Дело молодое
Жанна НОВИКОВА
Двадцатидвухлетний капитан
— Вы помните, когда впервые появились на Кировском заводе?
— Наверное, лет в семь. Предприятие стало неотъемлемой частью моей жизни с раннего детства. Официально работать на завод я пришел после первого курса Финансово-экономического университета — на несколько месяцев во время летних каникул. Но это была полноценная работа учеником слесаря-ремонтника. День у нас начинался в 7.15 утра. Мы обслуживали мартеновский цех завода «Петросталь» (дочерняя компания Кировского завода), ремонтировали
краны. Мне даже трудовую книжку открыли. Затем я был «синим воротничком» в Киров-ТЭКе — это энергоснабжающая компания, работал на главной понизительной подстанции. После этого меня назначили директором инвестиционно-финансовой компании «Петросталь-инвест», а затем финансовым директором ООО «Киров-Станкомаш».
— Решение начать работать на заводе было вашим собственным или определенную роль здесь сыграл отец?
— Это было мое собственное решение, которое, конечно, поддерживалось отцом. У меня не было с ним в этом вопросе разногласий. Это тот случай, когда любовь к пред-
Согласно перспективному плану развития холдинга, в 2010 году выручка Кировского завода достигнет 15,35 млрд. рублей
приятию привилась в детстве. И это помогло мне, когда я стал его руководителем.
— Как вы ощущаете себя в роли генерального директора такого крупного предприятия, которым почти 18 лет руководил ваш отец? Что изменилось с тех пор, как вас назначили директором?
— Оглядываясь назад, я могу сказать, что, приходя на эту позицию, я до конца не понимал, ни на что иду, ни меру ответственности. И, наверное, это было хорошо. Все невозможные вещи делают люди, у которых нет отрицательного опыта, они не понимают, почему это невозможно. Теперь я знаю, что это тяжелый труд, но самое главное, что это колоссальная ответственность не за себя, а за людей, с которыми работаешь.
— У вас был страх первого рабочего дня в новой должности?
— Конечно, был. Хотя я здесь работал уже до этого назначения несколько лет и меня коллектив знал, все равно страх долго не уходил. Но мне надо было сразу решать — времени на раздумья тогда особо не было. Перед принятием решения бессонницей не мучался, зато потом...
— Насколько уверенно вы чувствуете себя в должности гендиректора сейчас?
— Скажем так, страх деструктивный, липкий прошел достаточно быстро. И слава Богу, потому что ничего хорошего он не несет. Но от этого страха осталась разумная осторожность, она есть у любого человека, который несет ответственность за людей.
— Вы помните, какое первое распоряжение подписали в должности гендиректора?
— Что-то подписал, но не помню. У нас сейчас серьезно меняется структура управления, и стандартный набор документов, который я смотрю и подписываю каждый день, очень отличается от того, что был раньше. Может, платежка, может, еще что-то. Одним словом, что-то не очень глобальное.
Предприятия холдинга «Кировский завод» выпускают продукцию для различных отраслей промышленности, в том числе атомной энергетики, газовой промышленности, тепло- и электроэнергетики, сельского и коммунального хозяйства, железнодорожного транспорта, судостроения. ОАО «Кировский завод» является основным балансовым держателем активов холдинга и управляет дочерними предприятиями, созданными по принципу профессиональной специализации (основные производства, вспомогательные, инфраструктурные, конструкторские и инжиниринговые подразделения).Петербургский тракторный завод (ПТЗ), входящий в холдинг, — один из крупнейших и старейших в России тракторостроительных заводов. Доля группы на рынке тракторов и другой сельскохозяйственной техники в РФ в 2005 году в стоимостном выражении составила около 9,8%, по предварительным итогам в 2006 году достигла 10% (в сегменте тракторов мощностью более 140 л. с. — 16%). Продукция группы поставляется более чем в 20 стран мира, объем экспорта по итогам 2006 года превысил $82,07 млн. (22,34% общего оборота холдинга: 44,5% выручки «Петростали», 13% выручки ПТЗ). Холдинг «Кировский завод» — одна из крупнейших и уверенно растущих компаний машиностроительной отрасли: в 2006 году консолидированная выручка холдинга выросла на 6,6%, до 9,736 млрд. руб., с 9,134 млрд. руб. в 2005 году. К 2010 году выручка должна достичь 15,35 млрд. рублей.
Все на борьбу с закрытостью
— Ваше предприятие всегда считалось закрытым в силу его принадлежности к Министерству обороны. Ваш отец Петр Семененко, много лет возглавлявший Кировский завод, тоже не был публичным человеком. Вы пока осторожно и мало общаетесь с прессой. Будет ли меняться эта политика?
— В последнее время информационное
Георгий Семененко родился в 1982 году в Ленинграде. В 2004 году окончил Петербургский университет экономики и финансов им. Вознесенского по специальности «менеджмент». На Кировском заводе работает с 2000 года, сначала рабочим на металлургическом заводе «Петросталь», затем специалистом в ЗАО «КировТЭК», ОАО «Тетрамет», службе разработок перспективных проектов Общезаводского центра. В 2003 году был избран директором ЗАО «Инвестиционная финансовая компания «Петросталь-инвест», а с октября 2004 года работал директором по экономике и финансам ООО «Киров-Станкомаш». Член Совета директоров Кировского завода с 2003 года. 11 августа 2005 года Совет директоров назначил Георгия Семененко временно исполняющим обязанности генерального директора Кировского завода. Собрание акционеров утвердило его в должности гендиректора 29 июня 2006 года. Георгию Семененко принадлежит 5,21% акций ОАО «Кировский завод».
поле вокруг Кировского завода меняется, и это часть нашей политики, мы хотим полнее информировать сотрудников завода и инвесторов предприятия о состоянии дел. У нас новый Совет директоров, мы разместили облигационный заем, и это проявление нашей большей открытости.
На мой взгляд, публичность руководителя предприятия — это уже личный выбор каждого человека. В этой профессии она не так важна как, скажем, в эстрадной. Наши усилия направлены сейчас на создание информационного поля вокруг предприятия, а не моей личности. Я в силу характера все-таки непубличный человек.
— 30 декабря 2006 года у вас на предприятии прошло внеочередное собрание акционеров Кировского завода, где практически полностью обновился состав Совета директоров: из девяти членов сменились семь. Из прежнего состава в новый перешли только двое: вы и Александр Крикунов, директор ЗАО «Петербургский тракторный завод» («дочка» «Кировского завода»).
¡прямые инвестиции /№06 [62] £007 | реальный сектор
а о
п ш а
о 3 л с о ю
« Страх деструктивный, липкий прошел достаточно быстро. Но от этого страха осталась какая-то осторожность, которая есть у любого человека, несущего ответственность за людей»
Как минимум четыре из оставшихся семи мест достались независимым директорам. С чем связана такая радикальная смена руководства?
— Смена Совета директоров вписывается в концепцию открытости, принят на предприятии. Мы хотим, чтобы новый Совет директоров был органом, который существует не потому, что в законе об акционерных обществах есть соответствующая запись, а потому, что во всем мировом бизнес-сообществе эта структура выполняет очень важные и вполне определенные функции. Мы хотим двигаться в сторону международных стандартов. Новые члены Совета директоров независимы, у них свежий взгляд, они могут помочь разрешить какие-то проблемы. Мы варились в собственном соку. Новый Совет директоров — это свежая кровь в менеджменте предприятия. В обновленный состав вошли несколько представителей крупнейших российских компаний: два члена Совета директоров ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ), Сеппо Ре-мес и Сергей Скатерщиков, Илья Южанов — член совета директоров РАО «ЕЭС России» и ОАО «НОВАТЭК», в 1999-2004 годах — министр РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Это настоящие профессионалы. Компании, в которых они работают, поддерживают международные стандарты финансовой отчетности, имеют серьезно проработанную корпоративную структуру. Мы тоже хотим этому научиться. На внеочередном собрании акционеров Кировского завода также были внесены изменения в устав ОАО, которые расширяют полномочия Совета директоров.
— Правда, что всех новых членов Совета директоров пригласили лично вы? Как шел отбор кандидатур?
— Я общался с каждым кандидатом до избрания. Они мне понравились, я им, видимо, тоже. Как говорится, встречаемся и начинаем работать по профессиональным соображениям, а расстаемся всегда по личным. Нельзя сказать, что это был отбор или интервью, или еще что-то, как это обычно бывает при приеме на работу. Скорее это было общение. Я могу только сказать, что я общался со многими кандидатами.
— Почему новый Совет директоров
избирался на внеочередном собрании акционеров в последний рабочий день 2006 года — 30 декабря?
— Здесь простой психологический момент. Обычно в новом году мы начинаем новую жизнь. При этом говорят, в России никогда не нужно затевать новый проект перед Новым годом, майскими праздниками и 1 апреля. Мы решили изменить этой традиции. Мы увидели, что это можно сделать перед Новым годом и подумали: а почему нет?
Наш брэнд
— Одна из стратегических целей развития Кировского завода — усиление позиций на рынке. За счет чего вы собираетесь ее добиваться?
— Еще в советское время Кировский завод вел практически натуральное хозяйство. К нам на завод завозили железный лом, который на выходе превращался в трактор. У нас было все: металлургическая часть, обработка металла, кузница, механообработка, стендовые испытания, подсборка, сборка на конвейере. В результате образовалось довольно много направлений, где мы ничем не отличаемся от многих на рынке.
В первую очередь нам нужна четкая идентификация сегмента рынка, продукта и усиление наших конкурентных преимуществ.
В продукции Петербургского тракторного завода велика доля добавленной стоимости, к чему и стремится руководство завода
На мой взгляд, должны остаться традиционные для Кировского завода направления: сельскохозяйственное машиностроение, производство тракторов и промышленных машин, заготовительные производства — прокат, штамповка, литье металла. При этом мы должны поставлять изделие с максимальной добавленной стоимостью—не просто заготовку, а максимально готовый продукт. Кроме того, мы считаем перспективным все, что связано с энергетикой — атомным и энергомашиностроением. На этом рынке немного крупных игроков — «Силовые машины» и «Энергомаш». И мы могли бы занять очень интересную нишу.
Согласно перспективному плану развития холдинга, в 2010 году выручка Кировского завода достигнет 15,35 млрд. руб. Планируется, что наибольший прирост обеспечат продажи металлургической продукции, сельскохозяйственного оборудования, а также различных видов оборудования для электро-, тепло- и атомной энергетики. Средний темп роста выручки в 2007-2010 годы запланирован на уровне 10,9%, операционной прибыли — 9,8%.
— И все-таки Кировский завод изве-
реальный сектор | прямые инвестиции / №06 (62) £007|
стен своими тракторами...
— Мы сильны в классе тяжелых пахотных тракторов, которые составляют основу парка сельскохозяйственных машин не только в России, но и странах СНГ. Спрос на них продиктован в первую очередь современными аг-ротехнологиями, которые эффективны при применении машин мощностью 300, 350, 400л.с. Мы собираемся вкладывать свои ограниченные финансовые и людские ресурсы в это направление. Оно включает в себя как модернизацию производственных мощностей, так и конструкторскую модернизацию, расширение международной кооперации.
В планах—разработка тракторов мощностью в 425, 450 и до 500 л.с. Исследования убеждают, что спрос на такую технику растет повсеместно. Увеличиваются и требования к универсальности, оборудованию дополнительными опциями. Мы не отстаем от мировых стандартов. К сожалению, не все в России умеют делать гидравлику, например кондиционеры, и здесь без международного сотрудничества не обойтись. Первоочередная задача — это работа с рынком, сервисное обслуживание наших машин, организованное как можно ближе к потребителю и учитывающее особенности Черноземья или средней полосы России, Сибири.
— То есть приоритетным по-прежнему остается тракторное направление?
— Трактора «Кировец» — это наш брэнд. Самую значительную прибыль в денежном выражении сегодня приносит металлургия: на долю компании «Петросталь» приходится около 40% объема выручки. Производство тракторов дает немного меньше. При этом важно, что в продукции ПТЗ велика доля добавленной стоимости, к чему мы постоянно стремимся. Уникальность отдельных разработок позволяет говорить о том, что конкуренция для них не представляет такой опасности, как, скажем, при производстве поковок или проката. Напомню, мы — единственные в России выстраиваем линейку техники такого класса, которая востребована уже сейчас, и эта потребность только возрастает.
В целом тенденции подтверждают наши долгосрочные прогнозы. Мы производим около 800 тракторов в год, из них 600 —
сельскохозяйственного назначения, остальные — дорожно-строительного. За четыре месяца текущего года с конвейера сошло 305 машин. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 28%, по сельхозмашинам — 34%.
Впрочем, приоритетными можно назвать любые перспективные направления, на развитие которых хватает ресурсов. Если смотреть на рентабельность, мне кажется, наша портовая деятельность будет более эффективна, хотя с точки зрения выручки в абсолютных величинах это немного.
— В производстве тракторов у вас много конкурентов?
— В Советском Союзе была четкая специализация: все тракторные заводы выпускали особую продукцию и не конкурировали между собой: Волгоградский и Челябинский делали гусеничные трактора, Кировский завод — мощные колесные «Кировцы». Мы сейчас конкурируем не столько с отечественными предприятиями, сколько с западными компаниями, но здесь в соотношении цены и качества у нас большие преимущества. Наши основные конкуренты — это компании «Джон дир» и «Бюллер». У них намного выше цены, неразвиты сервисные сети, дорогой сервис. Поэтому в этой нише мы чувствуем себя очень уютно.
— В чем, как вы считаете, ваши конкурентные преимущества?
— Прежде всего в уникальности и повышенной энергонасыщенности наших трак-
« По обрабатывающей промышленности ВТО скорее ударит, чем поможет ей. Мы в этом смысле — не исключение. Но поскольку наш голос слаб, то мы просто готовимся к этому событию»
Gl о
а г е
о
"D
ш ы
о п
Самую значительную прибыль в денежном выражении сегодня приносит металлургия: на долю компании «Петросталь» приходится около 40% объема выручки
торов. С этого года Петербургский тракторный завод начал серийный выпуск самого мощного российского трактора — Кировец К-744Р3 мощностью 390 л. с. Трактор относится к 8-му тяговому классу и может работать с любыми широкозахватными и комбинированными орудиями. Все машины К-744Р3 оборудуются 5-секционным гидрораспределителем фирмы Bosch (четыре пары выводов для агрегатов) и аксиально-поршневым насосом фирмы Danfoss с регулированием расхода масла, что является необходимым условием для работы с большинством посевных комплексов как российского, так и зарубежного производства. Трактор также поставляется с комплектом для сдваивания колес, которые позволяют ему в полной мере реализовать мощь своего двигателя, превратив его в тяговое усилие. По эргономике, системе управления и целому ряду других показателей Кировец К-744Р3 не уступает лучшим зарубежным образцам, а по цене значительно дешевле свих западных аналогов. Другие наши преимущества — русскоязычность, известность марки, дешевизна ремонта и развитая тор-гово-сервисная сеть.
Одновременно мы продолжаем активно работать над созданием новых образцов техники. Уже в ближайшее время появится
¡прямые инвестиции /№06 (6g) £007 | реальный сектор
а о
п ш а
о 3 л с о ю
« Мы сейчас конкурируем не столько с отечественными предприятиями, сколько с западными компаниями»
опытный образец трактора мощностью 420 л. с. В текущем году запланировано кардинальное обновление модельного ряда промышленных машин — это бульдозеры и погрузчики, а в 2008 году планируем приступить уже к серийному производству обновленных машин.
— Какие преимущества имеют импортные трактора?
— Безусловно, нам есть к чему стремиться. Например, за границей трактора работают в системе спутниковой навигации. Это часть технологического процесса информационной системы. У нас этого нет. Но с другой стороны, а оно нам надо? В перспективе —да. Сейчас — вряд ли. Когда понадобится, мы у себя тоже сделаем.
Робот и двадцать китайцев
— Как отразится вступление России в ВТО на экономике вашего предприятия?
— По обрабатывающей промышленности ВТО скорее ударит, чем ей поможет. Мы в этом смысле — не исключение. Но поскольку наш голос слаб, мы просто готовимся к этому событию — совершенствуемся технически, технологически, модернизируем наше производство, работаем с потребителем, чтобы он знал и любил нашу продукцию и не променял нас на иностранную компанию. Я думаю, ВТО — это неизбежно для России. Не развивается тот, перед кем не стоит никаких задач. Наверное, в этом смысле вступление России в ВТО нас подстегнет к развитию.
— Насколько ваше предприятия и российское машиностроение в целом готово войти в мировую экономическую систему?
— Я считаю, что это абсолютно нормальный и единственно возможный путь в наше время. Мы в общем-то уже часть глобальной экономики: покупаем у немцев гидравлику на трактора и кондиционеры, поставляем продукцию на Запад в машиностроительные и автомобильные компании, в частности, делаем часть штоков гидроцилиндров для предприятий Бельгии и США. Подобных примеров можно привести много. Проблема Советского Союза была в том, что мы делали все и все
одинаково средне. Уклон завода в ВПК до сих пор чувствуется. Оборонный заказ для ВПК на нашем предприятии раньше достигал 40%.
Сейчас мы — часть мировой системы. Продукция группы поставляется более чем в 20 стран мира. Экспортная выручка Кировского завода в 2006 году превысила $82,07 млн. Какие-то разработки, дизайнерские и концептуальные, мы тоже заказываем на Западе, и в этом нет ничего зазорного. Следующим шагом будет освоение Китая и китайского рынка — собираемся там заказывать части для механообработки. Китайские изделия дешевле, качественнее и имеют минимальный срок поставки, что зачастую важнее, чем цена (вот гидравлику китайцы делать не умеют, покупаем ее у немцев). Мы хотим оставить у себя на предприятии только самое сложное и наиболее важное: общие концептуальные решения, инжиниринг, готовый продукт и контроль качества.
— Трактора не планируете туда продавать, там ведь огромный рынок?
—Да, рынок огромный, только они в основном рис сажают. Кстати, японцы уже заметили: проще пригласить 20 китайцев на предприятие, чем установить один промышленный робот. Такая ситуация сохраняется до сих пор.
Были бы деньги
— 28 марта 2007 года состоялось размещение 1-го выпуска облигаций ОАО «Кировский завод», соорганизато-ром которого выступил Сбербанк. Насколько успешным вы считаете это размещение?
— Мы довольны. Цифры говорят сами за себя — ставка первых трех полугодовых купонов по облигациям была установлена на уровне 9,2% годовых, что соответствует эффективной доходности к оферте в размере 9,41% годовых. Объем займа составил 1,5 млн. облигаций номинальной стоимостью 1 тыс. руб. каждая.
Сбербанк стал одним из крупнейших покупателей наших облигаций, что мне представляется хорошим знаком — банк в нас поверил. Это тот случай, когда и покупатель, и продавец выиграли благодаря сделке.
— Куда будут направлены средства от займа?
— Вырученные деньги планируется направить на инвестиционные проекты,принятые Советом директоров Кировского завода по программе основных направлений развития предприятия на 2007-2011 годы. Это строительство в Горелове абсо-
реальный сектор | прямые инвестиции / №06 (62) др07|
лютно нового литейного завода, оснащенного по немецкой технологии (1,63 млрд. руб.), модернизация Петербургского тракторного завода (700 млн. руб.), развитие собственного морского контейнерного терминала на территории, выходящей к заливу (638 млн. рублей).
— Почему были выбраны именно эти проекты?
— В октябре 2006-го в Дрездене было подписано соглашение между нашим заводом и компанией Hermann-Rawema GmbH о проектировании в Горелово (Ленинградская область) литейного завода мощностью 25 тыс. тонн стали и чугуна в год. Он будет выпускать продукцию в том числе и для нужд автомобильной промышленности. Для нашего предприятия это новое слово в изготовлении заготовок. Мы хотим построить самый современный завод не только в России, но и в Европе, и рассчитываем, что не менее 50% его продукции пойдет на экспорт. Общий объем инвестиций в проект составит около 40 млн. евро. Завод будет введен в эксплуатацию через два года.
Тракторный завод — это наше лицо, брэнд. Что касается строительства на территории предприятия морского контейнерного терминала, то мы имеем пространство, которое не очень эффективно используется. У Кировского завода есть около 2 км причальных стенок на берегу Финского залива. В советское время эти причалы использовались для погрузки на суда атомного оборудования для подводных лодок, которые строились в Северодвинске. Но в 1990-е годы, когда из-за отсутствия заказов судостроителей причалы в Петербурге оказались невостребованными, их стихийно заняли мелкие арендаторы. Перевалка контейнеров в Петербургском порту — очень перспективный бизнес. Проект обойдется компании примерно в 500 млн. руб. и будет завершен в 2009 году. Полная мощность будущего терминала составит 100 тыс. TEU (эквивалент 20-футового контейнера) в год.
— Какие еще инвестиционные проекты сейчас разрабатываются?
— Мы собираемся организовать на территории Воронежского экскаваторного за-
вода (бывший завод им. Коминтерна) сборку экскаваторов. До конца года мы намерены вложить в обанкротившийся завод до 200 млн. руб. и довести объемы производства до 120-150 машин в год. Это позволит нам занять почти 6% российского рынка экскаваторов.
В январе 2007 года начата реализация еще одного проекта — по оборудованию цеха МХ-28. Предполагается, что в цехе площадью 15 тыс. кв. м разместится новый завод по выпуску шестерней, зубчатых передач, а со временем — гидротрансмиссий и мостов для тракторов. Ориентировочные вложения — около 600 млн. руб., которые планируется окупить за три года. Ожидаемая рентабельность производства — 15%.
— Когда начнет работать завод по производству автомобильных глушителей, который вы собираетесь строить с американской компанией Tenneco Automotive?
— Мы готовимся к подписанию договора аренды с американской стороной. Хочу подчеркнуть: это будет не совместное производство, а их собственное. На нашей территории в поселке Горелово они будут делать глушители для машин «Форд», а впоследствии и для других автомобильных заводов, которые сейчас строятся под Санкт-Петербургом. По планам, производство мощностью 1,5 млн. выхлопных систем в год начнет работать уже к концу этого года. Мы заинтересованы в рынке производства автокомпонентов, а потому хотим стать поставщиками компании Tenneco и научиться работать по западным стандартам.
— Рентабельность по чистой прибыли за 2005 года достигла 6%. Как вам это удалось?
— Результат—хоть он и лучше, чем у других, — нас не удовлетворяет, хотелось бы выйти на уровень 12-15%, что характерно для европейских стран. Перспективы вполне достижимые.
— Как вы думаете, когда сможете добиться этих самых 12%?
— Реальный период серьезных преобразований — не так, чтобы прибивать гвоздями, а чтобы все происходило органично обучение людей, создание капитальных проектов, — это пять лет.
«Первоочередная задача — это работа с рынком, сервисное обслуживание, организованное как можно ближе к потребителю и учитывающее особенности Черноземья или, например, Сибири»
— У вас есть комплексный долгосрочный план трансформации предприятия в современную, оснащенную по последнему слову техники, диверсифицированную компанию. В чем заключается эта трансформация?
— Здесь подразумевается не столько улучшение и обновление нашей продукции, сколько комплексный подход: переход от одного экономического уклада к другому.
Мы хотим, во-первых, чтобы главный упор делался не на производство, а на разработку, внедрение, продажу и обслуживание продукции с известным брэндом и понятной миссией; во-вторых, чтобы все сотрудники предприятия начали думать по-другому — не о том, как выпустить по плану никому не нужную продукцию, а о том, что хочет клиент, куда движется рынок. И наконец, мы хотим сделать лучший продукт, представить его клиенту, совместить его с финансовыми продуктами, например лизингом, обслуживать его на протяжении всего периода эксплуатации, а после этого внедрить trade-in, когда клиент сдает старую машину и, доплатив, получает новую.
— То есть вы хотите изменить взаимоотношения с потребителем?
— Да, и во всех областях. Чтобы работники, уходя на обед, выключали свет не потому, что так надо, а потому, что это разумная экономия.
— Как складывается сотрудничество со Сбербанком России?
— На протяжении уже почти 15 лет Кировский завод поддерживает тесные деловые связи со Сбербанком. Более десяти дочерних обществ компании имеют в Сбербанке свои расчетные счета. Общая сумма кредитов, полученных Кировским заводом в Сбербанке, достигла почти 60 млн. руб. В основном кредиты берутся под оборотный капитал.
— Какой совет или фраза отца помогает вам в работе?
— Наверное, не фраза, а его особенность — не знающая границ преданность делу. Это то, что помогло заводу выжить в 1990-е годы, за счет чего он развивался до сих пор. Мы и сегодня способны сдвинуть горы! Ш
Gl о
а г е
о