ные нормы и ценности передаются устно, подражанием или другими способами. Его формы включают язык, устную словесность, музыку, танцы, игры, мифологию, ритуалы, обычаи, ремесла, архитектуру и другие искусства" [10].
В современной науке Б.Н. Путилов выделяет пять основных вариантов значений понятия "фольклор":
- фольклор как совокупность, многообразие форм традиционной культуры, то есть синоним понятия "традиционная культура"; - фольклор как комплекс явлений традиционной духовной культуры, реализуемый в словах, идеях, представлениях, звучаниях, движениях. Помимо собственно художественного творчества охватывает и то, что можно назвать менталитетом, традиционными верованиями, народной философией жизни;
- фольклор как явления художественного творчества народа;
- фольклор как сфера словесного искусства, то есть область устного народного творчества;
- фольклор как явления и факты вербальной духовной культуры во всем их многообразии.
В результате предложенная М.С. Каганом теоретическая концепция "системы субкультур" [7] позволила в XX веке по-новому обобщить наработанные гуманитарными науками характеристики фольклора.
Таким образом, сопоставив различные точки зрения учёных и исследователей разного времени, можно выделить наиболее точное раскрытие термина "фольклор": "фольклор - это особая область народного искусства, включающая в
себя все основные виды и жанры художественного творчества и исполнительства: поэзию, песню, инструментальную музыку, танец, театр и их празднично-обрядовые формы" [8].
Фольклор является главным источником знаний не только о принципах воспитания, сложившихся в культуре народа, но и о его нравственных , религиозно-мифических основах. Образно-символическая природа художественного творчества, его воздействие на эмоционально-чувственную сферуличности делает его эффективным средством формирования национального самосознания, воспитывает уважительное отношение к прошлому своего народа, способствует усвоению морально-нравственных норм и ценностей в обществе.
Литература:
1. Азадовский М.К. Предисловие к сб. Советский фольклор. - Л.: Акад. наук СССР ,1934.-№ 1.- 204c.
2. Аникин В.П. Русский фольклор. - М.: Худ. Лит., 1985. - 367 с.
3. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. - М., 1855-1863. -№ 1 -536 с.
4. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. - Петербург., 1861. - Т. 1. - 643 с.
5. Веселовский А.Н. Собрании сочинений серия 1. - СПб., 1913. -Т.1.-622 с.
6. Горький А.М. Советскаялитература (доклад на I Всесоюзном съезде советских писателей). - М., 1935. -12 с.
7. Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996. - 347 с.
8. Косов Г.В. Теория народной художественное культуры: учебное пособие. - Ставрополь: СГПИ, 2008. - 156 с.
9. Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности. - М., 1897, 1910,1924.- Т.1-3.-368 с.
10. Путилова Б.Н. Фольклор и народная традиция. - СПб.,1994. -238 с.
11. Толстой Л.Н. Былины / переизд., предисл. В. П. Аникина. - М.: Дет. Лит., 1984.-32 с.
О
гч
*чО
□
*
©
£3
1^1
.oil
ItTv
■
179
DEFINITION OF PRIORITY DIRECTIONS OF PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER OF MUSIC TAKING INTO ACCOUNT MODERN REQUIREMENTS (THESIS CONCEPT WITH THE ACCOUNT ON REGIONAL EXPERIENCE OF CHORAL ACTIVITY)
Korotkov Valery Ivanovich, Honored Artist of Russia, Associate Professor,
Chair of Choral Conducting, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
In the given work the author lifts problems of the future teacher of music taking into account regional features of Stavropol Territory.
Keywords: standard-dead; emotional sphere; musical-social; interpretative concept; creatively-lit up.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ УДК378 ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ )
В данной работе автор поднимает проблемы будущего учителя © Коротков В.И., 2011 музыки с учетом региональных особенностей Ставропольского края.
Ключевые слова: стандартно-мёртвая; эмоциональная сфера; музыкально-социальные; интерпретационная концепция; творчес-ки-озарённый.
При подготовке будущего преподавателя музыки общеобразовательной школы в вузе должна быть разработана определенная систе-
со
г
□
1/1
о
с~-
□
-чо
о
180
КОРОТКОВ Валерий Иванович,
доцент, кафедра
Хорового
дирижирования,
Ставропольский
государственный
педагогический
институт,
Заслуженный
артист России,
Ставрополь
ма по воспитанию профессиональных навыков,необходимых будущему педагогу в практической деятельности, то есть непосредственно в школе. Несмотря на достаточно большой объем теоретического материала, изучаемого студентами факультета искусств за период обучения, приоритетные позиции практической работы остаются вне глубокого изучения и тем более применения на практике.
Основные позиции будущей успешной деятельности сегодняшнего студента - это любовь к детям, любовь к своей профессии музыканта, гордость за миссию просветительства, патриотизм.
В период обучения многие из вышеобозначенных компонентов подменяются техническими приёмами игры на инструменте, пения, дирижирования, стандартно-мёртвая, грамотно сформулированная речь без участия внутренней веры и эмоционального участия педагога в процессе воздействия на эмоциональную сферу учащихся. На наш взгляд, нужно обучать студентов риторике, актёрскому мастерству и умению перевоплощаться в возрастной ценз аудитории.
По мнению выдающегося хормейстера современности В.Н. Минина, с детским хором надо работать также, как и со взрослым, только в десять раз лучше.
Приводим точку зрения выдающегося русского музыканта-крити-ка Б. Асафьева на существующую систему музыкального образования в общеобразовательной школе начала тридцатых годов прошлого столетия: "Вопрос о положении хорового пения в школе -насущный вопрос музыкально-бытовой деятельности. Поэтому всякая попытка что-либо предпринять в плане анализа ближайших задач, стоящих перед школьным хором как музыкально организованным коллективом, должна направляться не только по линии разработки чисто педагогических приёмов и программ, но прежде всего по линии социального обоснования этих задач, тесно связанных с современным положением и ролью музыки в быту".
Сейчас к школьному хору и хоровым выступлениям школы предъявляются серьёзные жизненные требования. Они возникли вследствие естественного процесса: возросло значение музыки в быту, ритм которого пульсирует на широком пространстве улиц и площадей в дни празднеств, конкурсов, фестивалей.
Школьный хор должен быть организован стаким расчётом, чтобы в нём соединялись функции музыкально-социальные с функциями художественно-воспитательной работы над созиданием хорового ансамбля и сохранения профессиональных навыков на соответственной потребностям художественной высоте. Но такой работе предшествует стадия подготовительная - стадия вызывания закрепления хоровых навыков в среде учащихся. Все учащиеся должны пройти эту стадию, составляя, таким образом, сырой исполнительский материал, из которого и вырабатывается центральная основная ячейка хора, всегда пополняемая поступающими, прошедшими предварительную подготовку, те из учащихся, которые проработали в центральной исполнительской ячейке определённый срок.
Региональные особенности Ставропольского края предполагают обращать внимание на фольклорное богатство народных терских песен, которые практически не исполняются в творческих коллективах края, тем не менее, представляют несомненный творческий интерес для исполнителей и слушателей своей самобытностью, непохожестью и свежестью музыкально-поэтического языка.
На сегодняшний день обеспеченность профессиональными кадрами общеобразовательных школ края очень слабая, педагоги во многом работают по старинке, не проявляя творческой инициативы, и, в конечном итоге, не представляют творческого интереса ни для школы, ни для региона.
За период новейшей истории нашего государства, в последние 10-15 лет, в Ставропольском крае имело место быть ряд интересных творческих форумов, воспитательную роль которых недооценить не-
возможно. Фестивали православной музыки: "Пою Богу моему", "Светлой памяти Владыки Гедеона" объединили более десяти тысяч исполнителей разных возрастов и жанровых направлений. Участие учебныххоров и вокальных ансамблей юга России в данных мероприятиях расширили репертуарную палитру исполнительских коллективов, дали возможность познакомиться с интерпретационной концепцией разных мастеров жанра и, самое главное, позволили пробудить патриотические чувства, ощущения величия и глобальности государства.
Благодаря участию средств массовой информации в данной акции створчеством исполнителей познакомилась многомиллионная аудитория юга России. На наш взгляд, это самое надёжное воспитательное средство для молодого поколения.
Нельзя недооценить организацию и проведение педагогических конференций с участием представителей Русской православной церкви на базе Ставропольского государственного педагогического института, а также достаточно объёмный ряд всевозможных научно-практических региональных и международных конференций, проводимых по инициативе Ставропольского государственного педагогического института, затрагивающие практически весь перечень проблем современной педагогики.
Горько сознавать, что во многих этих мероприятиях, вопросы музыкального воспитания и образования поднимаются не широко, не проблематично, а несколько однобоко и далеко не современно.
Для решения проблемы качественного воспитания педагога-музыканта уже недостаточно предыдущего советского опыта. На наш взгляд, не снимая с повестки дня существующие традиции, необходим поиск новых путей совершенствования музыкально-педагогического, ищущего и творчески озарённого преподавателя с опорой на местные творческие достижения, местный научный материал, местную музыкально-фольклорную основу.
Литература:
1. Асафьев Б. Очерки о русской хоровой музыке. - М., 1980.
2. Григорьев А. Из истории зарождения терского и гребенского казачества // Вестник СП1И. - 2004. - № 3.
3. Григорьев А. Традиционный фольклор казачества Ставрополья как этнокультурный компонент регионального образования. -Ставрополь: СГПИ, 2007.
4. Григорьев А. История и традиционный фольклор терско-гребен-ского казачества как социальный феномен. - Ставрополь: Ставролит, 2008.
5. Григорьев А. Песни гребенских и терских казаков. - Ставрополь: СГПИ, 2004.
6. Соколов В. Работа с хором. - М., 1996.
7. Струве Г. Детская хоровая студия. - М., 1988.
8. Толстокоров Е., Сляднева Л. Функциональность педагогической составляющей художественного образования. - Ставрополь: СГПИ, 2008.
О
гч
*чО
□
*
©
£3
1^1
.Oil
■
181
SOME QUESTIONS PIANO ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА IN WORK ON A WORK OF ART
Kotaeva Tatyana Valentinovna, Senior Professor, Chair of Theory
and Music Education Technique, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
In article questions piano исполнительства in work of the pianist on artistic image transfer are discussed.
Keywords: alternative playings; receptions; to a stamp in game; emotionally-logic communications; technical stamps independence.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В РАБОТЕ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
В статье обсуждаются вопросы фортепианного исполнительства в работе пианиста над передачей художественного образа.
Ключевые слова: вариантные проигрывания; приемы; штампу в игре; эмоционально-логические связи; технические штампы самостоятельность.
Большая часть работы пианиста проходит в форме непрерывного улучшения игры музыкальных фрагментов, которая направлена на постоянное совершенствование исполнения каждого из них, более убедительномувыявлению содержания музыкальных построений (мотивов, фраз, тем, ходов), а также более ясному охвату эмоционально-логических связей. Непрерывному улучшению трактовки произведения не должны мешать:
- "застой" творческой мысли, когда начинает казаться, что в данный момент ничего нельзя сделать лучше; в этих случаях обычно
УДК 372.878
© Котаева Т.В., 2011
КОТАЕВА
Татьяна
Валентиновна,
ст. преподаватель,
кафедра Теории
и методики
музыкального
образования,
Ставропольский
государственный
педагогический
институт,
Ставрополь