Научная статья на тему 'Определение ошибок перемещения прямолинейно-огибающего механизма с зазорами'

Определение ошибок перемещения прямолинейно-огибающего механизма с зазорами Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
108
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Владимиров А. В., Кузнецов С. А.

Представлено решение вопроса об определении ошибок перемещения приближенного прямолинейно-огибающего механизма, возникающие от наличия зазоров в кинематических парах. Определены ошибки отклонения в заданном законе движения и ошибки скольженияточностной характеристики специфичной для прямолинейно-огибающих механизмов, которые используют сложное огибающее движение исполнительного органа. Сделаны выводы о влияние ошибок, возникающих от наличия зазоров в кинематических парах механизма, на точность всего механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The solution to a problem of defining the travel errors of the approached rectilinearbending-around mechanism, arising from the presence of backlashes in kinematic pairs is submitted. Deviation errors in the set law of movement and errors of sliding-characteristics of accuracy specific to rectilinear-bending-around mechanisms which use complex bending around movement of the agency are determined. Conclusions about influence of the errors arising from the presence of backlashes in the kinematic pairs of the mechanism, on accuracy of the whole mechanism are made.

Текст научной работы на тему «Определение ошибок перемещения прямолинейно-огибающего механизма с зазорами»

МАШИНОСТРОЕНИЕ

УДК 621.01

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОШИБОК ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПРЯМОЛИНЕЙНО-ОГИБАЮЩЕГО

МЕХАНИЗМА С ЗАЗОРАМИ

© 2007 г. A.B. Владимиров, С.А. Кузнецов

Независимо от ошибок, возникающих из-за отклонений в размерах звеньев, необходимо при анализе точности механизма учитывать ошибки, вызванные наличием зазоров в кинематических парах, поскольку со временем зазоры увеличиваются вследствие износа поверхностей элементов кинематических пар, что негативно сказывается на точностной характеристике механизма или приводит к отказу.

Известно [1], что учет влияния зазоров в кинематических парах может быть проведен после кинетостатического расчета механизма, в котором будут определены направления действия реакций в кинематических парах. На рис. 1 изображен кри-вошипно-ползунный прямолинейно-огибающий механизм с утрированными зазорами в кинематических парах. Под действием силы сопротивления ¥с происходит смещение охватываемых элементов пар относительно охватывающих по направлению действия силы и обратному направлению действия реакции. Именно в этих направлениях зазоры 3О, 3А, 3В, соответствующих шарниров имеют максимальные значения.

При этом центр отверстия охватывающего элемента не совпадает с центром охватываемого на величину эксцентриситета, который равен

3

е = _ Г

е 2 см ,

где 3кп — зазор кинематической пары; Ссм — толщина слоя смазки.

Определение ошибок прямолинейно-огибающего механизма, вызванных наличием зазоров в кинематических парах, будем вести по двум характеристикам одновременно— отклонение от прямолинейного движения точки контакта К и скольжение между дугой окружности и неподвижной прямой [2]. Здесь суммарная ошибка отклонения А3К и суммарная ошибка скольжения е3 будут равны сумме первичных ошибок, вызванных зазорами. При этом используется принцип независимости первичных ошибок.

В шарнире О под действием силы сопротивления происходит смещение центра охватываемого элемента кинематической пары из положения О' в положение О на величину эксцентриситета еО, в направлении, обратном действию полной реакции Я0 шарнира (рис. 1). При этом меняется угол поворота шатунной плоскости Ф2, а звено г1 как бы укорачивается на величину проекции эксцентриситета.

О

X

О

/

/

У

/

/ ;

/ 1

/

/ 1 у

г 1 1 1 1 I 1 / 1 / ' 1 1 /

Л „ f.i^.ü

'3J ' 1 1 1 R>7 r^i — II

I

К

Рис. 1. Схема прямолинейно-огибающего механизма с зазорами

R

Новое положение точки контакта К определяется новым векторным замкнутым контуром, берущим начало от точки О', содержащим вектор эксцентриситета еО.

Чтобы получить ошибку отклонения механизма ДК, вызванную наличием зазора в шарнире О, необходимо от функции положения точки К для идеального механизма вычесть функцию положения, учитывающую наличие эксцентриситета еО. Такое вычитание сохранит знак ошибки отрицательным, что соответствует направлению эксцентриситета:

ДК (е0 ) = Ук - ¥к (е0)

или

АÍ (e0 ) = ео cos(9i -ß) +

' r, sin ф1 - ео sin(91 - ß)

+r2 cos arcsin

. r sin ф, -r2 cos arcsin --—

(1)

где р — угол между направлениями полной реакции шарнира и продольной реакции ^ звена тх, в = агс^ / .

Ошибку скольжения е3 (е0), вызванную наличием эксцентриситета е0 в шарнире О, можно представить в виде

е3 (в0 ) = е(в0 )-ег,

(2)

где е7 — скольжение идеального механизма, представляющее собой разность между перемещением точки К на расстояние Ь (длина интервала приближения) и перемещением огибающей дуги длиной I за это же время; е(е0) — скольжение действительного механизма, учитывающее наличие эксцентриситета е0 в шарнире О.

Скольжение идеального механизма определяется по формуле

е = L -1 = 2

Г sin ф,

1 + Г2 ь

v

- R arcsin

r, sin ф,

Удвоенная функция положения точки контакта К по оси X с учетом наличия эксцентри-

ситета вп

Xk (o ) = 2 (r, sin ф, - e0 cos(ф1 - ß) + r, sin ф, - e0 sin^, - ß)

+ r,

Длина дуги, учитывающая наличие эксцентриситета eO,

/ Г sin ф1 - еа sin(9j - в)Л

l (eO) = 2R arcsin

Скольжение е(е0), учитывающее наличие эксцентриситета еО в шарнире О,

е(ео) = (eo)- l(eo)

или

е(о) = 2 (r, sin ф, - ео cos(фl - ß) + r, sin ф, - ео sin(ф1 - ß) b

r, sin ф, - ео sin^, - ß)чЛ

- R arcsin

Аналогичным образом определяется первичная ошибка отклонения, вызванная наличием эксцентриситета в шарнире А,

Ai (a ) = Yk - Yk (a )

AK (¿A ) = eA cos(9j -P) +

Г sin Ф1 - e^ sin(9j - в) b

или

. r, sin ф, -r2 cos arcsin --—

(3)

Можно показать, что полные реакции в шарнирах О и А прямолинейно-огибающего механизма равны между собой, RO=RA, и совпадают по направлению. Поэтому угол а для шарниров О и А один и тот же (см. рис. 1).

Таким образом, первичные ошибки отклонения, вызванные наличием эксцентриситетов в шарнирах О и А, отличаются лишь величиной эксцентриситета.

Первичная ошибка скольжения е3 (еА), вызванная наличием эксцентриситета еА в шарнире А, определяется аналогично ошибке е3 (eO)

е3 (a ) = е (a ) - ет. (4)

Скольжение е(еА), учитывающее наличие эксцентриситета еА в шарнире А,

е (a ) = 2 (r sin Ф1 - 6a cos^ - в) + Г sin ф - eA sin(ф1 - в)

- R arcsin

r, sin ф, - eA sin(фl -ß) b

\\

Для определения первичной ошибки, происходящей от зазора в шарнире В, рассмотрим рис. 2.

Силовой анализ показал, что и в шарнире В, и на ползун действует одна и та же реакция направленная перпендикулярно к оси ползуна. Это вызывает смещение охватывающего элемента шарнира В относительно охватываемого элемента из точки В в точку В. Причем это перемещение определено по оси X эксцентриситетом е

M M'

X

Рис. 2. К определению ошибок, вызванных зазором в шарнире B

При этом функция поворота шатунной плоскости ф2 изменяется на некоторый угол ошибки и становится равной Аф2, что уменьшает длину дуги l, участвующую в процессе огибания, и длину интервала приближения.

Из рис. 2 видно, что проекция звена r1 на ось X уменьшается при появлении ошибки на величину эксцентриситета eB. Тогда функция поворота шатунной плоскости Аф2, содержащая отклонение, вызванное наличием эксцентриситета eB, имеет вид

. r sin ф, - eB sin 2ф, Аф2 = п - arcsin -1-Y1 ь B-11. (5)

Первичная ошибка отклонения, вызванная наличием эксцентриситета в шарнире В:

ЛK (eB) = r2 cos arcsin

. r sin ф,

-r2 cos arcsin —-11

b

r, sin ф, - ев sin 2ф,

(6)

Первичная ошибка скольжения е3 (eB), обус

ит

е3 (eB) = е (eB )-ег. (7)

ловленная наличием эксцентриситета ев в шарнире В,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Скольжение е^), учитывающее наличие эксцентриситета e в шарнире В,

e(eB ) = 2

- R arcsin

r, sin ф, + r2

(r, sin ф, - eB sin 2ф,)

r, sin ф, - eB sin 2ф, b

\\

Аналогично определяется ошибка, вызванная наличием зазора в поступательной паре прямолинейно-огибающего механизма.

Поскольку на ползуне от направляющих действует та же реакция Яв, направленная перпендикулярно к оси ползуна, то эксцентриситет еп направлен в ту же сторону, что и эксцентриситет еВ шарнира В (см. рис. 2).

Аналогично определению ошибки, происходящей от зазора в шарнире В, необходимо определить измененную функцию поворота шатунной плоскости, которая будет отличаться от выражения (5) величиной эксцентриситета еп.

Функция поворота шатунной плоскости Дф2, учитывающая отклонение, вызванное наличием эксцентриситета е , имеет вид

Лф2 = п - arcsin

r, sin ф, - en sin 2ф,

Первичная ошибка отклонения, вызванная наличием эксцентриситета в поступательной паре,

Л K (en) = r2 cos arcsin

. r sin ф, -r2 cos arcsin --11

r, sin ф, - еп sin 2ф,

(8)

Первичная ошибка скольжения е3 (еп), обусловленная наличием эксцентриситета еп в поступательной паре механизма,

е3 (е„) = е(е„)-ег . (9)

Скольжение е(еп), учитывающее наличие эксцентриситета е в поступательной паре,

e(en ) = 2

- R arcsin

r, sin ф, + r2

(r, sin ф, - en sin 2ф,)

r, sin ф, - en sin 2ф, b

\\

Суммарную ошибку отклонения ДК, происходящую от зазоров в кинематических парах механизма, получим, сложив выражения (1), (3), (6) и (8),

ДК = ДК (е0) + ДК (а ) + ДК (ев) + ДК (е„).

Сложив выражения (2), (4), (7) и (9), найдем суммарную ошибку скольжения е3, происходящую от зазоров в кинематических парах механизма,

г 3 = г3 (ео) + г 3 (eA) + г 3 (ев) + г 3 (e„)

В соответствии с данной методикой определения ошибок прямолинейно-огибающего механизма составлена программа в математической среде Maple, позволяющая автоматизирована определять суммарные ошибки отклонения и скольжения, вызванные наличием зазоров при известных значениях зазоров в шарнирах.

Проанализировав влияние каждой первичной ошибки, происходящей от зазора в шарнире и поступательной паре механизма на отклонение и скольжение, можно сделать следующие выводы:

— наибольшее влияние на скольжение механизма оказывают ошибки, происходящие от зазоров в шарнире B и поступательной паре. Зазоры шарнира В и поступательной пары требуют особого внимания при назначении допуска и изготовлении действительных механизмов, в которых нежелательно скольжение;

В связи с обострением экологической ситуации, представляют большой интерес технологии, позволяющие перерабатывать отходы производства. Для удаления прокатной окалины с поверхности низкоуглеродистых сталей широко используется химическое травление в растворе серной кислоты (СРТ). Образовавшиеся после травления растворы содержат большое количество FeSO4. При небольших объёмах производства эти растворы чаще всего сливают в окружающую среду. Применение электролиза является одним из возможных способов извлечения из отработанных СРТ железа с одновременной регенерацией травильных свойств отработанного сернокислого раствора травления (увеличение концентрации серной кислоты). Использование вибрации катодов специальной формы в электролитической ванне позволяет извлекать железо из отработанных СРТ в виде дисперсного осадка (порошка) [1]. Метод не требует сложного оборудования и позволяет

— негативное влияние ошибки на отклонение механизма, происходящей от зазора в шарнире А, можно компенсировать позитивным влиянием ошибки, происходящей от погрешности в размере звена г1, при условии, что звено выполнено с погрешностью в сторону удлинения;

— негативное влияние всех ошибок скольжения можно компенсировать положительным влиянием на скольжение механизма ошибкой, происходящей от отклонения в размере звена Я. Поэтому назначение допуска на размер Я рекомендуется делать последним, исходя из суммарного скольжения механизма, после анализа влияния всех остальных отклонений в действительном механизме.

Литература

1. Бруевич Н. Г. Основы теории точности механизмов / Н. Г. Бруевич, В. И. Сергеев, Е. А. Право-торова; АН СССР; Ин-т машиноведения им. А. А. Благонравова; отв. ред. П. Н. Белянин. М., 1988.

2. Владимиров А. В. Точность приближенных прямолинейно-огибающих механизмов / А. В. Владимиров, С. А. Кузнецов // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2004. № 2. С. 86-89.

г.

создать замкнутый производственный цикл в условиях цехов, имеющих участки кислотного травления проката. Себестоимость электролитического порошка при этом существенно снижается.

Экспериментальна часть

Отработанные СРТ проката содержали около 300 г/л сульфата железа (II) при остаточном содержании серной кислоты 1,2 г/л, что позволяет проводить осаждение металла без дополнительного использования железосодержащего сырья. Для одновременной регенерации травильных свойств раствора необходимо применять схему электролиза с применением нерастворимых анодов, на которых происходит образование кислоты [2]. Электролиз отработанного СРТ вели с применением свинцовых нерастворимых анодов и вибрирующего рифленого катода из титана, позволяющего интенсифицировать процесс

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса,

г. Шахты_7 ноября 2006

УДК 621.762.274:621.35

УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ ТРАВЛЕНИЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ОКАЛИНЫ ЭЛЕКТРОЛИЗОМ

© 2007 г. Ю.Г. Дорофеев, М.В. Корчагина, A.A. Науменко, Л.М. Радикайнен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.