситуации» (r=0,49 и r=0,46 при p< 0,05) и имеет обратную связь с показателем «Чувство неполноценности в семейной ситуации» (r=-0,41 при p<0,05). Итак, можно сделать вывод, что решение собственных проблем родителей за счет чрезмерного вмешательства в мир ребенка проводит к тому, что он воспринимает семью как враждебную, проявляет конфликтность, но при этом уменьшается чувство его неполноценности в семье. Таким образом, семейная система потворствует болезни ребенка, делает его «заложником» в семейных конфликтах.
В статье Т.Г. Авдеевой [5] показано, что только в 30% исследуемых семей со здоровыми детьми наблюдается эмоциональное благополучие. По проведенной методике «Кинетический рисунок семьи» были сделаны выводы, что 70% детей испытывают чувство отверженности, психологического дискомфорта. К таким же выводам пришли авторы другой статьи [6]. Они выявили, что примерно половина рисунков показывает невключенность ребенка в семейные и межперсональные отношения.
В содержании структуры детско-родительских отношений в семьях со старшими дошкольниками показано, что «детско-родительская общность характеризуется наличием взаимосвязанности/взаимозависимости родителя и ребенка, стремлением к расширению сфер совместной с ребенком активности и рефлексивным отношением к индивидуальной и совместной жизнедеятельности в сочетании с типом родительского отношения «потворствующая гиперпротекция». В этом случае ребенок воспринимает семейную ситуацию положительно, он соци-
ально адекватен во взаимоотношениях с окружающими, любознателен и общителен» [7].
Будущие исследования, направленные на выявление особенностей взаимодействия между пациентами и членами семьи — родителей, детей и партнеров — имеют большое значение для дальнейшего изучения, обеспечивая более глубокое представление о динамике семейных взаимоотношений, когда речь идет о раке [8].
Исследование осуществлено при финансовой поддержке гранта РГНФ и Правительства Республики Татарстан в рамках научного проекта № 15-16-16011а(р)
ЛИТЕРАТУРА
1. Ildar R. Abitov. Model of Psychological Disadaptation at Psychosomatic and Neurotic Disorders / R. Ildar // Review of European Studies. — 2015. — 7(1). — P. 130-136.
2. Fedorenko M.V. Analysis of personal characteristics of oncologic patients at the stage of psychological adjustment / M.V. Fedorenko // Social Sciences (Pakistan). — 2015. — №10 (6). — P. 775-779.
3. Akhmetzianova A.I. Fear and Anxiety in the Children Suffering from Infantile Cerebral Palsy and Raised in Families with Various Parental Subsystems / A.I. Akhmetzianova // Asian Social Science. — 2015. — №11(7). — P. 356-361.
4. Khusainova R.M. Specifics of Psychological, Social and Physical Health Levels Interrelation among / R.M. Khusainova // Teachers of Different Age and Teaching Experience. Review of European Studies. — 2015. — №7 (1). — P.166-169.
5. Авдеева Т.Г. Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие ребенка / Т.Г. Авдеева // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II меж-дунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 97-99.
6. Федоренко М.В. Рисунок семьи в диагностике детско-ро-дительских отношений / М.В. Федоренко // Казанская наука. — 2015. — № 6 — С. 284-287.
7. Чернов Д.Н. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста / Д.Н. Чернов // Психология и Психотехника. — 2014. — № 9. — C. 984-995.
8. Hagedoorn M. Coping with cancer: The perspective of patients' relatives / M. Hagedoorn, U. Kreicbergs, Ch. Appel // ActaOncologica. — 2011. — №50(2). — P. 205-211.