Определение потребности и наличия рабочей силы на сельскохозяйственных предприятиях...
альные методы применимы только в рамках отдельных наук. Объективной основой таких методов являются соответствующие специально-научные законы и теории (метод статистического моделирования, маркетингового анализа, сетевого планирования; социологические, психологические методы). К общенаучным методам относятся: эксперимент, моделирование, гипотетико-дедуктивный метод, сравнение, синтез, анализ, обобщение, классификация. Эмпирические методы включают: наблюдение, опрос, беседу, интервью. Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека. К этим методам относятся философские методы и принципы мышления, в том числе принцип диалектической противоречивости, историзма.
Маркетинг использует информацию и методы конкретных наук, таких как:
- статистика (прежде всего статистические данные государственных органов и общественных организаций) - для оценки емкости рынка и его сегментов, величины и тенденций изменения спроса и др.;
- макро- и микроэкономический анализ - для оценки состояния и перспектив развития рынка, возможностей конкурентов, каналов продвижения и продаж, собственных возможностей образовательного учреждения и его партнеров;
- социология - для выявления и анализа позиций конкретных потребительских групп и обще-
ственных слоев (контактных аудиторий) по интересующим вопросам;
- психология и психофизиология - в тех же целях, а также для апробации и повышения действенности рекламных и других приемов и способов формирования спроса, воздействия на восприятие образовательного учреждения субъектами рынка, на принятие ими решений в пользу выбора данного учреждения и его образовательных услуг;
- математика - для обслуживания процессов достижения указанных целей;
- теория управления - для осуществления процессов планирования и прогнозирования, контроля, регулирования, стимулирования маркетинговой работы и всей деятельности образовательного учреждения, а также поведения взаимодействующих с ним субъектов рынка.
В маркетинге применяются также конкретные методы и группы методов генерирования новых идей (в отношении объектов маркетинга, обновления ассортимента, ценообразования и адаптации цен, содержания и организации коммуникаций, продвижения и продаж товаров и услуг на рынке), экспертного оценивания, контент-анализа (прежде всего средств массовой информации) и др.
Таким образом, мы охарактеризовали теоретическую модель образовательного маркетинга, включающую цели, принципы, субъекты, объекты, функции и методы, служащую основанием для реализации маркетинговой деятельности образовательного учреждения.
И.П. Лобачёва
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ И НАЛИЧИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
На уровне сельскохозяйственного предприятия рабочая сила представлена работниками. Потребность в рабочей силе определяется штатными нормативами и другими положениями о нормативной численности работников предприятий.
Занятость работников, то есть их вовлечение в трудовые процессы основного производства, во вспомогательные и обслуживающие отрасли хозяйства, зависит от наличия в нём рабочих мест, а также их соответствия профессиональному составу работников, их опыту и умению.
На сельскохозяйственном рынке труда произошли существенные изменения в составе рабочей силы. В связи с сокращением объёмов производства уменьшается численность занятых в сельском хозяйстве. К уровню 1995 года это снижение составило 48,6%. Однако по категориям работников показатель был абсолютно различным.
Неравномерное движение численности по категориям работников привело к изменению структуры профессионально-отраслевого состава работников. При сокращении численности сельскохозяйственных рабочих их удельный вес
© И.П. Лобачёва, 2006
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006
85
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
И.П. Лобачёва
Таблица1
Состав работников сельскохозяйственных предприятий по категориям
Категории работников 1995 1998 2001 2003 2004
Работники постоянные, чел. 25453 22825 17049 13893 12249
из них:
трактористы-машинисты 6767 6174 4405 3412 3041
операторы машинного доения 4936 3277 2631 2119 1985
скотники КРС 5432 4432 3378 2634 2313
работники свиноводства 526 464 334 269 265
работники овцеводства и козоводства 18 10 7 5 11
работники птицеводства 614 483 450 412 396
в структуре всех работников сохраняется. Снижается удельный вес основных профессий - трактористов-машинистов, операторов машинного доения, скотников. Значительно возрастает удельный вес служащих. Таким образом, несмотря на изменение профессионально-отраслевого состава, основной кадровый потенциал сохраняется, но снижается квалификационный его уровень. Кадры стареют, отсутствует приток молодежи. За годы реформ заметно ослабла работа с кадрами,
что отрицательно повлияло на качественный состав руководящих работников и специалистов.
Несмотря на общее сокращение численности постоянных работников, обеспеченность кадрами массовых профессий остаётся достаточно высокой в силу сокращения объёмов производства.
Анализируя динамику изменения численности работников можно заметить, что наибольшее изменение произошло в отраслях животноводства. Так за период с 1995 года по 2004 год чис-
Таблица2
Соотношение плановых и фактических сельскохозяйственных работников массовых профессий в районах области, 2004 г.
Районы Обеспеченность работниками Требуется работников, чел.
чел. %
Антроповский 316 82,9 381
Буйский 379 93,1 407
Вохомский 613 85,6 716
Галичский 638 93,8 680
Кадыйский 160 88,9 180
Кологривский 146 71,6 204
Костромской 2257 92,9 2430
Красносельский 746 97,3 767
Макарьевский 380 82,3 462
Мантуровский 370 93,2 397
Межевской 80 93 86
Нейский 178 100,0 178
Нерехтский 804 90,6 887
Октябрьский 456 93,1 490
Островский 347 95,6 363
Парфеньевский 313 97,5 321
Павинский 195 85,9 227
Поназыревский 79 100,0 79
Пыщугский 117 89,3 131
Солигаличский 354 82,9 427
Судиславский 896 92,6 968
Сусанинский 473 92,4 512
Чухломский 250 85,0 294
Шарьинский 334 83,3 401
В среднем по области 453,3 90,1 499,5
86
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006
Определение потребности и наличия рабочей силы на сельскохозяйственных предприятиях..,
Таблица3
Обеспеченность сельскохозяйственных предприятий трудовыми ресурсами в 2004 году
Районы Приходится с.-х. работников, чел. Отработано одним среднегодовым работником, дней
на 100 га общей площади на 100 га с.-х. угодий
Антроповский 0,6 1,8 283
Буйский 2,6 3,8 265
Вохомский 0,7 1,8 312
Галичский 1,0 2,6 273
Кадыйский 0,7 1,1 320
Кологривский 0,4 1,6 301
Костромской 5,4 7,5 280
Красносельский 2,0 3,4 286
Макарьевский 0,8 2,2 315
Мантуровский 1,1 3,5 290
Межевской 0,2 1,0 307
Нейский 0,5 1,3 283
Нерехтский 2,1 2,6 265
Октябрьский 5,2 6,1 292
Островский 0,7 2,0 282
Павинский 3,0 3,5 285
Парфеньевский 0,6 2,1 329
Поназыревский 0,5 1,1 326
Пыщугский 0,6 2,0 274
Солигаличский 1,4 1,9 276
Судиславский 1,6 3,4 261
Сусанинский 1,4 2,8 266
Чухломский 0,6 3,4 269
Шарьинский 0,7 1,5 299
В среднем по области 1,4 2,7 304
ленность операторов машинного доения снизилась на 59,8%, скотников КРС на 57,4%, работников свиноводства на 49,6%.
Более медленными темпами сокращается численность работников растениеводческих отраслей. Наибольший удельный вес в составе работников занимают трактористы - машинисты, но их количество уменьшается год от года. За период с 1995 по 2004 годы их количество уменьшилось на 3726 чел.
Таким образом, анализ рабочих мест и занятости рабочей силы показывает наличие недостатка рабочей силы за счет оттока работников. Самую большую нехватку в работниках имеют Костромской и Вохомский районы. В Костромском районе происходит отток работников в город, а в Вохомском районе работники не хотят идти на «не престижные» работы с низким уровнем оплаты труда. Хотя наименее обеспеченным работниками массовых профессий являются Кологрив-ский, Макарьевский, Солигалический и Антро-повский районы.
В целом по области наблюдается недостаток на 11,9%. Наибольшую потребность в трактористах-машинистах испытывают Костромской, Не-рехтский и Солигалический районы, то есть близлежащие районы от городов. Аналогичная ситуация и с операторами машинного доения, их нехватка наблюдается в Костромском, Шарьинском, Сусанинском районах.
Годовая занятость работников зависит от многих факторов, но доминирующим из них является уровень обеспеченности предприятий трудовыми ресурсами.
Уровень обеспеченности рабочей силой сельскохозяйственных предприятий области (при сокращении численности работников почти на 50% по сравнению с 1995 г.) в расчете на 100 га посевной площади, сократился лишь на 35%.
Самыми трудообеспеченными являются предприятия Костромского и Октябрьского районов, уровень обеспеченности в расчёте на 100 га сельскохозяйственных угодий превышает среднеобластное значение в 2,5 раза, при этом уровень
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006
87
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
В.Ю. Мелихов, Ю.М. Воронин
занятости работника составляет 280 и 292 дня, что примерено соответствует среднеобластным показателям. Самыми низкообеспеченными районами являются Парфеньевский, Поназыревский, Межевской, Кадыйский районы, следовательно, годовая занятость работников в этих районах намного превышает среднеобластной показатель.
Проблему сохранения численности рабочей силы и регулирования её занятости нужно решать за счёт изменения внутрихозяйственных отношений, затрагивающих их организацию труда, учёт списочного состава работающих, затрат и оплаты
их труда, согласование интересов и оплаты, правовые вопросы. Такой вывод не совпадает полностью с рыночной экономикой, но в полной мере соответствует социальной политике занятости, Трудовому кодексу Российской Федерации.
Соотношение потребности и наличия рабочей силы необходимо регулировать с помощью внутреннего перераспределения работников, то есть перемещение категорий с излишком работников туда, где их не хватает. Так же необходима заинтересованность работников в оплате труда и социальным обеспечением работников.
В.Ю. Мелихов, Ю.М. Воронин
ЦЕЛЕВЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И РОЛЬ НАУКИ В ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Интеграция науки и высшего образования в стратегическом плане является важнейшим фактором развития не только научно-образовательной сферы, но и всего общества.
Административная обособленность научных и образовательных организаций, оказывает негативное воздействие на взаимосвязь исследовательских и образовательных процессов и неизбежно сказывается на эффективности функционирования указанных сфер.
В прошедшие годы основным и по существу единственным инструментом, используемым на федеральном уровне, являлась Федеральная целевая программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы» (государственные заказчики - Минобразование России и РАН).
Несмотря на исключительную значимость Программы и ее определенные позитивные результаты, задачи по укреплению и развитию, взаимодействия научных учреждений и высших учебных заведений были реализованы не в полной мере.
Мировой опыт свидетельствует, что научно-техническая деятельность является решающим фактором экономического развития, способствующим преодолению кризисных явлений и стабилизации экономики. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства, в промышленно развитых странах приходится до 75-80% прироста валового внутреннего продукта (ВВП). Объем мирово-
го рынка наукоемкой продукции составляет 2,3 трлн. долларов США. Основу данного фактора составляет научный потенциал - определяющий элемент производительных сил общества. Наука является активной формой общественного сознания, оказывающей огромное воздействие на процесс внедрения ее результатов в производство, в сферу управления экономикой, в здравоохранение и экологию.
В силу своего особого положения наука (уровень ее развития) определяет социально-экономическое развитие общества, его динамику.
По оценкам ученых, современный развитый технологический уровень экономики 19801990 годов относится к пятому технологическому укладу. Технологическое лидерство в мире принадлежит Японии, США, Германии, Швеции, другим странам ЕЭС, Тайваню, Республике Корея, Канаде и Австралии. Ядро данного технологического уровня - электроника, вычислительная и оптоэлектронная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и переработка углеводородного сырья, информационные услуги.
В настоящее время начинается фундаментальная разработка очередного - шестого технологического уклада, время которого в передовых странах, вероятно, придет в 30-е годы XXI века. Ядро этого уклада - скоординированное внедрение компьютерных технологий во все стадии воспроизводственного процесса, дополненное развитием биотехнологии.
88
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006
© В.Ю. Мелихов, Ю.М. Воронин, 2006