Как видно из табл. 3, фактические коэффициенты запаса прочности проволок стального каната составляют 2,18...3,24 , что значительно меньше нормативного значения, принятого в [3]. Это, по нашему мнению, и является одной из причин низкого срока службы стальных канатов заливочных кранов.
Литература
1. Липатов А. С. Методы повышения безопасности грузоподъёмных кранов при ненормируемых условиях эксплуатации: Дис. ... д-ра техн. наук. Новочеркасск, 2006.
2. ГлушкоМ.Ф. Стальные подъёмные канаты. Киев, 1964.
3. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов. ПБ 10-382-00.
Южно-Российский государственный технический университет
(Новочеркасский политехнический институт) 21 мая 2006 г.
УДК 621.01
СИЛОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЯМОЛИНЕИНО-ОГИБАЮЩЕГО МЕХАНИЗМА С ОШИБКАМИ В ПРОЦЕССЕ ЧИСТОГО ОГИБАНИЯ
© 2007 г. А.В. Владимиров
Прямолинейно-огибающие механизмы (ПОМ) относятся к механизмам со сложным движением исполнительного органа, в которых дуга окружности радиуса R, жестко связанная с шатуном Ь, совершает движение - огибание относительно неподвижной прямой L по принципу пресс-папье (рис. 1).
Y
.P
Рис. 1. Прямолинейно-огибающий механизм в процессе «чистого» огибания
В этот момент центр кривизны дуги (точка М) движется приближенно по параллельной прямой с отклонением А TM и скоростью, равными отклонению
А K и скорости точки контакта K дуги и прямой. Затем происходит отрыв и перенос дуги окружности в исходное положение, что соответствует движению точки М по верхнему криволинейному участку шатунной кривой (показано пунктиром). Кроме того, когда дуга окружности огибает неподвижную прямую,
Т
между ними возникает скольжение е , которое является специфической точностной характеристикой прямолинейно-огибающего механизма. Такие механизмы используются для обработки материалов давлением, где важное влияние на качество работы и получаемых изделий оказывает точность самого механизма (особенно это касается технологии рельефных знаков).
Отклонение А TK теоретического механизма траектории движения точки контакта K от прямой линии определяется как разность между текущей ординатой точки K и ординатой в начале интервала приближения
1 -1 - r (cos ф 11). (1)
T I • rjsm ф!
AK = r21 cosarcsin-
Скольжение е теоретического механизма представляет собой разность между перемещением точки K на расстояние L (длина интервала приближения) и огибающей дуги длиной l за это же время
f
= L -1 = 2
r sin ф
1 + — |- R arcsin
b
r sin ф
Л
При изготовлении действительного ПОМ неизбежны ошибки, вызванные неточностью изготовления звеньев, наличием зазоров в кинематических парах, которые вызовут изменение точностных характеристик АТК и еT, определенных уравнениями (1) и (2).
Отклонение же действительного механизма АМ представляет собой сумму теоретического отклонения, полученного на этапе синтеза кинематической схемы механизма методом приближения, с отклонениями, возникающими от наличия погрешностей в размерах звеньев А К и наличия зазоров в кинематических парах А ЗК действительного механизма, т. е.
Ам =А К +А К +А К , где А К и А К представляют собой частные производные от функции положения точки К по соответствующим кинематическим параметрам гь г2, Я, Ь, а приращениями переменных этой функции являются погрешности Аг1, Аг2, АЬ , ДЯ, допущенные при изготовлении действительного механизма. Скольжение ем представляет собой сумму: ем =еК +еК + еК, слагаемые которой аналогичны
слагаемым отклонения механизма Ам .
Изменения в точностной характеристике вызовут изменения в силовой характеристике действительного механизма. Так, увеличение отклонения в заданном законе движения вызовет рост момента от сил сопротивления деформации, а увеличение скольжения приведет к росту момента от силы трения в рабочей паре дуга - прямая.
Чтобы определить приведенный момент ПОМ с ошибками от сил взаимодействия взаимоогибаемых неподвижной прямой и дуги окружности в процессе «чистого» огибания, достаточно знать скорость точки контакта К действительного механизма, т. е. скорость, учитывающую ошибки, происходящие от погрешностей в размерах звеньев и зазоров в кинематических парах.
В общем виде приведенный момент от сил взаимодействия взаимоогибаемых неподвижной прямой и дуги окружности (рис. 1) определяется зависимо -стью
FVK
М =-—
пр
Ю „
cos(Fc V—
V— = V+ V=Ю „
d А T
d ф 1
- + ю „
d е d ф1
f
= ю.
„j sin ф
„2„j sinфJCOSф1
1 bjb2 - „j2si
f
+Ю „
„j cos ф.
1-
sin ф1 R
\\
fb
2 2-2 - „1 sin ф1
где ¥ск - проекция УК на ось X, представляющая собой умноженную на угловую скорость кривошипа ю Г1 первую производную по обобщенной координате
ф1 от теоретического скольжения; ¥т - проекция УК
на ось У, представляющая собой умноженную на ю
первую производную по обобщенной координате ф1 от теоретического отклонения.
Чтобы определить скорость скольжения действительного ПОМ, т. е. с учетом влияния ошибок механизма, возникших от погрешности в размерах звеньев и наличия зазоров в кинематических парах, необходимо взять производную по обобщенной координате
М
ф1 от полного суммарного скольжения е и умножить на угловую скорость ведущего кривошипа ю Г1 :
т/ Д ¿еМ Vм =ю -
' ск П Л
1 Аф 1
Определение полного суммарного скольжения действительного ПОМ е М представляет собой громоздкую методику, изложенную в работе [1], где было показано, что первичные ошибки механизма увеличиМ
вают суммарное скольжение е , производная которой также возрастает, увеличивая момент от силы трения, в рабочей паре дуга - прямая.
Аналогично, чтобы определить скорость отклонения действительного механизма, необходимо взять производную по обобщенной координате ф1 от полного суммарного отклонения ПОМ А М и умножить на угловую скорость ведущего кривошипа ю
V Д dA М
VOT =Ю„1 -
1 d ф 1
где ю Г1 - угловая скорость ведущего кривошипа г1;
УК - абсолютная скорость точки контакта К.
Поскольку А К - нормальное по отношению к
огибаемой поверхности отклонение, а еТ - касательное по отношению к огибающей поверхности суммарное скольжение, то скорость точки К можно представить как сумму скоростей скольжения и отклонения
В работе [1] было показано, что полное суммарное отклонение А механизма уменьшается по максимальным значениям в абсолютной величине, производная которого также уменьшается, уменьшая момент от силы сопротивления деформации. Тогда приведенный момент МД от силы сопротивления деформации для действительного ПОМ можно представить в виде
м Д = ^ = , а А м
ю „
d ф 1
Л
Приведенный момент от силы трения в рабочей паре дуга - прямая для действительного механизма:
М
M Д = FTPVск = Fc f УСк = F fd е тр ю r. ю r с d ф 1
тр
Г1 Г1 где / - коэффициент трения скольжения.
Приведенный момент от сил взаимодействия взаимоогибаемых неподвижной прямой и дуги окружности в процессе «чистого» огибания для действительного ПОМ равен: МДр = МсД + М Д .
На рис. 2 представлены в сравнении графики зависимости приведенных моментов от угла поворота кривошипа ф1, рад, для теоретического М Т и действительного М¿р ПОМ обжимного пресса, описанного в работе [2].
Мпр, Н-м -|
-0.6J
Рис. 2. Графики приведенных моментов теоретического М пр и действительного М Др механизма в процессе «чистого» огибания
Анализируя полученный результат, можно сделать вывод о том, что ошибки действительного механизма в пределах назначенных допусков на конструктивные параметры привели к незначительному увеличению входного приведенного момента на кривошипе М Др
по сравнению с теоретическим моментом М Т (см. рис. 2)
и снижению момента на выходе из интервала приближения.
Действительный прямолинейно-огибающий механизм, имеющий погрешности в размерах звеньев и зазоры в кинематических парах и совершающий процесс «чистого» огибания, реализован в устройстве тисков, которые не деформируют материал заготовки, помещенной между дугой окружности и прямой, а лишь удерживают ее, работая в пределах упругих деформаций всей кинематической цепи, замыкаемой через заготовку. То есть момент МДр не зависит от
величины степени обжатия материала, как и сила
сопротивления деформации, приводимая к кривошипу.
Литература
1. Владимиров А.В., Кузнецов С.А. Точность приближенных прямолинейно-огибающих механизмов // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2004. № 2. С. 86-89.
2. Владимиров А.В., Кузнецов С.А. Обжимной пресс // Техника, технология и экономика сервиса. Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2004. Спецвыпуск. № 6. С. 22-23.
Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, г. Шахты
13 декабря 2006 г.