ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
УДК 371.13:34
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИМПЕРАТИВОВ КУЛЬТУРНОГО ПОЛЯ ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВА ВЫПУСКНИКА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Л. И. Зелиско
Прикарпатский национальный университет имени Василия Стефаника
e-mail: [email protected]
В статье раскрывается процесс моделирования культурного поля жизнедеятельности личности с выходом на качественные характеристики культуры, определяющие ее императивы, анализируется когнитивно-ценностная наполненность представленной модели, ее другие культурные парадигмальные формы.
Ключевые слова: культурологические знания, доминанты жизнедеятельности, перспективное моделирование, императив культуры, ценности, творческий потенциал личности, парадигмальные формы культуры.
Культурологические знания, которые определяют философско-мировоззренческое мышление личности, стают одновременно одной из главных парадигм интеллектуального образования, обеспечивая ценностно-смысловое развитие студента. Ведь только просвещенный дух может принимать в себя разнообразные культурные миры, являясь открытым для самых широких и продуктивных связей с прошлым, современностью и будущим. Исходя из определения культуры как процесса реализации субъектом содержания своих ценностных ориентаций и сущностных сил с целью самоопределения и творения культуры в целом, ми можем объяснять назначение культурологических знаний как знания о другой природе, созданной человеком, которые включают всю совокупную информацию о наполненности и смыслах бытия, развитии вселенной, социокультурных образований, реализации индивидуумов путем выработки программ действий в собственном жизнетворчестве.
Системные и глубокие культурологические знания не только развивают логическое, абстрактное мышление, позволяют выходить на синтез научных знаний с целью понимания гармонии Мира, но и активизируют стремления студента к новым познаниям, научным открытиям, к качественной профессиональной самореализации.
Процесс окультуривания приобретает действенное духовно-энергетическое содержание, способствует приобщению молодежи к системе социокультурных отношений, усвоению социокультурных ролей, духовному, национальногражданскому, профессиональному самоопределению, «врастанию» личности в культуру своего общества, свою социальную и профессиональную сферу.
Проблемы культурологически-ценностного содержания современной подготовки профессионала активно исследуют известные ученые: В. Андрущенко, А. Арнольдов, В. Бачинин, М. Бахтин, Л. Выготский, Б. Гершунский, П. Гуревич, Г.
Драч, Б. Ерасов, И. Зязюн, А. Костенко, В. Кремень, В. Леонтьева, С. Мамонтов, В. Межуев, В. Пича, В. Розин, Н. Розов, Е. Шевнюк, Г. Спенсер, З. Хелус и др.
Знания стают продуктивной силой, в связи с чем соответствующий объем культурологических знаний является необходимым условием определения личностной интенсивно выраженной социокультурной творческой доминанты жизнедеятельности будущего профессионала.
Культурология, таким образом, способствует педагогике в более качественной трансляции фундаментальных знаний и актуальных образцов культурной компетентности, углубляет ценностный подход личности к миру, к другим людям, к своей профессиональной самореализации, к социальной коммуникации. Это способствует сохранению самоуважения в самых сложных социокультурных условиях, помогает личности не останавливаться в своем развитии.
Как отмечает В. Андрущенко, возникает особенная ситуация возможного перспективного моделирования дальнейшего углубления образования, которое предусматривает формирование желаемой культуры, что становится важнейшим фактором обогащения личности, в том числе и в профессиональной подготовке1.
Моделирование культурного поля жизнедеятельности личности предусматривает выход на качественные характеристики культуры как мощного фактора формирования человеческих сущностных сил, системы ценностных ориентаций, которые становятся основой культуротворчества личности в общем социокультурном процессе. Характеристики культуры выступают ее императивами и определяются, как:
а) творческие проявления человека;
б) способность человека к культуротворчеству с учетом разнообразия артефактных и смысловых измерений культуры;
в) сформированные в процессе творческой деятельности человека системы ценностей;
г) процесс творения, самоопределения и духовного обогащения человека как субъекта и объекта культуры;
д) определенность содержания и доминантности культурного сознания, что проявляется в неустанном желании человека подняться над своей природой и социальной ограниченностью, в способности человека творить высшие духовные идеалы и искать пути и средства их реального воплощения с целью углубления проявлений гармоничности и совершенства мира.
При этом каждая культурная норма переосмысливается как идея, трактуется как ценность и воспринимается как императив. Императивы культуры накладываются на императивные смыслы культурологического поля жизнедеятельности личности, определяют его границы и содержание.
1 Андрущенко В. П. Роздуми про освіту : статті, нариси, інтерв’ю / В. П. Андрущенко. К. Знання України, 2004. С. 147.
Соответственно смыслы человеческого бытия определяются через категории гармонии, совершенства, свободы, духовности, истины, красоты, моральности, культуротворческая энергия которых духовно обогащает новые поколения и способствует их самозаявлению в настоящей человеческой сущности, определяя для человеческой общности историческую перспективу, способствуя пониманию абсолютных смыслов бытия через высшие императивы Гармонии, Добра, Красоты.
рис. 1. Модель — схема культурологического поля жизнедеятельности личности.
Раскрывая содержание модели культурологического поля жизнедеятельности студента высшего учебного заведения - будущего специалиста, остановимся на анализе его основных составных, что определяют наполненность и границы поля, акцентируют внимание на незамеченных альтернативах, надежности их обоснования в более широком понимании методологии познания, которая диктует выбор парадигмы образования, сориентированной на личность.
Для подтверждения заявленного тезиса можем обратиться к исследованиям уже названных ученых - В. Лутая, И. Зязюна, Б. Гершунского, В. Андрущенка, А. Костенко. Все они обосновывают тезис о необходимости направленности образования в вузах на универсальные и обобщенные знания, на формирование культуры личности и развитие мышления, структурное и содержательное переформатирование учебных курсов, их взаимосогласование с выходом на создание органических учебных циклов и единого культурологически-научного образовательного поля. Приоритетами образования являются не знания сами по себе и даже не «потребности народного хозяйства», а развитие личности и формирование
гражданина, способного к самостоятельному и свободному действию и мышлению, подчеркивает В. Андрущенко .
Таким образом, новая образовательная парадигма высшего образования должна работать на становление компетентности, эрудиции, на развитие творческого потенциала личности, ее культуротворческих способностей. Основной же доминантой новой образовательной парадигмы становятся культурологические знания, которые делают субъекта личностью и являются необходимым условием ее самореализации в жизнетворчестве.
Концептуальные подходы к осуществлению культурологического образования, ее теоретико-методологическое обоснование, модель специалиста проанализированы нами на примере подготовки будущего юриста, что дает право утверждать, что культурологические знания - это действительно те знания, которые определяют основной императив современного высшего образования, способствующий как культуротворчеству на индивидуальном уровне, так и творению системы ценностей, моделированию культурных сценариев собственной жизнедеятельности, в том числе приобретению социального профессионального статуса3.
В процессе усвоения культурологических знаний, профессионального роста личность выходит на формирование шкалы ценностей, что способствует ей в выработке отношения ко всему, что происходит в ее жизнедеятельности, в социокультурной сфере.
Нам необходимо понять, насколько важным для социума в целом, для системы образования, для индивида есть осознанная оценка ценностей. Переход к осознанной оценке ценностей и ее усвоение является коперниковской революцией в социокультурной сфере и в истории человечества должна существовать сфера, где
4
господствует согласие и совершенство .
И. Зязюн утверждает, что ценности необходимы и действуют только при условии добровольного и осознанного их восприятия в качестве внутренних регуляторов усвоения, мышления и поведения. Собственно ценность, заявляя о себе, определяет человеческую деятельность через призму целеориентированного видения реальности с учетом потребностей и интересов человека, переведенных на язык мыслей, чувств, понятий и образов, представлений и суждений. Для оценки человеку необходимо иметь развитое представление о ценностях, которые выступают в качестве ориентированных критериев адаптивной и деятельностной активности индивидуума5.
Модель социокультурно заявленной личности будущего специалиста, которая отвечает методологии современного высшего образования, мотивирует целесообразность единства профессиональной культуры с общечеловеческой культурой, равноценными в которой являются духовная, национальная, эстетическая, политическая, интеллектуальная, семиотическая и другие составные совокупности культур полноценной личности, что противодействует односторонности ее развития. Личность такого студента сориентирована на творческое, а не сциентическое мышление. В процессе формирования творческого мышления мы берем во внимание
2 Андрущенко В. Кому у вузі належить роль першої скрипки? / В. Андрущенко // Освіта. 2000. 6 - 13 грудня. С. 2.
3 Зеліско Л. Теоретична модель спеціаліста - правознавця : культурологічний аспект / Л. Зеліско // Педагогіка і психологія професійної освіти. 2002. № 6. С. 147.
4 Манхейм К. Диагноз нашого времени / К. Манхейм. М., 1994. С.176.
5Зязюн І. Криза цінностей - катастрофа суспільств і держав / І. Зязюн // Освіта дорослих : теорія, досвід, перспективи : зб. наук. праць. Вип. 2. К., 2010. С. 9.
одновременное использование оригинальности научных и социальных решений, эвристичности, гибкости, воображения, внутренней мотивации, социокультурного выбора. Творческое мышление характеризуется инсайтностью и дивергентностью по отношению к восприятию нового знания, способностью к расширению сферы и видов деятельности.
Творческое мышление всегда предусматривает наличие вариантов, альтернативу выбора, его логику и мобильность. Именно такая направленность, определяющая сегодня образовательно-воспитательный процесс в высшем учебном заведении, формирует личность с активной жизненной позицией, сложной структурой духовного мира, разными уровнями ценностей, которая способна правильно понимать соотношение общественного и личностного, гармонизацию этих соотношений.
Культурологические методы определения содержательных доминант культурного пространства выводят нас на когнитивно-ценностную парадигму, сориентированную на знания и ценности. Культура проектирует взаимодействие и связи культурных форм человеческой жизнедеятельности через три оси координат: соответственно к когнитивной и ценностной примыкает регулятивная. Именно духовные смысловые формы культуры, определяя когнитивно-ценностный характер культурного пространства, формируют социокультурные взаимоотношения людей, их взаимодействие в социуме, личностное самоопределение и самореализацию. Безусловно, что при этом следует помнить и про измерение культурного пространства регуляторным вектором.
Однако главное содержание социокультурного пространства личности определяют, прежде всего, концепты ценностей и идеалов. Естественно, это не значит, что в личностной культуре отсутствуют регуляторные парадигмы. Парадигмальные формы не могут быть изолированными и действуют в тесном взаимопереплетении и взаимовлиянии: в когнитивных парадигмах проявляются ценностные и регулятивные элементы, а в ценностных и регулятивных -соответствующие знания. В культуре невозможно разделить отдельно разные типы смыслов - когнитивные, ценностные или регулятивные.
Но в процессе исследования их целесообразно рассматривать в отдельности. Поэтому наше внимание будет сосредоточено, прежде всего, на когнитивноценностном содержании культурного пространства.
Благодаря культурологическим знаниям исторически-культурный опыт человечества приобретает для будущего специалиста личностное значение и императивность, что определяет содержание его духовной, практической жизни, его мировоззрение, моральные убеждения, наполненность составных личностной культуры, которые стают основанием качества профессиональной деятельности в будущем.
Решение постановленных задач становления личности в процессе культурологического образования требует ретроспективного познания исторических глубин культурной памяти человечества, вопреки методологической сложности в отношении невозможности увидеть прошлое, учитывая однонаправленность и невозвратность времени, в его реальном, онтологически определенном виде. Поэтому культурологическое образование предлагает обратиться к артефактам культуры, в которых отразились процессы реализации сущностных сил человека, с учетом особенностей социокультурной жизни. Именно культура, язык культуры создает фонд памяти человечества, фиксируя, кодируя и передавая когнитивно-ценностную семантику бытия социальной реальности для будущих поколений. Культурология дает нам возможность видения и понимания соотношения и взаимосвязей научных,
художественных и моральных ценностей, что выводит на триаду Истина - Добро -Красота, которая является самой фундаментальной в философско-культурологическом бытии как отдельных сообществ, так и отдельно взятого индивида.
Свою оценку внутренних связей этой культурологической триады дает, например, Х. Ортега-и-Г ассет, заметив, что наука - первая ступень на пути решения
проблем человека; мораль - вторая ступень; искусство - это стремление познать
6
самое заветное, самое таинственное .
Ценности являются определителями содержания жизни человека, культуры в целом. Каждая большая культура выступает не просто конгломератом разнообразных явлений, а является единством, или же индивидуальностью, все составные части которых пронизаны одним основным принципом и выражают одну, и главную, ценность. Именно ценность является основой и фундаментом всякой культуры7.
Культурные ценности характеризуются, исходя из их содержания и уровня распространенности. Беря во внимание содержание ценностей, можно выделить среди них три группы, которые совпадают с составными триады Истина - Добро - Красота, где научное познание выводит на путь к пониманию действительности и человека; морально-духовные установки направлены на усовершенствование сущности человека в трех измерениях культуры (отношение человека к себе, к другим людям, к миру в целом) и одновременно свидетельствуют о его генетической связи с религией; культуротворческие ценности - концепты - раскрывают психологические силы человека, заявляющие о себе через чувственно-эмоциональную сферу, а также отражающие субъективный внутренний мир человека.
За уровнем распространенности можно выделить при всех других возможных классификациях такие группы ценностей: общечеловеческие, национальные,
ценности сообществ и отдельных социальных групп (в том числе классовые), локально-групповые, семейные, индивидуально-личностные.
Культурологическое образование способствует определению личности студента через мир универсальных смыслов и общечеловеческих ценностей, выработке умения самостоятельно и глубоко воспринимать мир, находить свое место в нем, решать важнейшие проблемы бытия, ориентируясь на фундаментальные нормы морали, выработанные лучшими умами человечества: честность, милосердие, любовь, стремление к красоте, гармонии, равновесие во взаимоотношениях с природой и др. Это помогает личности не останавливаться в своем развитии, вырабатывать в себе духовные силы с целью противостояния негативным проявлениям, понимания противоречий человеческого бытия, цивилизации, культуры, ибо именно культурологическое мышление способствует выявлению в каком-либо единичном факте общего смысла, приданию отельным проблемам универсального значения.
Исследуя национальную парадигму жизнетворчества личности в процессе культурологического образования будущих правоведов, мы пришли в выводу, что именно ценности этнонациональной культуры являются теми концептами, которые могут определять национальную сущность бытия молодого специалиста.
Это, прежде всего, система ценностей национальной культуры, ее нормы, традиции, обычаи, образ жизни, которые определяют наполненность процесса национальной идентичности и одновременно становятся неотъемлемой частью содержания культурного поля жизнедеятельности будущего специалиста, определяя
6Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры / Х. Ортега-и-Гассет. М., 1991. С. 66.
7Сорокин П. О. Человек. Цивилизация. Общество / П. О. Сорокин. М., 1992. С. 270.
его личностное значение и императивность, а также влияя на духовную, практическую жизнь, мировоззрение, моральность, культурное сознание и правосознание8.
----------------- Характеристика ценностей за содержанием -------------------
Путь к пониманию мира и человека
Усовершенство вание сущности человека в измерениях культуры
Развитие чувственноэмоциональной сферы, внутреннего мира человека
Характеристика ценностей за уровнем распространенности
гражданские
локально-
групповые
индивидуально- общечеловеческие
личностные
Культура - Человек - Личность
Рис. 2. Ценностная наполненность культурологического поля жизнедеятельности личности.
Например, гражданские ценности, создавая культурное пространство свободы, способствуют активизации творческого потенциала личности, предлагают много культурных форм для утверждения личностной значимости, развития осознания собственного достоинства. Человек имеет право жить не для государства, а для себя и своих близких, искать смысл жизни не в государственной службе, а в сферах частной жизни, в любви, дружбе, в семейном счастье. Но для этого он должен выйти на культурологическое осмысление гражданских ценностей и этим самым определить свой статус через ценностные измерения общества. В условиях такого паритета именно гражданское общество защищает пространство индивидуальной свободы9.
8Зеліско Л. І. Культурологічна освіта майбутнього юриста : монографія / Л. І. Зеліско. Івано-Франківськ: Вид-во ПНУ, 2010. С. 147.
®Бачинин В. А. Морально-правовая философия / В. А. Бачинин. Харьков: Консум, 2000. С.89.
Культурные ценности способствуют гармонизации человека, приобретают для него через систему культурологических знаний личностную значимость и императивность, определяют особенности мировосприятия.
Модусы культуры приобщают человека к собственным смыслам, ценностям и нормам, ставят его в центр культурного универсума.
Индивидуально-личностные ценности, например: собственное достоинство, совесть, моральность, бескорыстие, воля к жизни ориентируют человека на самостоятельность выбора, принятие решений, за которые он отвечает и благодаря этому способен быть выше уровня моральности тех, кто, входя в его социальное окружение, зависит от корпоративных стереотипов общественного поведения. Осознавая собственное достоинство, прислушиваясь к внутреннему голосу своей совести, такая личность всегда умеет оставаться сама собой.
Если брать во внимание локально-групповые ценности и их влияние на личностное самоопределение студента, то следует, прежде всего, помочь ему в выработке объективного отношения к проявлениям и влиянию современных молодежных субкультур, преимущественно европейского образца, которые стали довольно популярными в украинской молодежной среде: скинхедов, готов, фриков, рейверов, диггеров и др.
Прежде всего, необходимо понять направленность идейного центра той или иной субкультуры, специфику стиля жизни и поведения, причины противостояния обществу, определить инициативный центр, который генерирует тексты, символику, что дает возможность обосновать содержание поведенческих проявлений, понимание картины мира и, соответственно, выйти на систему ценностей представителей определенной группировки. Культурологические характеристики дают возможность дифференцировать как положительные, так и антикультурные проявления в сущности молодежных группировок, вырабатывать к ним критическое отношение.
Ценности культуры связаны между собой в единое гармоническое целое -культурный космос, который олицетворяет особенную нормативно-ценностную реальность, что определяет бытие человека через высшие смыслы культуры, придает ему целостность, достоинство и гармоничность содержания. Ценностные предписания культуры, которые человек берет за основу своей жизни, обязывают его чувствовать, мыслить и действовать таким образом, чтобы оставаться на уровне своего высокого предназначения, направляя витальные силы и социальную энергию личности к высшим идеалам, открывающим ей во всей полноте бытия настоящие ценности и их иерархию. В данном случае можно говорить о сформированном культурном сознании личности, что проявляется в динамике ее неустанного возвышения над своей природной и социальной ограниченностью, в достижении гармонии между своим существованием и желанием положительно влиять на жизнь других людей. Мотивационное пространство культурного сознания становится полем интеллектуальных, социокультурных, профессиональных проявлений личности, в ходе которых вырабатываются и берутся во внимание наиболее совершенные модели поведения и культурные формы с целью самоутверждения и самореализации.
Таким образом, наполненность культурного поля личности в процессе накопления и переосмысления культурологических знаний, ее выход на главные императивы своей реализации, выбор лучших ценностей с целью собственного жизнеобеспечения, социального самоутверждения и поиска высших жизненных ориентиров являются необходимым условием духовно-практической активности и осознания личностью разумности и значительности собственного существования. В ценностных координатах культурного поля субъект находит свое место, что
определяет исходную основу его каждого важного жизненного выбора, то есть в качестве субъекта культуры, способного мыслить, чувствовать, делать ответственный выбор, внутренне склонного к аутодетерминистскому типу социального поведения, личность может не только подчиняться внешним требования и обстоятельствам, но и противостоять и противодействовать им как носитель духовной свободы.
Список литературы
1. Андрущенко В. П. Роздуми про освіту : статті, нариси, інтерв’ю / В. П. Андрущенко. - К. : Знання України, 2004. - 804 с.
2. Андрущенко В. Кому у вузі належить роль першої скрипки? / В. Андрущенко // Освіта. - 2000. - 6 - 13 грудня. - С. 2 - 6.
3. Зеліско Л. Теоретична модель спеціаліста - правознавця : культурологічний аспект / Л. Зеліско // Педагогіка і психологія професійної освіти. - 2002. - № 6. - С. 144-153. Сорокин П. О. Человек. Цивилизация. Общество / П. О. Сорокин. - М., 1992. -368 с.
4. Манхейм К. Диагноз нашого времени / К. Манхейм. - М., 1994. - 434 с.
5. Зязюн І. Криза цінностей — катастрофа суспільств і держав / І. Зязюн // Освіта дорослих : теорія, досвід, перспективи : зб. наук. праць. - Вип. 2. - К., 2010. - С. 7-19.
6. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры / Х. Ортега-и-Гассет. - М., 1991. - 586 с.
7. Сорокин П. О. Человек. Цивилизация. Общество / П. О. Сорокин. - М., 1992. -368 с.
8. Зеліско Л. І. Культурологічна освіта майбутнього юриста : монографія / Л. І. Зеліско. - Івано-
Франківськ : Вид-во ПНУ, 2010. - 234 с.
9. Бачинин В. А. Морально-правовая философия / В. А. Бачинин. - Харьков : Консум, 2000. -208 с.
THE DEFFINICE OF THE IMPERATIVE OF CULTURAL MODEL CREATIVE LIFE GRADUATES STUDENTS IN THE SYSTEM OF CULTURAL KNOWLEDGE
L.I. Zelisko
Prikarpatskiy national university of the name of Vasiliy Stefanika e-mail: [email protected]
In the article the process of creating of “cultural land” is analized. The author carried out the analitical reflection of quality characteristic of culture, it’s imperatives, cognitive and axiology task of it’s model, creative potential of the human and paradigmical forms of the culture.
Keywords: cultural knowledge, life domination, perspective creation, cultural imperative, creative potention of human, paradigmal forms of culture.