Научная статья на тему 'Особенности психологической готовности к материнству студенток'

Особенности психологической готовности к материнству студенток Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2136
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / MATERNITY / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ / PSYCHOLOGICAL READINESS TO MATERNITY / КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ / PSYCHOLOGICAL READINESS COMPONENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жупиева Евгения Ивановна

В статье рассматриваются особенности психологической готовности к материнству студенток педагогического вуза. Исследование показало взаимосвязь готовности к материнству с количеством детей в семье, где воспитывалась будущая мать. Выявлены достоверные связи в проективных тестах по признаку взаимодействия матери и ребенка на рисунке и по признакам контакта с ребенком и с собственной матерью в проективных тестах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities psychological readiness to maternity among female students

Maternity in psychological science is one of the challenging and the most studied problems. The research of psychological readiness of women to maternity presented in the works of G.G. Philippova, J.E. Scoromnaya, T.A. Gurianova, V.V. Ivakina and others. According to the authors the willingness to maternity exists in a latent form as an inner position before pregnancy comes, and it determines the successful realization of the mother's role during pregnancy and after child birth. Student age is the procreational resource of our society and it is the most important stage in parenthood formation. The process of sexual maturation ends, and a lot of important psychological neoplasms are developing. The process of value system and identity formation goes on. The organism of women aged 18-21 is ready for birth, although the lack of knowledge in healthy way of life, pregnancy and upbringing matters exists. The responsible attitude of potential mothers to the birth of a child significantly affects the mental health of future generations, and it determines the importance of the research. Despite the fact that there are many approaches to the problem of psychological readiness to motherhood, it is still among the timeliest ones due to the need in development and implementation of training programs for readiness to motherhood for young women to motherhood. We conducted a research in order to study the peculiarities of psychological readiness to motherhood among students of East-Siberian Academy of Education (Irkutsk). The total number of respondents is 47 women aged from 17 to 20 years, who have no children at the moment of examination. Our multicenter study included, in particular, questionnaire survey, pictural tests «My baby and I», «I'm as a child and my mother» by G.G. Philippova; the test of relationship for women planning pregnancy by I. Dobryakov (form f). In general the research demonstrated the correlation between the number of children in the family of a respondent and her readiness for pregnancy and the desired number of children. The respondents from families with one child and many children significantly are planning to have tree or more children. During the process of determination the most important life goals the correlation between maternity, education and wealth was educed. We determined the significant differences on "the importance of a child" indicator, the ideal contact and distance between a group with favorable maternity role and a group with symptom of concern. There is also a trend of significant connection on the grounds of "contact with a child" and "contact with the mother" indicators in projective pictural tests. Our assumption about the inequality of psychological readiness to maternity among students aged from 17 to 20 years, who had no experience of maternity, was confirmed.

Текст научной работы на тему «Особенности психологической готовности к материнству студенток»

Сибирский психологический журнал. 2015. № 56. С. 100-108

УДК 159.922.8

DOI 10.17223/17267080/56/8

Е.И. Жупиева

Иркутский государственный университет (Иркутск, Россия)

Особенности психологической готовности к материнству студенток

В статье рассматриваются особенности психологической готовности к материнству студенток педагогического вуза. Исследование показало взаимосвязь готовности к материнству с количеством детей в семье, где воспитывалась будущая мать. Выявлены достоверные связи в проективных тестах по признаку взаимодействия матери и ребенка на рисунке и по признакам контакта с ребенком и с собственной матерью в проективных тестах.

Ключевые слова: материнство; психологическая готовность к материнству; компоненты психологической готовности.

Введение

В психологической науке материнство является одним из сложных и наиболее изучаемых феноменов. В настоящее время семья и материнство переживают сложный период, характеризующийся снижением статуса матери, уменьшением потребности иметь детей, откладыванием рождения детей на более поздний возраст, ростом сознательно бездетных семей. Социально-экономические трансформации в современном обществе привели к возрастанию образовательной и профессиональной роли женщины, в связи с чем большинство современных женщин стремятся к независимости, высокому профессиональному статусу. Материнство становится препятствием в социальной самореализации современной женщины. Материально-экономическая и физическая готовность стать матерью зачастую не определяют выбора женщинами материнства, этот выбор определяется комплексом иных, психологических причин. В настоящее время исследования, посвященные проблеме психологической готовности женщин к материнству, представлены в работах таких исследователей, как Г.Г. Филиппова [1, 2], Ю.Е. Скоромная [3], Т.А. Гурьянова [4], В.В. Ивакина [5] и др. При этом содержание, структура и специфика проявлений феномена готовности к материнству интерпретируются неоднозначно.

По мнению Р.Д. Санжаевой [6. С. 5], психологическая готовность есть синтез эмоционального начала, когнитивных образований, убеждений и поведенческих навыков.

Один из ведущих специалистов в области психологии материнства Г.Г. Филиппова выделяет пять основных компонентов в психологической

100

Особенности психологической готовности к материнству

готовности к материнству: личностная готовность, мотивационная, модель родительства, материнская компетентность и материнская потребностно-мотивационная сфера, включающая три блока - потребностно-эмо-циональный, операциональный и ценностно-смысловой. Основанием структуры психологической готовности к материнству, по мнению автора, выступает субъектное отношение женщины к своему ребенку, проецирующееся в стиле ее материнского поведения. К психологической готовности к материнству относятся переживание женщиной беременности; ориентация на задачи воспитания и ухода за младенцем; благоприятный ранний детский опыт будущей матери [1, 2].

В.В. Ивакина выделила три типа готовности к материнству: адекватный, амбивалентный и тип риска, применив эту классификационную схему к анализу эмпирических данных, полученных на выборке у женщин-студенток [5. С. 139].

Большинство авторов, изучающих проблему готовности к материнству, отмечают, что психологическая готовность женщины к материнству существует латентно в форме внутренней позиции до наступления беременности, определяя поведение и успешную реализацию материнской роли женщиной во время беременности, в ходе родов и после рождения ребенка [5, 7-12].

Студенческий возраст представляет собой ближайший репродуктивный резерв общества и основной этап в формировании родительства. Именно этот возрастной период характеризуется высокой познавательной мотивацией и социальной активностью. Завершается процесс полового созревания, молодые люди приобретают опыт сексуальных отношений, происходит развитие значимых психологических новообразований, задействованных во всех проявлениях когнитивного и эмоционального отношения к миру, продолжается становление системы ценностных ориентаций и идентичности [6. С. 8].

Организм женщин в возрасте 18-21 года достаточно сформирован для рождения ребёнка, однако отмечается недостаточно высокий уровень знаний в вопросах, касающихся здорового образа жизни, беременности, рождения и воспитания здорового ребенка [13. С. 176]. Ответственное отношение потенциальных матерей к рождению ребёнка и родительской роли существенно влияет на психологическое здоровье последующих поколений. Это определяет важность научных исследований особенностей готовности к материнству у студенток и ее детерминант. Вопросы воспитания ценностного отношения и формирования готовности к семье и материнству у старшеклассников и студентов в современных социокультурных условиях представлены в работах В.В. Ивакиной [5], Т.Ц. Дугаровой [8], Е.Ю. Шулаковой [9], А.С. Биджиева [14], О.Н. Гноевой [15], Н.Е. Рудовой

[16].

При всем многообразии подходов к проблеме психологической готовности к материнству она остается одной из приоритетных в силу необходимости поиска непротиворечиво согласованных объяснительных кон-

101

Е.И. Жупиева

цепций, а также острой необходимости в разработке и реализации программ развития готовности к материнству у молодых женщин.

Материалы и методики исследования

Нами было проведено исследование с целью изучения особенностей психологической готовности к материнству у студенток, обучающихся в Восточно-Сибирской академии образования г. Иркутска. Общее количество испытуемых - 47 девушек в возрасте от 17 до 20 лет, не имевших на момент обследования детей.

Комплексное исследование включало, в частности, анкетирование, рисуночные тесты «Я и мой ребенок» Г.Г. Филипповой, «Я - ребенок и моя мама» Г.Г. Филипповой [17]; тест отношения для женщин, планирующих беременность, И. Добрякова (ТОБ-f) [18. С. 119].

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что у студенток в возрасте 17-20 лет, не имеющих опыта материнства, психологическая готовность к материнству будет характеризоваться неравномерностью в модели родительства, потребностно-эмоциональном и ценностно-смысловом компонентах.

Для выявления психологической готовности к материнству было проведено анкетирование, которое выявило особенности возрастного статуса женщин, численность родительской семьи, отношение к оптимальному и желаемому числу детей в собственной семье, отношение к жизненным целям, беременности, родам.

Все респонденты ответили, что хотят в будущем иметь детей. Средний возраст реализации потребности в материнстве соответствует 24 годам, т. е. большинство планируют реализацию материнства после окончания обучения в вузе.

Результаты исследования и обсуждение

Исследование показало взаимосвязь готовности к материнству с количеством детей в семье, где воспитывалась будущая мать (г = 0,4002 при p = 0,01). Так, было установлено, что девушки из одно- и многодетных семей достоверно чаще планируют рождение трех и более детей, чем девушки из двухдетных семей (ф*эмп = 2,913; p< 0,01). Одного ребенка хотят родить в основном те, кто являлся старшим в двухдетной семье.

При определении ведущих жизненных целей-ценностей была выявлена отрицательная связь материнства с учебой (г = -0,5447; p = 0,001) и материальными ценностями (г = -0,3878; p = 0,01). Это может свидетельствовать о том, что в настоящее время учеба и материальные ценности являются более приоритетными для студенток в исследуемой группе.

Для оценки представлений о том, как изменятся значимые отношения в период беременности (отношение к себе, отношения в системе «мать - дитя», отношение к отношению окружающих), был использован

102

Особенности психологической готовности к материнству

тест И.В. Добрякова ТОБ-f. В исследуемой нами по данной методике группе были получены данные, которые можно отнести к смешанному типу, поскольку, несмотря на преимущество баллов по оптимальному типу, присутствует определенный уровень тревоги. Выявленный тип относится к группе умеренного риска, что требует проведения психокоррекционных мероприятий с целью профилактики различных психологических и соматических расстройств, которые могут возникнуть в период беременности, и с целью гармоничного развития взаимоотношений матери и ребенка. Качественный анализ ответов студенток по методике ТОБ-f определил, что наибольший уровень тревоги проявился в системе отношения к себе беременной (81%). Большинство девушек выбрали вариант ответа, в котором говорится о боязни родов и сомнениях в их благополучном исходе. В беседе 40% респондентов определили роды как мучение, адские боли и высказали страх перед ними. По 21 % пришлось на тревожные ответы, связанные с отношением к беременности (постоянное напряжение и тревоги) и образу жизни в период вынашивания ребенка (тревога из-за полного изменения образа жизни). В системе отношений «мать - дитя» большее количество тревожных ответов связано с отношением к ребенку (45%). Эти ответы свидетельствуют об отсутствии эмоционально-положительного отношения к ребёнку, к беременности, скорее всего, основное содержание ценности ребенка и материнства у исследуемой группы было не совсем корректно представлено или передано в процессе взаимодействия с собственной матерью или другими носителями материнских функций.

При интерпретации рисуночных тестов «Я и мой ребенок», «Я - ребенок и моя мама» учитывались формальные и содержательные признаки: наличие на рисунке матери и ребенка, содержание образа ребенка (реаль-ность/фантазийность/неприятие/ценность), его возраст, совместная деятельность, психологическая дистанция. Результаты рисуночных тестов позволили получить информацию о восприятии материнства, себя в роли матери, ценности ребенка и распределить респондентов на три подгруппы: благоприятная ситуация, симптомы тревоги и конфликт. Благоприятная ситуация по тесту «Я и мой ребенок» встречается в 21,2% рисунков студенток и характеризуется тем, что на рисунках присутствуют мать и ребенок без признаков тревоги: фигуры преимущественно в центре листа, достаточно крупного размера, лицом к зрителю, ребенок не спрятан в коляске или пеленке, младенческого или раннего возраста. Присутствует контакт с ребенком - он либо на руках, либо мать держит его за руку. В половине случаев использовано больше двух цветных карандашей, закрашены фигуры и фон. У испытуемых этой подгруппы в рисунках «Я и моя мама» также присутствует благоприятная ситуация: изображены фигуры матери и ребенка (в половине случаев это дети, в половине случаев изображение себя в настоящем возрасте), отсутствуют дополнительные объекты и люди, присутствует телесный контакт - мать и ребенок держатся за руки или обнимаются. Можно предположить сформированность потребностно-эмоционального компонента готовности к материнству у данной подгруп-

103

Е.И. Жупиева

пы будущих матерей в виде позитивного отношения к ситуации материнства в целом, к беременности, к ребенку.

Анализ 42,5% рисунков с симптомами тревоги позволил определить такие особенности подгруппы, как преобладание мелких рисунков, расположенных преимущественно в верхней части листа, встречается несколько членов семьи (другие дети, муж), ребенок спрятан в коляске, пеленках, в животе матери. В части рисунков отсутствуют контакт или совместная деятельность между фигурами. В случаях использования цвета раскрашивались только отдельные детали (одежда, солнышко, волосы). В рисунках «Я и моя мама» прослеживается похожая ситуация.

Отношения с собственной матерью характеризуются тревожностью и конфликтностью в 36% рисунков респондентов. Встречаются неадекватное использование листа при рисовании (мелко или слишком большого размера, недорисованные фигуры - только портреты, отсутствие ног); отказ от рисования; замена образов на цветы, деревья, сердечки, животных; схематизация фигур; присутствие дополнительных объектов и людей; большая пространственная дистанция между матерью и ребенком. На всех рисунках этой подгруппы отсутствуют совместная деятельность и контакт матери с ребенком. Цвет использовался очень активно в большинстве рисунков - от раскрашивания отдельных частей (лучи солнца, травка, одежда персонажей, улыбка) до полного заполнения цветом листа. Характерным является тот факт, что на рисунках «Я и моя мама» отсутствует контакт с собственной матерью, есть замены образов и дистанция между ними.

Нами были выявлены достоверные различия по показателям реальности и ценности ребенка, оптимальный контакт/дистанция между группой с благоприятной ситуацией восприятия материнской роли и группой с симптомами тревоги (ф*эмп = 3,21; p = 0,01). Значимых различий между группой c конфликтным восприятием роли матери и группой с симптомами тревоги по этим же признакам не обнаружено (ф*эмп = 0,87). Наблюдается тенденция достоверной связи по признаку контакт с ребенком и с собственной матерью в проективных рисуночных тестах (г = 0,37; p< 0,01).

Заключение

Полученные в ходе исследования результаты раскрывают особенности компонентов психологической готовности девушек к материнству. Корреляционный анализ данных выявил надежные статистические связи между готовностью студенток к материнству и количеством детей в их родительских семьях, оптимальным количеством детей в своей будущей семье и желаемым числом детей. Следует отметить, что в исследуемой группе девушек такие составляющие психологической готовности к материнству, как модель родительства, потребностно-эмоциональный и ценностно-смыловой компоненты, в большей степени представлены у подгруппы с благоприятной ситуацией по рисуночным тестам.

104

Особенности психологической готовности к материнству

Таким образом, подтвердилось предположение о том, что психологическая готовность у студенток в возрасте 17-20 лет, не имеющих опыта материнства, будет характеризоваться неравномерностью в компонентах модели родительства и потребностно-мотивационной сфере. Исследование, представленное в данной статье, является пилотажным, на следующем этапе мы сможем расширить данные по вопросу психологической готовности к материнству в период ранней зрелости за счет увеличения выборки и введения группы беременных женщин.

Литература

1. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии //

Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 22-36.

2. Филиппова Г.Г. Психология репродуктивной сферы человека: методология, теория,

практика // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. № 6. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 13.08.2013).

3. Скоромная Ю.Е. Субъективная готовность к материнству как психологический

феномен : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. С. 28.

4. Гурьянова Т.А. Развитие психологической готовности к материнству на стадии

планирования беременности, во время беременности и после родов : дис. ... канд. психол. наук. Барнаул, 2004. С. 176.

5. Ивакина В.В. Формирование у студенток психологической готовности к

материнству : дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2006. С. 193.

6. Санжаева Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к

деятельности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 1997. С. 32.

7. Васягина Н.Н. Становление субъектности матери в социокультурном пространстве //

Семья XXI века : теория и практика : сб. статей по материалам Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 12 мая 2010 г. Екатеринбург, 2010. С. 20-29.

8. Дугарова Т.Ц. Психолого-педагогические основы формирования материнства и

отцовства у студентов // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 1. С. 160-170.

9. Шулакова Е.Ю. Формирование психологической готовности девушек к здоровому

образу жизни и осознанному материнству : дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2002. С. 201.

10. Девятых С.Ю. Особенности представлений о родительстве в юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. С. 28.

11. Грицай Л.А. Кризис традиционного материнства в современной России: социальнопсихологический аспект. URL: http:///psyjournal.ru/psyjournal/articles/

detail.php?ID=2843 (дата обращения: 25.10.2013).

12. Савенышева С.С. Отношение к материнству у современных женщин // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. Вып. 4. Сер. 12. С. 45-55.

13. Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В. К вопросу о модели вузовского координационного центра «Культура здоровья студенческой молодежи» // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 352. С. 176-179.

14. Биджиев А.С. Ценностное отношение к семье старших школьников : дис. ... канд. психол. наук. Пятигорск, 2010. С. 223.

15. Гноевая О.Н. Становление готовности старших учащихся к семейной жизни в условиях деятельности психолого-педагогического отделения реабилитационного центра : дис. ... канд. пед. наук. Петропавловск-Камчатский, 2006. С. 229.

16. Рудова Н.Н. Система воспитания ценностного отношения к материнству : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2009. С. 208.

105

Е.И. Жупиева

17. Филиппова Г.Г. Метод рисуночного теста в психологической работе с беременными. URL: http://www.psymama.ru/articles/f8.html (дата обращения: 05.08.2013).

18. Добряков И.В. Перинатальная психология. СПб. : Питер, 2010. С. 272.

Поступила в редакцию 09.08.2014 г.; повторно 11.03.2015 г.;

принята 15.04.2015 г.

Сведения об авторе:

ЖУПИЕВА Евгения Ивановна, старший преподаватель кафедры психологии образования и развития личности факультета прикладной психологии Иркутского государственного университета (Иркутск, Россия).

E-mail: [email protected]

Siberian journal of psychology, 2015, 56, 100-108. DOI 10.17223/17267080/56/8

Eugenia I. Zhupieva

Irkutsk State University (Irkutsk, Russian Federation).

E-mail: [email protected]

Peculiarities of psychological readiness to maternity among female students

Maternity in psychological science is one of the challenging and the most studied problems. The research of psychological readiness of women to maternity presented in the works of G.G. Philippova, J.E. Scoromnaya, T.A. Gurianova, V.V. Ivakina and others. According to the authors the willingness to maternity exists in a latent form as an inner position before pregnancy comes, and it determines the successful realization of the mother’s role during pregnancy and after child birth.

Student age is the procreational resource of our society and it is the most important stage in parenthood formation. The process of sexual maturation ends, and a lot of important psychological neoplasms are developing. The process of value system and identity formation goes on. The organism of women aged 18-21 is ready for birth, although the lack of knowledge in healthy way of life, pregnancy and upbringing matters exists. The responsible attitude of potential mothers to the birth of a child significantly affects the mental health of future generations, and it determines the importance of the research.

Despite the fact that there are many approaches to the problem of psychological readiness to motherhood, it is still among the timeliest ones due to the need in development and implementation of training programs for readiness to motherhood for young women to motherhood.

We conducted a research in order to study the peculiarities of psychological readiness to motherhood among students of East-Siberian Academy of Education (Irkutsk). The total number of respondents is 47 women aged from 17 to 20 years, who have no children at the moment of examination.

Our multicenter study included, in particular, questionnaire survey, pictural tests «My baby and I», «I’m as a child and my mother» by G.G. Philippova; the test of relationship for women planning pregnancy by I. Dobryakov (form f).

In general the research demonstrated the correlation between the number of children in the family of a respondent and her readiness for pregnancy and the desired number of children. The respondents from families with one child and many children significantly are planning to have tree or more children.

106

Особенности психологической готовности к материнству

During the process of determination the most important life goals the correlation between maternity, education and wealth was educed. We determined the significant differences on “the importance of a child” indicator, the ideal contact and distance between a group with favorable maternity role and a group with symptom of concern. There is also a trend of significant connection on the grounds of “contact with a child” and “contact with the mother” indicators in projective pictural tests.

Our assumption about the inequality of psychological readiness to maternity among students aged from 17 to 20 years, who had no experience of maternity, was confirmed.

Keywords: maternity; psychological readiness to maternity; psychological readiness components.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Filippova, G.G. (2001) Motherhood and general aspects of its studies in psychology. Vo-

prosy psikhologii. 2. pp. 22-36. (In Russian).

2. Filippova, G.G. (2011) Psikhologiya reproduktivnoy sfery cheloveka: metodologiya, teori-

ya, praktika [Psychology of human reproductive system: methodology, theory and practice]. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii. [Online] 6. Available from: http:// medpsy.ru, (Accessed: 13th August 2013).

3. Skoromnaya, Yu.E. (2006) Sub"ektivnaya gotovnost' k materinstvu kakpsikhologicheskiy fenomen [Subjective readiness for motherhood as a psychological phenomenon]. Abstract of Psychology Cand. Diss. Moscow.

4. Gur'yanova, T.A. (2004) Razvitie psikhologicheskoy gotovnosti k materinstvu na stadii planirovaniya beremennosti, vo vremya beremennosti i posle rodov [Development of psychological readiness for motherhood in the planning stages of pregnancy, during pregnancy and after childbirth]. Psychology Cand. Diss. Barnaul.

5. Ivakina, V.V. (2006) Formirovanie u studentok psikhologicheskoy gotovnosti k materinstvu

[Formation of psychological readiness for motherhood in female students]. Psychology Cand. Diss. Stavropol.

6. Sanzhaeva, R.D. (1997) Psikhologicheskie mekhanizmy formirovaniya gotovnosti chelove-

ka kdeyatel'nosti [Psychological mechanisms of formation of people’s readiness to work]. Abstract of Psychology Doc. Diss. Novosibirsk.

7. Vasyagina, N.N. (2010) [Formation of the mother’s subjectivity in social and cultural

space]. Sem'yaXXI veka: teoriya ipraktika [Family of the 21st century: Theory and Practice]. Proc. of the All-Russian Research and Practical Conference. Ekaterinburg. May 12th. Ekaterinburg. pp. 20-29. (In Russian).

8. Dugarova, T.Ts. (2011) Psikhologo-pedagogicheskie osnovy formirovaniya materinstva i

ottsovstva u studentov [Psycho-pedagogical bases of formation of motherhood and fatherhood in students]. Vestnik buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 1. pp. 160-170.

9. Shulakova, E.Yu. (2002) Formirovanie psikhologicheskoy gotovnosti devushek k zdorovo-

mu obrazu zhizni i osoznannomu materinstvu [Formation of psychological readiness of girls to a healthy lifestyle and conscious motherhood]. Psychology Cand. Diss. Nizhny Novgorod. p. 201.

10. Devyatykh, S.Yu. (2006) Osobennostipredstavleniy o roditel'stve vyunosheskom vozraste [Peculiarities of ideas about parenting in adolescence]. Abstract of Psychology Cand. Diss. Moscow. p. 28.

11. Gritsay, L.A. (2010) Krizis traditsionnogo materinstva v sovremennoy Rossii: sotsial'no-psikhologicheskiy aspect [The crisis of traditional motherhood in modern Russia: the socio-psychological aspect]. Zhurnal prakticheskoy psikhologii i psikhoanaliza. [Online] 3. Available from: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2843. (Accessed: 25th October 2013).

107

Е.И. Жупиева

12. Savenysheva, S.S. (2008) The Attitude to Motherhood at Modem Women. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta - Vestnik of Saint-Petersburg University. 12 (4). pp. 45-55. (In Russian).

13. Zalevskiy, G.V. & Kuz'mina, Yu.V. (2011) [On the model of university Ccentre “The Culture of Students’ Health” Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 352. pp. 176-179. (In Russian).

14. Bidzhiev, A.S. (2010) Tsennostnoe otnoshenie k sem'e starshikh shkol'nikov [Axiological attitude to the family of senior pupils]. Psychology Cand. Diss. Pyatigorsk. p. 223.

15. Gnoevaya, O.N. (2006) Stanovlenie gotovnosti starshikh uchashchikhsya k semeynoy zhizni v usloviyakh deyatel'nosti psikhologo-pedagogicheskogo otdeleniya reabilitatsion-nogo tsentra [Formation of senior pupils’ readiness to home life in the course of activities of the psychological and pedagogical department of the rehabilitation centre]. Pedagogy Cand. Diss. Petropavlovsk-Kamchatskiy. p. 229.

16. Rudova, N.N. (2008) Sistema vospitaniya tsennostnogo otnosheniya k materinstvu [The system of developing axiological attitude to motherhood]. Pedagogy Cand. Diss. St. Petersburg. p. 208.

17. Filippova, G.G. Metod risunochnogo testa v psikhologicheskoy rabote s beremennymi [The method of drawing tests in psychological work with pregnant women]. [Online] Available from: http://www.psymama.ru/articles/f8.html. (Accessed: 5th August 2013).

18. Dobryakov, I.V. (2010) Perinatal'naya psikhologiya [Perinatal Psychology]. St. Petersburg: Piter.

Received 09.08.2014; Revised 11.03.2015; Accepted 15.04.2015

108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.