меной решений о передаче их на воспитание в семью» произошло в экспериментальных группах - на 0,82 и 0,35 единиц. В контрольной группе отмечена меньшая положительная динамика низкое снижение показателя - на 0,18. По критерию «Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» выяснено, что в исходном состоянии все исследуемые округа (контрольная и экспериментальная группы) были примерно в одинаковом положении. Вследствие экспериментальной работы значение показателя выросло в экспериментальной группе на 45,7 %.
Наиболее показательным результатом является увеличение числа граждан, прошедших подготовку к приему детей на воспитание в свои семьи. Значение данного критерия прямо пропорционально значению критерия «число случаев возврата детей из замещающих семей в интернатные учреждения в связи с отменой решений о передаче детей на воспитание в семью.
Таким образом, анализ практической реализации региональной системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае позволил заключить, что для эффективного управления данным процессом необходимо создать следующие условия:
• обеспечение уровневого управления семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-
Библиографический список
лей, с учетом особенностей территориально-административного устройства региона (Алтайский край);
• внедрение технологий сопровождения замещающего семейного устройства, включая создание специальных структур, обеспечивающих организацию и методическую поддержку социально-педагогического сопровождения на всех этапах семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• наличие программы реализации модели управления семейным устройством детей, лишённых родительского попечения;
• обоснование совокупности критериев, обеспечивающих оценку эффективности управления семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, результативность региональной системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае достигнута введением окружного принципа административного управления, интеграцией кадровых ресурсов на муниципальном и окружном уровнях, созданием специальных образовательных учреждений - Центров психолого-медико-социального сопровождения, осуществляющих специфические функции, связанные с предоставлением социально-педагогической помощи гражданам и детям, методической поддержки субъектов сопровождения замещающего семейного устройства.
1. Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. - М., 2001.
2. Лазаренко, И.Р Образовательное партнёрство в системе дополнительного профессионального образования как условие развития профессиональной компетентности. - Барнаул, 2007.
3. Кибирев, А.А. Организационно-педагогическая модель успешной социализации воспитанников учреждений интернатного типа. - Хабаровск, 2005.
4. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы: сб. ст. / под ред. Л.М. Шипици-ной и Е.И. Казаковой. - СПб., 2000.
5. Терновская, М. Ф. Технология реабилитационной работы, мониторинга и оценки развития ребёнка, нуждающегося в государственной защите / М.Ф. Терновская, Н.П. Иванова. - М., 2000.
6. Herriger, N. Familienintervention und sozialer Kontrolle. - Opladen, 1985.
7. Ослон, В.Д. Готова ли Москва усыновить всех сирот? // Детский дом. - 2006. - № 3.
Bibliography
1. Shamova, T.I. Upravlenie obrazovateljnihm processom v adaptivnoyj shkole / T.I. Shamova, T.M. Davihdenko. - M., 2001.
2. Lazarenko, I.R. Obrazovateljnoe partnyorstvo v sisteme dopolniteljnogo professionaljnogo obrazovaniya kak uslovie razvitiya professionaljnoyj kompetentnosti. - Barnaul, 2007.
3. Kibirev, A.A. Organizacionno-pedagogicheskaya modelj uspeshnoyj socializacii vospitannikov uchrezhdeniyj internatnogo tipa. - Khabarovsk, 2005.
4. Kompleksnoe soprovozhdenie i korrekciya razvitiya deteyj-sirot: socialjno-ehmocionaljnihe problemih: sb. st. / pod red. L.M. Shipicinoyj i E.I. Kazakovoyj. - SPb., 2000.
5. Ternovskaya, M. F. Tekhnologiya reabilitacionnoyj rabotih, monitoringa i ocenki razvitiya rebyonka, nuzhdayuthegosya v gosudarstvennoyj zathite / M.F. Ternovskaya, N.P. Ivanova. - M., 2000.
6. Herriger, N. Familienintervention und sozialer Kontrolle. - Opladen, 1985.
7. Oslon, V.D. Gotova li Moskva usihnovitj vsekh sirot? // Detskiyj dom. - 2006. - № 3.
Статья поступила в редакцию 07.12.11
УДК 159.9
Levinа L.V. APPROACH DEFINITION TO CORRECTIONAL INFLUENCE ON THE BASIS OF FEATURES OF THE
PERSON SPECIFIC INDIVIDUALLY-PSIHOLOGICHESKHE WITH DEVIATING BEHAVIOUR. In work the data of psychodiagnostic inspection of persons with deviating behavior on the basis of the factorial analysis with revealing of specific individually-psychological features surveyed is cited. On the basis of the revealed features definition of "targets" for correctional influence on persons with various kinds of deviating behavior is offered.
Keywords: deviating behavior, antisocial (делинквентное) behavior, асоциальное (immoral) behavior, аутодест-руктовное (self-collapsing) behavior.
Л.В. Левина, соискатель НГПУ, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДХОДА К КОРРЕКЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ НА ОСНОВЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКХЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ
В работе приводятся данные психодиагностического обследования лиц с отклоняющимся поведением на основе факторного анализа с выявлением специфических индивидуально-психологических особенностей обследованных. На основе выявленных особенностей предлагается определение «мишеней» для коррекционного воздействия на лиц с различными видами отклоняющегося поведения.
Ключевые слова: отклоняющееся поведение, антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктовное (саморазрушающееся) поведение.
Социально-экономические перемены последних десятилетий объективно актуализировали потребность в исследованиях психического и физического здоровья личности, вставшей на путь нарушений поведения. Особое место в данных исследованиях занимает личность, чье поведение соотносится с понятием отклоняющееся, или девиантное. Отклоняющееся поведение личности, понимаемое как нарушение различного рода норм (Ц.П. -Короленко 1970, Н.В. Дмитриева 2000, В.Д. Менделевич 2001, Е.В. Змановская 2003 и др.), приобрело в последние годы массовый характер и поставило данную проблему в центр внимания многих ученых-исследователей [3,4,5,6,8].
Имеющиеся на сегодняшний день теоретические и экспериментальные исследования, посвященные оценке влияния различных средств коррекции на отклоняющееся поведение (Д.И. Фель-дштейн 1972, С.А. Бадмаев 1999, Ю.А. Клейберг 1995, Е.В. Змановская 2003, О.В. Липунова 2002, Э.Г. Эйдемиллер 1990, В.В. -Юстицкий 1990, С.Н. Дубинин 2011), показывают, что недостаточно исследованными остаются проблемы выбора оптимальной системы средств психологической интервенции, позволяющих положительно влиять на динамику индивидуально-психологические особенностей личности при различных видах отклоняющегося поведения [1-10]. Существующие подходы к психологической коррекции отклоняющегося поведения личности не систематизированы и не сконцентрированы в единое целое (С.Н. Дубинин, 2011) [1], а это, в свою очередь, актуализирует потребность в разработке целостных, комплексных по своей сути моделей, позволяющих качественно и эффективно осуществлять интервенцию при различных видах отклоняющегося поведения. Для разработки таких моделей важно определение уникальных индивидуально-психологических особенностей, так как понимание этих особенностей позволяет исследователям верно определять «мишени» коррекционного воздействия.
Для определения специфических психологических особенностей, нами было проведено экспериментально-психологическое исследование. Экспериментальную группу (пэ=283) составили лица с различными видами отклоняющегося поведения: антисоциальное (деликвентное) поведение - лица, отбывающие наказание за совершенные правонарушения (20,13%) и воспитанники спецшкол (28,19%); асоциальное (аморальное) поведение - лица с зависимостью от ПАВ (13,76%); лица, занимаю-
щиеся проституцией (8,39%); лица, занимающиеся иждивенчеством, бродяжничеством, попрошайничеством (12,75%), лица с субкультурными девиациями (8,05%); аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение - лица с суицидальной девиацией (8,72%). Средний возраст участников экспериментальной группы составил восемнадцать лет.
В качестве психодиагностических методик использовались следующие: методика «СОП» (склонность к отклоняющемуся поведению личности) А.Н. Орел; опросник MMPI (Мини-мульт); методика диагностики адаптации К. Роджерса - Д. Даймонда; метод рисуночной фрустрации С. Розенцвейга; стиль саморегуляции поведения В. И. Моросановой (ССП - 98); методика «САТ» (самоактуализационный тест) Э. Шострома; Hand-тест (тест руки) Э. Вагнер.
При обработке эмпирических данных применялись методы математической статистики с использованием пакета прикладных программ «Excel» и SPSS 13.0.
Тестирование, осуществляемое с помощью выбранного блока диагностических методик, позволило выявить психологические переменные, сопутствующие или каузально связанные с развитием отклоняющегося поведения. С помощью сопоставительного анализа обследованных групп были выделены особенности личности с отклоняющимся поведением и специфические составляющие различных форм девиаций.
Результаты входной диагностики были подвергнуты количественной обработке методом факторного анализа (метод главных компонент с варимакс-вращением). Строки матрицы, подвергшейся факторизации, содержали 283 наблюдения (283 испытуемых группы с отклоняющимся поведением) и 69 психологических переменных (в качестве последних выступили шкалы психодиагностических методик). Определение числа значимых факторов строилось на основе учета относительных величин собственных значений факторов. В ходе факторизации данных входной диагностики экспериментальной группы выделено восемь факторов, совместно объясняющих около половины дисперсии психологических переменных, взаимосвязанных с отклоняющимся поведением.
Результаты факторного анализа представляют интерес, с точки зрения раскрытия как структурной, так и содержательной специфики феномена отклоняющегося поведения личности, наглядно они отражены в табл. 1.
Первый фактор
1 Интрапунитивное реагирование (самообвинение). Стремление поведенческих реакций на себя (фактор I) 0,98
2 Экстрапунитивное реагирование (внешнеобвиняющая направленность). Стремление поведенческих реакций личности во вне, на окружающих (фактор E) -0,96
3 Интернальность (СПА) 0,83
4 Допущение своей виновности, но отрицание ответственности со ссылкой на смягчающие обстоятельства (|) 0,83
5 Самостоятельное решение проблемы (i) 0,81
6 Принятие на себя вины за случившееся (I) 0,78
7 Спонтанность (S, САТ) -0,77
8 Тенденция к переживанию пседво-физической наполноценности (Crip) 0,76
9 Агрессия и директивность (Agg+Dir) -0,74
10 ФС интерпретируется как своего рода благо (I') 0,73
11 Ипохондрия (Hs, Мини-мульт) 0,73
12 Психастения (Pt, Мини-мульт) 0,65
13 Склонность к преодолению норм и правил (СОП) -0,63
14 Сензитивность к себе (Fr, САТ) 0,62
15 Зависимость, потребность в помощи и поддержке со стороны других людей (Dep) 0,60
16 Враждебность, порицание, саркастические выпады (E) -0,60
17 Отрицание собственной вины, ответственности за совершенные действия (E) -0,58
18 Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (СОП) 0,54
19 Требование, ожидание от кого-либо разрешения ФС (e) -0,52
20 Склонность к деликвентному поведению (СОП) -0,52
21 Подчеркивание наличия препятствия, отказ от решения проблем (E') -0,50
22 Склонность к агрессии и насилию (СОП) -0,50
23 Стремление к доминированию (СПА) -0,45
24 Паранойяльность (Pa, Мини-мульт) 0,42
Таблица 1
Факторные нагрузки, полученные методом анализа главных компонент (после варимакс-вращения)
по результатам диагностики
Второй фактор
1 Общий уровень саморегуляции (ОУ, ССП-98) 0,91
2 Планирование (Пл, ССП-98) 0,75
3 Гибкость (Г, ССП-98) 0,71
4 Оценка результатов (Ор, ССП-98) 0,69
5 Поддержка (I, САТ) 0,69
6 Программирование (Пр, ССП-98) 0,68
7 Моделирование (М, ССП-98) 0,65
8 Компетентность во времени (Тс, САТ) 0,64
9 Истерия (Ну, Мини-мульт) -0,57
10 Самоуважение ^г, САТ) 0,54
11 Гибкость поведения (Ех, САТ) 0,52
12 Ипохондрия Мини-мульт) 0,48
13 Контактность (С, САТ) 0,43
14 Самостоятельность (С, ССП-98) 0,41
Третий фактор
1 Самоприятие (СПА) -0,78
2 Напряжение (Ten) 0,75
3 Степень личностной дезадаптации (Bas+Fail+Ten) 0,73
4 Страх перед ответным ударом со стороны др людей (F) 0,72
5 Паранойяльность (Pa, Мини-мульт) -0,61
6 Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (СОП) -0,56
7 Гипотония (Ма, Мини Мульт) 0,47
Четвертый фактор
1 Препятственно-доминантный тип (OD) -0,95
2 Подчеркивание наличия препятствия, отказ от решения проблем (Е') -0,72
3 Самозащитный тип (ED) 0,71
4 Минусы фрустрирующей ситуации не замечаются (М') -0,41
Пятый фактор
1 Приспособленность к социальному окружению, тенденции, связанные с социальной кооперацией (АА+Сот^ер) -0,68
2 Адаптация (СПА) 0,64
3 Зависимость, потребность в помощи и поддержке со стороны других людей Рер) -0,54
4 Склонность к агрессии и насилию (СОП) -0,47
5 Принятие социальной роли (женской для женщин, мужской для мужчин, СОП) 0,45
6 Сензитивность к себе ^г, САТ) 0,44
7 Эмоциональность, эмпатийность, желание сотрудничать с другими людьми (АН) -0,40
Шестой фактор
1 Упорствующий тип ^Р) 0,93
2 Требование, ожидание от кого-либо разрешения ФС (е) 0,73
3 Самозащитный тип (ED) -0,65
Седьмой фактор
1 Стремление к доминированию (СПА) 0,68
2 Шизоидность (Se, Мини-мульт) -0,64
Восьмой фактор
1 Импунитивное реагирование (примиряющая направленность). Уклонение от упреков других и себя (фактор М) 0,91
2 Выражается надежда, что время, естественный ход событий разрешат проблему (т) 0,68
3 Ответственность за кого-либо, вовлеченного во ФС, сведена до минимума, ФС рассматривается как неизбежная (М) 0,44
Примечание. Собственные значения факторов, не превышающие 0,4 не показаны
Первый фактор, характеризующийся отрицательной связью с эмоциональной устойчивостью личности, объединил психологические особенности лиц с различными видами отклоняющегося поведения.
В генерализованном виде первый фактор, подчеркивая эмоциональность фрустрационных реакций, представляет конструкт «фрустрационной регрессии», обусловливающий агрессивную направленность отклоняющегося поведения, его два противоположных полюса различаются между собой, демонстрируя индивидуально-психологические особенности в её определении. Отличаясь по знаку, левый полюс определяет гетероагрессивную направленность стенических фрустрационных реакций, правый - аутоагрессивную направленность астенических фрустрацион-ных реакций. Конструкт фрустрационной регрессии соотносится со шкалой «опыта тревоги», по которой он движется от центра с нормальной тревогой (обычное чувство основанной на реальности слабой «полезной» тревоги) к правому либо левому краю состояния повышенной тревоги. Фрустрационная регрессия отклоняющегося поведения личности отражает эмоциональные пат-
терны неконструктивной активности, связанные с недостаточностью внутренних ресурсов для реализации мотивированного поведения в связи с наличием сравниваемых по силе, но разнонаправленных потребностей. В этом случае, неадаптивное поведение, связанное с затруднением выбора одной из одновременно существующих и конкурирующих потребностей, представляет собой выражение интрапсихического конфликта.
Отрицательная эмоциональность, связанная с отношением личности девианта к конфликтным травмирующим ситуациям (отличающимся стрессовой фрустрационной нагрузкой), актуализирует эмоционально отрицательно окрашенные неравновесные психические состояния высокого уровня интенсивности. Фрустраци-онные реакции, ухудшая продуктивность психических процессов (представлений, мышления, воображения, речи) и повышающие однородность (гомогенность) их проявлений, затрудняют процедуру принятия решений, в которой наиболее полно реализуются как отражательные, так и регуляторные функции психики.
В плане психологической коррекции первый конструкт определяет работу, в процессе которой личности с отклонениями
в поведении необходимо научиться оптимальному функционированию и эффективному взаимодействию со средой. Коррекцион-ная поддержка должна помочь идентификации субличностей с дезинтегрирующим воздействием на целостность психики, дающая мощное орудие управления тревогой.
Второй фактор объединил личностные свойства в показатели, характеризующиеся обратной отрицательной связью с психологической устойчивостью и со способностью личности к социальной интеграции, обеспечивающие оптимальное функционирование человека в обществе. Его правый полюс, проинтерпретированный как «адаптационная пластичность», представляет качества гибкости самоактуализированной личности; левый полюс, проинтерпретированный как «дезадаптационная ригидность» представляет качества неадекватной адаптивности личности с блокированной потребностью в самоактуализации. Низкие значения, проявившиеся у испытуемых экспериментальной выборки по переменным, объединенным в факторной структуре «адаптационной пластичностью», не противоречат интерпретации их высоких показателей по шкале «дезадаптационной ригидности». Они также позволяют говорить о личности с поведенческими девиациями как о неспособной к осознанному планированию, переживающей жизнь как фатальное следствие прошлого; неспособной быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, с плохой саморегуляцией и неспособной к реорганизации её системы в связи с изменением внешних и внутренних условий; неспособной устанавливать тесные эмоционально-насыщенные контакты с людьми; с высокой зависимостью ценностей и поведения от воздействия извне; с низким уровнем самокритичности и ответственности за собственные действия; с отсутствием чувства собственного достоинства; с отношением к окружающим с неприятием, антипатией, с восприятием природы человека в целом как отрицательной («люди в массе своей скорее злы»).
В плане психологической коррекции анализ данного конструкта указывает на необходимость научиться осознанию своих мотивов, эмоций и принятию решения о том, как себя вести с учетом результатов осознания и переработки релевантной информации. Способность к пониманию актуальности выполнения какой-либо деятельности, к однозначной оценке своих мыслей может рассматриваться как прогностически благоприятный признак, поскольку в значительной мере оказывает влияние на характеристики свойств личности, способствующие её социализации. Когнитивная перестройка является наиболее оптимальным подходом для использования в коррекционном процессе.
Третий фактор был проинтерпретирован как «вынужденная блокада агрессивных тенденций (антисоциальная установка к агрессии) лишенной свободы личности».
Четвертый фактор был проинтерпретирован как «субкультурная конфронтация». С наибольшими весами в его содержании оказались представлены психологические характеристики, описывающие особенности конфликтующего с общепризнанным образом жизни стиля отношений личности с субкультурными девиациями.
В содержании пятого фактора, проинтерпретированного как «социально-психологическая адаптивность женской проституции», представлены характеристики особенностей социальной интеграции женщин, занимающихся проституцией.
Библиографический список
С наибольшими весом в содержании шестого фактора, проинтерпретированного как «иждивенческая манипуляция», оказались представлены характеристики своеобразия подхода к взаимодействию с окружающими личности со склонностью к иждивенчеству, попрошайничеству, бродяжничеству.
Седьмой фактор, проинтерпретированный как «девиация детской созависимости» (или акцентуированной аффилиации), отражает характеристики особенностей личностного развития ребенка в подростковый период. Он обуславливает формирование созависимого и зависимого поведения у детей с эмоциональной вовлеченностью в детско-родительские отношения (с эмоциональной привязанностью к родителям), возникшего в условиях неблагоприятной семейной обстановки (на различных уровнях объективных и субъективных микро-, мезо- и макрофакторов) и неустойчивости детско-родительских отношений.
Восьмой фактор, проинтерпретированный как «инфантильная безответственность», соотносится с несформированностью предпосылок для нравственной регуляции поведения и определяет характеристики импунитивной направленности фрустраци-онных реакций личности воспитанников спецшкол (толерантно-выжидательная тактика) как проявление неадекватной легкости в отношении конфликтных ситуаций, являющиеся лишь одним из способов защиты своего «Я».
Факторизация корреляций между переменными, связанными с отклоняющимся поведением, позволила выделить два главных фактора (конструкта), соответствующих основным его параметрам и шесть факторов, соответствующих дополнительным параметрам поведенческих девиаций (характеристики специфических особенностей личности с различными видами отклоняющегося поведения).
Представленные данные показывают, что у лиц с различными видами отклоняющегося поведения имеются общие и специфические особенности, проявляющиеся на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях личностного развития и оказывающие дезинтегрирующее влияние на целостность личности;
Общими психологическими параметрами личности с отклоняющимся поведением являются два конструкта - конструкт фрустрационной регрессии и конструкт дезадаптационной ригидности.
Специфическими психологическими особенностями являются латентная гетероагрессия, инфантильная безответственность, иждивенческая манипуляция, субкультурная обособленность и детская созависимость определяемая в характеристиках конкретного вида отклоняющегося поведения.
Разработка системы психологической коррекции должна учитывать выявленные особенности, отражающие структурные и содержательные аспекты феномена отклоняющегося поведения, и носить реконструктивный характер за счет воздействия на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы посредством сочетания индивидуальной и групповой психологической работы с использованием широкого, но в то же время наиболее целесообразного для лиц с отклоняющимся поведением спектра психологических средств.
1. Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М., 2003
2. Дубинин, С.Н. Психологические детерминанты и механизмы коррекции девиантного поведения личности: автореф. дис. ... д-ра пси-хол. наук. - Нижний Новгород, 2011.
3. Змановская, Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) - М., 2003
4. Короленко, Ц.П., Социодинамическая психиатрия / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - М., 2000.
5. Короленко, Ц.П. Личность и общество: проблемы современной психологии: материалы международной заочной научно-практической конференции / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск, 2010. - Ч. 1.
6. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. - М., 2004.
7. Липунова, О.В. Психология, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения: практическое пособие. - Комсомольск- на Амуре, 2002.
8. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие. - М., 2001.
9. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М., 1995.
10. Эдеймиллер, Э. Психология и психотерапия семьи / Э. Эдеймиллер, В. Юстицкис. - СПб., 2001.
Bibliography
1. Badmaev, S.A. Psikhologicheskaya korrekciya otklonyayuthegosya povedeniya shkoljnikov. - M., 2003
2. Dubinin, S.N. Psikhologicheskie determinants i mekhanizmih korrekcii deviantnogo povedeniya lichnosti: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. - Nizhniyj Novgorod, 2011.
3. Zmanovskaya, E.V. Deviantologiya (psikhologiya otklonyayuthegosya povedeniya) - M., 2003
4. Korolenko, C.P., Sociodinamicheskaya psikhiatriya / C.P. Korolenko, N.V. Dmitrieva. - M., 2000.
5. Korolenko, C.P. Lichnostj i obthestvo: problemih sovremennoyj psikhologii: materialih mezhdunarodnoyj zaochnoyj nauchno-prakticheskoyj konferencii / C.P. Korolenko, N.V. Dmitrieva. - Novosibirsk, 2010. - Ch. 1.