Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008
Педагогика, кадровое обеспечение ОВД
С.А. Асриев*
Оптимизации общения офицеров с курсантами военных вузов в современных условиях
В статье предпринята попытка дать краткую характеристику педагогических условий оптимизации общения офицеров с курсантами военных вузов МВД России.
In the article the attempt to give the brief characteristic of pedagogical conditions of optimization of the dialogue of officers with cadets of high military institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia is undertaken.
Общественные отношения включают самые разнообразные отношения между людьми. Известно, что основными из них являются экологические и производственные, затем экономические, политические и идеологические, правовые, религиозные и т.д. Здесь уместно напомнить, что наши современные общественные отношения формируются на основе рыночных, частнособственнических отношений. В системе общественных отношений определенно значимое положение, отличное ото всех остальных, имеют психологические, межличностные отношения. В условиях специфической воинской деятельности психологические, межличностные связи и отношения формируются в процессе игровой, учебной, служебно-боевой и спортивной совместной деятельности. В свою очередь межличностные отношения оказывают влияние на процесс и результат совместной служебно-боевой деятельности.
В межличностном взаимодействии партнеры также не составляют суммы индивидов (отделение, взвод, рота), а являются некоторым совершенно новым и специфическим образованием связей и отношений. Различия между индивидами являются одним из основных условий развития их взаимодействий (общения, отношений, совместимости, сработанности), а также их самих как личностей. Психологические (типологические) различия между людьми в условиях совместной деятельности порождают противоречия, а противоречия есть сущность самодвижения, развития.
Данный методологический подход позволяет утверждать, что сама деятельность задает два ряда отношений в коллективе:
- межличностных;
- опосредованных совместной деятельностью.
* Начальник отдела по воспитательной работе с личным составом Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, соискатель.
Оба ряда отношений реализуются в общении. Общение и есть реализация всей системы отношений человека. Каждое из этих отношений реализуется в соответствующих формах общения. Более того, следует заметить, что общение осуществляется как в случае положительного отношения человека к другому, так и в случае отрицательного. Как некая реальность человеческих отношений оно предполагает, что любые его формы есть в тоже время специфические формы совместной деятельности людей.
Поэтому для выяснения сущности процесса общения важно проанализировать его соотношение с общественными отношениями и взаимоотношениями. Их различия затрагивают ряд аспектов, среди которых основными являются:
- во-первых, сознательный, целенаправленный и деятельный характер общения. Вынужденный характер общения влияет на проявление его форм: отчужденность, формальный стиль, нравственная глухота и т.д. Однако и в этом случае человек осознает свое участие в общении, контролирует его и подчиняет своим целям;
- во-вторых, общение более конкретно как по содержанию, так и по форме;
- в-третьих, всякий акт общения несет эмоциональную окрашенность и, независимо от целей и мотивов общения, может расцениваться как обмен эмоциями, чувствами, настроениями. Давно известно, что человеку важно не только что ему говорят, но и как;
- в-четвертых, общение всегда, в любом случае субъектно-субъектный процесс, в отличие от общественных отношений, которые включают еще и отношение к объекту. Только исходя из субъектно-субъектной структуры общения, можно его рассматривать как процесс взаимопонимания и взаимовлияния;
- в-пятых, отношение может быть односторонним, однонаправленным, тогда как общение носит взаимный характер.
Подчеркнем: на наш взгляд, взаимоотношения характеризуют общение с нескольких сторон, главным образом как форму реализации общественных отношений, в т.ч. и межличностных, где раскрываются их обратимость, симметричность и субъективность. Здесь важно отметить, что общение не сводится к взаимоотношениям. В этом плане представляется плодотворным подход Я.Л. Коломенского, где он предлагает различать узкий и широкий смысл понятия «общение». В узком смысле общение и взаимоотношения - тождественны, и тогда характеристика общения как взаимоотношений должна быть дополнена рассмотрением других аспектов через сравнение его с иными социально-психологическими явлениями1. Взаимодействия выступают как результат предыдущего акта общения и условие его последующих актов. В нашем случае в ходе взаимодействия между офицерами и подчиненными налаживается система избирательных связей, которые оформляются в определенные позиции друг к другу и приобретают формы межличностных отношений2.
Рассматривая структуру общения, следует отметить, что оно представляется единством трех взаимосвязанных сторон: 1) коммуникативной; 2) интерактивной; 3) перцептивной, т.е. с содержательной стороны общение может рассматриваться как коммуникативный процесс взаимного выражения психического состояния и обмена информацией, а со стороны формы можно говорить о поведенческом аспекте общения, реализуемом в процессе интеракции, т.е. взаимодействия людей, их поведения по отношению друг к другу. Однако сама коммуникация со стороны содержания характеризуется взаимопониманием, сопереживанием, степенью согласия, а со стороны формы -средствами коммуникации (вербальными и невербальными), тогда как интеракция описывается по содержанию социальными отношениями, а по форме - действием, противодействием, конфликтом, кооперацией и т.д. Общение выступает и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение их друг к другу, и как процесс их взаимовлияния, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания, где главенствующим фактором является взаимный обмен информацией, эмоционально-волевым влиянием, способами и средствами деятельности. Следовательно, можно рассматривать в качестве рабочего определения общения форму социальной связи военнослужащих на основе взаимного обмена информацией, способов и средств деятельности и эмоционально-волевого влияния.
Сущность общения раскрывается через его содержание, в основе которого лежат взаимоотношения, а со стороны формы - обращением к партнеру. По сути, взаимоотношениями определяется характер, активность, рамки и масштабы общения. Общение выполняет коммуникативную, организационную, гностическую, интегрирующую и воспитательную функции. Воспитательная функция пронизывает сферы действия всех других функций. Общение - это способ
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008
Криминалистика, криминология, ОРД
усвоения накопленного опыта, знаний, культурных ценностей, фактор формирования и развития личности. Процесс общения как средство воспитания содержит в себе ряд аспектов.
1. В общении происходит включение человека в систему общественных отношений.
2. Социальные связи способствуют процессу социализации человека.
3. Во взаимоотношениях с другими людьми совершается становление и развитие мировоззрения личности.
4. В процессе общения формируются потребности в социальных связях.
Общение имеет ряд характеристик. Среди них - форма общения, виды общения, сферы общения, круг общения и некоторые другие.
При организации педагогического обеспечения оптимального общения офицера с подчиненными в расчет должны приниматься взаимоотношения, восприятие и оценка воинами друг друга, уставные нормы, служебный этикет, стиль руководства и лидерства, уставная специфика общения в системе руководства и подчинения. Руководство относится к числу важнейших факторов общения и может рассматриваться как специфический способ социального контроля, организации и мобилизации коллективной, групповой и вообще совместной деятельности.
Предмет и содержание служебной деятельности определяет цели и содержание общения в системе руководства и подчинения, которое по существу является организаторским взаимодействием или деловым общением. Этими же элементами определяется и структура: кто с кем и как связан.
Добиваться исполнения приказа, не унижая других - это, пожалуй, главное требования служебных отношений, служебного этикета, в лучших традициях истории российской армии забота о чести мундира. В наше время реорганизации Вооруженных Сил РФ и внутренних войск МВД России основные служебные отношения, этикетные нормы военнослужащих заложены в общевоинских уставах ВС РФ. Общее правило сформулировано в Уставе внутренней службы: «Военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других... Взаимоотношения между военнослужащими строятся на основе взаимного уважения»3.
Уставные правила (этикет) взаимоотношений направлены на достижение разумности и воинской целесообразности в поведении людей. Уставные положения предупреждают нежелательное поведение и неприемлемые для армии взаимоотношения. Более того, предусматривают различные виды ответственности за отступление от уставных норм поведения. Уставные правила взаимоотношений позволяют каждому военнослужащему ощутить себя членом единого коллектива, почувствовать гордость за принадлежность к нему, лучше реализовать свои потенциальные возможности.
В период поиска оптимальных путей достижения цели разнообразие мнений расширяет спектр выбора, тогда как в период организации действий возрастает значимость типизации и стандартизации в общении, распространение оптимальных образцов деятельности, согласованности и единства действий и мнений. Во всякой служебной деятельности есть определенный шаблон в виде элементарных приемов, стереотипов, которые являются минимальным условием оперативности, столь необходимой офицеру, как в учебе, так и в бою. Однако любой стереотип может быть оптимальным лишь в ограниченных рамках. Подтверждение тому тот факт, что многие офицеры ориентируются на административно-волевые методы руководства, поэтому в их деятельности преобладают элементы общения адаптивного типа, служебно-опосредованного, опирающегося на стандартные, «накатанные» способы общения с подчиненными.
Специфичность командира (начальника) воинского подразделения заключается, во-первых, в постоянном и всеобъемлющем характере руководства всеми сторонами жизнедеятельности подчиненных; во-вторых - в наделении офицера всей полнотой распорядительной власти и возложении на него персональной ответственности за подразделение и каждого военнослужащего; в-третьих - в жестко заданной служебно-ролевой структуре отношений в коллективе; в-четвертых - в регламентированности норм субординации и общении с подчиненными.
В своей служебной деятельности офицер выполняет целый ряд функций. Он сочетает в своем лице организатора и военного педагога, администратора и хозяйственника, военного специалиста и руководителя повседневной службы. Реализация этих функций происходит через общение офицера со своими подчиненными. Общение офицера подразделенческого звена детерминировано психологопедагогическими характеристиками подразделения. как определенного предела контактного коллектива, в котором осуществляется непосредственно-личностный характер взаимодействия с подчиненными. Он лично обучает и воспитывает подчиненных. Командир подразделения обязан знать деловые и моральные качества личного состава, а также имя, фамилию и год рождения, успехи
и недостатки каждого подчиненного, заботиться о сохранении здоровья, следить за соблюдением правил личной гигиены и т.д., словом, должен окружить подчиненных поистине отеческой заботой.
Практика показывает, что общение офицера с подчиненными осуществляется в рамках определенной ситуации служебной и учебной деятельности, представляющей собой не что иное, как ситуацию общения. Она включает в себя:
- самих военнослужащих;
- процессы их взаимодействия;
- среду (предметную, физическую, психологический климат);
- предмет совместной деятельности и общения;
- время общения и место взаимодействия;
- определенный социально-исторический контекст;
- средства и способы взаимодействия;
- индивидуальные и социально определенные нормы, регулирующие взаимодействие (в т.ч. и цели)4.
Ситуация общения дополняется таким понятием, как способ общения. Классификация способов общения как единиц общения, отражающих всю его структуру в системе руководства и подчинения, выявление наиболее эффективных из них для определенных отношений в разных ситуациях будет способствовать оптимизации процессов руководства при решении различных задач. Знание офицером способов общения, внутренних механизмов их действий дает ему возможность организовать с ними такое общение, которое бы способствовало повышению эффективности служебной деятельности, установлению благоприятных взаимоотношений.
Специфику общения в системе руководства и подчинения определяют объективные факторы, такие как общественные отношения, условия общения и служебной деятельности, а также субъективные психологические особенности общающихся людей. Эти факторы обусловливают все контуры общения: тип связи, количество и качество циркулирующей информации, уровень взаимодействия и характер его регулирования. Информация, идущая от подчиненного к офицеру -осведомляющая, наоборот - организующая, при этом осуществляется и свой тип воздействия: сообщение, внушение, убеждение. Необходимо отметить, что в курсантских подразделениях существуют как официальные способы общения (они созданы структурой официальной организации и осуществляются в соответствии с руководящими документами, уставами, традициями и т.п.), так и неофициальные (они устанавливаются путем личных контактов).
Способы общения могут быть письменные, устные, с помощью технических средств. Очевидно, что способы общения определяются его средствами. Наряду с вербальными, имеются и невербальные средства общения. Невербальные средства общения в том случае, когда они сопровождают речь, как бы повышают информационную емкость сообщения. Таким образом, вводится информационная достаточность, позволяющая точнее воспринимать смысловые оттенки слов, а также контролировать степень искренности собеседника путем анализа идентичности информации, поступающей по различным каналам5. В ролевых связях, частным случаем которых является общение офицера с подчиненными, на первое место в способах общения выступает функция, роль говорящего. Официальные связи выражаются такими типами обращений, как приказ, распоряжение, инструктаж, указание, требование, обсуждение и т.д., а неофициальные - совет, просьба, рассуждения и т.п. Циркулирующая между партнерами по общению информация несет в себе сведения предметного характера (рациональная) и субъективного (эмоциональная), где отражаются отношения общающихся между собой, к окружающим и совместной деятельности. Эмоциональная информация характеризуется модальностью высказывания, которая проявляется в форме обращения, способе общения, интонации высказывания, стиле речи (если общение вербальное), которая, в свою очередь, определяется взаимоотношениями и личностными качествами общающихся людей. Модальность высказывания имеет существенное значение для установления согласованности, взаимопонимания в процессе общения. В целом циркулирующая здесь информация, может быть охарактеризована такими понятиями, как полезность (с точки зрения службы и подчиненного), достоверность, доступность в понимании и удобность в употреблении, искажения, потери и т.п. От информированности военнослужащих, содержательной наполненности их общения зависит уровень этого общения. Узловым моментом в общении начальника с подчиненными выступает акт принятия руководителем решения в ходе выработки им альтернатив поведения и действий на основе информации, которой он располагает.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008
Педагогика, кадровое обеспечение ОВД
На наш взгляд, наиболее надежным способом нахождения наилучшего варианта, а мы именно в этом значении будем рассматривать оптимизацию общения, является сравнительная оценка всех возможных вариантов (альтернатив).
Опираясь на вышеизложенное, можно заключить, что оптимизация общения офицеров курсантских подразделений с подчиненными представляет собой преднамеренный выбор способов общения, обеспечивающих наилучшее взаимодействие между ними в конкретных условиях вузовской службы и учебной деятельности, а также управление общением в подразделении с педагогическими целями. Оптимизация процесса общения представляет собой такое управление им со стороны командования и субъектов общения, которое организуется на основе учета закономерностей и норм общения, его наиболее адекватных для данной обстановки форм и методов, а также особенностей системы, в рамках которой происходит взаимодействие, с целью достижения наилучшего функционирования ее с точки зрения заданных критериев. Здесь предусматривается и целенаправленный подход к построению общения, и выбор оптимального варианта управления им. Сущность оптимизации общения офицеров с подчиненными заключается в целенаправленном построении общения, адекватного его конкретным субъектам и требованиям службы и учебной деятельности курсантов.
Преднамеренный выбор включает поиск эффективных способов общения с учетом и интуиции, и личного опыта, и вновь возникающих обстоятельств и мотивов общения. Важно отметить, что оптимизация - это не метод или прием. На наш взгляд, это целенаправленный подход к организации общения с помощью анализа всех параметров и условий его протекания, а также выбор наилучшего варианта для конкретных условий.
В научной литературе рассматриваются два вида оптимизации: перспективная и оперативная (текущая). Перспективная оптимизация предусматривает решение долгосрочных задач и на практике может быть реализована планированием взаимодействия, моделированием его технологии. Текущая же оптимизация предусматривает оперативное реагирование на изменения в ситуации общения и предполагает коррекцию коммуникативного поведения в процессе акта общения. Поэтому целесообразно и определять эти виды оптимизации как плановая и ситуативная.
С содержательной стороны плановая оптимизация должна предусматривать:
- педагогический анализ возможного взаимодействия с точки зрения того, каких именно сигналов (по форме и содержанию) и взаимных межличностных контактов между офицерами и подчиненными оно потребует при выполнении задачи. Столь скрупулезный подход к планированию взаимодействия курсантов относится в первую очередь к выполнению некоторых сложных учебно-боевых задач. В повседневных же условиях, как свидетельствует практика, такой подход применяется крайне редко;
- педагогическое моделирование представления о влиянии индивидуально-психологических особенностей (какие и как) на эффективность взаимодействия и общения конкретных офицеров с их подчиненными;
- предвидение с учетом особенностей статусно-ролевых и межличностных отношений курсантов подразделений различных годов обучения, уровня их подготовленности к общению, а также характера возможных затруднений в установлении и поддержания коммуникативных контактов;
- выделение слабых мест во взаимодействии, где наиболее вероятно появление ошибок, недоразумений и уделение им повышенного внимания;
- практическая организация жизни, деятельности и общения курсантов в строгом соответствии с требованиями уставов;
- создание для каждого курсанта во взводе и роте таких объективных условий, которые с необходимостью вызывали бы у него правильное, соответствующее уставам и войсковым традициям отношение к другим курсантам;
- повышение нравственной насыщенности мотивов межличностных отношений, перестройку отрицательных мотивов, отрицательных позиций, проведение профилактических мероприятий с курсантами с отклоняющимся поведением;
- искоренение внешних и внутренних причин, «порождающих противоречащие воинским уставам взаимоотношения».
Ситуативная оптимизация включает в себя:
- оценку адекватности общения требуемому. Особое внимание уделяется этому аспекту тогда, когда желаемый эффект общения не достигается, не решается педагогическая задача;
- принятие педагогического решения о необходимости изменения тех или иных параметров общения у офицера с конкретными подчиненными в определенных педагогических ситуациях;
- осуществление педагогического плана (программы) управления и коррекции межличностного общения;
- постоянство контроля за результатами педагогической коррекции, т.е. организация обратной связи, позволяющей оценивать, планировать изменение контактов и управлять ими.
В ходе нашего исследования были выявлены закономерные зависимости результативности оптимизации общения от следующих условий:
- возможности управления коммуникативным поведением офицеров, младших командиров и курсантов со стороны субъектов оптимизации общения;
- достигнутого уровня общения в курсантском подразделении;
- целей и мотивов общения офицеров с курсантами;
- коммуникативной компетентности офицеров и курсантов;
- нравственно-эстетического компонента в общении курсантов;
- соответствия содержания, способов общения характеру служебной и учебной деятельности;
- соответствия общения индивидуально-психологическим особенностям его субъектов;
- социально-экономических и политических процессов, проходящих в обществе, влияния информационной революции.
Плановая и ситуативная оптимизация общения позволяет решать задачи организации эффективного взаимодействия как на перспективу, так и оперативно реагировать на изменения в показателях общения в конкретных ситуациях, что предусматривает использование следующих основных принципов:
- системного подхода, требующего учета всей совокупности связей и отношений военнослужащих в их динамике, включая связи и отношения офицеров с курсантами. Это предполагает анализ взаимоотношений и стиля общения, его основных характеристик, сложившихся в курсантском подразделении между сокурсниками. Используя эту общую ткань общения, исследуются взаимные отношения, симпатии, антипатии, возникающие в ходе общения непосредственно офицеров с курсантами в основных типичных для повседневных условий ситуаций взаимодействия и общения командира подразделения с подчиненными;
- комплексного подхода, ориентирующего на использование всей совокупности внешних и внутренних факторов, способствующих оптимизации общения, для чего выделяются негативно влияющие на оптимизацию факторы, а затем они или нейтрализуются, или блокируются. Особенно тщательно ведется поиск факторов, определяющих внутреннюю, содержательную сторону самого общения, связанную с духовным миром курсантов, их взаимоотношениями, морально-психологической атмосферой в курсантских коллективах. В то же время уделяется внимание педагогизации условий и обстоятельств жизнедеятельности воинов в роте, коррекции нежелательного, неэффективного общения с точки зрения выполнения служебных задач, а также проведение профилактических мероприятий с курсантами, имеющим отклонения в поведении;
- главного звена, предполагающего выделение основного, существенного в ситуации общения и сосредоточение внимания на нем. Общение само по себе полифункционально и многопланово, поэтому субъектам оптимизации необходимо выбирать на основе разработанных критериев определяющие показатели общения и концентрировать на них свои усилия, начиная от диагностики состояния общения и заканчивая контролем результатов педагогического обеспечения оптимизации общения и корректировки этого обеспечения в необходимых случаях;
- дифференцированного подхода, позволяющего офицеру достичь максимального результата в реализации намеченных целей, общаясь с конкретным подчиненным в данный момент и в определенных условиях. Это требует от офицера глубокого знания личности подчиненного, его особенностей восприятия, выражения своих мыслей, эмоционального реагирования на педагогические воздействия, статуса подчиненного в коллективе, уровня отношения к командиру подразделения, круга общения, удовлетворенности службой и общением, преобладающих мотивов поведения, уровня сформированности ценностных ориентаций, уровня тревожности, культуры общения, потребности в общении, цели общения с курсантом, видов и способов общения в типичных ситуациях служебной и учебной деятельности;
- конкретности, указывающей на необходимость учета в процессе оптимизации общения характера решаемых подразделением в данный момент задач, условий, определяющих общение курсантов в это время, а также оценку показателей общения по выбранному критерию или их совокупности. Это подтверждает то обстоятельство, что оптимизация общения реализуется как конкретная задача управления: управления общением и взаимоотношениями в курсантских
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008
Педагогика, кадровое обеспечение ОВД
подразделениях субъектами оптимизации, либо управление своим собственным коммуникативным поведением субъектами общения на основе принятых критериев. В разных ситуациях, разными субъектами могут приниматься разные критерии, поэтому уровень оптимальности будет величиной относительной;
- целеустремленности, подразумевающей точную формулировку целей оптимизации общения, определения последовательности их достижения. На практике такой подход выражается в планировании взаимодействия офицеров с подчиненными, предвидении характера их общения с одной стороны, и оперативном реагировании на отклонения в нем по алгоритму оптимизации;
- меры, означающие определение границ разумной достаточности получения информации о подчиненных и необходимой степени влияния на курсантов, организации интенсивности контактов с ними.
На практике оптимизация общения выступает как компонент решения конкретной задачи, стоящей перед подразделением: повышение согласованности, обеспечение соответствующей мотивации, нормализации отношений, внесение корректив в организацию и ход взаимодействия и т.п. Оперативная оптимизация общения предполагает, как правило, преобразование уже существующего за счет коррекции нежелательных элементов в общении.
Необходимость оптимизации возникает в следующих педагогических ситуациях:
- при неблагоприятном влиянии офицеров на своих подчиненных, резком снижении ими своей коммуникативной активности;
- когда офицеры по тем или иным причинам конфликтуют между собой, курсанты и младшие командиры между собой и с офицерами;
- когда курсанты, имеющие низкий статус, выключаются по каким-то причинам из внутриколлективных связей, когда они не могут самостоятельно справиться со своими неблагоприятными состояниями, не могут установить контакт с офицером и своими сокурсниками, неадекватно реагируют на замечания офицера.
Процесс оптимизации общения офицеров с курсантами в условиях служебной и учебной деятельности предполагает решение четырех основных педагогических задач:
1) предупреждение несправедливого поведения офицеров по отношению к подчиненным;
2) организацию щадящего, тактичного режима общения для наиболее ранимых и неустойчивых курсантов;
3) активизацию общения низкостатусных курсантов, в т.ч. и с офицерами, с таким расчетом, чтобы исключить вероятность конфликтов между ними;
4) поддержание офицерами субординационной дистанции при взаимодействии с активными в общении и высокостатусными курсантами.
Цель педагогического обеспечения оптимизации общения заключается в создании условий, максимально соответствующих полному взаимопониманию и наилучшему взаимодействию при решении учебно-боевых задач, стоящих перед курсантскими подразделениями Военного института.
Оптимизировать общение можно посредством организации педагогически целесообразной служебной и учебной деятельности, через выделение ситуаций, стимулирующих и блокирующих общение и связанные с ними формы деятельности и, наконец, проектирование новых с педагогической точки зрения оптимальных форм взаимодействия офицеров с подчиненными.
Педагогическое обеспечение оптимизации общения немыслимо без индивидуальной воспитательной работы офицеров со всеми курсантами, но особенно с лидерами и низкостатусными курсантами. Немаловажным здесь является обучение курсантов, особенно первого курса обучения, активной адаптации к строгим режимным условиям жизнедеятельности в институте и негативным межличностным влияниям.
Таким образом, можно утверждать, что общение является такой формой социальной связи, которая осуществляется на основе взаимного обмена информацией, способов и средств деятельности и эмоционально-волевого влияния.
1 См.: Коломенский Я.Л. Психология межличностных отношений. Минск, 1976. С. 11-13.
2 См.: Лазарев В.П., Федотов А.А. Педагогические основы формирования уставных взаимоотношений личного состава полка (корабля). М., 1987. С. 5.
3 УВС РФ. 2007. Ст. 67.
4 См.: Гончаров А.И. Стиль общения военного руководителя: его развитие и формирование у курсантов: Дис. ...канд. психол. наук. М., 1991. С. 16.
5 См.: Тимофеев М.И. Анализ делового общения руководителя: Дис. ... канд. психол. наук. - Л.,1990. - С.55