Научная статья на тему 'Соотношение ценности материнства и психологической готовности к материнству с основными жизненными мотивами и ценностями у молодых женщин-студенток'

Соотношение ценности материнства и психологической готовности к материнству с основными жизненными мотивами и ценностями у молодых женщин-студенток Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1302
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / МОТИВАЦИЯ МАТЕРИНСТВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ / МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТЬ МАТЕРИНСТВА / MOTHERHOOD / MOTIVATION OF MOTHERHOOD / PSYCHOLOGICAL READINESS FOR MOTHERHOOD / MOTIVATION / VALUES / VALUE OF MOTHERHOOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борисова Светлана Николаевна, Седельникова Юлия Романовна

Рассматривается проблема мотивации материнства. Описываются и интерпретируются данные о связях между ценностью материнства, психологической готовностью к нему и основными жизненными мотивами и ценностями у современных студенток, полученные в рамках эмпирического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RATIO OF THE VALUE OF MOTHERHOOD AND THE PSYCHOLOGICAL READINESS TO MOTHERHOOD WITH MAJOR LIFE MOTIVES AND VALUES IN YOUNG FEMALE STUDENTS

The article deals with the problem of motivation of motherhood. The links between the value of motherhood, psychological readiness for it and the main life motives and values of modern students are described and interpreted on the basis of empirical research.

Текст научной работы на тему «Соотношение ценности материнства и психологической готовности к материнству с основными жизненными мотивами и ценностями у молодых женщин-студенток»

УДК 159.99

Борисова Светлана Николаевна

старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии

e-mail: [email protected]

Седельникова Юлия Романовна

студентка IV курса по направлению подготовки бакалавров «Психология», философско-социологический факультет ПГНИУ e-mail: sedelnikowaiul@yandex. ru

ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский

университет», Россия, Пермь 614990, Пермь, Букирева, 15, +7(342) 239-66-17

СООТНОШЕНИЕ ЦЕННОСТИ МАТЕРИНСТВА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ С ОСНОВНЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ МОТИВАМИ И ЦЕННОСТЯМИ У МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН-СТУДЕНТОК

Svetlana N. Borisova

Senior Academic of the Department of General and Clinical Psychology

e-mail: [email protected]

Yulija R. Sedelnikova

Fourth Year Student of Psychology, Philosophy and Sociology Faculty

e-mail: [email protected]

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State National Research University» 15, Bukireva, 614990, Perm, Russia

THE RATIO OF THE VALUE OF MOTHERHOOD AND THE PSYCHOLOGICAL READINESS TO MOTHERHOOD WITH MAJOR LIFE MOTIVES AND VALUES IN YOUNG FEMALE STUDENTS

Аннотация. Рассматривается проблема мотивации материнства. Описываются и интерпретируются данные о связях между ценностью материнства, психологической готовностью к нему и основными жизненными мотивами и ценностями у современных студенток, полученные в рамках эмпирического исследования.

Ключевые слова: материнство, мотивация материнства, психологическая готовность к материнству, мотивационной сферы личности ценности, ценность материнства.

© Борисова С.Н., Седельникова Ю.Р., 2018

Abstract. The article deals with the problem of motivation of motherhood. The links between the value of motherhood, psychological readiness for it and the main life motives and values of modern students are described and interpreted on the basis of empirical research.

Key words: motherhood, motivation of motherhood, psychological readiness for motherhood, motivation, values, value of motherhood.

Актуальность исследования проблем материнства и детства, формирования мотивации деторождения, ухода за детьми и их воспитания, патронатного родительства, особенностей протекания детства в современных условиях не требует особых обоснований в связи со сложившейся в Российской Федерации демографической ситуацией, которая анализируется многими авторами, в частности Л.А. Хачатрян [21]. Наша работа посвящена выяснению связей мотивации материнства, психологической готовности к нему с общей личностной мотивацией и системой ценностей.

На основании изученных подходов к данному феномену [1-22] мы определяем материнство как родственную и психологическую связь между матерью и ребенком, это динамический процесс выстраивания между матерью и ребенком смысловых связей и границ, который проявляется через переживания и практику взаимодействия матери (или лица, выполняющего эту функцию) и ее биологического или приемного ребенка. Материнство - сложно организованный феномен. Оно имеет свою эволюционную историю и интегрирует в себе как физиологические и культурные механизмы, так и индивидуальные особенности.

Г.Г. Филиппова выделяет три подхода к пониманию и изучению материнства: культурно-исторический, биологический и психологический [20].

Сторонники культурно-исторического подхода отмечают, что поведение матери зависит от культуры, материнство является социальной женской ролью и не определяется биологически. Исследователи в рамках данного подхода отмечают тенденцию к увеличению численности лиц, отказывающихся от брака и собственной семьи, тенденцию childfree - «свободные от детей». Социальной нормой практически уже стало женское холостячество и внебрачные связи. Все эти явления объясняются социальными причинами.

Сторонники биологического направления рассматривают материнство в первую очередь как инстинкт, суть которого - организация физиологической и стимульной среды для развития ребенка. Упор делается на прояснении этологических аспектов эволюционного развития физиологических, мотивационных и поведенческих механизмов. Материнское поведение, эмоциональные особенности и состояния в процессе вынашивания, рождения и воспитания детей рассматриваются в физиологическом

и психофизиологическом ключе.

Растет число исследователей, которые рассматривают материнство как психологический феномен. Р.К. Махмутова выделяет несколько направлений

исследований материнства в психологии: психологи, придерживающиеся феноменологического подхода, изучают материнство как самостоятельный феномен. В рамках психолого-педагогического направления изучают психологическую подготовку родителей к рождению и оптимизации условий для ребенка. В рамках личностного направления изучаются психологические особенности матери, онтогенетические аспекты (к ним относят культурный и социальный статус женщины, ее психическую историю до и после рождения) удовлетворенность женщины своей материнской ролью. Психотерапевтическое направление работает над изучением и разработкой технологий психологической помощи матерям разных этапах реализации материнской функции [10, 11].

Сегодня активно развивается интегральный биопсихосоциальный подход, который является результатом объединения биологических, психологических и социальных теоретических оснований в единой теоретической модели для достижения наиболее полного понимания закономерностей психологических, биологических и социальных процессов, связанных с материнством, репродукцией и установлением их взаимосвязей. Материнство и беременность с позиций комплексного подхода рассматриваются как специфическая деятельность, со всеми атрибутами деятельности, в том числе и системой мотивации[9].

Онтогенез материнства делится, по мнению Р.К. Махмутовой [10, 11], на следующие этапы:

- 1-й этап - взаимодействия с собственной матерью, который начинается с внутриутробного периода, но наиболее значимым является младенческий и ранний возраст;

- 2-й этап - игровой, характеризуется играми с куклой-младенцем или с другими детьми, где они исполняют роли матери и ребенка;

- 3-й этап - нянчания, в ходе которого важным результатом является освоение некоторых навыков обращения с ребенком, а также проявление к нему интереса и положительного эмоционального отношения;

- 4-й этап - дифференциации мотивационных основ материнской и половой сфер, т.е. конкретизация культурной модели связи половой и материнской сфер;

- 5-й этап - взаимодействия с собственным ребенком, является реализацией материнства в целом;

- 6-й этап - привязанности и любви к ребенку как личности, т.е. не только покровительство и забота о ребенке, но и включенность в его игровую и социальную жизнь, интерес к ребенку как к личности.

Все эти этапы имеют не только разную роль, но и разные возрастные границы. Также в процессе онтогенеза формируются мотивы материнской мотивационной сферы.

Изучение структуры и мотивации материнства должно помочь выявить причины негативных вариантов поведения женщин в отношении своих детей:

отказов от детей, жестокого обращения с детьми, иждивенчества за счет детей и их эксплуатации, так называемого девиантного материнства. Г.Г. Филиппова из анализа работ В.И. Брутмана, А.Я. Варги и других выделяет такие черты девиантного материнства, как проявление наклонностей к садизму, агрессия, направленная на ребенка, инфантилизм, эгоцентризм, такие женщины проявляют повышенную потребность в любви, в заботе, они сами как бы являются детьми [20].

Практика материнства не является общепринятой, она разнообразна и имеет множество вариантов. Выделяют стили материнского отношения:

• Адекватный стиль (адекватный стиль эмоционального сопровождения, отношение к ребенку как субъекту, ориентация на себя и состояние ребенка, высокая, рано появившаяся материнская компетентность, удовлетворенность материнством и отношением других).

• Тревожный стиль (усиливающий или слабо осуждающий стиль эмоционального сопровождения, ориентация на мнение других, усиленное внимание к негативным сторонам поведения ребенка и своего состояния, поздно появившаяся компетентность, сложность налаживания режима, неуверенность в себе, неудовлетворенность собой и другими, опасения за развитие ребенка).

• Эмоционально отстраненный, регулирующий (игнорирующий стиль эмоционального сопровождения, отношение к ребенку как объекту, ориентация на приучение к режиму, на знания о развитии ребенка и мнения других, поздно появившаяся компетентность, претензии к особенностям ребенка, неудовлетворенность условиями, отношением других, нехваткой времени на себя, необходимостью все силы отдавать ребенку).

• Амбивалентный (неустойчивый, с резкой конфронтацией ценности ребенка и внедряющихся, с противоположными тенденциями эмоционального сопровождения отрицательных и положительных состояний ребенка, неравномерная компетентность к разным проявлениям ребенка, конфликт между своими состояниями и необходимостью подчиняться мнению других, недостаточная субъективизация ребенка, неудовлетворенность собой, отношением других к ребенку и к себе, осуждение себя наряду с оправданием).

• Аффективно отвергающий (ценность ребенка низкая или отрицательная, стиль эмоционального сопровождения сочетает в себе игнорирование и осуждение вплоть до агрессии, низкая компетентность и низкий уровень удовлетворения потребностей ребенка) [20].

Стиль материнского поведения имеет серьезные последствия для развития ребенка. В исследовании Н.В. Степиной и Е.А. Савиной подробно раскрывается взаимосвязь материнского отношения и креативности, независимости вербального поведения. Авторы делают вывод о том, что детская креативность и независимость вербального поведения не связаны с эмоциональным принятием ребенка матерью и материнским контролем. Однако принятие и контроль оказались связанными со степенью поощрения

матерью самостоятельности ребенка, что в свою очередь связано с образной креативностью. По всей видимости, материнское отношение связано с креативностью ребенка не прямо, а опосредованно - через поощрение / не поощрение самостоятельности ребенка, и это означает, что материнское отношение к ребенку и стиль отношения сильно влияет на развитие ребенка [19].

Определение основных понятий

Проблемам мотивационной сферы личности посвящена обширная литература. Вслед за Е.П. Ильиным, мы будем понимать под мотивационной сферой личности всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, аттитюдов, поведенческих паттернов, интересов, актуальных мотивов и потребностей, потенциальных мотивов (направленность личности, интересы, мотивационные установки, желания) [9]. Мотивационную сферу рассматривают как объединение образований внутри личности, отвечающих за целенаправленное поведение.

Однако, несмотря на, казалось бы, очевидную важность материнства для становления человека и человечества, мотивация материнства не изучается в общей структуре мотивации, а если и изучается, то чаще как самостоятельный отдельный феномен. Этот конструкт не включен в наиболее известные целостные модели мотивации, например в Пирамиду потребностей А. Маслоу. Методики, претендующие на целостное описание мотивационной сферы человека, также не включают шкалы для его измерения. Пример тому -используемая нами методика «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана [13]. Мы считаем, что мотивация формируется не отдельно или параллельно, а вместе со всей мотивационной системой и обладает специфической системой связей с другими параметрами мотивации. Выявление этих связей, их характера и является целью нашего исследования.

Ценности, вслед за В.А. Соловьёвой, мы рассматриваем как составляющее мотивационной сферы и определяем их как отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и ориентиров. Ценности проявляются в качестве объяснительных принципов поведения [18].

Психологическая готовность к материнству рассматривается как специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъект-субъектная ориентация в отношении к еще неродившемуся ребенку, которая формируется под влиянием неразделимых биологических и социальных факторов [7]. Под психологической готовностью в целом понимают психическое состояние, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на выполнение конкретной деятельности. Различают длительную готовность и временное состояние готовности [17]. Материнство, в свою очередь, требует формирования у женщины длительной готовности.

Психологическая готовность к материнству является сложным и длительным психическим состоянием. С.Ю. Мещерякова [12] выделяет

следующие показатели психологической готовности к материнству. Основной составляющей психологической готовности к материнству является репродуктивная установка как совокупность представлений и настроений субъекта, отражающих его готовность (предрасположенность) реализовывать определенные типы репродуктивного поведения [12]. Другая важная составляющая готовности к материнству - его включение в систему ценностей женщины.

Организация исследования

Исследование проводилось на базе ПГНИУ в апреле и мае 2018 г., в дневное время суток, в рамках практических занятий по дисциплине «Психология».

В исследовании приняли участие 60 студенток II и III курсов химического (30 человек) и философско-социологического (30 человек) факультетов, не состоящих в браке и не имеющих детей. Возраст участниц исследования - от 19 до 24 лет, средний возраст составляет 20,07 лет.

Всем девушкам предлагался пакет методик, включающий: методику «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана [13]; тест «Ценностные ориентации» М. Рокича (терминальный список ценностей) [16]; «Ролевой опросник деторождения» М.Н. Родштейна [15]; анкету, содержащую данные о семейном положении, наличии детей, возрасте и курсе, направлении испытуемых. Для математической обработки использовались следующие методы: корреляционный анализ Пирсона и метод ранговой корреляции Спирмена.

Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман) для учащихся вузов, которая содержит 12 утверждений и 8 вариантов ответов. В каждом утверждении каждый вариант ответа требовалось оценить следующими вариантами: да, согласен; пожалуй, согласен; когда как, согласен в некоторой степени; нет, не согласен и не знаю. Данная методика направлена на изучение мотивационного (МП) профиля личности, который состоит из 7 следующих шкал: П - поддержание жизнеобеспечения, К - комфорт, С - социальный статус, О - общение, Д - общая активность, ДР - творческая активность, ОД - общественная полезность.

Тест ценностных ориентаций (М. Рокич). К списку терминальных ценностей в соответствии с задачами нашего исследования нами была добавлена ценность «материнство» как компонент психологической готовности к материнству. Это позволило соотнести ценность материнства с другими ценностями и мотивами в мотивационной сфере личности.

Ролевой опросник деторождения (РОД) (М.Н. Родштейн). Содержит 40 биполярных суждений. Данная методика позволяет получить количественные результаты по двум биполярным шкалам: 1) генофилия - генофобия (генофилия -желание, направленное на рождение детей, генофобия - страх, связанный с рождением детей, выявляется эмоциональный компонент); 2) репродуктивная

активность - репродуктивная пассивность (репродуктивная активность - это действия, направленные на рождение детей, репродуктивная пассивность - это бездействие или противодействие по отношению к рождению детей (контрацепция, аборт), выявляется поведенческий компонент. Сумма этих шкал дает общий показатель репродуктивной установки [15]. РОД успешно использовался в исследованиях отечественных авторов, например, в работе А.В. Щибря «Личностные особенности девушек репродуктивного возраста как фактор психологической готовности к материнству» [22] и др.

Анкета содержала вопросы о возрасте, курсе, направлении / специальности обучения, браке, наличии / отсутствии детей.

Для проверки на нормальность распределения полученных данных использовался критерий Колмогорова - Смирнова. Результаты проверки на нормальность распределения для методик «Диагностика мотивационной структуры личности» и «Ролевой опросник деторождения» были следующими: по всем шкалам методик значения больше 0,05 ^ > 0,05), т.е. распределение нормальное, и для выявления связей мы используем корреляционный анализ Пирсона. Для выявления связей между показателями методик «Диагностика мотивационной структуры личности», «Ролевой опросник деторождения» и показателями методики «Ценностные ориентации» М. Рокича использовалась ранговая корреляция Спирмена.

Полученные результаты

Статистически значимые связи репродуктивной установки и ценности материнства как компонентов психологической готовности к материнству с ценностями и мотивами мотивационной сферы студенток химического и философско-социологического факультета представлены на рисунке.

Как мы видим, показатели «ценность материнства» и «репродуктивная установка» достаточно тесно связаны со многими параметрами общей мотивации. Показатель «ценность материнства» значимо коррелирует с показателями «репродуктивная установка», «любовь к детям» (шкала «генофилия») и «репродуктивная активность» (одноименная шкала). Ценность материнства, по-видимому, поддерживает репродуктивную установку в системе мотивации. Ценность материнства включена в систему ценностей: мы наблюдаем положительные связи показателя «ценность материнства» с показателями «ценность любви» и «ценность семейной жизни». Эти связи поддерживают и усиливают друг друга. Чем выше ценность материнства, тем выше ценность семейной жизни и ценность любви. Показатель «ценность материнства» отрицательно коррелирует с показателями «ценность свободы» и «ценность общественного признания». Чем выше в сознании молодых женщин ценности свободы и общественного признания, тем ниже ценность материнства. Не выявлено связей показателя «ценность материнства» ни с одним из мотивов.

Рис. Визуализация результатов корреляционного анализа

Другие ценности обнаруживают интересные корреляции с параметрами репродуктивной установки. Показатель «ценность общественного признания» отрицательно связан с показателями «общая репродуктивная установка», «репродуктивная активность» и «генофилия». Формируя у молодых женщин потребность в общественном признании, общество снижает их готовность иметь и воспитывать детей. С другой стороны, деторождение не является поводом для общественного признания. Показатель «ценность семейной жизни» положительно связан, кроме «ценности материнства», с показателями «репродуктивная установка» и «генофилия». Показатель «ценность активной жизни» также связан с показателями «генофилия» и «репродуктивная установка». «Ценность продуктивной жизни» отрицательно связана с «генофилией», «репродуктивной активностью» и «общей репродуктивной

установкой», т.е. рождение и воспитание детей в сознании молодых женщин не является знаком продуктивности, реализованности, жизненного достижения. Показатель «ценность развития» отрицательно связан с показателем «репродуктивная установка». Чем выше ценность развития в сознании женщины, тем меньше выражена установка иметь детей, с другой стороны, деторождение не рассматривается как вариант личностного развития.

С критерием «репродуктивная установка» оказались связанными два мотива: мотив «общественная полезность» и мотив «жизнеобеспечение». Мотив «общественная полезность» положительно коррелирует с «репродуктивной активностью», «генофилией» и «репродуктивной установкой» в целом. «Репродуктивная установка» тем выше, чем выше мотив «общественное признание», и наоборот. Любопытно, что данный мотив не связан с «ценностью общественного признания». Мотив «жизнеобеспечение» положительно связан с «репродуктивной активностью», «генофилией» и «репродуктивной установкой» в целом.

Таким образом, выявленные связи показателей «ценности материнства» и «репродуктивная установка» с терминальными ценностями и личностными мотивами позволяют говорить, что психологическая готовность к материнству является подструктурой общей мотивационной сферы, регулируемой как на уровне ценностей, так и на уровне общих деятельностных мотивов. По-видимому, они являются предикторами психологической готовности к материнству, но эта гипотеза нуждается в дополнительной проверке и доказательствах. Выявленные закономерности могут стать основой для формирования программ психологического сопровождения молодых матерей, особенно в ситуациях девиантного материнства, программ подготовки женщин к родам, школ осознанного родительства. Эти данные полезны для разработки социальной рекламы с целью формирования ценности материнства, конструктивного отношения общества к материнству и детству, отношения, побуждающего молодых женщин сознательно вставать на путь материнства.

Список литературы

1. Багирова А.П. Мотивация родительского труда: опыт социологического осмысления // Изв. Урал. федерал. ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2013. - Т. 116, № 3. - С. 113-119.

2. Багирова А.П., Абилова М.Г. Родительский труд и репродуктивная активность: социально-экономический анализ: моногр. - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2013. - С. 78.

3. Бурага Н., Толмач И. Репродуктивные установки и ценностные ориентации молодых женщин // Молдавский университет. - 2017. - № 5(105). -С. 183-187.

4. Быстрова Н.В., Плотникова Е.Е. Материнство как социокультурный феномен // Теория и практика общественного. - 2015. - № 22 - С. 275-277.

5. Григорьян И.Г. Некоторые психологические особенности готовности к материнству студенток различных профессиональных направлений [Электронный ресурс] // Концепт: журн. - 2012. - № 2. - С. 31-35. - URL: http :|// e-koncept.ru/2012/1213.htm

6. Гурьянова Т.А. Психологическая готовность к материнству как динамическое системно-структурное образование // Ползуновский вестн. -2005. - № 3. - С. 35-44.

7. Гученкова Е.А., Кораблина Е.П. Ценностные ориентации женщин в контексте преодоления трудных жизненных ситуаций // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - № 3(62). - С. 63-67.

8. Земзюлина И.Н. Переживание беременности в контексте жизненного пути личности как фактор формирования готовности к материнству // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2009. - Вып. 91. - С. 31-42.

9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2008. - (Сер. «Мастера психологии»).

10. Махмутова Р.К. Переживания женщин, ожидающих появления ребенка, в зависимости от особенностей их мотивационной сферы // Философия. Социология. Психология. Педагогика. - 2011. - Вып. 2. - С. 77-87.

11. Махмутова Р.К. Психология материнства: теоретические аспекты изучения мотивации материнского поведения // Вестн. Удмурт. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2010. - № 2. - С. 46-55.

12. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопр. психологии. - 2000. - № 5. - С. 18-27.

13. Мильман В.Э. Метод изучения мотивационной сферы личности // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М., 1990. - С. 23-43.

14. Назарова И.Б., Зеленская М.П. Репродуктивные установки студенческой молодежи: ценностный аспект (обзор эмпирических исследований) // Вестн. РУДН. Социология. - 2017. - Вып. 4, т. 17. - С. 555-567.

15. Родштейн М.Н. Ролевой опросник деторождения // Вестн. практ. психологии образования. - 2013. - № 2(35). - С. 120-123.

16. Рокич М. Методика «Ценностные ориентации» // Большая энциклопедия психол. тестов / авт.-сост. А.А. Карелин. - М.: Эксмо, 2009. -С.26-28.

17. Санжаева Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. -Новосибирск, 1997. - С. 32.

18. Соловьёва В.А. Мотивационная сфера в исследованиях личности // Вест. КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2008. - Т. 14. - С. 59-63.

19. Степина Н.В., Савина Е.А. Исследование связи креативности и независимости вербального поведения у старших дошкольников с особенностями материнского отношения // Науч. вед. Гуманит. науки. - 2012. -№ 12 (131), вып. 14. - С. 217-224.

20. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учеб. пособие. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. - 240 с.

21. Хачатрян Л.А. Тенденции изменения современной российской семьи // Вестн. Перм. ун-та. Философия. Психология. Социология. - 2014. -Вып. 4(20). - С. 111-120.

22. Щибря А.В. Личностные особенности девушек репродуктивного возраста как фактор психологической готовности к материнству // ГБОУ ВПО Сарат. ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава. - 2016. - Т. 6, № 5. - С. 740.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.