\опрос УЧАСТНИКОВ РЫНКА \
На какой период вы планируете развитие своего бизнеса?
БОРИС ИЗГАРШЕВ,
директор волгоградского ООО «Пивовар Изгаршев»:
«Отсутствие оборотных средств не позволяет планировать деятельность на длительную перспективу. Как пример: на нашем предприятии за последние 20 лет не было периода, чтобы с нашего завода не изымали с помощью налоговых отчислений не только часть дохода, но и оборотные средства, деньги на заработную
плату. Из-за отсутствия несырьевых программ развития промышленности, здорового лоббирования интересов местных производителей мы имеем засилье в регионе ввозной продукции, по качеству не сравнимой с нашими лучшими гостовскими марками. Отсутствие единых условий по сбыту продукции в магазинах
сетевой торговли ставит в неравные условия местных и федеральных производителей. Несмотря на принятие «Закона о торговле» нет четко установленных, прозрачных, недискриминационных процентов, скидок, бонусов, наценок на стоимость продукции «на входе» в монопольные торговые предприятия».
Валерии савельев,
председатель совета директоров екатеринбургской группы компаний AVS Group:
«AVS Group как многопрофильная корпорация, работающая в сфере business development, прямых и венчурных инвестиций, имеет четкие цели до 2020 года. Что касается отдельных направлений деятельности, то здесь есть индивидуальные сроки стратегического планирования — от года до трех лет, так как в современной ситуа-
ции длительные отраслевые прогнозы себя не оправдывают. По ряду ключевых направлений, таких как девелопмент и логистика, мы делаем ревизию стратегии каждый квартал. Не всегда требуется корректировка, но эта процедура добавляет менеджменту уверенности в правильности принятых решений».
дмитрии теплов,
директор ООО «Краснокам-ский ремонтно-механический завод» (Пермский край):
«Мы планируем развитие бизнеса на 5-10 лет вперед. Сейчас на российских рынках растет конкуренция. Возможно, в России тяжелее вести бизнес тем, кто не вкладывает деньги в модернизацию производства и развитие систем продаж. Другими словами, в настоящее вре-
мя жизненно необходимо соответствовать европейским стандартам технологии и производительности труда, иметь сертифицированную международную систему менеджмента качества. У промышленных предприятий появилась возможность брать долгосрочные инвести-
ционные кредиты. В частности мы получили крупный заем на модернизацию оборудования, срок окупаемости которого — от трех до пяти лет. Поэтому в нашем случае долгосрочное планирование бизнеса — единственный возможный вариант деятельности».
игорь Шищук,
гендиректор Ревякинского металлопрокатного завода:
«Как и на любом другом предприятии с грамотным управлением, у нас существует четкое планирование: краткосрочное, для решения промежуточных задач, и долгосрочное — для глобальных целей. В 2008 году, оценив рынок, мы поняли необходимость наращивания мощностей нашего производства. Итог — успешная модернизация, запуск нового оборудования в январе
и увеличение мощности производства практически на треть в текущем году! Планирование и определение четких целей предприятия на пять-семь лет вперед поможет избежать серьезных ошибок в бизнесе, мы сможем постоянно повышать долю компании на рынке. Это правило работает независимо от того, где вы строите свой бизнес — в России или за рубежом».
анна
туманова,
директор ульяновской консалтинговой компании «Альтер Эго Консалтинг»:
«Планировать становится все тяжелее. Вы планируете развитие своего бизнеса, исходя из анализа рынка, а вам раз — и подарок в виде резкого повышения налогов... В моем окружении — повальное свора-
чивание бизнеса индивидуальных предпринимателей. Ребята из наукоемких сфер, у которых зарплата составляет до 80% всех расходов, покидают страну. Их привлекают казахи и белорусы. Они отличные
профессионалы, их технологичные бизнесы уходят пока с точки зрения налогов, а дальше-то что? Многие интересуются недвижимостью в ЕС, и эти многие молоды, активны, успешны».
Владимир ртищев,
гендиректор ульяновской девелоперской компании «Амарант РПК»:
«Условия для создания и ведения бизнеса ужесточаются, несмотря на все декларации о снижении административных барьеров, упрощение ряда процедур, повышение прозрачности контролирующих органов. А тарифная политика! В прошлом году я платил за электроэнергию 2,15 руб. за кВт/ч, теперь приходится отдавать 5,6 руб. Мой бизнес, строительство, связан с масштабными
инвестициями. Из-за дороговизны электроэнергии, высокой стоимости подключения к энергосетям рентабельность уменьшилась втрое. И что прикажете делать с недостроенными объектами? Если бы у меня была 1Т-компания или другой мобильный бизнес, я перенес бы его в другую страну, например в Казахстан. Но стройку-то не вывезешь — придется замораживать объекты».
16
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 3 (107) 2011
\ САМОЕ ВАЖНОЕ \
На этот вопрос отвечали наши респонденты
ВЛАДИМИР ХАХАНОВ
марина шульгина,
гендиректор ООО «ТД ПРОПЛЕКС»:
«В нашей компании, как и на других предприятиях с грамотным менеджментом, действует краткосрочное и долгосрочное планирование. Это позволяет фиксировать как оперативные задачи, так и более масштабные
цели, в том числе важные проекты, например разработку энергоэффективных продуктов. Так, в ближайшие два года мы планируем вывести на оконный рынок ряд инновационных теплосберегающих разработок».
александр галишников,
директор саратовского ООО «Служба доставки «Розовый слон»:
«Ведение бизнеса не становится труднее, но меняются условия. И это самая главная проблема — тяжело перестраиваться. Если раньше все было основано на личном мнении,
знакомствах и связях, то сейчас это уже не работает. Бизнес перестраивается на западную модель, основанную на аналитическом подходе. Именно поэтому происходит
отток бизнесменов, но я не возьмусь говорить, что рынок опустеет. Скорее — освобождается место для новых игроков, более мобильных и гибких».
леонидписнои,
гендиректор саратовского ЗАО «Сар-облжилстрой»:
«На предприятии с 3000 сотрудников не планировать нельзя. В процессе работы иногда возникают ситуации, когда нужно менять направление деятельности, но не кардинально. Сейчас, принимая во внимание изменение
законодательства в области энергосбережения, я заранее планирую утепление фасадов или ремонтно-строительные работы на предприятии. Но для меня это обычная структурная перестройка, которая связана со спросом».
сергей яичкин,
директор оренбургского ООО «Окна века»:
«Наше предприятие планирует свой бизнес в среднесрочной перспективе на один год. Я считаю этот период самым оптимальным. Меньше года — это слишком короткий
период. При обращении к сценариям долгосрочного развития в нынешних условиях нестабильной и непонятной экономики точность прогнозов резко снижается. Планируя сегодня
свой бизнес, я моделирую наихудшие варианты развития событий и их влияние на прибыль предприятия. Плюс не забываю анализировать поведение конкурентов».
валерий камальдинов,
гендиректор реставрационной компании «Старый
«Мы занимаемся реставрацией памятников в Нижнем Новгороде уже 17 лет. Недавно сдали объект — дом-усадьбу купца Рукавишникова на Верхневолжской набережной, в котором располагался краеведческий музей.
восстанавливаем после пожара помещение бывшего кинотеатра им. Маяковского на улице Рождественская. Мне 60 лет. Я владелец фирмы. На сколько хватит здоровья, столько свой бизнес и буду вести. А потом, надеюсь,
Нижний Новгород»: Почти 20 лет объект был закрыт на реставрацию. Сейчас дети подхватят, внуки».
вячеслав трусцов,
директор хабаровского ООО «Амурский пищевик»
(мясопереработка):
«Планирование бизнеса следует вести от одного законодательного новшества к другому. Например, у нашего предприятия был план модернизации производства на пять лет — с 2009 по 2013 год. Но в ре-
зультате повышения страховых взносов ЕСН в этом году он «успешно» был завершен. Если бы законодательная база была стабильной, планирование играло бы гораздо большую роль. Ведь, как правило,
его отсутствие и так называемый интуитивный менеджмент приводят к разорению. На нашем предприятии кроме ежегодного планирования есть план развития на пять лет и стратегия развития до 2025 года».
петр
романишин,
гендиректор краснодарского ОАО АПФ «Фанагория»
«Очень многие предприниматели сегодня сворачивают свой бизнес в России из-за непродуманных законов. Но я оптимист и патриот. Поэтому планирую развитие своего дела на длительный срок, по меньшей
(производство вин): мере на 30 лет. Мы уже заложили коньячные спирты
на 30-летнюю выдержку. Виноделие — это очень интересный, увлекательный бизнес. Я бы назвал его творческой работой. Во всех странах мира это семейное, наследственное дело. И я тоже надеюсь, что мои дети продолжат этот бизнес».
олег
Герасимов,
замгендиректора красноярской Группы компаний «Спектрум»:
«У нас бизнес носит долгосрочный характер. Так, мы планируем участие в проектировании объектов в Сочи, в сибирских городах. Условия ухудшились в бизнесе
по эксплуатации недвижимости. Этот рынок сейчас демонстрирует падение, соответственно — меньше заказов. А вот проектный бизнес был, есть и будет.
И предприниматели нашего круга свое дело, наоборот, пытаются развивать. В этом отношении существует однозначный настрой на дальнейшее развитие».
\ САМОЕ ВАЖНОЕ \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 3 (107) 2011
17